Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 297 (374)

Проективный лексикон русского языка. 20 февраля 2012

 

Объявлениe:

На Фейсбуке создана группа для обсуждения и отбора самых характерных слов года, для языковой саморефлексии российского общества. Приглашаю всех читателей "Дара" в эту группу:

http://www.facebook.com/groups/slovogoda/

 

Последние публикации:

Куда мы идем? Язык. Общество. Наука

Русский журнал. 31 января 2012

Хитро-добрые. К вопросу о теодицее.

Частный корреспондент. 8 февраля 2012.


 

                     СЛОВА О ПОСТЫЛОМ И НЕЖИВОМ

 

даноело - надоело! так надоело, что и слово это повторять уже надоело, опостылело, отсюда перестановка букв.

 

         Опять Воротицына! - Даноела она мне, пусть оставит жалобу и     идет восвояси.

 

супрохонь - нечто угрюмое, нескладное, затхлое, отжившее, от чего наворачивается тоска, жалость и скука.

 

Слово представляет собой скорнение, или логоморфозу, в нем сращиваются корни: супреть (сопреть), прох (прах), хронь (хоронить).

 

Вся наша жизнь в этом городишке сплошная супрохонь.

Я заглянул в гараж, а там вместо машины супрохонь какая-то.

Я от него ждал научного обоснования, а он подал супрохонь под грифом своего института.

Кричал "супер!", "супер!", а при ближайшем рассмотрении оказалась супрохонь.

Что ни партия в России, то супрохонь.

 

заборянин – тот, кто живет за забором, за изгородью, загородившись от мира.

 

Лесков писал о соборянах, Хлебников о творянах, а первая в мире страна социализма создала новый психотип – заборян.              У нас тут в деревне одно сословие  заборяне. Все живут по своим дворам, никого не видно.

 

мрунк  полуживое существо, маленький зверек, которое стремится к смерти; одно из многих существ, обитающих в человеке.

 

Я встретил своего внутреннего мрунка, с прозрачными, чуть слезящимися глазами.

В нашем офисе половина мрунков, остальные карьеристы.

         Этот котейка -  мрунк по натуре: чуть что - лапы кверху,      изображает мертвого.

         Сначала родился твой мрунк, а потом уже ты. Нельзя быть таким трусливым!

 

 

 

______________________________________________________

Навстречу старо-новому празднику

 

23 февраля - День Терминалий


Историки затрудняются объяснить, почему именно 23 февраля было выбрано как дата воинского праздника - "День Красной (Советской) Армии". Официальное объяснение: "в ознаменование массового вступления добровольцев в Красную Армию в 1918 г. и мужественного сопротивления германским захватчикам, в честь отпора кайзеровским войскам под Псковом и Нарвой". На самом деле, если 23 февраля 1918 года и шли какие-то бои, то скорее с неблагоприятным для советской стороны исходом. Так, Псков был занят 24 февраля ротой немецких самокатчиков (мотоциклистов), причем, согласно донесению командования, город удалось бы отстоять, если бы было оказано какое-либо сопротивление. Однако четыре года спустя, 23 февраля 1922 г., Лев Троцкий подписал декрет Реввоенсовета, объявлявший этот день праздником в честь создания Красной армии в 1918 г.

Сам декрет гОб организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА)х председатель Совнаркома В. И. Ульянов (Ленин) подписал 15 (28 января по н.с.) 1918 года, но на эту дату не обратили внимания, для учреждения праздника она не понадобилась. Позднее, когда Троцкий был осужден и изгнан из страны, датировка праздника становилась все менее понятной. Так, в 1935 году нарком обороны К. Е. Ворошилов в "Правде" отмечал, что "приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".

[1]

Очевидно одно: инициатива празднования 23 февраля принадлежала военному наркому Льву Троцкому, одному из самых эрудированных и глобально мыслящих большевистских вождей, нацеленному на мировую революцию. Для символического укрепления нового строя он искал широчайших исторических параллелей, в том числе и в древнем Риме, которым вдохновлялась еще французская революция, в свою очередь вдохновившая русскую. Мне представляется, что и военный праздник вряд ли был приурочен к случайной дате. Если искать в ней какую-то историческую или хотя бы мифологическую логику, то стоит вспомнить, что именно 23-го февраля отмечалось в древнем Риме как праздник священных границ, нерушимых рубежей - "терминов".

 

Терминус - по латыни пограничный камень или столб, межевой знак; граница, предел (от глагола "terminаre", размежевывать, отделять, разграничивать, заканчивать). Отсюда "термин" - слово с точно определенным значением, например, обозначающее специальное понятие в науке; "терминал" - вводное и выводное устройство компьютерной системы; часть порта, предназначенная для погрузки и разгрузки; "терминация" - завершение, конец.

 

Под терминами в Риме понимались как государственные границы, так и межи частных владений. Кроме большого числа межевых терминов, существовал культ одного Термина: изображавший его камень был помещен в Капитолийский храме, что символизировало нерушимость границ Рима. 


       Земли народов других ограничены твердым пределом; 
 
       Риму предельная грань та же, что миру дана. 
 
              Овидий, "Фасты" 
[2]


Именно эта символика государственных границ, потенциально совпадающих с границами всего цивилизованного мира, была сознательно или бессознательно усвоена советским режимом - при полном попрании изначального смысла этого праздника как освящения границ между частными владениями. 


Российскому обществу, в постсоветскую эпоху утверждения институтов частной собственности, праздник Терминалий должен быть особенно близок. Я предлагаю восстановить исходный смысл этого праздника и отмечать 23 февраля не только как День Защитника Отечества, но и как ДеньТерминалий, праздник Меж и Рубежей. 




О Терминалиях рассказывается в эпической поэме Овидия "Фасты", где излагаются обычаи предания, связанные с  календарем римских празднеств: 

    Ночь миновала, и вот восславляем мы бога, который 
 
    Обозначает своим знаком границы полей. 

    Термин, камень ли ты иль ствол дерева, вкопанный в поле, 
    Обожествлен ты давно предками нашими был.





Учреждение культа Терминов в Древнем Риме приписывалось царю Нуме Помпилию (8-7 вв. до н.э.) и связано с представлением о святости и нерушимости частного владения. Знаменательно, что 23 февраля праздновалось и как последний день старого римского года, тем самым отмечая и важнейшую межу во времени. 


Римляне совершали над межевыми знаками обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, считался проклятым и мог быть оштрафован или даже казнен. Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного знака, термина, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба. Обряд освящался жертвоприношениями и возлияниями - медом, вином, молоком, зерном, пирогами; закалывали овцу или свинью. Терминалии праздновались для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями, сотрудниками, коллегами, соотечественниками, разнопартийцами, всеми, кто разделяется границами - и соединяется ими. Удачно проведенная граница - залог добрососедства. Без терминов, освящающих межи, началась бы междоусобица и война всех против всех. У людей нет ничего более общего, чем границы, разделяющие их. 

Вот как Овидий обращается к термину: 

    Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,
    А без тебя бы везде спорными были поля. 

    Ты не пристрастен ничуть, и золотом ты неподкупен, 
 
    И по закону всегда сельские межи блюдешь.... 

   Если же сдвинут тебя или плугом, или мотыгой, 
 
    Ты возопи: "Вот твое поле, а это его!.."



Термины должны быть столь же почитаемы в обществе, обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и пенаты - римские божества домашней жизни, хранители очага. В сущности, пенаты и термины вместе охраняют покой общества: одни - освящая внутренность дома, а другие - границу участка (двора, поля, надела). 


                                               *   *   *

Как же в современных условиях отмечать этот праздник 23 февраля - День Терминалий? В этот день постарайтесь пригласить в свой дом, на свое празднество не только близких, но и далеких, и воздать должное тем различиям, которые соединяют вас. Одно из правил этого праздника: ни с чем не отождествляться, но и ничему не противостоять. И тождества, и противоположности - это вырожденные различия. На каждое "раз-" есть свое "со-". Радикал пусть почтит консерватора, а консерватор - либерала. Пусть они совместно, с разных сторон, подойдут к тем терминам, которые разделяют их, - как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились к общему термину, чтобы почтить божество, одаряющее их миром. Праздник Терминалий напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без разделения владений невозможно добрососедство, без разделения труда невозможно общее дело.


    С той и с другой стороны тебя два господина венчают, 
 
    По два тебе пирога, по два приносят венка... 

    Попросту празднуют все, и пируют соседи все вместе, 

    И прославляют тебя песнями, Термин святой!



Терминировать, т.е. праздновать Терминалии, действовать в духе почитания терминов - это отгрАнивать свои отношения с другими людьми, с представителями других возрастов, профессий, конфессий, социальных слоев, политических воззрений. Искусство проведения границ - быть может, самое трудное из всех искусств, которые осваивает теперь Россия, более привычная к подвигам преодоления границ. Терминация не имеет ничего общего ни с агрессией, ни с аскетизмом, ни с воинской удалью, ни со смиренным подвижничеством, - это труд разграничения и огранки, выделения формы из хаоса. 

 

Не случайно праздник меж и границ отмечался столь торжественно именно в самой грандиозной из всех  империй древнего мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов - это празднование самой имперской идеи как внутренней неделимости и неслиянности составляющих ее краев и провинций. Вот почему для современной России, все еще остающейся импернией, так важно освящать не только внешние, но  и внутренние рубежи, как знаки своей многосложной целостности. Из всех римских обычаев именно Терминалии в первую очередь стоит ввести в ново-российский календарь, точнее, восстановить в нем исконный смысл этого праздника.

День Защитника Отечества и праздник Терминалий - это в сущности, двуединый праздник: охрана внешних, государственных рубежей - и почитание внутренних рубежей, границ частной собственности, материальных и интеллектуальных владений.


При всей порой избыточной любви России к праздникам, на частную собственность это пока не распространяется. Среди общенародных праздников должен быть и такой, который празднует неоднородность этого народа, разнообразие владений, укладов, внутренних границ, из которых слагается такая огромная земля. Так пусть же Россия, горделиво сознававшая себя третьим Римом, воспримет и тот обычай, которым первый Рим строился изнутри:  День Терминалий, праздник Меж и Рубежей.

Примечания

1.Подробную историю этого праздника и его фальсификации можно найти на многих сайтах:
http://istorya.ru/articles/23fevr.php

http://newcontinent.ru/original/23-february.htm

http://newtimes.ru/magazine/2008/issue054/doc-40407.
html
http://tewton.narod.ru/history/fevral-23.html

http://www.magister.msk.ru/library/trotsky/trotl651.htm


 

2.  Здесь и далее цитаты приводятся по книге:  Овидий, Метаморфозы, М.-Харьков, Фолио, 2000, сс. 395-396. 

         ______________________________________________________

Сетевой проект "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000 г. Каждую неделю подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале

Страница М. Эпштейна на Facebook

Новые публикации  М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

Клуб СЛОВО на Имхонете: сообщества Словотворчество (новые слова), Слово года, Словопрения (дискуссии о языке)

PreDictionary  -  английскиe неологизмы М. Эпштейна

_____________________________________________________________

Kниги Михаила Эпштейна можно приобрести по интернету, напр., на Озоне. В Москве они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3,  тел. 928-35-67, 924-46-80); "Москва" (м. Пушкинская, Тверская, 8, тел. 629-64-83, 797-8717))  "Фаланстер" (м. Пушкинская, Малый Гнездниковский пер., 12/27, стр.3, вход в арку, тел. 629-88-21, 504-47-95); Книжная лавка при Литературном институте (м. Пушкинская, выход к Б.Бронной).

Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков  (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.

Энциклопедия юности (совместно с Сергеем Юрьененом). Нью-Йорк: Franc Tireur, 2009, 479 сс.

Илья Кабаков, Михаил Эпштейн. Каталог. Вологда. 2010, Библиотека московского концептуализма Германа Титова. Малая серия,  344 стр.

Sola Amorе. Любовь в пяти измерениях. Москва, Эксмо, 2011, 496 стр.


  
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное