Тьмускорпионские новости - Выпуск от 21 мая 2011
МЕЖУЕВ: Кстати говоря, у кого можно найти в какой-то степени, немножко удивитесь, преддверие этого – это у Стругацких. То есть, вот эта тема: а что, собственно говоря, плохо ли сама по себе зависимость от внешнего начала – тема поздних Стругацких, решаемая именно в фантастическом материале. Если вы помните, особенно «Волны гасят ветер» и «Жук в муравейнике», то есть весь этот страх, что цивилизация Земли может быть зависима
от какой-то внешней силы, причем изначально предполагается, что эта сила не совсем злая. Валерий Балаян, режиссер фильма «Любите меня, пожалуйста»: После записи музыканты окунулись в советскую романтику 60-ых. Неделю слушали пластинки, закатав массу сборников на кассеты, но каравелла детства подняла черные паруса. Мечта геологов, строителей, моряков и учёных – всех первопроходцев идеи – растрескалась и зачахла в унылости. СССР оседал в обывательское болото, агрессивно щетинясь на правду и не замечая ошибок. Потому зачитывались Достоевским, Гессе, Кафкой и Борхесом, Андреевым, Стругацкими и жестко
реагировали на несправедливость, ложь и подлость. Отсюда буйный нрав панка, анархический вызов и политический хлыст текстов ГО и Армии Власова. Илья Пономарёв: Я бы всё же избегал сравнения Сколково с зоной, потому что мы всячески пытаемся уйти от аналогии с особыми экономическими зонами. Стругацкие очень обильно цитируют самых разных авторов. И что интересно – практически ВСЕ их цитаты содержат контаминации или искажения (я уверен, что сознательно допущенные). Даже когда цитируемый текст дается в кавычках. Необычайная у них в этом смысле вольность и смелость. «Всякий гимн есть символ... – писал в те дни Борис Стругацкий. – Что может символизировать возвращение к бывшему гимну бывшей ВКП(б)? Ничего, кроме возвращения к временам ВКП(б). Это страшно. Это тем более страшно, что власть, похоже, не ведает, что творит. Эти молодые еще, энергичные и амбициозные политики родом из «благословенного застоя» – они словно из другой страны. То, что для нас – время идейного удушья,
лжи и несвободы, для них – время приобщения к власти... Гимн Александрова для них звучит иначе, чем для нас, он звучит как знак возрождения былого могущества их страны. Если это действительно так, мы обречены на новый виток страданий: отказ от демократического курса – возвращение к тоталитаризму и державности – неизбежный провал – и снова перестройка, демократизация, свобода, но уже на фоне полного экономического развала и надвигающегося энергетического кризиса середины
века. Очень хотелось бы ошибиться». Увы, великий фантаст не ошибся. И уже совсем не смешно сегодня читается сатирическая заметка десятилетней давности в «Коммерсанте» «Музыке Александрова – быть!»: «Радетели буржуазных псевдосвобод должны ясно осознавать: если они не захотят вставать – будут сидеть. И вовсе не в мягких депутатских креслах». «Военно-патриотическое воспитание» неизбежно включает в себя тенденциозное препарирование и мифологизацию истории своей страны, некритическое прославление тех войн, которые велись собственной страной, культ сильной централизованной власти», – говорится в открытом письме, по которым в частности подписались глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева, вдова Андрея Сахарова Елена Боннэр, писатель Борис Стругацкий, лидер движения «За
права человека» Лев Пономарёв и другие. Лев Гулько: Давайте начнем вот с какой темы. Как всегда, у нас три темы. Главная наша тема – человек. А начнем мы, как ни странно, с Михаила Борисовича Ходорковского. В «Новой газете» опубликовано любопытное интервью с Борисом Натановичем Стругацким. Он, собственно, говорит о том, что приговор Ходорковскому и Лебедеву был ожидаем. Конечно, все верили в чудо, потому что без чуда человек жить не может. Но чуда не случилось. И приговор был ожидаем.
Что дальше? Дальше Борис Натанович говорит (я так понял по его тональности), что люди отнеслись к этому спокойно – и к приговору, и к самой ситуации, – поскольку всех все устраивает. И Владимир Владимирович пойдет на свой очередной срок. Общество будет постепенно меняться. Но пока всех все устраивает. Вот такое общество. Поэтому «Справедливая Россия» получит свои проценты. Ну и так далее и тому подобное. – Что вы сейчас читаете? А интересного на мероприятии было много. Так, удалось узнать о том, чем живет известное днепропетровское издание «Литера Днепр», которую по традиции презентовал Александр Мухарев. Министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева побывала на спектакле «Доходное место» по пьесе Островского (постановка новосибирского «Первого театра») и сочла этот спектакль крайне полезным в борьбе с коррупцией. В те же дни (по распоряжению губернатора области) было предложено устроить специальный показ для чиновников областной администрации. Директор Дома культуры, где театр арендует помещение, проявила недюжинную выучку и велела встретить
дорогих гостей во всеоружии. Так, работников ДК обязали вычистить снег на подходах к театру, а сама директор закатила нешуточный банкет, куда после спектакля и отправились чиновники. Новость в интернет-сообществе Новосибирска вызвала многочисленные обсуждения. Например, местный житель предложил чиновникам департамента природопользования и ЖКХ досконально изучить роман Стругацких «Пикник на обочине» и быть готовыми пересказать его содержание. Нет, это не очередная цитата Итало Кальвино. Это я делала уборку и в подвале случайно нашла книжку братьев Стругацких, прочитанную сто тысяч лет назад. В. А, да. Понятно. А что Вы скажете на этом фоне о «Родине: здравом смысле»? Понятно, что простой гражданин о такой машине не смел и мечтать. Братья Стругацкие в своей известной книге «Понедельник начинается в субботу» писали: «:если уж покупать что-нибудь, так это ГАЗ-69, вездеход, но их, к сожалению, не продают». Конец 70-х был ознаменован для меня, тогда лаборанта, тесным общением с младшими научными сотрудниками и аспирантами в НИИ патологии и патофизиологии РАМН, вольнодумцами и карбонариями того времени... Это была эпоха творческих бесед, балагуров и каламбуров, философских диспутов, чтения, отпечатанной на пишущей машинке десятой полуслепой копии «Сказки о тройке» Стругацких, политических анекдотов, поездок на шабашку за длинным рублем и крепких советских портвейнов. Информационно-художественная выставка ко дню рождения Юрия Алексеевича Гагарина «Сын Земли и звезд» открыта 10 марта в библиотеке Российского культурного центра в Тель-Авиве, сообщает пресс-служба представительства Россотрудничества в Израиле. /.../ Борис Стругацкий, Олег Басилашвили, Борис Акунин, Владимир Познер, а также другие известные деятели культуры, науки и общественные деятели обратились в российский офис правозащитной организации Amnesty International с просьбой признать экс-главу «ЮКОСа» Михаила Ходорковского и бывшего главу «Менатепа» Платона Лебедева узниками совести. «У нас нет сомнений в том, что первый процесс над Михаилом Ходорковским был инициирован властью нашей страны, в
первую очередь, из-за его независимой политической позиции», – говорится в письме. Сегодня знакомый рассказал, что книжка, которую он случайно открыл в выходные, затянула так, что он её читал всю дорогу на работу в метро. В итоге едва не опоздал на работу, пропустив свою станцию и «выходить не хотелось»(с). =) Знаменитый писатель, блогер и телеведущий в своем тексте продолжил тему актуального состояния русского языка, которую поднял в прошлом году Борис Стругацкий в своей версии диктанта, сообщается на официальном сайте акции. Кроме того, автор приедет в Новосибирск для того, чтобы принять участие в проведении народной акции по проверке грамотности. В рамках Тотального диктанта 2011 состоится творческий вечер писателя. Решение выбирать в этом году лучших писателей из 1973-го было не случайно. Именно в этом году вышли в свет многие знаковые произведения российской литературы ХХ века. В шорт-лист премии «НОС-1973» было включено 15 авторов: Александр Галич с «Генеральной репетицией», Венедикт Ерофеев с «Москва-Петушки», Василий Шукшин с «Характерами», Андрей Синявский с «Прогулками с Пушкиным», Людмила Петрушевская с «Уроками музыки»,
Фазиль Искандер с «Сандро из Чегема», Саша Соколов со «Школой для дураков», Александр Солженицын с «Архипелагом ГУЛАГ», Братья Стругацкие с «Пикником на обочине», Юрий Трифонов с «Нетерпением», Евгений Харитонов с «Прозой», Варлам Шаламов с «Колымскими рассказами», Игорь Холин с «Прозой» и Владимир Набоков со Strong Opinions. 1973 год был выделен для необычной литературной игры, устроенной организаторами «Носа», из-за литературной плодотворности. На 1973 год приходятся такие знаковые тексты, как первый том «Архипелага ГУЛАГ» Александра Солженицына, поэма «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Пикник на обочине» братьев Стругацких. «Власть» публикует фрагмент из обращения «Освободите декабристов, господин Президент!» от 21 марта, под которым среди прочих подписались Людмила Алексеева, Лев Пономарев, Юрий Рыжов, Борис Стругацкий, Мариэтта Чудакова, Виктор Шендерович и Леонид Гозман. Pőhimőtteliselt vőiks muidugi loetleda kümneid autoreid, kelle loomingus on mingil viisil tuumaenergiat mainitud. Eesti lugejale vahest tuntuimad on venelastest vennad Arkadi ja Boriss Strugatski, kelle paljudes teostes mainitakse footonmootorite nime kandvaid tuuma-fusiooniseadmeid. Nagu enamik ulmekirjanikest käsitlevad ka vennad Strugatskid tuumaenergiat kord optimistlikult, kord vőtavad seda paratamatusena. Pole ju inimkonna käsutuses
ühtki teist viisi, kuidas jőuda vähegi mőistliku aja jooksul Päikesesüsteemist teiste tähtedeni. Teiste seas kirjutasid pöördumisele alla Boriss Akunin, Boriss Strugatski, Ljudmila Ulitskaja, Arkadi Vaksberg, Oleg Basilašvili, Sergei Jurski, Eldar Rjazanov, Vladimir Pozner, Leonid Parfjonov, Juri Rőžov ja Jevgeni Gontmahher. Тексты для этой акции пишут известные современные авторы. В 2010 году свое произведение для «Тотального диктанта» предоставил писатель-фантаст Борис Стругацкий, а для нас диктант создал журналист и писатель Дмитрий Быков. Esta vez los psicólogos optaron por mandar al espacio, además, algunos DVD con comedias y películas de acción de la colección de oro de Hollywood, así como las novelas de los hermanos Strugatski cuyo tema principal es la exploración del espacio y de la vida en planetas ajenos. Desde la década de los sesenta los Strugatski son considerados unos clásicos de la ciencia ficción soviética y rusa. La primera colección
de sus obras sin cortes y cambios introducidos en su tiempo por la censura de la URSS no se publicó hasta mediados de los años 90. Sus novelas son traducidas a 42 lenguas. 12. Нравится ли вам кто-нибудь из русских писателей-фантастов? «Лауреатами главной премии фестиваля в разные годы становились такие мэтры советской и российской фантастики, как братья Аркадий и Борис Стругацкие, Владислав Крапивин, Кир Булычев, Сергей Лукьяненко и Василий Головачев, – рассказали АПИ в оргкомитете. – За свою многолетнюю историю фестиваль «Аэлита» не мало сделал для развития положительного имиджа Екатеринбурга и всей России: в разные годы фестиваль посетили такие именитые зарубежные
фантасты как Роберт Шекли, Майкл Свонвик, Пэт Кэдиган, Алан Дин Фостер и Кристфер Прист». Amnesty International получила «письмо сорока пяти» – российская интеллигенция просит признать Ходорковского узником совести. /.../ On parle, concernant votre travail, de l'univers de Tarkovski. D'autres univers ont pu vous inspirer? Luis Manuel Garcia: A mis primeras lecturas, las del asombro, sigo profesándoles todo mi agradecimiento: Julio Verne, Salgari, Defoe, Stevenson, Swift, Jack London y James Oliver Curwood; los clásicos de la ciencia ficción – Isaac Asimov, Clarke, Bradbury, H. G. Wells, A. E. Van Vogt, Edgar Rice Burroughs, Stanislav Lem, Arkadi y Boris Strugatski-, hasta que Melville, Tolstoi y Dostoievski me desplegaron los mapas de la literatura, al tiempo
que Boris Vian y Poe me revelaban algunos túneles, y Aldous Huxley y George Orwell, las catacumbas. Il est difficile d'être un dieu Lors d'une interview peu connue, en 1967, Tarkovski a dit : « Parfois l'artiste pose le problème, et le spectateur le conçoit, parfois l'artiste ne parvient pas à répondre à la question et le spectateur y arrive... ». Ashot Yan nous plonge dans son univers en construction dont chaque nouvelle création est marquée par l'interrogation des héros des créateurs du monde de Stalker, les
frères Strougatski, dans leur roman « Il est difficile d'être un dieu » : « ... il y a dans l'univers des milliers de planètes où nous ne sommes pas encore allés et où l'histoire suit son cours... nous sommes des dieux ici, mais nous devons être plus intelligents que les dieux légendaires créés par les gens d'ici à leur image. C'est que nous marchons au bord du marécage. Un faux pas et nous tombons dans la boue dont on ne se lave plus.
Goran d'Iroukan dans L'Histoire de la Venue a écrit : « Quand Dieu, descendu du ciel, alla au peuple, au sortir des marais de Pitan, ses pieds étaient boueux ». Pour sa troisième exposition personelle en France, Ashot Yan a choisi de présenter une série de dessins regroupant ses oeuvres les plus récentes. Ces dessins dans lesquels les personnages et les scènes se répondent, où l'absurde et le réel tentent de se réconcilier pour faire sens, forment
pas à pas une planète à part, peuplée des interrogations d'Ashot Yan sur le monde qui l'entoure, ses espèrances et ses rêves. Рассылка выходит еженедельно по субботам. |
В избранное | ||