Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ДАР СЛОВА. Еженедельный лексикон Михаила Эпштейна.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

ДАР СЛОВА #14
Проективный лексикон Михаила Эпштейна.
1 декабря 2000


Словa недели:
Видеология
Видеократия


Видеология -  совокупность визуальных средств   воздействия на общественное сознание; обработка умов посредством изобразительного ряда: реклама, кино, телевидение, изобразительные искусства, электронные средства коммуникации.

Примеры употребления:

Видеология  -  идеология эпохи видео.   Высшая ценность  -  не власть,  а  известность,  зрелищность,  наглядность, оче-видность.  Видеология  -  это совокупность тактик и стратегий,  направленных  к размножению своих образов и отпечатков в сознании людей.  Если власть правит извне,  приказом,  повелением,  системой принудительных мер и предупредительных кар,  то слава правит изнутри,  через клетки головного мозга,  через зрительные волокна:  психическая диктатура.  Вместо диктатуры класса  -  диктатура кассеты.  Раньше власть и слава совпадали в одном лице  -  теперь,  в демократических странах,  произошло их разделение.  Слава принадлежит актерам и певцам, власть - финансистам и бизнесменам.  Можно представить общественную систему,  в которой властитель будет наделен бесславием,  канет в неизвестность.

 Видеология  -  это сознание целой эпохи,  которое стало созерцанием,  глазением.  Информационные сети гуще опутывают мир,  чем административные. Идеология разделяла:  плохое и хорошее,  чужое и свое,  полезное и вредное.   Видеология разделяет:  зрелищное и незрелищное,  яркое и тусклое, знаменитое и беззвестное, т.е. основывается на эстетических,  а не на этических категориях.   Если идеология настраивает за или против тех или иных явлений,  действует в двузначной системе оценок (плюс и минус,  белое и черное),  то видеология создает  многоцветные образы,  которые действуют глубже,  как раздражители мозговых клеток,  вызывая подражательную реакцию у адресата видео-воздействия.  Идеология  -  это падшая наука,  с ее членениями,  дихотомиями,  противоположностями;  видеология  -  это падшее искусство с его целостным,  образно-эмоциональным воздействием.  Идеология пытается воздействовать через сознание,  видеология  -  через подсознание.  Идеология взывает к желанному будущему, видеология превращает его в илллюзию настоящего.  Идеология требует поступков,  видеология настраивает на созерцание. На смену разрушенной тоталитарной идеологии выдвигается не какая-то другая, более притягательная и могущественная идеология, а видеология: царство зрительных образов, скользящих по сетчатке глаза, - вместо царства отвлеченных идей, забивающих клетки мозга.

                                         М. Э. Книга книг, 1987

-----------------------------------------

Видеократия - власть визуальных образов и средств коммуникации над общественным сознанием; система наглядных образов и представлений как источник или средство политического господства.

Примеры употребления:

        Понятия "идея" и "вид" образовались исторически из одного древнегреческого корня "эйдос" (еидос). Поначалу "эйдос" означал только наружный вид предмета и лишь постепенно, стараниями философа Платона и его школы, был осмыслен как идея, чистый умственный образ, отрешенный от текучего земного бытия. Так возникло философское учение "идеализм" и соответствующее политическое учение о власти идей - "идеократия". Платон провозгласил высшей задачей человечества создание идеального государства, в котором люди жили бы не по собственным вольным прихотям и мелким страстям, а в согласии с высшими идеями, которые руководили бы людьми как кукловоды, дергая их за нитки разума. Правителями такого государства были бы не наследственные цари, а служители высших идей, носители практической мудрости - начальники-философы, которых на современном языке следовало бы назвать идеологами или, точнее, идеократами.

        Платон был первым провозвестником того царства идей, которое практически было осуществлено в социалистическом государстве, приведя к полному развалу материальной действительности. Марксизм, поначалу обличавший идеологию как ложное, извращенное сознание, сам стал могущественной идеологий - и в этом смысле развитием и увенчанием платонизма. "Плато-марксизм" - так можно назвать идеологию социалистического тоталитарного государства.

        Идеократии 20-го века подвели итог многовековому господству идей, обнаружив их враждебность существованию человека, их разрушительный потенциал и силу жизнеотрицания. Как в свое время заметил Андрей Белый, торжество материалистических идей привело к упразднению самой материи. Закономерно, что крах самой могучей советской идеократии подводит итог и платонову эксперименту со значением слов. На новом витке, преодолев платоническую умозрительность идеи, "эйдос" возвращается к своему первичному и прямому значению "вида". От идеи, как умозрительной конструкции, человечество возвращается к эйдосам в их первичном значении, как наглядным и созерцаемым образам, "видам".  Новый этап госдарственного строительства и соответствующую систему властных средств можно назвать видеократией.

        Телевидение, поначалу расширив власть идеологии, в конце концов само захватило эту власть. Оно оказалось тем магическим средством, которое обратило общество от власти идей к власти видений, позволив превратить любой предмет, даже чисто воображаемый и недостижимый, в конкретную видимость этого предмета. Идея слишком явно отстоит от реальности, тогда как экран сливается с ней до неразличимости. Отвлеченные идеи звали на переделку мира, - не проще ли подделать его? Идеологии перестали быть исторически нужными человечеству с тех пор, как телевидение научилось производить совершенное царство видимостей. Спор всех идеологий, либеральных и консервативных, национальных и космополитических, религиозных и секулярных, завершается их общим поражением - и победой видеологии.

        Вот почему и российская гласность, взорвавшаяся мириадами новых, все более мельчающих и дробящихся идеологий, теперь уступает место зримостям, приходящим по телевизионному каналу. Люди предпочитают глазеть на экран, а не голосить на площади, переключать телевизионные каналы, а не перелистывать стопку журналов. Печать - орудие идеологии, а даже самые лучшие идеологии теперь обесцениваются, как видно на примере демократии. Демократические идеи в России сходят на нет вовсе не потому, что они уступают каким-то другим идеям, националистическим или религиозным. Убыль симпатий к демократам не пополняется ростом симпатий к другим партиям и идеологиям. То, что происходит в России, - это кризис идеологий вообще; если демократия и вытесняется сейчас каким-то иной властной структурой, то именно видеократией. Народ уживается с демократами совсем не потому, что сочувствует их идеям и доволен новой реальностью, а потому что он пленен эйдосами на волшебном экране, который ближе и достовернее, чем реальность за окном, для изменения которой нужно хотя бы выйти из подъезда.

        Подделывать реальность все-таки проще, чем переделывать, да и меньше требуется крови и слез, так что старый марксистский рецепт спасения человечества заменяется более совершенным, маклюэновским [1], где место хирургии занимает целебная оптика. И недальновидность нынешних властей, действующих под влиянием быстротекущих событий, вполне возмещается теми чудесами "дальновидения", которые входят в каждый дом и царят по-домашнему, не нуждаясь в указах из Кремля и лозунгах на площадях. Вместо идей, далеко зовущих, мы теперь послушны "видам", приходящим издалека.

        Но здесь начинается история новой "кратии", таящей не меньше опасностей, чем власть идей. Каждый знает по собственному опыту, что взгляд у людей, насмотревшихся телевизора, становится блаженно-невидящим, как ум людей, наглотавшихся идеологии, становится блаженно-недумающим. Власть идеологии разрушает жизнь - власть видов-эйдосов может опустошить душу. Идеи, прямо враждебные реальности, было все-таки легче распознать, чем коварство эйдосов, дружески льнущих к реальности, обволакивающих ее нежной пеленой подобий.

        В историю России приходит новая ворожба, искус видеократии - возникнут и новые способы сопротивления ей. Возникнут общества отводящих глаза, смежающих веки, глядящих в окно, занавешивающих экран, надевающих кривые очки или вставляющих тусклые линзы... Но это уже будет история инаковидения, потому что инакомыслие в России исчезает вместе с насильственным каноном мысли, а может быть, и вместе с ценностью мысли как таковой.

                                                М.Э. Видеократия, 1992

--------------------------
1.  Герберт Маршалл Маклюэн (1911 - 1980) - канадский социолог, исследовавший роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формировании общества. Ему принадлежит известное изречение: "Media is message" (средства информации - это и есть ее содержание).

-------------------------------------------------
Первые публикации терминов "видеология" и "видеократия":

М.Э. Видеократия.  "Независимая газета", 1992, 27        ноября, с. 8.

М.Э. Видеократия.   "Новое русское слово", 1993, 6-7 февраля, с.18.

М.Э. На границах культур: Российское - Американское - Советское. Нью-Йорк: Слово/Word, 1995,  сс.158-165.



Сетевой проект Михаила Эпштейна "Дар слова" выходит с 17 апреля 2000.  Каждую  неделю  подписчикам  высылается  одно или несколько новых слов, с дефиницией, толкованиями  и примерами  употребления.

Особенность  проекта "Дар слова" в том, что  ни одного из предлагaемых слов нет ни в одном из существующих словарей (редкие исключения особо оговариваются). Каждое слово создается автором проекта и передается всем подписчикам и читателям в свободное пользование. Новое слово может стать рефреном и мантрой предстоящей недели,  паролем в общении подписчиков,  предметом дальнейшей рефлексии и литературного творчества.

Заглавная страница Дара слова


В предыдущих выпусках:

# 1. Однословие
# 2. Сбывчивый
 # 3. Солночь
 # 4. Равнолюбие
# 5. Недочит
 # 6. Любля
 # 7. Kорень -люб- (любь)

# 8 (Большой летний выпуск #1)
Корень  -Яр-  (ярить)
# 9 (Большой летний выпуск #2)
Корень  -Ём-  (ёмить)

# 10. Всечеловек
# 11. Входчивый (ход+чив)
# 12. Хроноцид
# 13. Осонить

Дар слова - Веер будущностей
# 14. Видеология
 

Статьи и заметки к проекту:
Слово как произведение. О жанре однословия
О будущем языка













http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Поиск

В избранное