Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
 ДАР СЛОВА
Проективный лексикон русского языка
                                                  22 августа 2005

                                        Дорогие друзья!
Этим выпуском заканчивается летняя ретроспектива "Дара".
С понедельника  5 сентября возобновляются еженедельные новые выпуски.


                                      РЕТРОСПЕКТИВА-14

                          Глаголы мужского действия с корнем -яр-

Ярить
 поЯрить
 заЯрить
 отъЯрить
 вЫярить
 Яриться



Корень "яр" имеет значение: мужское естество, производительная сила; детородный член; мужеское начало  мироздания.  "Яр" соотносится со всем  комплексом славянских мифо-поэтических представлений о Яриле, о весенних обрядах плодородия - ярения. В этом значении корень "яр"  происходит от индоевропейского корня  "jar" (год, весна) и не имеет ничего общего с "яр" - названием оврага, обрыва, заимствованным  из тюрских языков.

У Исаака Бабеля в рассказе "Исусов грех" глагол "яриться" употребляется именно в эротическом значении:

Вода текет, звезда сияет, мужик ярится. Произошла Арина в другой раз в интересное положение, шестой месяц котится, они, бабьи месяцы, катючие.
Но еще Иван Барков  в 18-ом веке пользовался этим глаголом в смысле любовного соития и проникновения, воскрешая в слове "ярила" исконное значение: тот, кто ярит.   Такова его "Загадка 11-ая":

                                 Лежит на мне ярила,
                                    Я тело оголила
                                   И ноги подняла,
                                   Ярить себя дала.
                                     Тепленька,
                                   Тут мокренька,
                                  Как зачал он юлить,
                                  Как зачал он ярить,
                                  И выярив сытенька,
                                   Нигде не гомозит,
                                   Нигде не рагозит,
                                 Но погодя свербится,
                                  Еще хочу яриться,
                        Но быть до той субботы хоть хочется и Ване,
                               Я веник, что парятся в бане.



"Ярить" (с ударением на первом слоге, как в словах "парить", "жарить") - плотски любить, обладать, вступать в половую близость; действовать и/или воздействовать (на кого/что) яро, пылко, страстно, с напором, воодушевлением.
    Солнце парит,
    Землю ярит.
Только начал постоялец ярить добрую хозяйку, как вдруг стук в дверь: хозяин вернулся.

"Если бьет, значит любит" - это вздор. Меня муж  до старости ярил, а ни разу не ударил. Того же и молодым желаю.

Захожу в сарай - а там твой Колька нашу Милку ярит. Увидели меня - и хоть бы одернулись, бесстыжие.

Глагол "Ярить" имеет ударение на первом слоге, в отличие от редкого ныне глагола "ярИть" (вызывать ярость, гнев). Впрочем, у И. С. Баркова ударение стоит на последнем слоге, хотя "ярИть" у него явно означает не злить, а услаждать.

Ярить в расширительном и переносном смысле:

1. Действовать яро, энергично, напористо, решительно, яростно, вплоть до применения насилия; "бить",  "громить, "сокрушать".

Помните, как лихо мы ярили врагов в Отечественных войнах?
Употребляясь в расширительном и переносном смысле, обозначая отношения не мужчины и женщины, а власти и народа, начальников и подчиненных, слова этого корня  приобретают противоположный смысл: не "любить", а "бить",  "громить, "сокрушать", "разделывать".  Такова реальность не только российской жизни, но и вообще социального пространства, которое пересиливает любовное значение корня и заново придает ему смысл ярости.
Наши власти любят  народ только во время выборов, а в промежутке они его  Ярят со страшной силой. Народ терпит, подмахивает, но в конце концов  может и разъярИться.
2. Помногу повторять, твердить, долбить одно и то же, надоедать,  докучать.
Он одну и ту же запись ярит (проигрывает) по двадцать раз в день, у меня от этого рока уже голова болит.

Новый наш сотрудник - старательный, но бестолковый, ярит (долбит) в одну точку, а если не получается - так лезет на стенку.



Производные с приставками: "за-", "от-" "раз-":

заЯрить (несовершенный вид: заЯривать)

1. Войти или вовлечь в половое общение, овладеть.

Ты смотри невзначай Тоньку не заярь: ей еще нет шестнадцати, могут быть серьезные последствия.

Наташа увернулась от Алексея и поплыла. Он одним броском нагнал ее в воде, перевернул и опять заярил,  выбрызгнув из ее тела маленький фонтанчик.

2. Забросить, закинуть, заметнуть.
Смотри, куда Петька мяч заярил - на самую крышу.
3. Занудить, задолбить, затвердить.
Ну что ты заярил одно и то же. Не хочешь идти на повышение - не надо. Тебя никто не упрашивает - была бы честь предложена.
4. Заниматься чем-то с увлечение, страстью, азартом.
 Давай на выходные поедем на дачу и заярим по-настоящему в преферанс.


отъЯрить (несовершенный вид: отЯривать)

1. Отлюбить, "отделать", довести до конца половое общение.

Бывало, муж отъярит ее, повернется к стенке и захрапит,  а она долго еще перебирает в памяти начало их любви и не может понять, куда и почему все исчезло.
2. Отбить, отбросить, отшвырнуть.
Он бумагу редко когда подпишет, чаще отъярит заму, и пошло опять гулять по инстанциям.
3. Сделать свое дело, отработать.
Работа у него - не бей лежачего. Отъярит несколько песенок, помашет ручкой - и поминай как звали.


вЫярить  (несовершенный вид: выЯривать)

В глаголе "вЫярить " приставка "вы" (которая  берет на себя ударение с корневого слога, как и в других глаголах совершенного вида) придает действию смысл усиления, внутреннего исчерпания, завершения, доведения до конца (ср. "выесть", "выпить", "вычерпать").

1. Совершить акт соития, "взять", "познать".
В отличие от глагола "отъЯрить", выражает не законченный результат, а внутреннюю полноту действия.

Тебе, Сева, лишь бы женщину отъЯрить, а мне этого мало, мне нужно вместе с ней пережить это дело, ну как бы вЫярить, вылюбить ее изнутри, а для этого нужно хоть какое-то взаимное чувство.
2. Действовать старательно, энергично,  лихо, с жаром; вытворять что-то необычное.
Тимофей выяривал на гармони свое любимое танго 30-х годов.

Смотри, как гонщик выяривает круги почти по горизонтали.



Яриться (глагол возвратно-взаимного действия от "ярить") - соединяться, плотски любить друг друга.
Кеша наш на побывку приехал, дорвался до своей Клавки - так теперь вовсю с нею ярится, дома почти и не бывает.

Эх, Тима, - вздохнула Глаша. - Тебе бы только яриться. Ты хоть знаешь, что такое любовь? Цветов ни разу мне не дарил.

Деревенские прибаутки:

Пшонка варится,
А женка ярится.

Тот не старится,
Кто много ярится.

_______________________________________________________________________________________

Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар слова"  проводит также дискуссии и конкурсы на лучшие однословия, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.

Подписывайте на "Дар" ваших друзей и знакомых
Форма для подписки - там же, где все предыдущие выпуски

Ассоциация искателей слов и терминов - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.
___________________________________________________________

Дорогие друзья! За последний год у меня вышло несколько книг, подводящих итог тридцатилетней работы. Их можно приобрести в крупных книжных магазинах, а также по интернету (см. отсылки в названиях).

Все эссе, в 2 тт. т. 1. В России; т. 2. Из Америки.  Екатеринбург: У-Фактория, 2005, 544 сс. +  704 сс.

Знак пробела. О будущем гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2004, 864 сс.

Постмодерн в русской литературе. М., Высшая школа, 2005, 495 сс.

Новое сектантство. Типы религиозно-философских умонастроений в России 1970 - 1980-х гг.. Самара: Бахрах-М, 2005, 256 сс.



НОВОЕ СЕКТАНСТВО

Книга воссоздает панораму религиозно-философских исканий поздней
советской эпохи. Читатель знакомится с воззрениями семнадцати сект,
обожествляющих разные стороны действительности: от пищесвятцев -
святителей пищи,  до пушкинианцев - приверженцев пушкинского культа; от
дуриков - современных юродивых, до пустоверцев, верующих в святость
русской равнины и степи... Книга  включает обширные теоретические
предисловия и многослойные комментарии.   Автор прослеживает логику
порождения новых религиозных идей, их соотношение с мотивами Священного
Писания и с историческими судьбами России. Написанная в жанре "комедии
идей",  книга не только впервые излагает содержание новейших вероучений, но
также исследует их как уникальный идеологический феномен первого на земле
пост-атеистического общества. Это своего рода маленькая "сумма теологии"
советского общества накануне его распада.

Чрезвычайно интересная и важная в познавательном отношении книга...  совершенно новый взгляд на структуру русско-советского общества.
                                                                Илья Кабаков

Борхесианская по замыслу книга - образец редкого жанра теологической фантастики...
                                                                Александр Генис

...Может быть, лучший способ понять сознание другого - представить, какую теологию могло бы оно породить.
                                    Вячеслав Курицын.  М. Эпштейн: Новая ересь

Занимаетесь ли вы Россией профессионально или  вам просто нравится смотреть, как мирская скука распадается на тысячи сумасшедших точек света, - вы узнаете в этой книге одну из собственных страстей.
                                                Кэрил Эмерсон (Принстон)

Эпштейн производит поистине необычный расчет с коммунизмом и с идеологией вообще....
                                                   Publishers Weekly

Содержание книги НОВОЕ СЕКТАНТСТВО

ОТ АВТОРА

Титульный лист специального издания

НОВОЕ СЕКТАНТСТВО КАК ПРОБЛЕМА РЕЛИГИЕВЕДЕНИЯ

РЕЛИГИОЗНО-БЫТОВЫЕ СЕКТЫ
Пищесвятцы
Домовитяне
Вещетворцы

РЕЛИГИОЗНО-МЕЩАНСКИЕ СЕКТЫ
Дурики
Провы
Серые

РЕЛИГИОЗНО-НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЕКТЫ
Кровосвятцы
Красноордынцы
Хазаряне

РЕЛИГИОЗНО-АТЕИСТИЧЕСКИЕ СЕКТЫ
Афеяне
Доброверцы
Греховники

РЕЛИГИОЗНО-ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ СЕКТЫ
Ковчежники
Удаленцы
Пустоверцы
Стекловидцы

РЕЛИГИОЗНО-ЛИТЕРАТУРНАЯ СЕКТА
Пушкинианцы

 ИЗ РЕЦЕНЗИЙ НА КНИГУ "НОВОЕ СЕКТАНТСТВО"

Иван Дедов. Даль русской мысли
Пьер Даниэль. Первая социалистическая философия
Густав Шнейдер. От атеизма к язычеству
Роберт Коэн. Несчастное религиозное сознание

ЭПИЛОГ 1990-х

  Атеизм как духовное призвание.
Из архива профессора Р. О. Гибайдулиной.

   Предисловие
1. Био-библиографическая справка.
2. Р. О. Гибайдулина и конец коммунизма.
3. Из работ и дневников 1990-х годов. От богоборчества
 к мирской вере.
4. Полемика о "бедной религии".
5. Последние записи.
6. Проект: "Духовные движения будущего".
ПОСЛЕСЛОВИЕ. КОМЕДИЯ ИДЕЙ

1. Век идей
 2. Pars pro toto
 3. Сколько может быть идеологий?
 4. Идеософия
 5. Третья комедия
 6. Энциклопедия как жанр

Еще один голос

Summary
Предметно-именной указатель
 
 

 

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: linguistics.lexicon
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное