Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 13/05/2009


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Уважаемый Борис Натанович!
Прежде всего хочу пожелать Вам бодрости духа и крепкого здоровья!
Разбирая дневники своего деда, я нашел письмо (от 1928 г.) его матери (моей прабабушки), в котором упоминалась "...Вот там где-то находится (в Ленинграде) Шура Литвинчева, ея муж Натан Зальмович Стругадский (так в оригинале), но где ее там искать, а может быть ее там и нет уже". Из письма я понял, что они были знакомы, но где и при каких обстоятельствах познакомились, не знаю. Дневники деда за этот период утеряны, а так дед вел их почти всю жизнь до 1983 года.
Спасибо за Ваши книги, они нас многому научили...

Митченко Андрей < mitch14@mail.ru>
Тюмень, Россия - 05/13/09 15:26:08 MSK

Спасибо за информацию. Очень интересно.


Уважаемый Борис Натанович!
Знакомы ли Вы с творчеством Егора Летова, недавно ушедшего от нас, если да, то как Вы к ему относитесь?
Если Вы призадумались и у Вас есть время, дам ссылочку http://www.gr-oborona.ru, пожалуйста, не пожалейте времени, оно того стоит.
Особенно интересно Ваше мнение насчет текстов Егора. Мнение гения про гения:). Но это мое частное и т.д. субъективное:).
Спасибо Вам, если ответите. И вообще спасибо. За все. Без Вас было бы все... не так, вначале написал - мрачнее, но понял, что не передает смысл жалкое слово....:;)

Владимир Соловьёв < svv2140@yandex.ru>
Великий Новгород, Россия - 05/13/09 15:26:27 MSK

О Егоре Летове ничего не знаю, хотя имя это слышал. Ссылочку посмотрю, спасибо.


Уважаемый Борис Натанович, разъясните, пожалуйста, в каком положении оказались тагоряне, когда уничтожили свой саркофаг?
И что случилось, если бы Абалкин все-таки дотянулся до детонаторов?

Воинков Сергей < lteam_zoom@mail.ru>
Калининград, Россия - 05/13/09 15:26:50 MSK

История тагорян - тема для отдельного романа. Я не взялся бы его написать. А что касается Абалкина, то он был самым обыкновенным человеком (хотя и кроманьонцем), так что, дотянись он до детонатора, ничего бы особенного не произошло. Да и стремился ли он дотянуться, - или Максиму это только показалось?


Здравствуйте, Борис Натанович!
Недавно Вы отвечали на вопрос о бытии или небытии после смерти, и в частности сказали, что "верующим жить легче, чем не верующим" (имелось в виду, в Бога). Вы действительно считаете, что верующему живется легче или это была позиция для ответа именно на тот вопрос?
Я сама выросла в семье атеистов, поэтому с детства была неверующей. Потом задумалась и пришла к выводу, что на самом деле мы не можем ТОЧНО ответить на вопросы "есть ли Бог", "интересны ли мы ему", "есть ли жизнь после жизни" и т.д. Все ответы, которые, нам кажется, у нас есть, не являются ведь в полной мере достоверными. Значит, верующие и неверующие по своим позициям равны, верующие считают, что Бог есть - бездоказательно, неверующие - что его нет - тоже бездоказательно. Но верующим жить тоже не так-то просто, как это кажется атеистам. Ведь если атеисту по сути нечего ждать, и у него нет ограничений, кроме совести и закона, то у верующего, как только он признает сущест вование Бога сразу появляются вопросы "как правильно жить, чтобы дружить с Богом", "какие Бога требования к человеку", "что делать, чтобы жить вечно" и т.д. Это совсем другой мир, как мне кажется, верующему приходится прилагать значительные усилия, чтобы жить как надо, чтобы делать, то что хочет Бог, а не как "душа пожелает" (например, одному верующему американцу Бог "приказал" ехать в Китай, так американцу очень не хотелось ехать, но "пришлось").

Анна < manul22@yandex.ru>
Обнинск, Россия - 05/13/09 15:27:00 MSK

Вопрос это не простой, и, боюсь, ответ на него совершенно субъективен. Мне кажется, что верующему жить легче прежде всего потому, что он ощущает себя защищенным и никогда не бывает одинок.
Разумеется, я имею в виду искренне и сильно верующего человека. Доказать свое утверждение я, разумеется, не способен, но мне, во всяком случае, кажется, что сам я, будь я верующим, чувствовал бы себя именно так: защищенным и не одиноким. А это - многого стоит!


Уважаемый Борис Натанович! Ответьте, пожалуйста, саркофаг возрастом 40-45 тыс. лет, описанный в "Жуке" является творением "люденов"? Зачем в таком случае им это? Овладели ли они по Вашему замыслу ходом времени?

Сергей Тогобицкий < togobitskiy@mail.ru>
Самара, Россия - 05/13/09 15:27:22 MSK

Саркофаг с подкидышами - творение Странников. Люденов 40 тысяч лет назад не было ни на Земле, ни в Космосе. Они появились уже в новейшие времена, сделались "земным поколением" Странников, но ходом времени не овладели и к саркофагу никакого отношения не имеют.


Здравствуйте. Имеет ли отношение Эраст Бонифатьевич из БМС к Авессалому Бонифатьевичу Подводному? Знакомы ли Вы с его творчеством?

Александр < grinblin@gmail.com>
Магнитогорск, Россия - 05/13/09 15:27:26 MSK

Ничего не знаю об А.Б.Подводном и, пожалуй, впервые слышу это имя.


Уважаемый Борис Натанович!
Здоровья, здоровья и еще раз здоровья Вам!
Если позволите, вопрос: очень-очень давно не дает покоя фраза из "Обитаемого Острова": "Пятьсот человек у него тут, в основном - молодежь, газет они не читают, радио не слушают: времени, видите ли, нет, важные научные исследования... так что излучение здесь бьет мимо цели, вернее, совсем в другую цель". Получается, что лишенные идеологической накачки ученые... что? Критически оценивали окружающее? Максимально плодотворно сосредотачивались на научных проблемах? Речь ведь идет не о "выродках", насколько я понимаю, а о "добрых гражданах", которые в беспамятстве не валяются два раза в день? Не могли бы Вы уточнить, что это за "совсем другая цель"?
Ведь эмоциональный фон был каким-то образом в лучевые удары заложен, это был ура-патриотизм или ненависть к врагам (судя по чувствам Гага во время пения гимна, это поочередно транслировалось). Как этот настрой мог способствовать позитиву, который в э той фразе угадывается?

Вероника Рубаха < sas-home@mtu-net.ru>
Москва, Россия - 05/13/09 15:27:55 MSK

Излучение не несет в себе ни ура-патриотизма, ни ненависти к врагам. Этим занимается пропаганда, а излучение только лишает человека способности мыслить критически. Освобождает его от рациональности, делает его абсолютно податливым к внушению и воспитанию. Во время лучевых ударов все накопившиеся в человеке (благодаря систематической пропаганде) - ненависть, любовь, злоба, восторг вырываются наружу и одновременно надежно внедряются в подсознание. Ученые из института Странника подвержены совсем другой системе пропаганды, поэтому излучение укрепляет в них стремление познавать и учиться. Реализуется процесс "правильного" воспитания, - это именно то, на что уповали местные революционеры, да и земляне-прогрессоры тоже. Отдельный вопрос: допустимо ли такое "воспитание с помощью технических средств"? Мак (инстинктивно) такое отметал безоговорочно. Странник же был отнюдь не так категоричен и лелеял надежду использовать Центр на благие цели. Кто из них был прав - тема для отдельной и непростой дискуссии.


Не буду распространяться о своей любви к Вам и вам. Очень давно мучает вопрос - какую музыку напевал мужчина (ПДВВ) "...в этом месте вступает скрипка - та-ла-ла-ла-а! - а потом тонкая и нежная ниточка хориолы - ти-ии-та-та-та... ти-и!" Понятно - можно представить себе все, что угодно. Но. Что слышали авторы? И этот инструмент - не помню чтоб он описывался как-то - что из себя представляет?

Илья < igris@nm.ru>
Москва, Россия - 05/13/09 15:28:00 MSK

Не знаю, что такое хориола, и не знал никогда, - просто красивое "музыкальное" название. А уж что касается музыки... Все это - антураж, и не более того. Нет здесь никакой глубины и достоверности. Увы. Существует такое понятие - "презумпция значимости", - когда читатель готов верить, что каждый образ, каждое слово героев, каждое их движение обязательно несут некий дополнительный смысл, задуманный автором. Это не так. Многое в любом тексте не есть ни нерв, ни мускул, ни кровь, ни даже лимфа, а что-то вроде соединительной ткани, не несущей никакой специальной самостоятельной функции, кроме как заполнять лакуны текста.


Здоровья Вам!
Хочу спросить о романе "Бессильные мира сего": почему у Сенсея такие странные отношения с сыном, он что - детей не любит? И еще вопрос: чем отличался РезалтингФорс от того, кем должен был стать Гришка-Ядозуб, - тем, что последний не боялся?

Лиля < yarysh@yahoo.com>
Ижевск, Россия - 05/13/09 15:28:24 MSK

"Странные" отношения с родными детьми - явление достаточно распространенное, я встречался с таким неоднократно. Дети становятся взрослыми и - чужими. Такова наша сложная и не всегда приглядная се ля ви. Что же касается второго Вашего вопроса, то я не совсем его понимаю. Ядозуб, по-моему, никем не "должен был стать", - у него был талант ненавидеть и умение убивать этой своей ненавистью. Сэнсей ошибся: ему показалось, что перед ним психократ, вроде Тенгиза, а перед ним был олгой-хорхой.


Глубокоуважаемый Борис Натанович! В последнее время в нашей стране (видимо, в подражание все тому же Западу) стало модно снимать/дописывать продолжение популярных произведений. Снята "Ирония судьбы. Продолжение", всерьез обсуждается вопрос о съемке продолжения "Москва слезам не верит", молодые писатели "продолжили" Ваши с братом произведения... Ну, как литературный эксперимент, возможно, это и имеет право на существование. Но! Не считаете ли Вы все же, что фильм, книга, любое другое произведение искусства - само по себе ЗАКОНЧЕНО и финализировано? И пытаться "продолжить" и даже "закончить" (!!!) его - по меньшей мере смешно (а, главное - получается-то очень плохо!)? Можно ли себе представить "продолжение" скульптур "Дискобол" или "Лаокоон"? Картины "Явление Христа народу"? ПОЧЕМУ это происходит - понятно: с одной стороны - вызвать интерес у молодежи к оригиналу, с другой - сколотить себе моральный да и материальный капиталец на прочной популярности этих оригиналов. Н о а ВАШЕ отношение к продолжениям ЗАКОНЧЕННЫХ произведений, где главная мысль, авторская позиция, внутренняя драматургия и прочие цели и задачи произведения выполнены, достигнуты и "все счета закрыты"? Спасибо!

Вячеслав < slavick@narod.ru>
Владимир, Россия - 05/13/09 15:28:35 MSK

Ваша позиция мне близка, но, с другой стороны, я понимаю авторов (как правило, людей нестарых, энергичных и азартных), которым либо не нравится замысел "первоисточника" и хочется его усовершенствовать, либо, наоборот, книжка настолько понравилась, что хочется ее продолжить, показать читателю, "что было дальше". Сам бы я никогда за такую работу не взялся (с младых ногтей люблю "открытые концовки" и предпочитаю их домысливать, а не дописывать). С другой стороны, известны же и весьма удачные "продолжения": например, "Ледяной сфинкс" Жюль Верна, продолжающий Эдгара По, да так, что получилась чуть ли не лучшая у Ж.Верна книга.


Борис Натанович, здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, а вот в "Стажерах", когда Юра Бородин отстал от группы, Вы с АН спорили или сомневались, что может стать веской причиной опоздания? Все-таки аппендицит в век, "когда космические корабли...", не должен быть пугающ...
Или этот штрих должен был подчеркнуть молодость героя? )

Влад Никонов < barret_son@mail.ru>
Москва, Россия - 05/13/09 15:29:02 MSK

Совершенно не помню, как мы об этом писали. Все-таки без малого 50 лет прошло. Да и вопрос, согласитесь, непринципиальный.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное