Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 311 (389)

Проективный лексикон русского языка. 11 февраля 2013

Объявления

Выступления на видео и в текстах:

 

О свободе (в проекте А. Архангельского "Предварительное заключение"). Как вы впервые столкнулись с несвободой? Что побуждает вас бунтовать? Может ли свобода быть бременем и как к ней приготовиться?

http://www.youtube.com/watch?v=ZIoKXqjxS1E&feature=share

В проекте "Постнаука":

"Интересное" как категория культуры. Как можно определить интересное с философской точки зрения? Какова история изучения этой категории? И почему мы находим то или иное событие или идею интересными для нас? 

http://postnauka.ru/video/7082

[текст] http://postnauka.ru/faq/7794

 

Философские чувства. Философия - это область не только мышления, но и особых эмоций, относящихся к миру в целом. Грусть,  гнев, радость, умиление, ревность, страдание могут быть философскими. Задача философских факультетов - формировать философские чувства

http://postnauka.ru/longreads/8547

 

              НОВЫЕ СЛОВА С ОСНОВОЙ БИО-

биосОфия (biosophy, букв. жизнемудрие, от греч. bio, жизнь, и  sophia, мудрость), – дисциплина, изучающая общие закономерности живого в природе и культуре, в области духа и мысли. В отличие от биологии, естественнонаучной дисциплины, изучающей жизнь и живое только в природе, биософия охватывает более широкий круг явлений и принадлежит софийному циклу дисциплин (см.), входящему в поле гуманитарных наук и практик. Живыми бывают не только организмы, но и мысли, произведения, характеры, отношения между людьми. "И жизнь, и слезы, и любовь" (А. Пушкин). Биософия рассматривает признаки живого и его отличие от мертвого во всей совокупности человеческих чувств  и дел и во всех элементах цивилизации. Эмоциональная, интеллектуальная, общественная, нравственная, духовная, творческая жизнь составляют предмет биософии наряду с жизнью организмов. Что отличает живое от мертвого? Почему одни мысли, слова и дела живут долго, а другие рано умирают или рождаются мертвыми? Что придает жизненность нашим отношениям и установкам?

Глагол "жить" может употребляться как фактический и оценочный.  "Собаки живут примерно 20 лет" или "Маяковский жил в эпоху революции"  – фактические утверждения. "Я не живу, а существую". "Он какой-то неживой".  Здесь "жить" имеет положительный оценочный смысл. Жить - значит нечто прибавлять к факту жизни, усиливать, заострять, сгущать свою жизненность. У жизни есть способность живить, ожизнивать себя, возрастать на несколько порядков, что и составляет предмет биософии в ее отличии от биологии.

 

биограмма   (biogram; греч.  bio,  жизнь + греч. gram, буква) - структурная единица жизненного целого и ее биографического описания; "начертание, письменный знак жизни".  Можно выделить такие биограммы, как "дружба", "одиночество", "встреча", "разлука", "учеба", "болезнь", "женитьба",  "роды" и т.д.   Сознание имеет свой словарь биограмм, свой тезаурус, который охватывает все содержание жизни не во временной последовательности, а как предстоящее мне здесь и сейчас, во своем объеме памятного мне бытия.  Этот тезаурус включает имена и образы людей, с которыми я был знаком, - соучастников моей жизни; названия вещей, составлявших мое материальное окружение; те страны и города, где я бывал; тех писателей, которых я читал; те эмоциональные состояния, которые мне доводилось переживать; те понятия и идеи, которым я придавал ценность и воплощению которых отдавал свою жизнь или с которыми, наоборот, враждовал...   Эта совокупность имен и названий, образов и переживаний, понятий и идей и образуют биограммное наполнение жизни. Если биография - это временной срез жизни в последовательности ее событий, то тезаурус биограмм, или биограммтикон - это совокупность событий, одновременно предстоящих сознанию,  где   содержание жизни развернуто  в виде всеобъемлющего "каталога" людей, мест,  книг, чувств и мыслей...

Биограмматикон - это срез нашего сознания и видения жизни как целого, куда включаются такие лексические единицы:
    личные имена: Петя (друг детства), Таня (подруга юности),  Николай Сергеевич (начальник); Пушкин, Толстой;
    географические имена: Москва, где я живу; Черное море, где я  отдыхал;
    термины родства: мама, папа, сестра, жена;
    понятия: молодость, старость, честь, смелость, деньги;
    социальные и профессиональные институции: школа, университет, государство, литература, физика.
    календарные и исторические события: Великая Отечественная война, перестройка, и т.д.

Биограмматикон включает и разнообразные идиосинкразии, например, любимые и нелюбимые цвета, запахи, блюда, буквы, цифры, фигуры. Даже на уровне повседневного разговора мы порой общаемся биограммами, не столько рассказывая о чем-то, сколько перечисляя и сопоставляя элементы опыта, набрасывая сетку различительных категорий на пространство своей и чужой жизни.  "У тебя в школе какой любимый предмет? А у меня..."  При всей своей обычности такой разговор есть, в сущности, диалог тезаурусов, как и детское: "У меня в кармане гвоздь, а у вас?" В основе - желание сопоставлять картины мира, причем выделяются общие рубрики, биограммы, по которым проводится сравнение. "У меня...  а у вас...?" Это поиск "языка жизни", который значим для нас обоих

Есть множество людей, не умеющих рассказывать истории и тем не менее расположенных к саморефлексии и  глубокому миросозерцательному разговору. (Есть даже такое эмпирическое определение интеллектуального развития человека по тому, какой тип беседы для него наиболее органичен: низшая ступень - разговор о вещах; средняя - разговор  о случаях; высшая - разговор о понятиях).  Возможно, это те самые люди, которые предпочли бы описать свою жизнь в форме тезауруса. А поскольку жизнь, согласно современной лингвоцентрической психологии, и есть способ ее описания, то сама жизнь этих людей, способ их существования, их ценностные ориентиры и цели располагаются в пространстве тезауруса, а не во времени нарратива. Для них жизнь есть постепенно растущая сумма "биограмм"  - ключевых слов, понятий, образов прошедшего, но также и настоящего, и будущего, поскольку с каждым поворотом меняется вся перспектива дороги. Жизнь - это не моя история, но совокупность того, что я помню и знаю:  о людях, которых я встречал, о вещах, которые меня окружали... 

Среди великих литературных биограмматиконов (в отличие от биографий) - "Опыты" М. Монтеня. Обычно обращают внимание на жанровое своеобразие "опытов" - но не на то целое, которое они образуют, а именно, монтеневский автотезаурус, своего рода лирическую энциклопедию   "О скорби", "О стойкости", "О дружбе", "О воспитании детей", "О запахах", "О возрасте", "О книгах" - это  построенный Монтенем многогранник своей собственной жизни, отраженной в зеркалах общих понятий. Это способ рассказывать о себе не в хронологическом, а в тематическом, идеографическом порядке.  "...Содержание моей книги - я сам..." - предупреждает Монтень с самого начала в обращении к читателю (1, 7). И в заключительном опыте  "Об опыте" повторяет: "Тот предмет, который я изучаю больше всякого иного, - это я сам"  (3, 474). Казалось бы, если хочешь рассказать о себе, почему бы не прибегнуть к последовательному повествованию, к автобиографии? Монтень так отвечает  на это: "Я не могу вести летопись своей жизни, опираясь на свершенные мною дела: судьба назначила мне деятельность слишком ничтожную; я занимаюсь ею, опираясь на вымыслы моего воображения".

 

Другой знаменитый образец автобиограмматикона - "Ecce Homo" Ф. Ницше (1888), работа, которой завершился его творческий путь и которая подводит итог его жизни в форме маленькой энциклопедии основных  идей, книг и самодефиниций. "Почему я так мудр", "Почему я так умен", "Рождение трагедии", "Веселая наука", "Почему являюсь я роком" - таковы некоторые разделы этой "автоциклопедии", цель которой в предисловии определяется так: "...Я считаю необходимым сказать, кто я".  "Итак, я рассказываю себе свою жизнь".  Но то, что следует дальше,  есть отнюдь не рассказ, а попытка охватить тезаурусно свою жизнь и мысль, ее основные темы и произведения.

 

Еще один пример книги, представлящей жизненный опыт в форме биограмматикона, - "Фрагменты речи влюбленного" Ролана Барта. Для всякого, кто читал эту книгу, очевидно, что она глубоко автобиографична, причем в ней раскрыт самый интимный пласт жизненного опыта. Но именно поэтому его нельзя пересказать в виде историй - только в виде статей словаря, раскрывающих разные грани этого опыта: ожидание, удивление, скитание, аскеза, катастрофа, нежность, безответность..... За каждой их этих статей стоит неизвестное нам множество событий или лиц, но оно суммируются в биограмме, фигуре действия или переживания, как концептуальной единице тезауруса. Это редчайший пример не автобиографии, а автобиограмматикона, который перерастает в тезаурус любовного опыта всей европейской цивилизации, поскольку Барт  конструирует тот язык, на котором можно одновременно описывать и страдания юного Вертера, и страдания искушенного Ролана. Распадись этот суммарный опыт на истории - исчезла бы его семантическая плотность, культурная насыщенность каждой фигуры, которая вбирает в себя множество микроисторий, как из жизни самого Барта, так и из сюжетов мировой литературы.

 

Если биография - это  биограммы во временном порядке, как последовательно рассказанная биография,  то биограмматикон - это совокупность биограмм, организованных системно как описание целостной картины жизни и жизневоззрения.

Человеческая память, особенно долгосрочная, как показали исследования И. Тулвинга и других психологов, имеет две основные разновидности. Эпизодическая память  хранит информацию о событиях, развернутых во времени ("пришел, увидел, победил"; "позавтракал, поработал, поплавал"). Семантическая память хранит обобщенное знание человека о себе и мире, о всех символах и концептах, их взаимоотношениях и правилах их использования ("что я ем на завтрак", "какое питание мне полезно", "какой стиль плавания я предпочитаю" и т.д.). Соответственно и жизненное целое выстраивается памятью в двух конфигурациях, как серия эпизодов и как система биограмм.

биоплагиАт - заимствование чужого генетического материала (например, при клонировании или искусственном оплодотворении) без ведома и разрешения владельца или без указания на источник, если таковое требуется законом.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------

Навстречу 23 февраля - Дню Терминалий

 


Историки затрудняются объяснить, почему именно 23 февраля было выбрано как дата воинского праздника - "День Красной (Советской) Армии". Официальное объяснение: "в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 г. и мужественного сопротивления германским захватчикам, в честь отпора кайзеровским войскам под Псковом и Нарвой". На самом деле, если 23 февраля 1918 года и шли какие-то бои, то скорее с неблагоприятным для советской стороны исходом. Так, Псков был занят 24 февраля ротой немецких самокатчиков (мотоциклистов), причем, согласно донесению командования, город удалось бы отстоять, если бы было оказано какое-либо сопротивление. Однако четыре года спустя, 23 февраля 1922 г., Лев Троцкий подписал декрет Реввоенсовета, объявлявший этот день праздником в честь создания Красной армии в 1918 г.

Сам декрет гОб организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА)х председатель Совнаркома В. И. Ульянов (Ленин) подписал 15 (28 января по н.с.) 1918 года, но на эту дату не обратили внимания, для учреждения праздника она не понадобилась. Позднее, когда Троцкий был осужден и изгнан из страны, датировка праздника становилась все менее понятной. Так, в 1935 году нарком обороны К. Е. Ворошилов в "Правде" отмечал, что "приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".


[1]

Очевидно одно: инициатива празднования 23 февраля принадлежала военному наркому Льву Троцкому, одному из самых эрудированных и глобально мыслящих большевистских вождей, нацеленному на мировую революцию. Для символического укрепления нового строя он искал широчайших исторических параллелей, в том числе и в древнем Риме, которым вдохновлялась еще французская революция, в свою очередь вдохновившая русскую. Мне представляется, что и военный праздник вряд ли был приурочен к случайной дате. Если искать в ней какую-то историческую или хотя бы мифологическую логику, то стоит вспомнить, что именно 23-го февраля отмечалось в древнем Риме как праздник священных границ, нерушимых рубежей - "терминов".

 

Терминус - по латыни пограничный камень или столб, межевой знак; граница, предел (от глагола "terminаre", размежевывать, отделять, разграничивать, заканчивать). Отсюда "термин" - слово с точно определенным значением, например, обозначающее специальное понятие в науке; "терминал" - вводное и выводное устройство компьютерной системы; часть порта, предназначенная для погрузки и разгрузки; "терминация" - завершение, конец.

 

Под терминами в Риме понимались как государственные границы, так и межи частных владений. Кроме большого числа межевых терминов, существовал культ одного Термина: изображавший его камень был помещен в Капитолийский храме, что символизировало нерушимость границ Рима. 


       Земли народов других ограничены твердым пределом; 
 
       Риму предельная грань та же, что миру дана. 
 
              Овидий, "Фасты" 
[2]


Именно эта символика государственных границ, потенциально совпадающих с границами всего цивилизованного мира, была сознательно или бессознательно усвоена советским режимом - при полном попрании изначального смысла этого праздника как освящения границ между частными владениями. 




Российскому обществу, в постсоветскую эпоху утверждения институтов частной собственности, праздник Терминалий должен быть особенно близок. Я предлагаю восстановить исходный смысл этого праздника и отмечать 23 февраля не только как День Защитника Отечества, но и как ДеньТерминалий, праздник Меж и Рубежей. 




О Терминалиях рассказывается в эпической поэме Овидия "Фасты", где излагаются обычаи предания, связанные с  календарем римских празднеств: 

    Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который 
 
    Обозначает своим знаком границы полей. 

    Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле, 
    Обожествлен ты давно предками нашими был.





Учреждение культа Терминов в Древнем Риме приписывалось царю Нуме Помпилию (8-7 вв. до н.э.) и связано с представлением о святости и нерушимости частного владения. Знаменательно, что 23 февраля праздновалось и как последний день старого римского года, тем самым отмечая и важнейшую межу во времени. 


Римляне совершали над межевыми знаками обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, считался проклятым и мог быть оштрафован или даже казнен. Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного знака, термина, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба. Обряд освящался жертвоприношениями и возлияниями - медом, вином, молоком, зерном, пирогами; закалывали овцу или свинью. Терминалии праздновались для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями, сотрудниками, коллегами, соотечественниками, разнопартийцами, всеми, кто разделяется границами - и соединяется ими. Удачно проведенная граница - залог добрососедства. Без терминов, освящающих межи, началась бы междоусобица и война всех против всех. У людей нет ничего более общего, чем границы, разделяющие их. 

Вот как Овидий обращается к термину: 

    Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,
    А без тебя бы везде спорными были поля. 

    Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен, 
 
    И по закону всегда сельские межи блюдешь.... 

   Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой, 
 
    Ты возопи: "Вот твое поле, а это его!.."



Термины должны быть столь же почитаемы в обществе, обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и пенаты - римские божества домашней жизни, хранители очага. В сущности, пенаты и термины вместе охраняют покой общества: одни - освящая внутренность дома, а другие - границу участка (двора, поля, надела). 


                                               *   *   *

Как же в современных условиях отмечать этот праздник 23 февраля - День Терминалий? В этот день постарайтесь пригласить в свой дом, на свое празднество не только близких, но и далеких, и воздать должное тем различиям, которые соединяют вас. Одно из правил этого праздника: ни с чем не отождествляться, но и ничему не противостоять. И тождества, и противоположности - это вырожденные различия. На каждое "раз-" есть свое "со-". Радикал пусть почтит консерватора, а консерватор - либерала. Пусть они совместно, с разных сторон, подойдут к тем терминам, которые разделяют их, - как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились к общему термину, чтобы почтить божество, одаряющее их миром. Праздник Терминалий напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без разделения владений невозможно добрососедство, без разделения труда невозможно общее дело.


    С той и с другой стороны тебя два господина венчают, 
 
    По два тебе пирога, по два приносят венка... 

    Попросту празднуют все, и пируют соседи все вместе, 

    И прославляют тебя песнями, Термин святой!



Терминировать, т.е. праздновать Терминалии, действовать в духе почитания терминов - это отгрАнивать свои отношения с другими людьми, с представителями других возрастов, профессий, конфессий, социальных слоев, политических воззрений. Искусство проведения границ - быть может, самое трудное из всех искусств, которые осваивает теперь Россия, более привычная к подвигам преодоления границ. Терминация не имеет ничего общего ни с агрессией, ни с аскетизмом, ни с воинской удалью, ни со смиренным подвижничеством, - это труд разграничения и огранки, выделения формы из хаоса. 

 

Не случайно праздник меж и границ отмечался столь торжественно именно в самой грандиозной из всех  империй древнего мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов - это празднование самой имперской идеи как внутренней неделимости и неслиянности составляющих ее краев и провинций. Вот почему для современной России, все еще остающейся импернией, так важно освящать не только внешние, но  и внутренние рубежи, как знаки своей многосложной целостности. Из всех римских обычаев именно Терминалии в первую очередь стоит ввести в ново-российский календарь, точнее, восстановить в нем исконный смысл этого праздника.

День Защитника Отечества и праздник Терминалий - это в сущности, двуединый праздник: охрана внешних, государственных рубежей - и почитание внутренних рубежей, границ частной собственности, материальных и интеллектуальных владений.


При всей порой избыточной любви России к праздникам, на частную собственность это пока не распространяется. Среди общенародных праздников должен быть и такой, который празднует неоднородность этого народа, разнообразие владений, укладов, внутренних границ, из которых слагается такая огромная земля. Так пусть же Россия, горделиво сознававшая себя третьим Римом, воспримет и тот обычай, которым первый Рим строился изнутри:  День Терминалий, праздник Меж и Рубежей.

Примечания

 

1.Подробную историю этого праздника и его фальсификации можно найти на многих сайтах:
http://istorya.ru/articles/23fevr.php

http://newcontinent.ru/original/23-february.htm

http://newtimes.ru/magazine/2008/issue054/doc-40407.
html
http://tewton.narod.ru/history/fevral-23.html

http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl651.htm


 

2.  Здесь и далее цитаты приводятся по книгеОвидий, Метаморфозы, М.-Харьков, Фолио, 2000, сс. 395-396. 

 _________________________________________

"Дар слова"  филолога Михаила Эпштейна выходит с 17 апреля 2000 г.

Предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и смотрите последние выпуски по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник в ЖЖ

Страница на Фейсбуке

Новые публикации линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, религия, культурология, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

Группы Слово года и Неологизм года на Фейсбуке. Присоединяйтесь!

PreDictionary английскиe неологизы

 

 

 

 

 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное