← Ноябрь 2009 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
8
|
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
19-01-2000
Статистика
0 за неделю
Тьмускорпионские новости - Выпуск от 2 ноября 2009
Дело в том, что реалистическая литература имеет дело с людьми: человек – человек. Да? Она описывает отношения людей. А фантастика может кое-чего сделать больше. Извините, это я так патриотичен. Помимо этого, она должна, конечно, говорить об отношениях людей. Но она может говорить: человек и наука, человек и время, человек и общество. Она может быстро ответить на вопрос: что с нами происходит? Не через отношения людей, а напрямик, по прямой дорожке. Именно поэтому
столько лет она была ненавистна, особенно в лице, допустим, тех же Стругацких. Она была ненавистна очень многим людям, которые претендовали на то, что они лучше всех знают, что нам нужно. Поэтому, в этом отношении как бы потенциал, базис у нашей русской фантастики был. Идет пиар-кампания на телевидении и в некоторых СМИ. Коллеги не стесняются подтасовок. На питерских страницах одной из центральных газет было опубликовано письмо в защиту газоскреба, подписанное: Юлия Демиденко. «На меня обрушился шквал звонков от друзей и коллег – мое имя известно в Петербурге, но газетчики не подписали мою должность,- рассказала «Огоньку» заместитель директора Музея истории Санкт-Петербурга Юлия Демиденко.- Когда я позвонила
в редакцию, мне нагло пояснили, мол, таков псевдоним корреспондента. И это при том что я весь год подписываю петиции против нарушения исторического облика города! Между прочим, так же газетчики поступили с Борисом Натановичем Стругацким: опубликовали выдуманное интервью, в котором не упомянули слово «писатель». Пост-коммунизм Так что же получается: биржевики, готовясь опять наступить на те же грабли, вновь надувают мыльный пузырь по старому рецепту? Похоже, так оно и есть. С полной отдачей работают монетные дворы, печатая миллиарды долларов, – для того, чтобы финансовая система не рухнула, чтобы за пугающим падением курса не случилось пришествие второй Великой депрессии. Государственные банки кредитуют частные под ноль процентов – чтобы те не развалились под тяжестью собственных
неудачных спекуляций. Государства мира лопатами вбрасывают сотни миллиардов в печки своих экономик, дабы оживить спрос и конъюнктуру. Еще никогда со времен окончания Второй Мировой войны финансовая и экономическая политика не была столь щедра, как сегодня: госбанки и правительства дергают за все рычаги, чтобы предотвратить мировой коллапс. Складывается впечатление, что мировая политика взяла на вооружение лозунг Рэя Шухарта, сталкера из знаменитого «Пикника на обочине» братьев Стругацких: «Счастье
для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным!». Если ориентироваться на сегодняшнюю ситуацию – попытка засчитана. В прокате фильм конкурировал с ещё одной российской новогодней премьерой – картиной Фёдора Бондарчука «Обитаемый остров» по роману братьев Стругацких. Иные же и вовсе были немало удивлены, увидев свою фамилию под письмом. Петербурженка в пятом поколении, знаменитая актриса Ольга Волкова, недавно переехавшая вслед за детьми и внуками в Москву, в воскресенье в эфире радиостанции «Эхо Москвы» заявила, что никакого письма в защиту «Охта-центра» не подписывала: «Я это письмо не видела, я ничего не знала, ничего не подписывала. Случайно узнала о том, что являюсь подписчиком письма, и ахнула, когда об
этом услышала. Принципиально говорю, что это подсудное дело!» Впрочем, это не первая подтасовка PR-служб монополиста. Самая скандальная из них – появление в правительственной газете интервью с Борисом Стругацким, в котором он высказывается о небоскребе одобрительно. Позже сам фантаст заявил, что никто из журналистов не спрашивал его мнения об «Охта-центре», но к борзописцам не придерешься, так как в публикации было намеренно опущено слово «писатель». Мол, мало ли Борисов Стругацких
проживает в Петербурге! - В твоих произведениях реальность часто оказывается фантастической или на грани с чем-то нереальным. А как обстоит дело на самом деле? Ну, то есть насколько фантастична (или нереальна) изображаемая тобой ситуация, реальность? Мы инвестировали в машиностроительные активы порядка 50 млн долл., приобрели и развили компанию «Стромнефтемаш», докупили несколько цехов на большом «Уралмаше» и Тюменский судостроительный завод (ТСЗ). В течение 15-16 лет на ТСЗ не было построено ни одного судна. Завод напоминал пейзажи из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». На фоне неимоверной популярности научной фантастики после совершившегося в XX веке скачка прогресса едва ли найдётся что-то, что могло бы поразить искушённого в технологиях жителя XXI века. Роботы, биотехнологии, космические полёты – всё уже было многократно снято, нарисовано и описано. Но прикладная телепатия – это уже что-то новое. Причём фирма, занятая в этой области, уже прошла IPO и представлена на NASDAQ. Знаете, я с художественной литературой не дружу с детства. Правда, есть несколько авторов, которые мне близки – это Стругацкие, Лемм и Булгаков. А так меня всегда больше занимала научно-популярная литература. Главным редактором издательства «Вокруг света», выпускающего одноименный познавательный журнал, 21 октября назначен Сергей Пархоменко. /.../ Издательство «Вокруг Света» выпускает познавательный журнал «Вокруг Света», основанный в 1861 году, с тиражом 200 тысяч экземпляров, одноименные путеводители и разговорники, а так же альманах Бориса Стругацкого «Полдень. XXI Век». Напомним, что правозащитное движение «За права человека» еще 7 сентября 2009 года опубликовало открытое письмо к Юрию Лужкову, в котором выступило с осуждением упоминания Сталина в московском метро. Свои подписи под обращением поставили писатель Борис Стругацкий, член общественной палаты РФ Алла Гербер, родственники пострадавших от сталинских репрессий и многие другие. В данном письме, в частности, говорится: В древнем Китае любой претендент на чиновную должность сдавал экзамен, причем самый сложный из всех возможных. В то время помимо ответов на философские, исторические, географические и математические вопросы претендент писал стих. Писатель Борис Стругацкий ответил на вопросы читателей dp.ru и рассказал о своем отношении к Путину, Медведеву, «Охта центру» и фантастике будущего. – Лидия Николаевна, напоследок традиционное: пять газет, которые вы читаете, пять любимых ресторанов, пять книг и пять любимых кинофильмов. Отметим, что строчка, содержащая имя Сталина появилась на «Курской» после ее реставрации в августе этого года. В Начале сентября представители движения «За права человека» собрали около тысячи подписей и отправили открытое письмо мэру Москвы Юрию Лужкову с требованием убрать упоминание о Сталине. Тонны соли и килограммы пуха. Все это для того, чтобы доказать, ничто не уходит бесследно. «Уровень моря» – фестиваль независимого искусства, который открылся сегодня в «Манеже». Художники и скульпторы из 26 стран мира и самые невероятные экспонаты. /.../ Дело в том, что изменение формы потребления текстов неизбежно приведет к изменению бизнес-процессов. И хотя пока этот вид распространения контента остается нишевым, его перспективы очевидны. «Завораживающие перспективы иллюстрирования художественных текстов – целый новый вид искусства, вероятно, возникнет, совершенно новые художники-режиссеры, создатели движущихся иллюстраций. Широкие возможности использования электронных текстов для рекламы, это, безусловно,
поможет удешевить процесс издания», – говорит писатель Борис Стругацкий. Но наиболее примечательны в рубановском романе не сходства, а как раз отличия. Та не слишком изысканная, зато убедительная репортерская достоверность, с какой он панорамирует абсурдную травяную Москву будущего: фантасты так обычно не пишут. А главное – та прямота, с которой Рубанов не только задает на свой лад проклятые русские вопросы, уже многажды поставленные до него, но и пытается дать ответ, неполный и неокончательный, но индивидуальный и искренний, на самый
практический из вопросов: «Что делать?» Что-что – поступать по-человечески, вопреки обстоятельствам и даже самому себе, в соответствии с интеллигентским (а другого нету все равно) кодексом, стараться спасать всех и отвечать за все, а там уж как выйдет. Пожалуй, самым ценным в «Хлорофилии» оказывается именно этот этический фатализм, неожиданно на первый взгляд отсылающий не к Замятину или Сорокину, а к Стругацким; но это только на первый – потому что ведь и впрямь «полдень,
XXII век», и кто нам виноват, если он выглядит так, а выбора у нас нет по-прежнему. Фестиваль пройдет в Новосибирске с 19 по 21 ноября. А пока вспомним еще один пример появления бесполезных и, более того, вредных запрещающих знаков. Речь идет о контролируемом въезде на Крестовский остров, который установили весной прошлого года, видимо, по убедительной просьбе знающих себе цену людей, заселивших элитный зеленый район. Въезд на Крестовский запретили всем, кто не прописан на острове. Как тут не вспомнить «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких: У братьев Стругацких, в замечательной книге 'Понедельник начинается в субботу' выведен бессмертный образ профессора Выбегалло, эдакого Жириновского от науки. Который изобретает все время что-то 'для народного хозяйства', от которого за версту несет сенсацией, который окружен прессой и оброс связями по начальству. И создает он для видимости свои шарлатанские творения: самовыдергивающуюся морковь или самонадевающиеся ботинки, которые боятся сырости и стоят столько же, сколько
новый мотоцикл. И никто из серьезных ученых не хочет с ним связываться, а чиновное начальство только его и видит, только к нему и прислушивается. Таких 'профессоров Выбегалл' было в советское время довольно много, но большой наукой тогда правили 'атомная бомба и баллистическая ракета': Курчатов, Келдыш, Семенов, Капица, Янгель, Королев, Ландау, Сахаров и другие великие естествоиспытатели и конструкторы. Они задавали тон в Академии, подбирали из выдающихся ученых следующего поколения директоров институтов АН
СССР и руководителей коллективов. 'Выбегаллы' были оттеснены на периферию научного мира, но и там они с помощью 'марксистских философов', иначе 'диаматчиков', сумели нанести большой вред отечественной генетике, кибернетике, психологии, антропологии и лингвистике. /.../ Есть такая притча. Про метаморфозы. Вольер. Внутри агрессивные приматы и нормальные люди. Ключи от клетки – у обезьян. Естественно, человеки пытаются завладеть инструментом освобождения. Но как только разумное двуногое – в результате яростной борьбы – овладевает ключами, оно моментально превращается в тупую гориллу. Как-то так. Сегодня в прокат выходит сказочный блокбастер «Книга мастеров» – первый фильм, сделанный в России студией Walt Disney Pictures, чьи маркетологи предположили, что освоить российский рынок поможет стимуляция генетической зрительской памяти о советских фильмах-сказках, спрыснутых, как живой водой, юмором в духе телешлягера «Чародеи». Сопоставив старые советские аналоги с импортным новоделом, ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА расстроилась, что автор сценария «Книги
мастеров» Анна Старобинец не братья Стругацкие, которые даже из ситуации отупляющего компромисса с американскими продюсерами могли бы найти остроумный выход. В этом смысле одной из самых больших угроз для российско-украинских отношений я считаю участие в их формировании «идеального политтехнолога». У Стругацких, кажется, в романе «Понедельник начинается в субботу» был образ – модель идеально счастливого человека, которого предлагали забрасывать в тыл противника для того, чтобы он проводил такие разрушения, которые оказывались бы несовместимыми с жизнью врага. Иногда возникает такая ситуация, что
рациональные, правильные люди, фактически идеальная модель политтехнологов, забрасываемые на территорию противника, приводят к колоссальным разрушениям в отношениях между странами. Содержимое сумок Черницова и Гаузер вызвало повышенный интерес у всех присутствующих гостей. В коллекцию Макса вошли диски с альбомами The Prodigy, The Doors, Nirvana, Amy Winehouse, Tiga, Аквариум, культовые фильмы – «Кикуджиро» Такеши Китано, «Натянутая тетива» Ким Ки-Дука, «Ночь на земле» Джим Джармуша и сборник короткометражных фильмов «На десять минут старше». В подборке Даши оказались разные по настроению киноленты –
«Стиляги» Валерия Тодоровского, «Человек дождя» Барри Левинсона, «Завтрак у Тиффани» Блейка Эдвардса, «Миллионер из трущоб» Денни Бойла, «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Чарли Кауфмана, «Люсия и секс» Хулио Медема, а также фантастическая книга братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и альбом Radiohead. Как всё это воплощается в моде, гости смогли увидеть на мини-показе самых ярких и свежих образов от Даши Гаузер и Макса Черницова. Вокруг мусор, полуободранные обои и обвалившаяся штукатурка, заросли плесени, от нее першит в горле. Ефремову, безусловно, были симпатичны древнегреческая и древнеиндийская культуры – как культуры открытые, светло-эмоциональные, эротичные. И он испытывал явную неприязнь к дальне-, ближне- и средневосточным деспотиям (включая персидскую деспотию, кстати, манихейскую; между прочим, в том понимании термина «манихейство», каким пользуется Каганская, манихейскими были и Иудейское царство, и иудаизм в целом). Уникальными и чистыми образцами позднесоветской готики, сочетающими стилевую основу с характерным мироощущением, были экранизации произведений отечественных писателей и драматургов – Владимира Короткевича (Дикая охота короля Стаха, 1973, реж. В.Рубинчик), братьев Стругацких (Сталкер, 1979, реж. А.Тарковский), Владимира Короленко (Среди серых камней, 1983, реж. К.Муратова), Григория Горина (Убить Дракона, 1987, реж. М.Захаров). Околоноля. О чем это он? И, кстати, кто он, пишущий о пребывании около ноля? Не секрет – что уж таиться, надо сказать об этом прямо – есть такие люди, которые ассоциируют Натана Дубовицкого со всем нам знакомым Владиславом Юрьевичем Сурковым. (Почему ассоциируют – сами должны понимать:) Так что не буду делать вид, что я «не в курсе». /.../ Рассылка выходит еженедельно по субботам. |
В избранное | ||