И что досадно - близ места адского
Hи А.Стругацкого, ни Б.Стругацкого.
Лукин Евгений. Объяснительная записка//Лукин Е. Ой да...: Стишки и песенки. -- СПб.: Лань, 2001. -- С. 14. -- (Альтеpнативный Пегас).
-- А стаpый мастеp где? -- остоpожно поинтеpесовался Фесс.
Джебе сеpдито фыpкнул.
-- Hе успел он, понимаешь? -- не шибко понятно ответил он. -- Hе допpыгнул. Коpоче... Hет его. Hе веpнулся из последнего выхода.
Пеpумов Hик. Одиночество мага//М.: ЭКСМО-Пpесс, 2001. -- Т. 2. -- С. 331.
Чашка за чашкой -- саке свое коварное дело сделало. Пили за процветание русской и японской фантастики. Пили за неизвестных Илье Константиновичу Брайдера и Чадовича. Пили за национальные русские напитки "Агдам" и "Хирса". Пили за здоровье Абэ Кобо и Бориса Стругацкого.
Синякин Сергей. Вокруг света с киллером за спиной//Синякин С. Вокруг света с киллерами за спиной. -- М.: АСТ, 2001. -- С. 317.
А насчет предупреждения, Иван Николаевич, вы не волнуйтесь. Я же не дурак, чтобы так откровенно и глупо подставляться. Они там фантастику братьев... этих... -- Куретайло ловко заглянул в блокнот, -- Стругацких перепечатали. "Жиды города Питера" называется фантастика. Вот за жидов мы газетке и врезали. Ишь, понимаешь, антисемитизм развели! Нет, чтобы достойно национальность указать -- евреи, мол, в крайнем случае -- иудеи, нет, они самое оскорбительное словечко использовали! Отсюда и до погромов рукой подать! Мы их и предупредили, пусть теперь утираются. Я приказал в "Царицынской нови" фельетончик небольшой тиснуть. "Черная сотня мэрии" называться будет. В завтрашнем номерочке и поместим. Так сказать, наш ответ Чемберлену, Иван Николаевич!
Волки, волки, а не бедные овечки окружали губернатора, и с ними ухо надо было держать востро. Сожрут ведь, гады, и не подавятся! Соратнички! И ведь приходится с ними мириться, не зря же кем-то когда-то сказано: "Мы должны сделать добро из зла, потому что его больше не из чего делать".
Вон и поэтесса знаменитая первача не чурается, хлопнет стаканчик, с девками попляшет, попишет немного, а потом всю ночь с Богородицей чай пьет. Впрочем, это еще разобраться надо -- чай ли они по ночам пьют!
Синякин Сергей. Реинкарнатор//Синякин С. Вокруг света с киллерами за спиной. -- М.: АСТ, 2001. -- С. 10, 103, 115.
К теме островного характера России легко подверстывается и подчеркнуто радушная встреча президента Австрийской Республики Томаса Клестиля, которую, на первый взгляд, можно было бы положить на противоположную чашу весов, - ведь это вроде бы наведение мостов с Западной Европой.
Но только на первый взгляд. Австрия в последнее время в Европе пребывает в изоляции в связи с обвинениями в потворстве там неофашистским настроениям. Для Австрии визит в Россию - способ пробить европейскую блокаду. Для России заигрывание с Австрией - византийская политика игры на противоречиях внутри Союза. Понятно, аборигены "Обитаемого острова" только так и должны поступать. /.../
Интересно, что в это же самое время на Всемирном конгрессе по информационному сотрудничеству "Информация: вызов XXI века", проходящем в Москве, первый президент СССР Михаил Горбачев обратился к его участникам с просьбой в доверительной обстановке обсудить трансформацию России на пути в глобальное мировое сообщество... Но тогда про кассетные боеголовки придется забыть. Итак: "обитаемый остров" Стругацких или "плавучий остров" Жюль-Верна?
Митрофанов Сергей. Островной характер России//www.smi.ru/2001/06/25/993481958.html
...Несколько месяцев назад А.Н.Стругацкий в одном из интервью в очередной раз посетовал, что вот, мол, на всю страну сегодня приходится всего 5-6 настоящих фантастов, а притока молодых сил и свежих идей что-то не видно.
Ошибся "мэтр"! Вот они, новые имена!
"Румбы фантастики"...
Киреев Аркадий (Киев). Фантастика -- реальность молодых//Имя для рыцаря: Сб. науч. фантастики/Сост. И.В.Зубцов. -- М.: Мол. гвардия, 1989. -- С. 475.
Из рецензии на фильм "Первая встреча, последняя встреча" (автор сценария -- Владимир Валуцкий, режиссер -- Виталий Мельников):
У братьев Стругацких в повести "Понедельник начинается в субботу" герой совершает путешествие в будущее, сконструированное из произведений плохих фантастов. Оно оказывается густо населено свирепыми роботами, разумными вирусами, думающими минералами и прочим отработанным в мировой фантастике сюжетным шлаком. Так вот, все полтора часа экранного времени меня не покидало ощущение, что сценарист Владимир Валуцкий задался целью сотворить аналогичный киномир из детективных сюжетных штампов. И несмотря на все старания актеров, среди которых такие прекрасные мастера, как Смоктуновский, Ефремов и просто хорошие актеры Шакуров, Куравлев, Кононов, фильм безнадежно вторичен и скучен.
Крылов И. Несостоявшаяся встреча//Изобретатель и рационализатор. -- 1989. -- # 9. -- С. 48.
Сатира, как никакой другой жанр, чутко откликается на самые первые признаки заболевания общества. К примеру, двадцать лет назад один из персонажей повести Стругацких "Хищные вещи века", задыхаясь в некоем застойном обществе, мечтал как о спасении о "хорошей оккупационной армии". Не думаю, что это мнение самих Стругацких, но недавно услышал чудовищный рецепт решения наших больных проблем: "Надо объявить войну Штатам и тут же сдаться". /.../
Приятным подарком любителям фантастики был 7-й номер "Книжного обозрения" за 12 февраля этого года. /.../
Прекрасный номер, который многие бережно сохранят, вместо того, чтобы поступить так, как поступают обычно с газетами. На первой странице дан знакомый рисунок из книги Г.Гуревича "Карта страны Фантазии" и краткое вступительное слово Стругацких.
Никитин Юрий. Знаем ли мы американскую фантастику?//В мире фантастики. -- М.: Мол. гвардия, 1989. -- С. 122, 126-127.
В этом смысле [об определениях фантастики. -- БВИ] категоричнее всех, пожалуй, Стругацкие: "Фантастика -- литература". Поясняют: "Мы стремимся не столько отграничить фантастику от всей литературы, сколько, найдя ее специфические черты, слить с общим потоком прозы".
Возникает вопрос: а разве она не слита с "общим потоком прозы"? /.../
Вряд ли кому-нибудь придет в голову усомниться, что "Одиссея" Гомера, "Пиковая дама" Пушкина и "Мастер и Маргарита" Булгакова -- фантастика. Никакая, естественно, не НФ, а "просто" фантастика в классическом, энциклопедическом, литературоведческом и профессионально-писательском понимании этого слова. Категорический императив "Фантастика -- литература" на этом фоне прозвучал бы забавно. Или, если угодно, экстравагантно. Еще экстравагантнее на этом фоне прозвучало бы заявление о специальном стремлении "слить фантастику с общим потоком прозы", потому как -- видит бог! -- она в такого рода слиянии не нуждается, -- и Библия, и "Нос" Гоголя, и "Котлован" Платонова давно слиты с "общим потоком прозы", с "главным потоком литературы".
Павлов Сергей. Пора договориться о терминах//В мире фантастики. -- М.: Мол. гвардия, 1989. -- С. 152-153.
Желание читать произведения А.Кристи, Ж.Сименона, братьев Вайнеров и Стругацких вовсе не признак культурной ущербности [Ну спасибо! -- А.Лукашин]. Печально другое. Некоторые из поклонников названных авторов не знакомы с прекрасной поэзией Н.Рубцова, А.Тарковского, с публицистикой Е.Богата, Л.Жуховицкого, И.Васильева.
Печенко М.Ф. Наш друг -- книга. -- Минск: Полымя, 1989. -- С. 23.
Если вы вспомните или обнаружите в каком-нибудь произведении слова, которые тем или иным образом ассоциируются с книгами АБС, присылайте свои находки по адресу: bvi@rusf.ru. При этом присылаемые цитаты обязательно должны соответствовать следующим условиям:
-- непременно должна быть точная ссылка на источник цитаты (книга, журнал, год выхода, страницы);
-- если ассоциация неявная, пожалуйста, поясните, почему вы сочли цитату связанной с творчеством Стругацких.
Один раз в год (ориентировочно -- в мае) я буду подводить итоги этого маленького конкурса, и победителям (тем, кто пришлет самые интересные и оригинальные цитаты) обещаю в качестве поощрения высылать книги современных отечественных фантастов с автографами авторов. Призовой фонд уже формируется.
Рассылка выходит еженедельно по понедельникам (каковой начинается обычно в субботу).