Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 444 (523)

Проективный лексикон русского языка. 24 марта 2025

 

Книга Михаила Эпштейна «Память тела. Рассказы о любви» вышла в издательстве Ивана Лимбаха (СПб, 2025, 400 сс.) и теперь доступна во всех электронных форматах на Литрес, как для российских, так и зарубежных читателей, 18+.   

      Эта книга — 57 рассказов — своеобразная энциклопедия любовных коллизий и сюжетов, необычная как по степени своей откровенности, так и по многообразию ситуаций: от игровых и иронических до трагических и фатальных. Интеллектуальная проза скрещивается с эротической — редкое сочетание жанров, особенно в русской литературе. Через весь сборник проходит лейтмотив неразрывной связи любви и творчества, Эроса и Логоса. Писатель, художник, ученый, философ, психолог, филолог, журналист, историк, редактор, лектор, библиотекарь — не только профессиональная принадлежность персонажей, но и призма, через которую преломляются их любовные отношения. Одержимые жаждой познания и самовыражения персонажи переживают телесную близость как вызов, риск, экзистенциальное испытание. Этим определяются и психологическая напряженность конфликтов между ними, и резкие повороты сюжета, и неожиданные развязки. Сборник разбит на восемь тематических разделов: Слово, Возраст, Семья, Искусство, Наука, Волшебство, Вызов и Взрыв, Время, Память, Желание

 

Дмитрий Быков:

"Проза Михаила Эпштейна - это как если бы «Исповедь» Руссо писал структуралист, вдобавок абсолютно честный по отношению к себе, вплоть до самоненависти. Правда, Руссо жил раньше и у него было больше иллюзий. Но Монтень жил еще раньше, и Эпштейн похож на него не только интонационно, но даже внешне. Проза его так рациональна и при этом мучительно-бесстыдна, что более утешительной литературы я сегодня не знаю. Разве что блаженный Августин!"

 

Юлия Баландина, из обстоятельной и высокопрофессиональной рецензии в "Новом журнале" (кстати, том самом, где впервые появились еще в 1940-е гг.  рассказы о любви из книги И. Бунина "Темные аллеи", еще при жизни автора):

"Из особенностей сюжетного построения – лидирующая роль женщины в инициации любовной связи, превращении ее из объекта в субъект романтических отношений. Героиня Эпштейна, как правило, остроумна, изобретательна, самостоятельна; она знает, чего хочет, и умеет выстраивать здоровый баланс между деловым и чувственным. Герои Эпштейна играют в литературные игры, перекликаются цитатами, переводят поэтические стили на язык телесной любви. Автор развивает идею первичности вербального оформления желания, отводя ему функцию любовной прелюдии... Интрига часто развивается через вовлечение потенциальных партнеров в редактуру текста, который служит проводником, посредником в передаче сигналов. Текст у Эпштейна – это и оголенные нервы, и кровеносная система, и соединительная ткань партнеров-соавторов....

            Язык же самого автора, казалось, никогда и не знал никаких преград – легкость и элегантность, с которой он создает новые слова и понятия, неустанно раздвигая лингвистические горизонты, не перестает удивлять. Его энциклопедия любовных коллизий есть еще и иллюстрированная энциклопедия неологизмов, иллюстрированная в том смысле, что для каждого придуманного слова Эпштейн конструирует поясняющий художественный образ или эпизод: за-автор – это больше чем корректор, но меньше чем со-автор; аэротика – это эротика по переписке; словоитие – соитие через слово; витомания, болезненная страсть к живому....  «Эпштейн любит слова почти чувственной любовью, – пишет о нем Александр Генис, – он сочиняет так, что фонетика у него работает на семантику, он слушает всё, что пишет, выискивает тайные, сокрытые привычкой смыслы, и сопрягает их в философемы, напоминающие ученое рассуждение и шаманское заклинание одновременно». Вплетая в текст философские пассажи, лексические экзерсисы и психологические наблюдения, Михаил Эпштейн сплавляет жанры, создавая новое направление в литературе – интеллектуально-эротическое, задача которого состоит не в возбуждении сексуального желания читателя, а в исследовании анатомии и психологии желания как такового. Эпштейн верит в созидательную магию слова, в то, что стоит обозначить понятие, дать ему словесную характеристику, описать, и оно выйдет за пределы текстового носителя, материализуется, обретет телесные формы: «Некоторые ученые дураки считают, что литература – это просто особый порядок слов… Нет, литература – это от корня ‘лить’. Литься, изливать, сливаться – кровь, слезы, семя. И когда эта сила перейдет через слова в мир – взойдет еще одно семя жизни, завертится еще одно веретено…» Так, словами соединяя Эрос и Логос, как Инь и Янь, Михаил Эпштейн произносит свой манифест любви, ее животворящей и возрождающей силе".

            Ниже, вместо традиционного словарного текста с новыми словами, определениями и примерами, я приведу короткий рассказ, особенно изобилующий новой лексикой, поскольку речь идет о будущем.

 

         Голоса из будущего

 

Хозяин отвечает за экологическую чистоту дома.

Дом отвечает за этическую чистоту хозяина.

            17-е правило ЭЭ («Эко-этика», 2034)

 

— Простите, я очень ценю вашу дружбу, могу ли я попросить вас об одном одолжении? Это деликатная просьба, пусть она останется между нами.

— Да, конечно. Я слушаю вас.

— Вы ведь знаете, что я давно живу один, и бывают моменты, когда просто физически страдаю от одиночества.

— Понимаю. Как я могу вам помочь?

— Не могли бы вы немного побыть со мной? Я ничего неприличного не предлагаю. Я соблюдаю все правила ЭЭ.

— Что я могла бы сделать для вас?

— Приезжайте, посидите со мной немного. Я слегка обниму вас. Прижмусь щекой к вашему плечу. Вдохну ваш милый запах. Ваша стыдливость не пострадает.

— Я понимаю вас, но зачем вам нужна я или кто-то ещё? Вы ведь знакомы с эротроном? — голос едва уловимо сменил тональность. — Новейшая модификация лишена недостатков предыдущих. Голографический дисплей для создания полностью погружающего визуального и сенсорного опыта. Тончайшая адаптация к различным предпочтениям: прикосновение, температура, давление… Экологически чистые, гипоаллергенные, нетоксичные, биоразлагаемые материалы. Встроенная система самоочистки использует ультрафиолетовое излучение…

— Да простят мне высокие технологии, я скучаю по живому, я умираю без живого.

— Боюсь, я не смогу пойти вам навстречу, это всё-таки роняет моё достоинство. Одиннадцатое правило.

— А если я скажу, что люблю вас? Безумно, мучительно, и все мои жалкие слова — это лишь повод вас увидеть.

— Безумно и мучительно? — переспросила она.

— Да. И нежно и возвышенно, — поспешно добавил он. — Будем говорить начистоту. Я ни о чём не прошу, я умоляю о чуде. Когда я думаю о вас, во мне зажигается огонь, готовый расплавить всё вокруг. Любовь! Так поражает молния, так закручивает смерч. Схваченные непостижимой силой, мы слепляемся в одно существо, а весь окружающий мир исчезает, словно сметённый ядерной бурей. Ураган, пожар, вулкан…

— Ядерная буря? Пожар? Вулкан? — Он уловил ещё одну перемену в её тоне. Она перешла на «ты»: — Ты хочешь, чтобы мои коралловые врата раскрылись навстречу твоему нефритовому стеблю?

— Да, да! Ты прекрасно это сказала! Скорее приезжай!

— Я уже лечу на крыльях желания. Врата распахнуты настежь. Всё будет твоё. Я буду засыпать с твоим волшебным корнем в себе, ты будешь медленно и неотвратимо врастать в меня, мы станем, как ты и мечтаешь, одним существом. И даже когда мы пойдём гулять по нашим прекрасным окрестностям, я буду осязать тебя в себе. Я умру, если ты перестанешь меня желать! Любовь до последнего вздоха! Любовь до смерти!

— Когда ты приедешь?

— Я уже здесь, милый, стою у порога. Ты не узнал меня? А кто ещё мог бы так откровенно с тобой говорить? Ты получишь всё, что я обещала, мы задохнёмся от поцелуя.

— Я тебя не вижу.

Телефонный разговор оборвался. Он приоткрыл дверь, огляделся. Никого. Пахнуло холодом, хотя лето было в разгаре. Может быть, она ошиблась адресом и стоит где-то у соседнего дома? Набрал её номер. Включился автоответчик:

— С вами говорит программа искусственного интеллекта, которая по заказу клиентов включает голосовой ответ на тревожные и аномальные сообщения. Наш алгоритм «Горное эхо» работает по схеме смыслового и стилевого усиления встречных реплик. Коммуникант несёт полную этическую ответственность за свои слова. Исходя из ваших запросов, мы ответили на них максимально благоприятным образом.

Тематический контент: сила желания.

Психологический диагноз:

А: витомания, болезненная страсть к живому.

Б: сексопатия, склонность к тотальной деструкции на почве повышенного влечения.

Стилевая шкала языка: от поэтического до обсценного.

Иноязычные элементы: китаизм.

Резюме: Любовь до смерти существует, но наличие постоянного неиссякаемого влечения зависит от индивидуальных особенностей пары.

Онтология: Есть два способа совпадения любви со смертью.

А: продлить любовь до естественной смерти;

Б: сократить жизнь до естественного окончания любви.

Реализация по коммуниканту: вариант Б. Система управления циркуляцией воздуха.

Обращайтесь к нам по всем интересующим вас вопросам. Страхуйте ваш умный дом от возможных ошибок. Этика превыше всего! Приятного дня!

 

Дальше этот месседж стал прокручиваться опять и опять. Он выключил автоответчик. Ещё раз огляделся — и вернулся в дом. Как холодно! — кондиционер явно перестарался. Все системы дома, от телефона до кондиционера, настроены на слаженную работу. При дисфункции одной системы другие выходят из строя. А главное — два «Э»: экология и этика. Он уже давно жил в этическом доме. По всей стране исчезли тюрьмы, поскольку сам дом служил местом исправления или наказания для жильца, нарушившего хотя бы одно из 24 правил экологии или 48 правил этики.

Проходя мимо зеркала, он увидел в нём незнакомое отражение. Всмотрелся. Это был он сам, только уже почти старик. «Любовь до смерти… Ты получишь всё, что я обещала», — вспомнились ему её последние слова. Стало трудно дышать. Он еле добрёл до постели и, не раздеваясь, лёг, укутавшись одеялом и дрожа от пронизывающего холода.

 

--------------------------------------------------------------------------------

Главная страница "Дара слова"

https://intelnet.dickinson.edu/dar0.html

 

Блог в Фейсбуке

Электронные книги на Литрес

Мои книги в библиотеке Imwerden (скачиваются бесплатно)

Книги на Озоне и в Лабиринте

Мои книги на Амазоне

Статьи в Журнальном Зале.

Группы Слово года и Неологизм года на Фейсбуке.

Подписка на "Дар слова" и последние выпуски: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное