Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дар слова. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Рассылка 'ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.'
 ДАР СЛОВА 66 (106)
Проективный лексикон Михаила Эпштейна


                                               19 мая 2003

                                          Приставка   АМБИ-  (1)
_______________________________________________________________
Приставка амби-. Как она позволяет объединить марксизм с антимарксизмом, патриотизм с антипатриотизмом  и перейти в иную систему понятий. Амбипатия, амбимарксизм, амбипатриотизм и другие амби-.
_______________________________________________________________

                                      ПРИСТАВКА АМБИ- (1)

Международная приставка амби- более полно выражает человеческую природу, чем "про" и "контра" ("за" и "против"),  и позволяет обнаружить глубинную обратимость тех явлений, которые мы привыкли поверхностно противопоставлять.
 

АМБИ- (гр. amphi - вокруг, около, с обеих сторон) - приставка, указывающая на двойственность или обратимость данного явления, которое включает и свою противоположность.

В  философский язык уже вошло слово  "амбивалентность" - сочетание противоположных отношений к одному объекту (хвала и хула, увенчание и осмеяние). Термин был введен швейцарским психиатром Э. Блейлером (1910) для описания противоположных чувств и установок
по отношению к одному и тому же человеку (любовь и ненависть, желание и нежелание,  активность и пассивность и т. д.). В 1912 г. З. Фрейд описал амбивалентность пациента в работе о человеке-крысе: "В нашем влюблённом бушевала борьба между любовью и ненавистью, которые предназначались одной и той же персоне". В русский  гуманитарный язык этот термин ввел Михаил Бахтин, любивший его и  употреблявший чуть ли не на каждой странице своей книги о Рабле: "народно-праздничный амбивалентный смех", "амбивалентыйй образ женщины" и т.д. "Эти ругательства-срамословия были амбивалентными: снижая и умерщвляя, они одновременно возрождали и обновляли. Именно эти амбивалентные срамословия и определили характер речевого жанра ругательств в карнавально-площадном общении" ("Творчество Франсуа Рабле...").

Но приставка "амби" не приросла намертво к  основе "валентность". Она изредка употребляется и в других словах (порой в форме "амфи-" - амфибия, амфитеатр). Эта же приставка может регулярно сочетаться и с другими понятиями, обнаруживая общность или обратимость тех явлений, которые обычно мыслятся как взаимно исключающие.  Для  авторов, желающих одним махом подвести черту под прежними спорами и выйти на новый уровень понимания, приставка "амби-" - самый подходящий прием.


В этом выпуске:

амбипAтия
амбипAт
амбимарксИзм
амбипатриотИзм
амбиментАльность



амбипАтия - сочетание симпатии и антипатии, влечения и отталкивания. амбипАт-  человек, разрываемый на части противоположными чувствами и стремлениями.

Пожалуй,  впервые амбипатия выразилась сознательно, как свойство высокоразвитой личности, у поэта Катулла в его знаменитом стихотворении, обращенном к Лесбии  (фрагмент 85):

Я ненавижу тебя и люблю. Почему же - ты спросишь?
Сам я не знаю, но так происходит, и мучаюсь я.
Дмитрий Карамазов у Достоевского говорит о том, что человек "слишком широк", его одинаково влекут две бездны: верхняя и нижняя, идеал содома и идеал мадонны. В таком смысле Дмитрий, да, вероятно, и сам Достоевский, - ярчайшие представители этой общечеловеческой амбипатии.
Ну что, нравится он тебе? Ведь правда, симпатичный парень? - Не знаю, что и сказать.  Вроде нравится, только шуток его и приколов я не выношу.  У меня к нему амбипатия.


Приставка "амби-" может прилагаться к тем противоположным общественным движениям, направлениям мысли, которые используют сходный круг понятий.

амбимарксИзм  (ambiMarxism) - общая составляющая  марксизма и антимарксизма, которые  вращаются в одном кругу идей: "общество" и "труд", "история" и "личность", "революция" и "прогресс", - хотя и дают им противоположную оценку.

Несчастье многих диссидентов состояло в том, что, как и их правящие оппоненты, они были намертво замкнуты в амбимарксизме с его архивной системой категорий ("базис" и "надстройка" и т.д.).
Марксисты с антимарксистами все еще играют в чехарду: история - личность, личность - история. Все это унылый и ветхий амбимарксизм. Как будто  нет других факторов, таких, как язык и бессознательное, определяющих конфигурацию всего социально-персонального поля.

амбипатриотИзм - противоречивое чувство к отечеству, сочетание любви и ненависти.

Наивно считать, что общество делится на патриотов и антипатриотов. В груди истинного гражданина бушуют глубокие и противоречивые чувства, он всегда - амбипатриот.   П. Я. Чаадаев - ярчайший пример: в "Апологии сумасшедшего" он превозносит Россию  за то же самое, за что выносит ей суровый приговор в "Философических письмах". Этот амбипатриотизм и сделал его одновременно  отцом и западничества, и славянофильства.  Даже такой простой ум, как Некрасов,  понимал и азбучно выразил эту заповедь амбипатриотизма:
    То сердце не научится любить,
    Которое устало ненавидеть.



амбиментAльность - обратимость идейных устремлений, смена убеждений вплоть до полной противоположности.

Русским писателям и мыслителям свойственна амбиментальность -  "превратное" отношение к собственным идеям, способность разворачиваться  на 180 градусов.  В. Г. Белинский раз в несколько лет круто менял свои убеждения:  идейная горячность и амбициозность сочеталась у него с крайней амбивалентностью.  Вл. Соловьев в "Краткой повести об Антихристе" (1900) выставляет в ироническом и демоническом виде свои же заветные идеи: всеединство, универсализм, экуменизм, теократию. Александр Блок, поэт и рыцарь Прекрасной Дамы и Вечной Женственности, впоследствии  посмеялся над нею в образе блудницы,  в "Балаганчике" и "Незнакомке".  Для всех этих авторов характерен сознательный или бессознательный жест иронии, "выкрутас", "передерг",  которым выворачивается наизнанку то, что создавалось десятилетиями труда -  решительность расставания со своим идейным прошлым.

Эту российскую амбиментальность  И. С. Тургенев вывел насмешливо в  "Дворянском гнезде",   в образе вечного студента Михалевича, который признается лирически:

        Новым чувствам всем сердцем отдался,
        Как ребенок душою я стал:
        И я сжег все, чему поклонялся,
        Поклонился всему, что сжигал.


_______________________________________________________________

Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Главная тема  - искусство создания новых слов и понятий, пути обновления лексики и грамматики русского  языка, развитие корневой системы, расширение моделей словообразования. Каждую  неделю  подписчикам  высылается  одно или несколько новых слов, с определениями  и примерами  употребления. Ни одного из предлагaемых слов нет ни в одном из существующих словарей (редкие исключения особо оговариваются). Каждое слово создается автором или гостями проекта и передается всем подписчикам и читателям в свободное пользование. Новое слово может стать символом, мантрой  предстоящей недели,  паролем в общении подписчиков, предметом философской медитации и литературного творчества.

"Дар слова"  проводит также дискуссии и конкурсы на лучшие однословия, обсуждает письма и предложения читателей.   "Дар слова" может служить пособием по словотворчеству, введением в  мир языковых фантазий и мыслительных технологий.

Все предыдущие выпуски

© Михаил Эпштейн
russmne@emory.edu


Не хотите ли подписаться на рассылки?
ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.
Новости компьютерной литбиблиотеки Б.Бердичевского
Кто-то ищет тебя... (Розыск людей)

(не забудьте вписать свой E-майл)

Вниманию авторов рассылок на ГорКоте! Если Вы хотите обменяться со мной формами подписки на Вашу рассылку, просто пришлите мне Ваши код и название. Я вставлю их в этот список и буду рассчитывать, что и Вы сделаете то же самое у себя!



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное