Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
 ДАР СЛОВА  #103 (153)
Проективный лексикон русского языка
                                           15 ноября 2004

                                   Превращения человека (2)

чел
чрезмирный
челозверь, челоптица, челорыба...
челоконь, челомуха, челозмей...


Чел - сокращение от "человек" - может употребляться как самостоятельное слово, например, в фамильярной речи, в разговорном стиле, характерном для современной литературы и журналистики.

        Подходит ко мне один чел и заявляет права на мой бумажник.

        Дима - нормальный чел, звезд не хватает, зато свой в доску.

        С этим челом я не желаю больше иметь дела.



Возможно и футуристическое использование этого слова - как самостоятельное, так и в сочетании с другими основами в составе сложных слов. Как уже отмечалось в предыдущем выпуске,  чел - это "высшее", идеальное, разумное, мыслящее в человеке, а  век - это его "сила",  здоровье, плоть, живой организм,  принадлежность к биологическому виду. Постепенно чел будет все больше отрываться от век, приобретать самостоятельность по мере того, как биологическая основа разума будет заменяться более мобильной, технической основой ("искусственный разум", "киборг" - кибернетический организм).

чел  -  человек, в той или иной мере освободившийся от своего биологического, антропоморфного субстрата, свободно выбирающий свое тело, форму своего воплощения.

        Тусовка была смешанная: люди и челы.

Первый раз встречаю такого чела, с мозгом от IBM и сенсорной системой птицы. Рассуждает, как сокол ясный.

Ты что, чела от человека отличить не можешь? Человек - он и есть человек, а чел сегодня человек, а завтра какой-нибудь луч, или рой насекомых, или мыслящий океан. У него в глазах тоска чрезмирных странствий.


чрезмИрный  (прилагательное от выражения "через миры") - пересекающий границы миров, принадлежащий разным мирам.

        М. Цветаева во всем чрезмерна, а любимый ею А. Белый - чрезмирен.

С открытием черных дыр становятся теоретически возможными чрезмирные путешествия.


Чел- может употребляться и как первооснова сложных слов, указывающих либо на гибрид человека и животного, либо на воплощения разума в небиологических формах материи.

чел-  - первая часть сложных слов, означающих  гибридные существа, мифологические и фантастические создания, помесь человека и животного.

Челозверь, челоконь (кентавр), челолев (сфинкс), челозмея ("змий-искуситель"), человолкчелопес, челокот, челослон, челоптица, челорыба, челокит, челожук, челомуха, челобабочка, и т.д.

"Летят вдали красивые осенебри, но если наземь упадут, их человолки загрызут..." (Андрей Вознесенский, "Оза", 1963).

Герой этого фантастического фильма (Fly, 1986, США) - челомуха. Сначала он человек, но во время телетранспортации в его камеру случайно попадает муха, так что в результате образуется страдающий гибрид.

Персонажи повести В. Пелевина - челожуки, челомухи, челокомары, веселая компания полулюдей-полунасекомых.

Тореадор бьется с быком - и становится им. Челобык - лейтмотив всего творчества П. Пикассо.

Челопес -  архетипическая фигура общества, где заправляли Шариковы.

Мультфильмы и компьютерные игры, где действуют челозвери, челоптицы и челорыбы, - это не только воспоминание о древних мифах, но и своего рода предчувствие грядущих генных мутаций и трансформаций всего живого.

            (окончание в следующем выпуске)

_______________________________________________________________________________________

Афоризм

...Принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал:
    "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю.... Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные."

Джованни Пикo делла Мирандола (1463 - 1494), итальянский мыслитель. "Речь о достоинстве человека" (1489).
-----------------------------------------------------------------------
Памятка  (из прошлых выпусков)

всечеловЕк  -  человек, которому присуще все человеческое, который полно объемлет  и совмещает в себе свойства разных людей (включая представителей разных наций, культур, психологических типов). Всечеловеку  не чуждо ничто человеческое, он сочетает в себе высокое и низкое, доброе и злое, святое и грешное, ангельское и зверское, - все полярности человеческого характера и поведения и то, что лежит между ними. Характерные воплощения всечеловека  - Николай Ставрогин и Дмитрий Карамазов у Ф. М. Достоевского, а также А. С. Пушкин в его же интерпретации.

В отличие от германского Сверхчеловека, который превозносится над людьми, русский Всечеловек объемлет и примиряет собой все человеческое. Он не высокомерен, а соразмерен всему, наиболее полно претворяет в себе и мудрость, и неразумие, и святость, и греховность человечества.
В связи с развитием компьютерных и био-генетических технологий понятие "всечеловек" приобретает новый смысл: целостное существо, сочетающее в себе  свойства машины со свойствами человека. Потенциально бессмертный и всемогущий всечеловек, вобравший в себе всю мощь технических органов, электронных связей, генетических конструкций, компьютерного интеллекта, - останется ли он человеком? Будет ли он любить, страдать, тосковать, вдохновляться? Будет ли он всечеловеком - или сверхчеловеком? По сравнению с накалом противоречий нового всечеловека,  биотехновида, может показаться мелкой борьба в душе "всечеловека" ставрогинского, карамазовского или даже пушкинского типа. (вып. 10)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Этих слов нет ни в одном  словаре, а между тем они обозначают существенные явления и понятия, для которых  в языке и общественном сознании еще не нашлось места. "Дар слова"  проводит также дискуссии и конкурсы, обсуждает письма и предложения читателей.  "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.
Все предыдущие выпуски

Ассоциация искателей слов и терминов - лингвистическое сообщество в Живом Журнале.

PreDictionary  - собрание английских неологизмов М. Эпштейна.

Oбoзрения проективных словарей:
Владимир Губайловский. О проекте "Дар слова" (Новый мир, 2002  #7)
Мария Виролайнен. Протоязык 21-го века.  (Новый мир, 2004 #9)

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: linguistics.lexicon
Отписаться

В избранное