Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 317 (395)

Проективный лексикон русского языка. 15 июля 2013

 

Дорогие друзья!

Вышла в свет моя книга "Религия после атеизма. Новые возможности теологии" (АСТ-пресс, серия "Идеи для мира", 416 стр.).  Я работал над ней в общей сложности около 30 лет. Первые фрагменты, включая манифест "бедной религии", были написаны в начале 1980-х, а разделы "Религия и наука" и "Теология личности" – в  последние два-три года.

http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=784939

Aннотация с обложки:

Согласно  социологическим опросам, 25% россиян верят в Бога, но не относят себя ни к одной определенной конфессии. О новом феномене гминимальной религиих, как и о множестве других движений религиозной мысли,  связанных с крахом  атеизма и кризисом  секуляризма, рассказывается в этой книге. Ее автор —  известный культуролог и филолог Михаил Эпштейн, профессор теории культуры в университетах Эмори (США) и Дарема (Великобритания). Какие новые возможности открываются перед теологией? Не опасен ли исторически поспешный переход от воинствующего атеизма к доминантной роли церкви?  Как религиозная картина мира вбирает в себя открытия современной науки и почему технический прогресс не опровергает, а укрепляет аргумент бытия Бога? Эта книга — для читателей, которых интересуют новейшие течения религиозной мысли в ее взаимодействии с наукой и светской культурой.

Книга уже поступила в продажу в московских магазинах:

- ТДК "Москва" на Тверской, 8

- Московский Дом Книги на Н. Арбате, 8

- ТД "Библио-Глобус" на Мясницкой, 6/3

- "Дом Педагогической Книги" на Б. Дмитровке, 7/5, стр. 1

 

                                    Новые слова о религии                               

поп-религия религия на потребу масс,  используемая в идеологических или коммерческих целях.  "Поп" - знак активной, воинствующей популярности, которая заранее рассчитана на восприятие массового общества, в том же смысле, как "поп-музыка" или "поп-арт".                                                                                                       

            Приставка "поп" в русском языке не только имеет  международный смысл "популярности", но и воспринимается как фамильярное обозначение священника.  Без священника не обходятся теледебаты, закладка фундамента казенных зданий, учреждение фондов, открытие банков,  запуск ракет в космос, съезд воинов-интернационалистови Духовные лица заседают на презентациях товарных бирж, холдингов, акционерных обществ, политических ассоциаций, журналов и кинофестивалей. Вера начинает выносить свои сокровища из храма и, благо за долгие десятилетия массового атеизма образовался их дефицит, пускает в легкий, прибыльный товарооборот.

        Вспомним в "Идиоте" Достоевского набожного крестьянина, который позарился на серебряные часы своего товарища - чем-то полонили его душу. И вот, со вздохом и молитвой, возведя глаза к небу, он перекрестился, проговорил про себя: "Господи, прости ради Христа" - да и зарезал приятеля. "Уж до того верует, что и людей режет по молитве", - хохочет Рогожин на этот рассказ князя Мышкина.   Была, значит, и раньше в народе такая опасность смешения, что к темному делу подступают с верой и брата режут испросив благословения Божия. Как и сам Рогожин несколько страниц спустя, обменявшись крестами с Мышкиным и подведя названого брата под матушкино благословение, в тот же день поднимает на него нож.                                                  

            "Атеистом же так легко сделаться русскому человеку, легче, чем всем остальным во всем мире!" - устами Мышкина говорит Достоевский.  И ему вторит Вас. Розанов: "Переход в социализм, и значит, в полный атеизм совершился у мужиков, у солдат до того легко, точно "в баню сходили и окатились новой водой"".  Но если воспитанному почти в тысячелетней вере россиянину было так легко стать атеистом, то не легче ли нашему современнику, воспитанному всего лишь в семидесятилетнем атеизме,  стать верующим? Превращение это сначала легко делалось в одну сторону, а теперь еще легче  - в другую. И уже возникает сомнение: а не две ли это стороны одной монеты, такая религия и такой атеизм? И не сравняются ли они вовсе, так что в стершейся от привычного хождения монете нельзя уже будет отличить орла от решки, как в насквозь протершейся ткани уже нельзя отличить верха от изнанки? Это и будет господствующая поп-религия, где сойдутся все значения слова "поп".

религархия - сращение церковной иерархии с государственной. Это понятие стало входить в обиход с 2009 г., примерно со времени интронизации нового патриарха Кирилла.  Религарх – высокопоставленный религиозный деятель, входящий в круг правящей элиты.  На кремлевских приемах можно видеть религархов рядов с олигархами. Олигархи – высшие иерархи бизнеса. Религархи – высшие иерархи клира. Достигнув определенных высот, они вписываются в государственную иерархию своим материальным и символическим капиталом. Верхушка церкви и верхушка государства образуют симбиоз, или "симфонию", как предпочитают говорить сторонники такого сращения.

святобесие - одержимость своей святостью или святостью своих принципов и убеждений. Так В. Тредиаковский когда-то предлагал перевести "фанатизм" с французского. Слово не привилось, но сейчас у него появляется новый шанс. Слишком много вокруг святобесов - людей, знающих твердо, в чем спасение всех и вся, готовых пасти народы.

           При этом очевидно, что святобесие и фанатизм – разные явления. Фанатик истово верит в Бога и готов пожертвовать собой ради Него. А святобесие - это выплеск ненависти и гордыни под видом защиты святынь. Агрессии в нас много, и самый легкий способ ее оправдания и разрядки - это впасть в ярость и бешенство не за себя, не за свои маленькие боли и обиды, а за нечто абсолютно великое и святое. Тогда можно пороть, жечь, казнить - и разрешить это себе по совести...

            Святобесие – это еще и святозлобие: злоба, которая воодушевляется и оправдывает себя религиозными святынями, высочайшими идеалами, в чем бы они ни заключались. В блоковской поэме "Двенадцать" красногвардейцы стреляют в Христа: "Черная злоба, святая злоба... Товарищ! Гляди в оба!" Но святозлобие может находить свое мрачное, человеконенавистническое  вдохновение и в самом Христе, точнее, в учениях и обрядах, якобы Им освященных. Его именем заключать в тюрьму,  убивать, мстить, призывать к насилию и деспотизму. Часто такая злоба нервически взвинчивает себя обличением иноверных или даже мельчайшими отступлениями от правил и обрядов в поведении единоверцев. У злости, как энергии разрушения, есть много спусковых механизмов, но самый опасный из них и приводящий к наибольшим жертвам, – это злоба "во имя святого",  готовая все сокрушить на своем пути.

________________________________________

"Дар слова" Михаила Эпштейна выходит с 17 апреля 2000 г.

Предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и смотрите последние выпуски по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник в ЖЖ

Страница на Фейсбуке

Новые публикации линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, религия, культурология, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

Группы Слово года и Неологизм года на Фейсбуке. Присоединяйтесь!

PreDictionary английскиe неологизы

 

 

 

 

 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное