Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 347 (425)

Проективный лексикон русского языка. 28  ноября 2016

 

совОрность — круговая порука воровства,  системного соучастия в общем беззаконии, по аналогии и контрасту с религиозным термином "соборность".

 

В российском обществе действует  системное разделение ответственности не за соблюдение, а за нарушение законов. Тот, кто не нарушает закон, считается "не своим", "не родным". Он "чистенький", "отличник", а потенциально — предатель, враг народа. И коллектив (сообщество, группа, корпорация) его выталкивает из себя, лишает тепленького местечка и всех привилегий — или старается скомпрометировать его таким образом, чтобы он все-таки замарался и стал "своим", социально близким, т.е. виновным. Как только он дал или принял взятку, кивнул или закрыл глаза на правонарушение, он принят в сообщество, "социализирован" благодаря такой минусовой инициации-через-преступление (или потакание ему). Общество связано отрицательной круговой порукой и все целиком строится как "антиобщество". Конечно, есть отдельные "праведники", "блаженные", "честненькие",  "дурачки", но они воспринимаются как аномалия или, если они социально активны и пытаются переустроить общество, "пятой колонной". К такому антиобществу, которое консолидируется беззаконием, неприменимы понятия "коррупции" или "мафии", поскольку последние имеют смысл только в обществе, построенном на законе. Но в антиобществе нет коррупции или мафии как антитезы закону, поскольку само общество строится на преступании или обхождении законов, как внутренних, так и международных, какой бы идеей это ни оправдывалось (революционной, антибуржуазной, патриотически-ксенофобской и т.д.).

 

Вместе с тем в этой круговой поруке беззакония угадываются черты  перевернутого идеала, который философ и публицист А. С. Хомяков (1804-1860), один из основоположников славянофильства, предложил наименовать "соборностью". Этот термин закрепился в русской религиозно-философской мысли.  Хомяков критиковал католичество, где идея единства воплощена в организации церкви под началом Ватикана и в системе церковных законов, правил, догматов; и критиковал протестантизм, где личность свободна в своем прямом предстоянии Богу. В отличие от католичества и протестантизма, православная соборность действует не как обязательный для всех закон и не как личная вера в Бога, а как таинственная спайка всех членов церкви в общем для них духе. "Сущность её состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех её членов".  В соборности каждый чувствует всех и все каждого как клетки общего организма, сплоченного чисто интуитивным взаимопониманием и соучастием своих частиц.

 

Соворность — это и есть перевернутая соборность "от Дьявола". В соборности тоже правит не порядок, не канон, не Священное Писание, не церковные институты, а некая неуловимая общность,  сплоченность тайны, определяемая духом, который дышит, где хочет. А в антиобществе правит дух круговой поруки  и сообщности в преступлении. Соборность деградирует в соворность, поскольку  ей не поставлены преграды ни в виде законов, соблюдаемых обществом, ни в виде индивидуальной свободы его членов. Поэтому соборность сравнительно легко извратить и превратить в ее демонического двойника — соворность.

 

Прекрасное описание этого феномена, хотя и под неточным термином "мафиозность" — в статье Леонида Невлера "Социология мафиозности" (в комментариях к основному посту).

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Объявление: Ярмарка nonfiction в Москве

+T-

30 ноября (среда) в Москве, в Центральном Доме художника на Крымском Валу открывается ярмарка интеллектуальной литературы (до 4 дек.). Почетный гость ярмарки — Великобритания.

 

Несколько моих книг там тоже будет представлено. Я их перечислю с указанием тех стендов, где они выставляются.

1. Отцовство. Роман-дневник. М.: Никея, 2014, 310 стр.

2. Клейкие листочки. Мысли вразброс и вопреки. М., Arsis Books, 2014, 266 стр.    

Зал №5 на стенде "Альянс независимых издательств". 2 этаж, рядом с лестницей.

3. Ирония идеала: Парадоксы русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2015 - 384 с

4. От знания — к творчеству. Как гуманитарные науки могут изменять мир. М.- СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016 — 480 с.                                                                                          "Университетская книга-СПб". 30 ноября - 1 декабря, Стенд J-8.

5. Поэзия и сверхпоэзия. О многообразии творческих миров. СПб: Азбука, 2016 — 480 стр.

Эти книги, а также ряд других, можно приобрести через интернет-магазин Озон (моя страница).

-----------------------------------------------------------------------------------------------                

Мой блог в Фейсбуке.

 

Мой блог в "Снобе".

 

Книги на Озоне

 

Группы Слово года и Неологизм года на Фейсбуке. Присоединяйтесь!

 

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и смотрите последние выпуски по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

 

Гуманитарная  библиотека М. Эпштейна (философия, религия, культурология, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное