Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 06/10/2007


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Здравствуйте Борис Натанович!
Перед тем, как задать Вам вопрос, я много раз думал о его содержании и мысленно задавал его Вам, пытаясь понять, не знаю ли я уже на него ответ и всякий раз где-то в глубине я сожалел о том, что мне едва ли удастся побеседовать с Вами, например, за чашкой чая, сидя перед тихо потрескивающим камином... и в то же время я безмерно благодарен Вам за то, что Вы читаете и отвечаете на наши вопросы, ибо это труд, который не всякий может себе позволить. Вы знаете, сейчас я испытываю те спутанные и смешанные чувства, которые так долго заставляли откладывать написание сего, а именно: не является ли то, что меня сейчас интересует, эдакой, плавающей на поверхности воды тиной, в которой при случае можно увязнуть, хотя ее суть не стоит даже капли внимания. И все же я попытаюсь заглянуть в грядущее и спросить, что приносят годы? Кроме возраста, разумеется... Вы чувствуете разницу между собой 5, 10, 20 лет назад? В чем она? И если не слишком личное, то есть ли что-то (чье-то присутствие, обстановка, летний домик в Комарово посреди высоких сосен, сладковатый, щекочущий в груди, запах хвойного леса), что доставляет Вам спокойствие и легкую внутреннюю улыбку?

Roman Yankin < romayankin@mail.ru>
Россия - 10/06/07 13:05:41 MSK

Я сегодняшний мало отличаюсь, как мне кажется, от себя же пятидесятилетнего. Добавилось терпимости и смирения, стало меньше энтузиазма и напористости (хотя этими качествами я и в 50 лет не очень-то отличался). Воспоминания же, даже о самых приятных вещах, вызывают скорее легкую горечь, чем легкую улыбку. Очень уж грустно сознавать, что все уже прошло и прошло навсегда.


Доброго времени суток, уважаемый Борис Натанович!
Недавно перечитал "Хищные вещи века" и ужаснулся: а не стал ли компьютер такой вещью. Никакого мракобесия и ретроградства, сам много сижу за клавиатурой, однако, смотрю на своих детей (19 и 25), которые ничего не читают, а только сутками играют или чатятся, в крайнем случае, посмотрят фильм, благо их еще снимают по художественным произведениям, и думаю, не упустили ли мы их. Можно, конечно, сказать, что все зависит от воспитания. Согласен, но у них и друзья все такие. Совершенно очевидно, что это тенденция. Нет, нет, - они очень хорошие, добрые, технически грамотны, в компьютерах разбираются не чета нам, а вот не читают ничего и все тут. И библиотека дома на любой вкус, и личным примером стараюсь заразить, все без толку. Не знаю, как уговорить, как заинтересовать. В прошлом году сам написал повесть о гипотетических похождениях Одиссея накануне Троянской войны. Думал: "Ну, уж мою то книгу точно должны прочитать..." Ан нет, сын говорит: "Когда издашь - тогда и прочитаю". Обложку мне помог сделать в фотошопе, для него это не проблема, а читать не хочет, хотя слышал, что знакомые хвалят. Ну что с ними делать?
С уважением,
капитан копии древнегреческой диеры "Ивлия" Павел Гончарук.

Павел < pavel.goncharuk@mail.ru>
Лейпциг, Германия - 10/06/07 13:06:06 MSK

Ничего. Ничего с ними делать не надо. Они живут в своем времени и по своим законам. Мы с Вами этих законов не знаем и не понимаем, а между тем они есть и действуют и днем, и ночью, и молодые по этим законам живут и не хотят иначе. "Племя младое, незнакомое". И невозможно засадить их за книгу, как в свое время невозможно было приучить есть манную кашу или делать зарядку. Все приходит в свое время. Или не приходит. Мой сын в молодые свои годы (сейчас ему под пятьдесят) был, прямо скажем, не великим любителем чтения, а последние лет 15-20 без книг жить не может и регулярно снабжает меня самыми интересными новинками. Почему? Как и когда произошел этот переворот в пристрастиях? И почему? Не знаю. И он не знает. Видимо, и в самом деле, всему свое время.


Здравствуйте, уважаемый Борис Натанович. У меня возникли некоторые вопросы по повести "Гадкие лебеди". Почему в городе, где живет писатель Банев, постоянно идут дожди? Что символизирует этот нескончаемый дождь?

Даша < darsha2007@rambler.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 10/06/07 13:06:08 MSK

Это не символ. Это образ жизни мокрецов. Видимо, в будущем, откуда они пришли, всегда стоит такая погода, и другая им не нравится.


Почему пришельцы из будущего "мокрецы" болеют лепрой?

Даша < darsha2007@rambler.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 10/06/07 13:06:10 MSK

Не верьте слухам, распространяемым невежественными обывателями. Никакой лепры у мокрецов нет, а страдают они от тяжких генетических заболеваний, которые поражают людей будущего.


Зачем Диана просит Банева спасти мокреца столь странным способом: вынести под ливень и положить в лужу?

Даша < darsha2007@rambler.ru>
Ростов-на-Дону, Россия - 10/06/07 13:06:15 MSK

Так ему лучше. См. выше.


Уважаемый Борис Натанович, Вы как-то размышляли о том, что "не любите "музыки" Шекспира"... Не поделитесь о причинах?

Сергей < golomazov@gcnet.ru>
Москва, Россия - 10/06/07 13:06:38 MSK

Очень трудно объяснить, почему мы что-то любим, а что-то - наоборот. Почему я не люблю овсяную кашу? Просто терпеть не могу. Даже в блокаду, когда мама чудом раздобыла горсточку овса, я овсянку есть не стал. Не смог. А Шекспира я не люблю потому, наверное, что он пишет стихами. То, что у него прозой, я читаю с явным удовольствием. "Стихи не натуральны... Никогда не опускайтесь до стихов, мой мальчик". (Мистер Уэллер-старший. Чарлз Диккенс "Записки Пиквикского клуба".)


Уважаемый Борис Натанович, почему в "Понедельнике" кот Василий "черно-серый, разводами", а не просто черный, как положено каждому волшебному коту вроде булгаковского Бегемота? Может, у Вас в то время был Калям с "разводами"?

Александр
Россия - 10/06/07 13:06:41 MSK

Калям "с разводами" у нас, действительно, был. У нас вообще все Калямы были (и есть) серые с разводами. Но Кот Василий у нас Калямам не подражает, он сам по себе, - таким он привиделся авторам, и они об этом никогда не жалели.


Уважаемый Борис Натанович, ЗДРАВСТВУЙТЕ! В том смысле, что ЗДОРОВЬЯ Вам в году наступившем и в воспоследующих, дай бог Вам их еще пару десятков, плодотворных и ярких.
Читаю Ваши книги с моих 9 лет, то бишь, года с 1983-го. Они учили думать. Не знаю, учился ли сам... Возможно. Но, уж по "принципу соленого огурца" - точно, просолился в какой-то степени. "Зацепили" так, что отцепляться до сих пор кажется кощунством.
Хочу задать Вам вопрос, который, наверняка, Вы и сами себе задавали. И в процессе творения он, думаю, не мог хоть бы однажды не замаячить на горизонте. Хотя, возможно, он и наивен, в некотором роде.
У каждой вещи, у каждого явления есть причина. Одна. Взаимосвязь этих причин и их следствий, собственно, и есть логика и единственный наличествующий "вектор" "развития" мира, частью которого мы сами имеем необходимость быть. Не совсем вектор, конечно. Но, это частности. Находя причину, потом причину этой причины, возможно добраться до первопричины.
Чт о же было Причиной возникновения этого мира?
Вопрос не праздный: ну невозможно осознающему человеку постоянно пялиться непонятно на что (по большому-то счету!). Ведь, даже с точки зрения современной науки ничего не получается. Ладно, некий взрыв, породивший галактики и пр. Но, что было причиной взрыва? Кто (что) запустил процесс? Бог? В "бога профанов" не верю. "Само так устроилось"? Мой друг физик не согласен.
Это вопрос атеисту, от атеиста. Вопрос более просто собеседнику, Борису Натановичу (если это уместно), чем БНС, автору. Не о механике процесса - не в ней суть, и откуда нам ее знать? Просто Ваши мысли о наличии проблемы, и им, наличием, вызванные, - если можно, пожалуйста.

Григорий Аниканов < grrr74@bk.ru>
Москва, Россия - 10/06/07 13:06:51 MSK

Ваш вопрос, боюсь, ставит любого современного человека в положение Ньютона, которого спросили, каков по его мнению принцип работы квантового компьютера. Наше положение даже несколько лучше, - мы хотя бы понимаем слова, из которых состоит Ваш вопрос. Но от этого не намного легче. Мы (будучи материалистами) знаем только, что всякое физическое явление (а Вселенная наша безусловно есть физическое явление) имеет своей причиной (обязательно!) некое другое физическое явление. Но какое именно, - в данном случае? Мы не только не знаем ответа на этот вопрос. Мы, скорее всего, и не способны это узнать, ибо речь идет о такой Неизвестности, даже словарь для которой еще не создан. Пытаясь объяснить телепатию, например, мы говорим о "биополе". Если же речь заходит о Большом Взрыве, мы даже слов не находим, чтобы попытаться говорить о том, что было ДО. Боюсь, что в нашем мире ничего не сохранилось с тех времен. И только ЕСЛИ сохранилось, если нам удастся обнаружить ЭТО, - только тогда поя вится зацепка для первообъяснения и первопонимания. Ньютон ответил бы: "Гипотез не измышляю", а ведь мы не Ньютоны, ох, до какой степени мы не Ньютоны!


Здравствуйте. Не знаю, куда мог бы написать лично или где встретиться с Вами, Борис Натанович, но очень хотелось бы. Зачем? Хочу написать с Вами в соавторстве фантастический роман или рассказ. Больше хочется роман. Это возможно?

Гвоздовский Марк < markgea@gmail.com>
Малоярославец, Россия - 10/06/07 13:07:21 MSK

Нет, это невозможно. По ряду причин. Самая простая - я больше не пишу романов. А во-вторых, не могу себе представить сегодня человека, с которым я захотел бы работать в соавторстве.


Добрый день.
При чтении "Трудно быть богом" я (как читатель более позднего поколения) невольно соотношу его с традицией жанра фэнтези (или, может быть, "Трудно быть богом" "построен" из схожего материала, ведь средневековый антураж этого романа как-то выпадает из других миров АБС). Мне интересно, насколько правомерны такие ассоциации и были ли Вы знакомы с какими-нибудь фэнтези-романами, когда писали "Трудно быть богом"?

Аня < nettie@inbox.ru>
Россия - 10/06/07 13:07:24 MSK

В то время самого понятия "фэнтези" не существовало. Хотя современная авторская сказка имела место быть, например, - сказки Евгения Шварца. "Средневековый антураж" у АБС встречается и до "Трудно быть богом" - см. повесть "Попытка к бегству". Правда, потом мы почувствовали, что исчерпали тему, и больше к этому антуражу не возвращались.


Уважаемый Борис Натанович. Признаюсь честно, не очень знаком с Вашим творчеством, однако, недавно нашел в Интернете, в архивах Вашего off-line интервью заметку, где Вы писали, что обращались к теме виртуальной реальности в романе "Хищные вещи века". Поскольку я исследую такое явление в литературе, как мир виртуальной реальности в постмодернистской литературе, мне захотелось сопоставить по этому вопросу литературу научно-фантастического плана и современную. С тех пор я прочел роман "Хищные вещи века", роман С.Лема "Футурологический конгресс", прочел и посмотрел фильм Тарковского "Сталкер". Все это значительно продвинуло меня в моем исследовании. Не могли бы Вы посоветовать еще что-нибудь из Вашего наследия на эту же тему. Надеюсь, моя просьба и моя непросвещенность относительно Вашего творчества не покажется Вам дерзостью. Заранее благодарю.

Катаев Филипп < Grendels@yandex.ru>
Пермь, Россия - 10/06/07 13:07:53 MSK

О виртуальной реальности мы, кажется, больше не писали. Увы.


Уважаемый Борис Натанович!
Рэдрик Шухарт, кто же он в итоге, человек, несущий смерть в мир, где живут его жена и дочь, или же апостол новой веры, поменявший мировоззрение в последнем походе в Зону?

Дмитрий < dimabarrett@mail.ru>
Волгоград, Россия - 10/06/07 13:08:03 MSK

Это два разных человека. Один придуман авторами самостоятельно и по своей, авторской, воле, а другой - придуман ими же, но по настоятельным просьбам и требованиям Андрея Тарковского, которому первый Шухарт не нравился решительно.


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное