Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Аудиокниги бесплатно

  Все выпуски  

Аудиокниги бесплатно: Александр Николаевич Островский. Гроза (пьеса)


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Слова «Луч света в тёмном царстве» мы помним ещё по школьной литературе, точно зная, что это сказано о Катерине из пьесы «Гроза» Островского, но знаем ли мы что-то об этой пьесе или просто «проходили» (или «будем проходить») её на уроке?

Островский Александр Николаевич

Островский Александр Николаевич

Островский Александр Николаевич

Драматический талант Александра Николаевича Островского (1823–1886) давно никем не оспаривается, он стоит вровень с Грибоедовым и Гоголем. Многие его пьесы стали классикой жанра, а их герои – нарицательными типами. Удивиться можно разве что тому факту, что на сей раз слава пришла к таланту не посмертно, а на глазах того самого поколения, которое знало Островского лично.

Жизнь Островского внешне прошла очень ровно и спокойно. Она не была отмечена никакими исключительными событиями, трагедиями или потрясениями, в ней нет ни особенных происшествий, ни каких-либо загадочных романических деталей. Это не значит, правда, что Островскому не были знакомы лишения и трудности, но по сравнению, скажем, с Ф. М. Достоевским или хоть с Н. А. Некрасовым… просто поразительно, до чего (ещё раз стоит подчеркнуть – только внешне!) одноцветно и размеренно его существование. Но это только видимость. Внутренняя энергия драматурга, щедро одарённого талантом, ушла именно на обогащение и углубление смысла его художественных произведений. Каждая его пьеса навеяна и внушена явлениями действительности. Каждый его персонаж есть плод непосредственных наблюдений, а драматизм ситуаций в пьесах почерпнут из многообразных житейских драм, психологически изученных и творчески воспроизведённых.

Первые пьесы Островского долго не разрешались к постановке на сцене, хотя их активно читали, поэтому слава драматурга росла с каждым его новым произведением. Но ведь пьесы должны, прежде всего, иметь зрителей! А вот их-то очень долго не было у драматурга, успевшего стать знаменитым, но не видевшего ещё ни одной своей пьесы на сцене. Это произошло только в январе 1853 года, когда Островский был автором уже пяти пьес, известных читателю, но не зрителю! Первой ласточкой стала комедия «Не в свои сани не садись», поставленная в Москве.

С этого и началась новая эпоха в истории русского театра. До пьес Островского русские актёры практически никогда не выходили из круга переводных (иногда: переделанных или, как теперь сказали бы, «римейков») мелодрам и водевилей. Только изредка на русской сцене появлялось произведение, способное возбудить и вдохновить национальное русское дарование. Поэтому нередко даже талантливейшим артистам бывало не под силу справиться с оригинальной бытовой ролью. Но, как говорится, лиха беда – начало. И пьесы Островского дали в этом отношении богатейший материал. Можно сказать, что он сделал русский театр – русским. И уже за одно это заслужил вечную признательность потомков. Но ведь его пьесы ещё и до сих пор просто интересно смотреть. Недаром некоторые из них были экранизированы и стали уже классикой киноискусства, получив на плёнке вторую жизнь… А их первая – всё ещё продолжается на театральных подмостках!

Аудиокниги Александра Николаевича Островского можно бесплатно скачать на сайте Alphabook.Ru.

Островский Александр Николаевич. Перейти на страницу автора



Святой Франциск Сальский, проповедник
Вероника Франко, куртизанка, поэтесса
Фотий, священник, учёный, политик
Биограпедия
Подарите Истории новые имена!
Биограпедия. Удивительные факты, занимательные истории, великие личности.



Островский Александр Николаевич. Гроза (пьеса)

Островский Александр Николаевич. Гроза (пьеса)

Островский Александр Николаевич. Гроза (пьеса)

Аудиокнига – пьеса «Гроза» русского драматурга-классика А. Н. Островского – это наша знакомая незнакомка. Эта пьеса знакома нам настолько, что мы не отдаём себе отчёт, что знакомство это – понаслышке. Мы знаем, что Катерина – «луч света в тёмном царстве», если доверяем мнению Добролюбова. А мы ему априорно доверяем и даже не задумываемся над тем, что вообще-то не менее «знатный» литературный критик Писарев разошёлся с Добролюбовым в оценке личности главной героини пьесы «Гроза», ну и вообще – относительно тёмного царства вопросов не возникает. Мир Кабанихи и Дикого – это однозначно удушливое царство тьмы, где нет места ни душе, ни её полёту.

И это, в общем-то, не столько тьма купеческого Замоскворечья, сколько в полном смысле тьма русской земли. И в этой тьме – Катерина есть луч света? Назвать её так было весьма благородно со стороны идеалистически настроенного русского критика. Но в действительности, скорее, она только наиболее чистая и несчастная жертва тьмы.

Любовь замужней женщины к другому мужчине – это всегда трагедия. Во все времена и у всех народов. А на этом и строится завязка пьесы «Гроза». Посредством благородного настроя Добролюбова Катерину на уроках школьной литературы превратили чуть ли не в борца с режимом! А она – всего лишь несчастная влюблённая женщина. И кстати, муж её, Тихон, вовсе не чудовище, заслуживающее измены жены. Да и возлюбленный Катерины – вовсе не такое уж «женское счастье»… Просто – это случилось. И случилось в том мире, где женщина лишена какого бы то ни было права выбора. Катерина, какой её представляет нам Островский, это только страстный темперамент, а не нравственная сила. Она смотрит на мир сквозь морок суеверий и предрассудков «тёмного царства», она – дитя этого царства, и даже её воспоминания о родном доме показывают: ничего принципиально не изменилось в её жизни, кроме того, что рядом вместо любящей матери оказалась ненавистная Кабаниха. Те же богомолки, те же рассказы странниц, то же единственное развлечение – выход в церковь.

Нет, кое-что всё же изменилось: Катерина теперь замужем, и если раньше она не понимала, что не имеет права выбора, то она об этом и не думала: выбирать было нечего и некого. Она и сейчас, в замужестве, не отдаёт себе отчёт, как горько ей без возможности выбирать, она лишь чувствует это сердцем, не понимая, что именно она чувствует… «Отчего люди не летают?» – сетует она, тоскуя не столько о полёте, сколько о свободе, которую даёт полёт. И она выбирает любовь, и выбирает смерть… Это единственное, что можно выбрать в тёмном царстве, а она – и дитя его, и жертва.

Бесплатно скачать и послушать аудиокнигу Александра Николаевича Островского «Гроза» можно на сайте Alphabook.Ru в пяти вариантах, в том числе, в виде аудиокниги, прочитанной одним артистом; аудиокниги, прочитанной двумя артистами; а также — радиоспектакля с участием нескольких артистов. Выбрать наиболее комфортный для собственного восприятия вариант вы можете, прослушав одинаковые фрагменты из всех пяти аудиокниг, нажав на кнопку воспроизведения в описании каждой из них.

Скачать бесплатно аудиокнигу: Островский Александр Николаевич. Гроза (пьеса)

Приятного прослушивания!

С наилучшими пожеланиями,

Администрация проекта

"Alphabook.Ru: Аудиокниги бесплатно"


В избранное