Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА

Проективный лексикон русского языка. 22 августа  2011


РЕТРОСПЕКТИВА-63

Религиозно-общественные понятия

     Религархия

религАрхия  (religarchy; религия + олигархия; ср. иерархия, букв. священноначалие) - сращение религии и политики  во властных структурах; верхушка церковной иерархии, сросшаяся с государственной. 

религАрх – высокопоставленный религиозный деятель, приближенный к государственной власти, входящий в круг правящей элиты.  

На кремлевских приемах можно видеть религархов рядов с олигархами. Олигархи – высшие иерархи бизнеса. Религархи – высшие иерархи клира. Только достигнув определенных высот, они вписываются в государственную иерархию своим   материальным и символическим капиталом.

Следует отличать религархию от иерократии или теократии. Иерократия - это власть жрецов, священства. Теократия – такой политический строй, когда государством правит Бог. На практике это означает, что церковь или духовный вождь, религиозный лидер исполняют роль руководителей государства (древний Израиль, старый Тибет, современный Иран). А религархия - это встраивание церкви в более сильную государственную структуру, явление гораздо более нам знакомое и по византийским традициям, и по свежайшему постсоветскому опыту.

                                                                    Правосламие

правослАмие  (православие + ислам) – сращение православия и ислама в перспективе религиозно-политической утопии, вырастающей на почве евразийского фундаментализма.

Термин "правосламие" может приобрести актуальность ввиду роста антизападного религиозно-политического фундаментализма, который готов объединить православие с исламом и противопоставить их западному христианству как "либеральному". По логике такого правосламия, у православия больше общего с исламом, чем с католичеством или протестантскими вероисповеданиями. Что же общего? Антилиберализм, антисекуляризм, противостояние светской цивилизации с ее "материализмом" и "рационализмом",  требование, чтобы церковь подчинила себя образование и духовную жизнь общества,  активно вмешивалась в дела государства, срасталась с политической, законодательной, военной иерархией, а в перспективе перерастала в теократию, в государство правосламных аятолл. Сколь ни  выглядит абсурдным – с догматической и исторической точек зрения – религиозный союз православия и ислама против западных ветвей христианства, очевидно, на такую правосламную идеологию есть политический заказ. "Правосламные, объединяйтесь против безбожного Запада". 

      На маковках православных церквей нередко можно видеть полумесяц в основании креста. Можно предположить, что исторически это означает  победу православия над исламом, скорее всего, в результате освобождения от ордынского ига (известны ли кому-нибудь конкретные исследования на тему этой символики?). Но не исключено, что когда-нибудь будет предложено фундаменталистское истолкование этого символа, креста над полумесяцем, как "провиденциального" знака союза православия или ислама.

     В этом контексте вспоминается честертоновский термин "хрислам":

Патрик Дэлрой из "Перелетного кабака" Честертона:

Хэмп: - ... и он собрался скрестить христианство и ислам...

Патрик: - И назвать "хрислам"...

Однако "хрислам" вряд ли подходит для обозначения евразийской утопии, поскольку ее идеологи агрессивно противопоставляют восточное православие западному христианству. Получается именно "правосламие" как оплот ортодоксально–мусульманского фундаментализма против христианского либерализма. Добавлю: если кому–то такая позиция не нравится (как и мне), то претензии именно к ней, к идеологии "правосламия", а не к этому термину, который ее критически обозначает.

------------------------------------------------------------------------------------------

В Нью-Йорке вышла книга моих английских неологизмов PreDictionary

        Ее название - само по себе неологизм, который по-русски можно передать как "предречник", в двояком смысле: "пред-речие" и "предрекать". Это собрание слов, которых еще нет в речи, но которые как бы предрекают ее возможности. Впрочем, многие из этих слов уже вошли или входят в английский язык, например, само слово  "predictionary" (больше 10 тысяч веб-страниц).

       Вот еще несколько новословий:

"protologism" ("протологизм", слово, впервые предложенное для употребления) - 10,300;

“lovedom” (царство любви) - 13,100;

“cerebrity” (интеллектуальная знаменитость; рассудочный, церебральный человек) - 45,600; "syntellect" ("синтеллект", "соразум", совокупный интеллект человечества) -140,000;

“dunch” (еда между ланчем и обедом) - 414,000;

"hu" (сокращение от "human", гендерно нейтральное местоимение 3-го лица, в значении "he or she") - сосчитать нельзя.

      В книге 150 слов, распределенных по тематическим разделам: Повседневная жизнь, Люди и характеры, Эмоции и психология, Любовь и секс, Религия и верования, Общество и политика, Ум и знание, Техника и интернет, Язык, Служебные слова...

        Книгу можно приобрести или скачать здесь.

___________________________________________________________

Сетевой проект "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000 г. Каждую неделю подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в общественном сознании еще не нашлось места. "Дар"  проводит также дискуссии о русском языке, обсуждает письма и предложения читателей. "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству  и мыслетворчеству, введением в лингвосферу и концептосферу 21-го века.  Все предыдущие выпуски.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей по адресу: http://subscribe.ru/catalog/linguistics.lexicon

Клейкие листочки. Философский и филологический дневник М. Эпштейна в Живом Журнале

Клуб СЛОВО на Имхонете: сообщества Словотворчество (новые слова), Слово года, Словопрения (дискуссии о языке)

PreDictionary  -  английскиe неологизы М. Эпштейна.

Новые публикации  М. Эпштейна (с линками)

Гуманитарная  библиотека (философия, культурология, религиеведение, литературоведение, лингвистика, эссеистика)

_____________________________________________________________

Все книги Михаила Эпштейна можно приобрести по интернету, напр., на Озоне. В Москве они есть в магазинах "Библиоглобус" (м. Лубянка, Мясницкая ул. д.6/3,  тел. 928-35-67, 924-46-80); "Москва" (м. Пушкинская, Тверская, 8, тел. 629-64-83, 797-8717))  "Фаланстер" (м. Пушкинская, Малый Гнездниковский пер., 12/27, стр.3, вход в арку, тел. 629-88-21, 504-47-95).

Их можно заказать в маг.  Книжная лавка при Литературном институте (м. Пушкинская, выход к Б.Бронной, Тверской бульвар, д. 25, вход  только с ул. Большая Бронная, тел. (495) 694-01-98; эл. адрес: vn@ropnet.ru). Местоположение на карте.

Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001, 334 сс.

Проективный философский словарь: Новые термины и понятия. СПб.: Алетейя, 2003, 512 сс.

Отцовство. Метафизический дневник. СПб. Алетейя, 2003, 246 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг. (серия "Радуга мысли").  Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.

Великая Совь.  Советская мифология. (серия "Радуга мысли"). Самара: Бахрах-М, 2006, 268 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Слово и молчание. Метафизика русской литературы" М.,  "Высшая школа", 2006, 559 сс.

Философия тела. СПб: Алетейя, 2006, 194 сс.

Амероссия. Избранная эссеистика (серия "Параллельные тексты", на русском и английском) М., Серебряные нити, 2007, 504 сс.

Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18 - 20 веков  (серия "Радуга мысли"). Самара, Бахрах-М, 2007, 352 сс.

Энциклопедия юности (совместно с Сергеем Юрьененом). Нью-Йорк: Franc Tireur, 2009, 479 сс.

Илья Кабаков, Михаил Эпштейн. Каталог. Вологда. 2010, Библиотека московского концептуализма Германа Титова. Малая серия,  344 стр.

Sola Amorе. Любовь в пяти измерениях. Москва, Эксмо, 2011, 496 стр.

 
 
 
 
 
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное