Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Off-line интервью Бориса Стругацкого от 20/07/2007


Off-line интервью Бориса СТРУГАЦКОГО

Здравствуйте, Борис Натанович! Безмерно благодарен Вам за ту доброту и мудрость, которые Вы умело вложили в Ваши книги. Мой вопрос касается литературного творчества. Скажите, пожалуйста, что является для Вас главным "мерилом качества" для собственного произведения - мнение простых читателей, критиков, авторитетов, чье-то еще? Менялись ли Ваши критерии со временем и как? Спасибо.

Кирилл < kirill_florensky@mail.ru>
Москва, Россия - 07/20/07 14:04:31 MSK

В конечном итоге, ни то, ни другое, ни третье. Хотя и то, и другое, и третье - важно. Иногда - очень важно. Но "главное мерило качества" - собственная удовлетворенность (неудовлетворенность) от получившегося. "Ты сам свой высший суд". Насколько результат отличается от некоего мысленного образа, который всегда маячит где-то за горизонтом. Сильно отличается, - не удалось. Приближается, - молодца! "Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!"


Здравствуйте, Борис Натанович!
Я прочитал почти все Ваши с братом книги. СПАСИБО Вам большое. У меня есть несколько вопросов, но так как у Вас на сайте все разделено по темам, я задам их отдельно.
В "Полдне" Горбовский рассказывает о человеке, в которого попал метеорит. Правда ли, что в кого-то когда-то попадал метеорит? Расскажите, пожалуйста, если знаете, или Вы это с братом придумали?

Иван < fia-ivan@rambler.rururu>
Ахтубинск, Россия - 07/20/07 14:04:38 MSK

Историю о человеке (жителе Японии), которому в плечо (кажется) угодил метеорит, я где-то вычитал - в незапамятные времена. Утверждалось, что это реальный факт. Конечно, метеорит был крошечный, - он запутался в одежде и только слегка обжег кожу.


Как Вы думаете, существует жизнь в космосе, в других галактиках?
Если да, то почему?

Виктор < dvs1@surguttel.ru>
Сургут, Россия - 07/20/07 14:04:53 MSK

Думаю, что существует. Но - редка. Серьезных оснований для таких предположений немного. Уж больно велика Вселенная, чтобы нечто существовало в ней в единственном экземпляре.


Уважаемый Борис Натанович! Очень интересно Ваше мнение о творчестве Дмитрия Глуховского, его романе "Метро 2033". Спасибо.

Александр
Россия - 07/20/07 14:05:20 MSK

Откровенно говоря, не помню. А может быть, и вовсе не читал.


Борис Натанович, в списке любимых книг Вы упомянули "Семь дней в мае". Повлияла ли эта книга (или, возможно, снятый по ней фильм, в нем тема "да нам же никто не поверит" подчеркнута сильнее) на появление в Ваших книгах КОМКОНа-2?
Просто сцена из "Жука в муравейнике", в которой Сикорски провозглашает "И слава богу, если окажется, что это была всего лишь флуктуация, и над нами будет хохотать весь мировой совет и все школяры впридачу" очень напоминает рассуждения Лимана: "And then where do I stand? A lunatic. A paranoiac. A screaming wild man with nothing to back him up because his proof is scattered over a mountain disappeared in an airport, or it's all part of delirium tremens of a dipso senator".
Да и база, которую в советском переводе обозвали ОСКОСС, в оригинале звучит очень подходяще - ECOMCON...

Тимофей Корякин < KorTA@transgaz.tomsk.ru>
Томск, Россия - 07/20/07 14:05:28 MSK

Чисто случайные совпадения. Как говорится, "где имение, и где вода?". Романы ни в сюжете, ни в замысле не имеют ничего общего. Впрочем, возможен всегда так называемый импринтинг - неосознаваемые аллюзии. Но - вряд ли. Хотя "Семь дней в мае" я и сегодня люблю и все собираюсь перечитать.


Здравствуйте, Вы как-то предсказывали сытые бунты - бунты людей, у которых для жизни есть все материальное. И вот сейчас - Франция, Дания... Как Вы относитесь к этому сбывшемуся предсказанию?

Alex Sam
Россия - 07/20/07 14:05:45 MSK

Сытые бунты начались гораздо раньше - в конце 60-х во Франции. Уже тогда мы с АН многозначительно переглядывались по этому поводу. Вообще ХВВ, видимо, самая "пророческая" из наших книг. Вплоть до того, что именно этот сытый мир и выглядит сегодня нашим общим вероятным Будущим.


Здравствуйте, Борис Натанович!
Наткнулся сегодня на Вашей странице в разделе "Книги" (подраздел "Неопубликованное") на Ваш с АН неоконченный рассказ "ВОЗВРАЩЕНИЕ (Из бумаг покойного Антуана Понтине)".
Признаться, заинтригован. К чему клонили авторы, что должно было стать стержнем? Какие-то игры со временем по мотивам Бермудского треугольника и иже с ним? (Якомино Тайо успел зачать ребенка после того, как был убит, до того сомневался в том, какое сегодня число.) Не из этого ли неоконченного рассказа позднее вырос "Дьявол среди людей"?

Дмитрий < spama@boius.net>
Долгопрудный, Россия - 07/20/07 14:06:06 MSK

Это просто "проба пера", написанная без предварительной подготовки и без законченного замысла. И смысла. К "Дьяволу", разумеется, никакого отношения не имеет.


Здравствуйте, Борис Натанович. Я пытаюсь начать писать. И хочу попросить совета у Вас. Как лучше начать? Как овладеть литературным языком? Я учусь на экономическом, но задумываюсь, может, пойти на литераторский?

Денис < fenix_den@inbox.ru>
Россия - 07/20/07 14:06:18 MSK

Никакой "литераторский" Вам не поможет. Научить писать - невозможно. Можно только научиться. Научить себя. И способ есть только один: писать, писать и писать. Есть у Вас талант, - со временем (страниц через 100) начнет получаться. Нет таланта, - извините. Только начинайте с рассказов. Романы будете писать потом. If any.


Даже не знаю, кому задать этот вопрос - люденам или самому Борису Натановичу. :)
А вопрос такой: есть ли в Мире Полдня армия, вооруженные силы или что-то еще в таком роде? Понятно, что для поддержания мира или предотвращения беспорядков на Планете они не нужны. А в качестве отражения вероятной внешней угрозы? Или же это функция исключительно КОМКОНа-2? Какой же тогда должен быть численный состав данной организации! Или предполагается поголовная мобилизация "в случае чего"?

Loreen < astprofobr@rambler.ru>
Астрахань, Россия - 07/20/07 14:06:26 MSK

Армии, в современном смысле этого слова, в Мире Полудня нет. Но средства отражения внешней агрессии предусмотрены: см. намек на это в ЖвМ ("операция Зеркало"). Не думаю, чтобы это было функцией КОМКОНа-2. Хотя, конечно, и не исключаю этого.


Уважаемый Борис Натанович!
Перечитывая СОТ, я нашел очень интересный литературный прием, а именно: изменение размера героя в зависимости от контекста. Этим отмечены клоп Говорун ("...посадил в спичечный коробок и велел сидеть тихо...", "Я под шумок схватил Говоруна за шиворот и коленом вышиб его вон..." и т.п.) и мегатойтис Спиридон ("Когда я готовлюсь напасть на кашалота...", "Мы с Говоруном поднатужились, выволокли Спиридона из бассейна и свалили его в сено" и т.п.). Подобного приема в Ваших произведениях (да и в других тоже) я более не встречал. Расскажите, как была сделана находка сия?!

Михаил Орлов < ollo@runa.ru>
Москва, Россия - 07/20/07 14:06:35 MSK

Представления не имею! Просто залетело вдруг в голову и показалось забавным. Со всем более или менее новым всегда так: либо высасываешь из пальца, либо берешь с потолка, либо слышишь "голос внутренний".


Архив ответов БНС в off-line интервью можно найти на http://www.rusf.ru/abs/int0000.htm. Задать свой вопрос Борису Стругацкому можно на http://www.rusf.ru/abs/guestbk.htm, в крайнем случае, вопрос можно послать по адресу: bvi@rusf.ru, при этом весьма желательно сообщить страну и город проживания отправителя вопроса.

БВИ.



В избранное