Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА

Проективный лексикон русского языка. 23 июля 2012

РЕТРОСПЕКТИВА-67

Собирательные существительные времени на -ль

 

В этом выпуске я ввожу лексико-морфологическую тему, над которой размышляю уже давно: существительные женского рода 3 склонения на -ль,  их значение и словообразовательный потенциал:  пищаль, печаль, усталь, падаль,  невидаль, канитель, метель, постель, купель, капель, колыбель, гибель, качели...

              В академической грамматике суффикс "-аль" вообще не упоминается, а суффикс "-ель" назван непродуктивным. Между тем слова с суффиксами –аль, -ель, -иль – среди самых звучных и выразительных в русском языке, хотя их мало сохранилось от 14 – 18 вв., многие остались в истории языка.

таль - подтаявший снег

прель – все преющее 
настыль - настывшая, намерзшая кора 
застыль - студень 
вызрель - что-л. созревшее 
рдель - рдеющее, красивое 
цвель - плесень 
завяль - завядшие овощи, листья

тужиль – печаль, то, о чем тужат  (Оттого-то вросла тужиль / В переборы тальянки звонкой..., С. Есенин, "Сорокоуст") 
топоцвель - В. Каменский. [1]

 

              О большом потенциале суффикса –аль свидетельствует словотворческое пристрастие к нему Велимира Хлебникова. У него можно найти 42 неологизма с этим суффиксом: зваль, рваль, взорваль, рыдаль, страдаль, видаль, бежаль, сверкаль, зналь, спаль, играль, писаль, цветаль,  леталь, кричаль, молчаль, журчаль, звучаль, скучаль, стучаль, дышаль и др. [2]

               Правда, значения этих слов, и особенно общего им суффикса -аль, трудно уловить из хлебниковских контекстов, тем более, что они часто просто отсутствуют, например, в таком перечислительном ряду:  Зналь/ Бежаль/Леталь/Цветаль/Писаль

              Пожалуй, самое устойчивое в этих новословиях - использование их для обозначения воображаемых музыкальных инструментов, очевидно, по образцу "пищаль" и "свирель":    

              Звучаль/Скучаль/Свисталь/Грохотня/Стучаль/   Звенель/Сопель/Скрипель/Визжаль/ Свирель/Выль/Гудель  (С. 323).

 

Рассмотрим один из самых развернутых хлебниковских отрывков с этими словами:

Призрак быстрых жарирей,/Журчаль искрящихся ручьев/Печаль сонных соловьев,/Бежаль реки, по что, куда?/Видаль руки, чисты года,/ Мне жаль струин родна воды./Стоналями скрипели сосны,/Одевши золотом низы,/ Плескалями бьют волны косны/ В мир купавы и лозы. (С. 284)

Зададимся вопросом: чем бежаль реки отличается от бега реки? Видаль руки - от вида руки?  Журчальручьев - от журчания? Стонали сосен - от стонов? Плескали волн - от плесков?  Конечно, прибавление и повторение суффикса  -аль- создает внутреннюю рифму, усиливает музыкальность стиха, тем более, что и сам по себе этот суффикс звучит мелодично, музыкально. Но кажется, что здесь кристаллизуется и какое-то общее всем этим словам  грамматическое значение. Журчаль плескаль и пр. - это совокупность всех журчаний, плесканий, это  плескание не как процесс, но итог этого процесса, некоторая новая предметность, составленная из всех действий.

плеск – единократный акт плескания

          плескание – продолжающийся процес, развернутый во времени.

плескАль – совокупность всех плесков, собирательная общность всех актов плескания.  

 

бег – действие по значению глаголов "бежать", "бегать".

бегание – процесс этого действия, развернутый во времени.

бежАль – совокупность всех актов "бега", свернутость процесса бегания в собирательной общности всех его моментов и фаз.

 

Если отглагольные существительные на –ние развертывают действие процессуально, во времени, то существительные на –ль,  мотивированные теми же глаголами,  свертывают этот процесс в некую надвременную сущность, сверхвременный образ времени.  "Бежаль" – это  бегание не как постепенный процесс, а как интеграл этого процесса и всех его составляющих.

 

         Поэтому я называю эти слова собирательными существительными времени, по аналогии с такими предметными собирательными существительными, как "листва" (совокупность листьев) или "молодежь" (совокупность молодых людей). Только существительные на –ль собирают не предметы, разделенные в пространстве, а моменты, разделенные во времени. Они обозначают совокупный итог, совместную наличность всех действий, указываемых соответствующим глаголом. Если журчание – это процесс, то журчаль - это совокупность всех журчаний,  как бы уже независимая от того, что журчит, сущая сама по себе,  своего рода платонова идея, отрешенная от своих временных воплощений. Это  действие, возведенное в существительное: вечная наличность, повторяемость журчания: уже не как действия, а как состояния. Значение глагола переходит в значение существительного как собирательного состояния по отношению ко всем действиям, обозначаемым этим глаголом.

 

 Отсюда и удобство этих собирательно-временных существительных для обозначения музыкальных инстументов, в которых заложена бесконечная повторяемость одного и того же звука, звукового действия.Скрипель - то, что всегда скрипит, гудель - то, что всегда гудит.

У современной поэтессы Анны Марасовой есть такие строки:

Вырастают дети среди старух,

За чайком грызут говорель,

И над миром кружится птица Рух,

А под миром - Индирек-зверь.

"Говорель– это совокупность всего, что говорится, уже как бы отделившая от самого процесса говорения и превратившаяся в некую квинтэссенцию, сухую субстанцию, которую можно грызть.

 

Существительные на –аль представляют действие как некое самосущее состояние мира, отделенное от деятеля. Напримерзваль - это не зов, исходящий от кого-то и  обращенный куда-то, это свойство "звать", которое источается само из себя, как бы висит в воздухе. "Звальный воздух" - воздух пронизанный зовами, призыванием, называнием, безотносительно к тому, кто, кому, откуда, куда, для чего.

              Я стою очарованный и оглушенный перед этой далью-звалью.

             Где эта женщина, там всегда рыдаль и страдаль.

"Рыдание и страдание" подразумевали бы, что женщина сама постоянно рыдает и страдает или причиняет кому-то рыдание и страдание, а рыдаль и страдаль обозначают атмосферу, самосущее состояние бытия безотносительно к конкретным действиям или проявлениям данной женщины.

 

-аль - этот суффикс в отглагольных существительных указывает на повторяемость действия, обозначенного глаголом,  переход действия в устойчивое состояние, "вечное возвращение" одного и того же:

играль,  стучаль, кружаль, бываль, меняль, смеяль, трещаль, молчаль, ткаль,  ждаль, скучаль, леталь, бежаль, ныряль, браль, даваль, исчезаль, пускаль, рыдаль, страдаль, зваль... Во всех словах с этим суффиксом  ударение падает на последний слог.

 

Мне представляется, что суффикс  -аль – это исторический соперник  суффикса -ние. Второй пока что победил, но в языке нет вечных победителей, соотношение форм, удельный вес значений все время меняется. Конечно, слова "играние", "кружение", "молчание", "ткание", "рыдание", "страдание", "исчезание" гораздо более обжиты языком, чем "играль", "кружаль", "молчаль", "ткаль", "страдаль", "исчезаль" и пр. Я полагаю, однако, что у этого суффикса есть большое будущее, потенциал словообразовательной продуктивности. Посредством суффикса -аль образуются существительные собирательные по отношению к действиям во времени (а не предметам и лицам в пространстве, как родня, крестьянство, бельё, тряпьё). Поэтому и относятся слова на -аль часто к музыкальным инструментам (пищальтрещаль), что звуки существуют именно во времени, музыка – это чистая временность.

              Играль - это не действие, а состояние бесконечно повторяющегося играния.  "-Аль" привносит значение длительности,  повторности, перехода из действия в состояние

              Ожидание - это один длящийся процесс, а ждаль - это совокупность всех действий ожидания.

              Трещаль - это  бесконечно повторяющийся треск:  не  как однократное действие (треск) и не  как открытый, разворачивающийся процесс (трещание), а как устойчивое состояние, образуемое повтором одних и тех же действий.

              Слова "игра", "треск" не содержат в себе этого повторно-обобщенного значения, хотя и могут его приобретать в определенном контексте. Но семантическое поле этих слов гораздо шире и включает возможную отсылку к однократному действию, например, "кто победил в этой игре?", "в кустах раздался треск".          Слова играль и трещаль подчеркивают именно безостановочный, повторяющийся, многократный, нескончаемый характер действия. А потому и потенциально надоедливый, однообразный, утомляющий. Поэтому слова на -аль могут употребляться в насмешливом, осудительном смысле.

Сегодня биллиард, завтра ипподром... Неужели в этой играли ты и проведешь остаток дней?

Мы целый год кружили по разным странам, и у меня уже голова заболела от этой кружали.

Человек он бывалый, побывал во многих странах мира, но эта бываль не прибавила ему ни ума, ни культуры.

Все молчишь, молчишь. С такой молчалью мы долго не протянем. Когда-нибудь надо сказaть: да или нет.

Он то к ней качнется, то обратно ко мне. От этой качали у меня уже в глазах мелькает и подташнивает.

Только он привыкнет к кому-то  - и сразу бросает, уходит в другое место. И в глазах у него та жебросаль, все время убегают.

Пенелопа ткала, ткала  и не знала, что делать со всей этой ткалью. Стежки и подстежки  ожиданья. Жди меня, и я вернусь, - как будто  внушал ей Одиссей.  - Я жду, жду.. Эта ждаль меня уже состарила, -  отвечала ему она.  И он вернулся.

Он стучал и в сталинские, и в хрущевские времена.  На душе моей печаль, а в ушах моих стучаль

Он долго  ждал и хотел ее, а когда, наконец, встретил постаревшую, ничего не осталось у него от этойхотели.

Нас разобрал смех, хохотали как бешеные. Потом угомонились и стали потихоньку расходиться, но эта смеяль еще долго висела в возухе.

Он говорил: настанет время - и рухнет тюрьма народов. Настанет день - и засовы падут.  Настанет час - и мы поедем в Европу. Настанет...  А я уже тогда сомневалась, что эта насталь будет такой уж прекрасной.

 

Примечания

1. Я привожу эти старинные слова по статье Ю. С. Азарх. Из истории именного словообразования (существительные женского рода на -ль), в кн. Лексикология и словообразование древнерусского языка. М., Наука, 1966, С. 238-254. Как полагает Азарх, "эти существительные образованы бессуффиксным способом от основ отглагольных прилагательных  на -л-, восходящих генетически к действительным причастиям прошедшего времени" (С. 238), например, прелый – прель, усталый – усталь, талый – таль и т.п. Отсюда следует, что это, в конечном счете, отглагольные существительные, поскольку они мотивируются причастиями (формой глагола) и отглагольными прилагательными.

2. Наталья Перцова. Словарь неологизмов Велимира Хлебникова, Вена – Москва, 1995, С.  501. Дальше все ссылки с номерами страниц  приводятся в тексте по этому изданию.

 

_______________________________________________

"Дар слова"  филолога Михаила Эпштейна выходит с 17 апреля 2000 г.

Предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и смотрите предыдущие выпуски по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник в ЖЖ

Новые публикации  (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

Группы Слово года и Неологизм года на Фейсбуке. Присоединяйтесь!

PreDictionary  -  английскиe неологизы


  
  
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное