Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'

ДАР СЛОВА 363

Проективный лексикон русского языка. 30 мая 2011

Гостевой выпуск – 27

Сегодня у нас маленький гостевой выпуск – но гость в нем самый почетный: Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954). Это новословия из многотомного дневника, главного творения его жизни, которое медленно, но упорно, том за томом, выпускается в свет усилиями сотрудников музея Пришвина в подмосковном Дунино.

М. Пришвин был нечаянным словотворцем. Это значит, что создание новых слов не входило в его творческие задачи, не было самостоятельной целью, но разнообразило и украшало его литературный язык.  

Вообще всех словотворцев можно разделить на нечаянных, чаяных и отчаянных.

1. Нечаянные – те, у которых новые слова рождаются ненароком, по ходу дела, в попытке выразить какую-то мысль или описать явление. Большинство людей, по сути, нечаянные словотворцы или были такими в детстве. Мы сами не замечаем, как неизвестные, искаженные, передразненные словечки слетают у нас с языка. Конечно, не всем это удается так ловко и красочно, как Пришвину.

2. Чаяные  -  те, кто любят играть со словом и создавать новые слова от случая к случаю. Это не главная их творческая задача, но одна из многих, попутная, побочная. Скажем, Салтыков-Щедрин ("благоглупость, мягкотелый, головотяп, злопыхатель") или Маяковский ("громадьё, прозаседавшиеся, серпастый, молоткастый") – это чаянные словотворцы, для которых неологизм – значимый прием литературной работы.

3. Отчаянные - те, для которых словотворчество – особое призвание, способ творческой самореализации. Они сочиняют новые слова не от случая к случаю, но делают это системно, поскольку преобразование языка – поэтического, литературного и даже общенародного – для них высшая задача писателя. Этот тип встречается крайне редко. На каждую национальную культуру приходится всего несколько отчаянных, т.е. системных словотворцев. В английской литературе это Дж. Джойс, в русской –  Вл. Даль, В. Хлебников, А. Белый, И. Северянин. Не  случайно  первый сам издал словарь, включающий его многочисленние (порядка 14 тыс.) новообразования, а по творческому наследию трех других созданы или создаются (Белый) словари их неологизмов.

     Но вернемся к  М. М. Пришвину. Ниже я публикую его "нечаянные" новословия, любезно предоставленные  Яной Гришиной, сотрудницей пришвинского музея в Дунино, - и выражаю ей глубокую благодарность.

1) омороженные листья

2) подул изнойный ветер

3) вернулись с охоты ожаренные

4) весна (погода) была изморная

      так изморно пройдет весна

5) небо облеглось тучами

6) жара, но замолаживает гром

7) когда-то болото осохнет (Михаил Пришвин. Собр. соч. 1982-1986. Т. 3. С.154)

8) Ясени будто всей массой подошли к старой конюшне и всею густелью свешиваются.

9) 14 Апреля 1941. [Весна] Все это надо прибрать к празднику, озеленить, огладить, оветрить, дать расцвести (М. Пришвин. Пока РГАЛИ. Готовится к изданию в этом году).

 

         Михаил Эпштейн.

Sola Amorе. Любовь в пяти измерениях.

      Москва, Эксмо, 496 стр.

Как уже сообщалось,  моя новая книга поступила в книжные магазины России. Вот несколько ссылок:

В Интернете

В Москве

В Питере

    Аннотация:

Дано ли нам постичь тайну любви? Понимаем ли мы самих себя, когда нас внезапно настигает это чувство? Книга известного филолога и философа, профессора Михаила Эпштейна с предельной откровенностью раскрывает многомерный мир любви, поражая глубиной анализа и парадоксальностью выводов. Здесь есть всё: от лирических признаний и теоретических обобщений до языкового творчества. Читателю откроются тончайшие оттенки любви, разнообразие ее духовных и чувственных проявлений: причуды желания, полеты воображения, нежность и больи В отличие от сексологии, эротология, как она представлена в книге, рассматривает не только физические, но и психологические, художественные, лингвистические, религиозные измерения любви и эроса. Книга предназначена для всех читателей, желающих постичь природу этого вечного и всегда нового чувства в контексте развития современной мысли.

    Оглавление:
Предисловие

     Чеloveк

     Реформация любви

     План книги

I. ПРИЗНАКИ И РАЗНОВИДНОСТИ ЛЮБВИ

 Любовь, Бог и Вселенная

Блуждающий вихрь

Признаки любви

Определения любви

Четыре стороны любви

         Желание

         Вдохновение

         Нежность

         Жалость

         С чего все начинается

Люболь
Многообразие любовного опыта

         Таланты

         Жанры

         Стили

Типы желаний

         Типология 1

         Типология 2

Черновики любви

Фигуры любви

         Веревочка

         Сближение через отдаление

         Наперегонки

         Змея сбрасывает кожу. "Вы" и "ты"

         Невидимый мобильник. Думать о – быть с

         Преизобилие, преизолюбие

Любовь и...

            Любовь и гурманство

            Любовь и дружба

            Любовь и ревность. Вечный двигатель

            Любовь и компьютер

            Любовь и язык

Всеобъемлющий разговор

 

II.  МЕЖДУ ЛЮБОВЬЮ И СЕКСУАЛЬНОСТЬЮ. ВВЕДЕНИЕ В ЭРОТОЛОГИЮ
Наука страсти нежной. Эротология и сексология
Секс и эрос. Хотеть и желать
.

Хитрость желания. Эрос-ирония

Диалогичность желания
Эрос и вещи
Эрос остранения.
  Эротика и эстетика
Эротическое событие. Эротема
Тело и плоть

Сладострастие и разврат
Секс – эрос – любовь
Химера и андрогин
Любовь и "печаль после соития"

III. ПЛОТСКОЕ ЗНАНИЕ
     Как философствуют телом

     Плотское знание
     Тело-сад
     Любовь-кольцо

     Тактильное поле. Волновая теория наслаждения
     Поверхность и глубина
     Дрожь желания, муки наслаждения
     Химия эроса

     Любовь-гроза и научность метафоры
     Научное познание и плотский опыт
     Русская философия и эротический язык
     Желание длиною в мысль и в любовь

Возвращенный рай: телесность в "Песни песней"

         1. Аллегорические и буквальные толковани      

        2. "Книга Иова" и "Песнь песней". Возврат к древу жизни

         3. Мир-сад и образ любящих. Портрет-пейзаж

       4. Любовь: от познания к бытию. Онтологическое толкование

         5. Рай во времени. Восхождение к Началу

 

IV.  ЭРОТИКОН. ЛЮБОВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

Девушка с красной книгой. О любви, случае и возможных мирах

Эротикон, или Обозрение всех желаний
     Предисловие

     Помни о зачатии!
     Прав ли Фрейд?
     О двух революциях
     Асексуальность в литературе и философии (Гоголь и Кант)

     К теории соприкосновения
     Пять родов любви
     Эротика творчества
     Русская красавица
     Немыслимость тела
     Запястье
     Еленология. Опыт построения новой науки

 

V. ЯЗЫК ЛЮБВИ

Любовные имена. Введение в эротонимику

Имя собственное как центр и предел любовной речи   

Чувственная энергия и смысловая универсальность имени   

Грамматическoe умножение имени. Полиморфность                     

Любовные клички. Филонимы и криптонимы

Имя желания. Райский язык                     

Электронные имена. Анаграммы              

Имя как миф                                           

Апофатика любви. Имя и молчание

Мужское и Женское в языке любви.

          Стилевая карьера мата

          Корень мужского действия -ЯР-

          Корень женского действия -ЁМЬ-

          ЯР и ЁМЬ

          Любить любовь

Грамматика любви

      Почему нельзя любить "очень"?

      Любить и нравиться

      Неопределенная форма

ПРОЩАНИЕ С ТЕМОЙ                                                                             

Слог "лю"

Недолюбленность

Любовь больше любящих

Танцующий мост

ПРИЛОЖЕНИЕ.  НОВЫЙ ЛЮБОВНЫЙ СЛОВАРЬ

 

 


  
  
  
  
 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


В избранное