Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 333 (411)

Проективный лексикон русского языка.  30 марта 2015

 

Дорогие друзья!

Этот выпуск "Дара" – первый в 2015 г. Такая иррегулярность объясняется несколькими причинами, главная из которых – работа над книгами, одна из которых только что вышла в свет: "От совка к бобку. Политика на грани гротеска".

            Эта книга навеяна событиями 2014–2015 гг. и глубоким переломом в исторических судьбах России. За политическими коллизиями такого масштаба обнаруживается национально-психологическая и философская подоплека, которая и рассматривается в книге.  Политика перестает быть только политикой, поскольку задевает уже метафизический нерв существования страны, тот, где коренятся начальные и последние смыслы: отчего, куда, зачем?  Некоторые эссе, в том числе "От совка к бобку", давшее название книге, печатались в "Новой газете", "Независимой газете", "Снобе" и др. Многие публикуются впервые. Книга вышла на русском языке в издательстве FrancTireurUSA и может быть приобретена как в мягкой обложке (9$), так и в электронной версии (3$) по адресу:

http://www.lulu.com/spotlight/FrancTireurUSA

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1.

 

Родина и отечество

О Россиях

Обнадеживающий урод

В двух словах о России

Виды патриотизма

О России и русистике

 

 

II.

Что осталось от Ленина?

Сталин - имя России?  Список-диагноз

О пошлости

Буревестничество

Масштаб и вектор. О тотальгии

"Итак, хвала тебе, Чума..." Можно ли отделить больного от болезни?

 

III.

Каинов грех. О святобесии

От атеизма к теократии

Свет и клир. Почему России нужна секуляризация?

 

 

IV.

Ни слова об Украине. Заметки августа 2008.

Цвет времени

Где обрывается Россия... Крым и "скрымтыным"

Новороссия или Новомосковия?

Новейшее средневековье

Топохрон и хронократия

 

 

V.

Сеанс черной магии. Томас Манн и Russia Today

Доверчивость или подлость? О народном двоедушии

О ненависти

Витальность и агрессивность

Гиперсемиты

 

 

VI.

Как выжить, низвергаясь в Мальмстрем?

Кризис - это суд. Над собой

От бобка к совку. 2014 год в предсказании Достоевского

Мертвая рука

Звуки истории

Об исторических путях и беспутье

 

Вместо заключения. Поли-политика. О многообразии властей

 

Первые публикации

 

Именной и предметный указатель

 

                                                Политические неологизмы

 

Для характеристики современной ситуации в книге используется  ряд неологизмов: благоподлость, мирозлобие, панфобия, поликратия, поли-политика, психократия, религархия, святобесие, топохрон, тотальгия, удобоверие, хронократия, хронопатия, шизофашизм. С некоторыми из них я здесь познакомлю читателей (или напомню о ранее опубликованных).

 

                                                Благоподлость

 

Если есть благоглупость, т.е. глупость с благими намерениями, то почему бы не быть и благоподлости? Можно ли убивать, предавать, кощунствовать с благими намерениями? Очевидно, можно, и диапазон примеров очень широк: от Великого Инквизитора у Ф. Достоевского до Павлика Морозова в советской агиографии. Великий Инквизитор во имя блага людей, их сытости и довольства, отнимает у них тяжелый, мучительный дар свободы. Павлик Морозов, как и тысячи "настоящих советских людей", повинуясь внушенным ему представлениям об общественном благе, доносит властям на своего отца.

Подлость принимается или выдается за нечто благотворное: "подлость во спасение" (как бывает "ложь во спасение"). На благоподлости была построена — вполне гласно, официально — вся мораль той эпохи. Сам Ленин учил: "для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата... Для коммуниста нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против эксплуататоров".[1] Это означает на практике, как у Э. Багрицкого: "Но если он скажет:
ЦСолгир, — солги. / Но если он скажет: ЦУбейр, — убей" ("ТВС", 1929).

 

                                          Мирозлобие

 

Прежде всего не следует путать мирозлобие и мизантропию. Мизантроп (человеконенавистник) — нелюдим, избегает общества, не слишком высокого мнения о людях, в том числе о самом себе; это недоброе, но пассивное, страдальческое отношение к миру, осознание его пороков и слабостей. Мирозлобие — это, напротив, эмоционально агрессивное отношение к миру, злорадство по поводу его бед и несчастий. Мирозлобец испытывает обиду и желание отмщения, и подпольный человек Достоевского — один из первых и ярчайших представителей этого типа.

 

                                            Панфобия

 

Послушав телеведущего, который грозит превратить Америку в радиоактивную пыль, и геополитика, который призывает российскую армию оккупировать Европу и установить над ней власть русского царя, можно прийти к выводу, что есть в мире нечто более опасное, чем даже фашизм или коммунизм. Эта идеология относится к фашизму, примерно как ядерное оружие к обычному. Речь идет о панфобии — тотальной ненависти: не к иным классам, нациям или расам, а к миру как таковому. Это жажда абсолютной гегемонии над миром и стремление диктовать ему свою волю — или уничтожить его. Это безумная, иррациональная идея всевластия одной банды, приставившей к виску всего человечества ядерное дуло.

Константин Леонтьев в свое время изрек: "Россия родит Антихриста". Раньше думалось, что ему привиделся коммунизм и эта опасность уже позади. Но возможно, коммунизм был только прологом к той отчаянной панфобии, которая, по словам одного из ее лидеров, планирует "эсхатологический захват планетарной власти. Хитрый и жестокий захват".

 

                                       Поликратия

 

Когда говорят о необходимом разделении властей в демократическом обществе, нельзя сводить это к вопросу разделения только политических властей: исполнительной, законодательной и судебной. За пределами самой политики есть много других властей,  имеющих право на участие в жизни общества.  Демократическое общество поликратично, многовластно. Собственно политика занимает в жизни такого общества скромное место, поскольку делит власть с наукой и техникой, религией и моралью, языком и литературой, философией и музыкой.  Каждый профессионал должен заботиться о том, чтобы сфера его деятельности как можно дальше простирала свою власть над людьми. Мы, филологи,  должны думать о власти языка, грамматики, семантики и прагматики над сознанием и подсознанием людей, о  силе риторической и поэтической, которая не растворяется в политической власти, а ей противостоит и над ней возвышается, потому что, как сказал И. Бродский, язык древнее и могущественнее государства.

Чем больше таких властей перекрещиваются  и взаимодействуют в жизни общества, тем оно свободнее.  И наоборот, когда одна из властей начинает господствовать над обществом в целом, оттесняя все другие, это приводит к тоталитаризму, причем не обязательно политическому.  Если религия приобретает всецелую власть над обществом, то это фундаментализм; если все сводится к науке или технике,  это сциентизм или технократизм: если к морали -  морализм; если к искусству -  эстетизм... Все эти "измы" -  виды тоталитаризма, гегемония одной власти, опасная для общества в целом.

                                    Поли-политика

Поли-политика -  это множественная, политика, которая противопоставляет государственной  политике то, что традиционно считается не-политикой: воздействие музыки, слова, разума, вдохновения, чисел, научных открытий, технических изобретений  на жизнь людей. Создание новой мелодии, или нового слова, или нового материала - явление поли-политики поскольку  люди чувствуют над собой власть иных законов, чем те, которые навязываются им политиками, - законам красоты, гармонии, разума, мудрости.  Причем физика,  философия, поэзия, живопись наиболее политичны не тогда, когда они впрямую говорят о политике, выражают какие-то политические взгляды, продвигают определенные партии, платформы, движения.  В этом случае они становятся инструментами политики - хорошей или плохой. Свое наибольшее воздействие на общество эти формы поли-политики оказывают именно тогда, когда становятся аполитичными в традиционном смысле, т.е. вместо посредственной, подчиненной политической роли берут на себя миссию "чистой", неангажированной музыки или философии и властвуют над людьми независимо от их политических пристрастий. Древнейшие формы полиполитики - это пифагореизм в Греции и конфуцианство в Китае. Это воздействие на общество иными средствами, чем политика: осуществление властных полномочий слова, числа, поэзии, мудрости.

________________________________________

О моих новостях лучше всего следить по моей странице в Фейсбуке

 

"Дар слова" Михаила Эпштейна выходит с 17 апреля 2000 г.

Предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и смотрите последние выпуски по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

 

Гуманитарная  библиотека (философия, религия, культурология, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

Группы Слово года и Неологизм года на Фейсбуке. Присоединяйтесь!

 

 

 

 

 



[1] "Задачи союзов молодежи" (1920).

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное