Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русский язык. Непонятное

  Все выпуски  

Вопрос 6:


Русский язык. Непонятное
http://subscribe.ru/catalog/linguistics.rya
6-ой выпуск

26 июля
Лето. Холодно - Питер, однако

Subscribe.ru как-то странно работает, то пароль опознает, то не признаёт. 4 июля мне сообщили, что "К сожалению, мы не можем перевести Вашу рассылку в Серебряный каталог, так как она не соответствует критериям перевода.", а через 10 дней волшебным образом стала соответствовать. Частота смена критериев прямо как у учителей русского языка. Короче, ШЕСТЬ СОТЕН новых подписчиков, приглашаю к вопросам!

Получил некоторое количество содержательных ответов. Эти приведу целиком. На пустые отвечал каждому частным образом, и обобщу ответы здесь.

1. Не надо мне говорить "молодец, мальчик!", "похвально, что интересуешься русским языком" и т.п. А если бы интересовался эстонским или прологом, то это уже не похвально? Чем хвалить, лучше бы подкинули кульных ссылок!

2. Не надо мне объяснять, что употребленный мной глагол "цыпляться" по смыслу относится к "цепи", а не к "цыпе". Я это знаю, но сам не знаю, почему долго не мог врубиться в то, откуда в письмах взялся детеныш домашней птицы! Но это совершенно отдельный вопрос. Но не вопрос Почему, а проблема клаcса How to do

3. Не надо мне писать, что Вы не знаете ответа на мой вопрос, так как Вы не можете знать всего. Я тоже не знаю всего, но это мне не мешает формулировать вопросы и искать ответы на них. Я тоже не знаю грамматик всех языков, но есть люди, которые знают больше 1 грамматики, которые общаясь между собой, могли уже выяснить особые свойства якобы великого и якобы могучего языка. Как известно (в смысле доказано), между любыми двумя живущими людьми можно найти цепочку не длиннее 5 человек, которые попарно друг друга знают. Поэтому если человек с нужными мне ответами существует, то мне остается только, задав вопрос, найти эту цепочку! А для нахождения людей, интересующихся одним и тем же, и нужен интернет!

И содержательные ответы:
"1.
Как-то так получается, что тренировать отдельные функции мозга научились - память, внимание, а вот умение хорошо (качественно, умно) думать может только тот человек, который хорошо владеет родным языком, а лучше - несколькими. Так что изучение "как бы" ненужных "в быту" предметов в гимназии - вроде древнегреческого на самом деле имело глубокий смысл, хотя, возможно, этот смысл не всегда осознается.

2.
Для выражения мыслей русского (или обрусевшего) человека.

3.
Очень симпатичная путаница слов в вопросе. Когда вы смотрите на предмет (например, рассматриваете картину), хотя Вы ее видите всю, и может даже рассмотрите каждую мелкую деталь, но из психофизиологии известно, что взгляд сначала фиксируется на самом главном предмете (если это жанровая сцена - на лице главного героя), а потом на остальных элементах. Так же и во фразе - первым ставится то, что должно привлечь наибольшее внимание, обычно это главные члены предложения, но для особых задач бывает и иначе.

4.
"слова друг к другу цыпляются" - от слова "цыпленок" или от "цепкий"? "Сейчас" - очень неточно. Есть то, что происходит и сейчас, и раньше - ассимиляция иностранных слов и слов из маргинальных областей - жаргона, профессиональных и пр. А вот особенности сегодняшнего дня - это надо исследовать, так навскидку не ответить.

5.
Как я могу ответить, если я не знаю грамматику всех других языков?
Тетя Мотя"

По поводу ответа на 1-ый вопрос: чтобы *качественно* думать, нужно не только владеть средством превращения мыслей в слова, но в качестве основы уметь стройно мыслить. Тренировка последнего в школе происходит (может происходить при наличии качественного учителя) через предмет математику. Неоспоримо, что для развития личности *необходимо* знание нескольких языков. Я даже считаю, что гораздо полезней быть знакомым на примитивном уровне с десятком языков разных семейств, чем владеть просто двумя европейскими языками. В школе должны быть заложены основы, которые человек в дальнейшем разовьёт сам в нужном направлении. Несомненно, как раз в школьный период и нужно вырабатывать и тренировать умение превращать мысли в слова. Частично, такое обучение происходит на уроках иностранного языка. Изредка на уроках математики или физики. На уроках русского этого нет! Не потому что, все русички - дуры, а потому, что этого нет даже в школьных учебниках русского! Если знаете другие учебники, тренирующие умение превращать мысли в слова - хоть намекните автора! Короче Вопрос Первый остается в силе: а зачем в средней школе нужен предмет "русский язык"?

По поводу ответы тети Моти на мой второй вопрос, я уже писал в третьем выпуске. Сегодня добавлю реплику - аксиому "язык определяет мышление" или наоборот. Короче в языке есть только те названия цветов, которые носители этого языка различают! А различают они те цвета, которые для них важны!!! В некоторых языках постепенное появление цветов даже видны по структуре используемых слов. Самыми древними названиями цветов (насколько я понял, в большинстве или даже во всех языках) является белый и черный. Потом появляется красный. Оранжевый и фиолетовый "появились" в русском только в эпоху Петра Первого. Это лексических аспект вопроса. Точно также происходит появление новых форм слов - это морфологический аспект вопроса. Вот эти изюминки русского языка меня и интересуют. Должны же они быть!

И первый лаконичный ответ по существу!:

"Игорь, рекомендую познакомиться с книгой Сиротинина О.Б. Порядок слов в русском языке. М. УРСС 2003 С уважением, Максим"

Есть желание уточнить ответы или вопросы, переформалировать проблемы, или просто написать - пишите. Рад всем писем Игорь Невежа

Для школьников, интересующихся математикой и физикой, существует журнал Квант.


Вопрос 6

Аналог Кванта по русскому языку, или даже лингвистике существует в природе?




Буду рад любым Вашим письмам!
Игорь Невежа


Подпишись сам и/или подпиши друга на рассылку:
Русский язык. Непонятное Архив

В избранное