Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тьмускорпионские новости

  Все выпуски  

Тьмускорпионские новости -- Выпуск # 61 от 06/02/2002


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Тьмускорпионские новости

Он собирался добавить в шутку: "Я не дьявол и не бог, я просто дон Румата, веселый дворянин...", но решил не накалять обстановку непонятными цитатами.

Бушков Александр. Сварог. Чужие берега: Роман. -- Красноярск: БОНУС; М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: Издательский дом "Нева", 2002. -- С. 15-16.


Ведает ли "ум, честь и совесть эпохи", что, скажем, книгу братьев Стругацких "Град обреченный" экспедиция [Книжная экспедиция Управления делами ЦК КПСС] получила в количестве 2000 экземпляров, а такой немаленький столичный город, как Таллинн, всего 500?

Жучкова Т. "Искусство любви" принадлежит партии...//Совершенно секретно. -- 1991. -- # 9. -- С. 19.


В советской литературе периода "оттепели" феномен щегольства был весьма актуален, к нему проявляли интерес и официальная пропаганда (борьба со "стилягами") и художественная литература молодого поколения (проза Аксенова, "сказки для младших научных работников" Стругацких, поэзия Вознесенского...).

Зенкин С. С-З, или Трактат о щегольстве//Литературное обозрение. -- 1991. -- # 10.


3. Разве не сделал наш "Наполеон" [перед этим автор цитирует Герцена, ссылавшегося на суждение Карлейля о "строгостях парижской ценсуры": "Наполеон сделал им величайшее одолжение: им нечего сказать, а говорить хочется... Наполеон дал им внешнее оправдание". -- К.Р.] величайшего одолжения повести "От мира сего" Ю.Крелина, "Бессоннице" А.Крона, "Альтисту Данилову" В.Орлова (чуть ли не наследником Булгакова называли!), "Имитатору" С.Есина... В известной степени то же можно сказать о многих сочинениях и Ч.Айтматова, и В.Быкова, и Д.Гранина, и С.Залыгина, и В.Катаева, и Ю.Нагибина, и ДАЖЕ [выделено автором -- К.Р.] Ю.Трифонова, братьев Стругацких и Б.Окуджавы...

Золотоносов М. Отдыхающий фонтан: Маленькая монография о постсоциалистическом реализме//Октябрь. -- 1991. -- # 4. -- С. 174.


Долгое время они не знали, как себя называть. "Кладоискатели?" Слишком длинно. "Кладисты?" "Кладовщики?" "Охотники за кладами?" "Оставим это для Майн-Рида и Буссенара" -- улыбались самые начитанные. И -- продолжали жить "безымянно", пока... Пока не появилась повесть братьев Стругацких "Пикник на обочине", а затем фильм Тарковского, и словечко "сталкер". Это понравилось и прижилось, только именуют они себя все же на свой манер, с ударением на последней, неправильной букве, "сталкер".

Касьянов Николай. Сталкер//Союз. -- 1991. -- # 9. -- С. 24.


Тогда, в пору культа имен и тем, мы готовы были простить авторам вкусовые провалы, публицистическую скороговорку. /.../ Пусть "Отягощенные злом..." А. и Б. Стругацких -- не самый их вдохновенный роман, однако сами братья -- литераторы еще недавно полузапретные.

Кузьминский Борис. Прокрустов престол. "Юность": маленькие доказательства больших перемен//Лит. газета. -- 1991. -- 11 сент. -- С. 10.


В качестве иллюстрации уместно вспомнить переориентирование творчества писателей Аркадия и Бориса Стругацких, начавших свой литературный путь с произведений чистой "Сайенс Фикшн" типа "Страна багровых туч", "Стажеры", "Возвращение или Полдень, XXII век", а впоследствии перешедших к таким, как "Хромая судьба", "Время дождя", "Отягощенные злом, или 40 лет спустя", "Град обреченный" -- произведения, построение которых происходит не на основе Новой Фантастической Идеи, а на основе проблем, связанных прежде всего с днем сегодняшним, черты коего доведены до абсурда и гиперболизированы в сторону негативных истолкований.

Не нужно быть человеком большого ума, чтобы догадаться, что антиутопические произведения несут заряд отрицательных эмоций, в то время как люди уже устали от зачерненной тематики, от безудержного антиутопизма, от беспросветности собственного существования, от "шоковой терапии", применяемой средствами массовой информации, наконец. Представляется, что искусство должно быть более гуманным, нежели чем оно является в дне сегодняшнем. Особенно это касается фантастики, поскольку она, самая разнообразная по темам и проблемам, очень быстро находит своего читателя... /.../

В этой связи уместно вспомнить роман А. и Б. Стругацких "Отягощенные злом, или 40 лет спустя". И хотя это произведение чрезвычайно многопланово, проблемно и серьезно, не может восприниматься однозначно, в нем имеются некоторые отрицательные моменты, о которых хотелось бы сказать специально. Речь идет о композиции произведения, в которой авторы допускают тенденцию к эклектике. Опубликовав роман в двух плоскостях, он, с одной стороны, представляет собой рукопись некоего С.К.Манохина "ОЗ", а с другой -- дневник И.К.Мытарина.

На мой взгляд, если бы роман выстраивался композиционно несколько проще, авторский замысел только выиграл, обнажив всю проблематику, идейную и конфликтную стороны в полном объеме, а также удалив в отдельных местах излишнюю многозначительность и двусмысленность. /.../

И в то же время насколько жестокими, пустыми и бессердечными представляются людены (т.е. Странники), описанные в романе А. и Б. Стругацких "Волны гасят ветер". Сама идея существования на Земле особой, специфической группы людей (нации, народности, расы?), обладающей более широкими потенциями, заложенными на генетическом уровне, по сравнению с остальным населеним планеты, представляется антигуманной и порочной, не говоря уже о некоторых других особенностях настоящего произведения.

Лавроненков Геннадий. Плодотворность и кризис жанра//Четвертое измерение. -- 1991. -- # 2. -- С. 106, 110, 111.


Особый интерес представляет вопрос о том, как же представляют себе писатели-фантасты иную мыслящую жизнь. И в этом вопросе еще с самого начала возникновения фантастической литературы писатели разделились на две группы. Первая из них считает, что мыслящая материя может существовать только в антропоморфной форме. /.../

Первую линию развивали А.Богданов (романы "Красная звезда" и "Инженер Мэнни"), А.Толстой (роман "Аэлита"), Г.Мартынов, А.Беляев, братья Стругацкие (роман "Трудно быть богом") и др.

Лапшина Л.А., Синицкий В.В. Вопрос о различных формах мыслящей материи в советской научно-фантастической литературе//Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной конференции, посвященной проблемам научной фантастики: IV Ефремовские чтения. -- Николаев, 1991. -- С. 38.


[Название статьи]

Лебедев А.А. Трудно быть богом, или о принципах, которые у нас в крови//Вопросы философии. -- 1991. -- # 1.


Во-вторых, в одной из книг, привезенных с "Волгакона", попалась мне такая цитата: "...Ему вдруг вспомнилась фраза из любимых им Стругацких, кажется, из "Понедельника...": "Нормальный джинн может либо строить дворцы, либо их разрушать. Хорошо выдержанный джинн, конечно же, не будет строить".

Ленский Евг. Вокруг предела//Созвездие видений: Сб./Сост. И.О.Игнатьева. -- М.: Мол. гв.; ВТО МПФ, 1991.


Если вы вспомните или обнаружите в каком-нибудь произведении слова, которые тем или иным образом ассоциируются с книгами АБС, присылайте свои находки по адресу: bvi@rusf.ru. При этом присылаемые цитаты обязательно должны соответствовать следующим условиям:

-- непременно должна быть точная ссылка на источник цитаты (книга, журнал, год выхода, страницы);

-- если ассоциация неявная, пожалуйста, поясните, почему вы сочли цитату связанной с творчеством Стругацких.

Один раз в год (ориентировочно -- в мае) я буду подводить итоги этого маленького конкурса, и победителям (тем, кто пришлет самые интересные и оригинальные цитаты) обещаю в качестве поощрения высылать книги современных отечественных фантастов с автографами авторов. Призовой фонд уже формируется.

Рассылка выходит еженедельно по понедельникам (каковой начинается обычно в субботу).

БВИ.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное