Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В заключение, добавим, что наша задача в данном случае была не в том, чтобы представить подробный разбор слов (такие вещи мы с вами делали уже много-много раз), а задача была в том, чтобы показать, насколько достоверны т.н. <<достоверные источники>> и насколько они вообще отличаются от <<сомнительных>> источников. И показать еще и то, что может иметь место другой подход к работе с Живой Речью, а не только <<условно-знаковый>>, какой сейчас в подавляющем числе случаев практикуется. А еще напомнить, раз уж такой случай, по поводу толкования слова <<мнить>>, которое взяли для примера на этот раз, незабвенные слова поэта Ф.Тютчева


Если хотите, можете сразу читать на сайте по ссылке http://zovuobraz.ru/kult/read/Modelirovanie-pervichnyh-smyslov-v-slovoobrazovanii.html

Через Язык - к Истокам разумной Жизни - 03 (582).

От дикого Запада до далекого Севера.

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Контакты: zovuzovu@narod.ru, или zovu_pochta@list.ru

Выпуск посвящен выходу в свет февральского номера эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru) , а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

 

ПРАВДА ТАМ, ГДЕ ОНА ВОСТРЕБОВАНА

 

ЧТО ТАКОЕ ПРАВДА – КАЖДЫЙ ПОНИМАЕТ УЖЕ ПО-СВОЕМУ в условиях, когда изначальные смыслы слов давно утрачены, и веками люди ищут правду так, кто сколько о ней знает и её представляет в образах своей души. Вот поэтому-то и получается, что в одном случае ПРАВДА ПРИХОДИТ К ЧЕЛОВЕКУ как радостное открытие, торжественный праздник души, а в другом - как нечто нелицеприятное и поэтому отторгаемое. Не зря говорится – правда глаза колет, когда долго и даже в некоторой степени комфортно, не думая о последствиях, остаются в неправде, но однажды правда открывается. Сюда же относится выражение «ловить рыбу в мутной воде». Каждый ведь понимает, сколько ни мути воду, рано или поздно муть оседает и всё вокруг становится прозрачным. И видно становится то, в том числе, кто жил по правде, а кто во лжи.

В условиях частичного или искаженного понимания правды огромное значение приобретает РАЗВИТОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ, чему как раз мы постоянно уделяем большое внимание. В зависимости от того, у кого как раскрыта способность восприятия, разворачиваются споры и баталии...

(читать полный текст можно в журнале "ЗОВУ РИТМ" за февраль 2025 - http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=412 или по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=1733 )

 

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" ( февраль 2025 ):

( скачайте сразу весь журнал на сайте http://zovu.zovu.ru)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 711) - СЕМЬ НЕБЕС ДО ЧЕЛОВЕКА (Врастание в Реальность)

- «... Никто в этой группе «сумасшедших», с точки зрения кота, не догадывается, что происходит в реальности и почему у кота такая реакция ...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 653) - ПОДРОСТКИ В НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

- «... Виртуальное творчески наполненное пространство «новым» сегодня особенно привлекательно для российских подростков, поскольку позволяет им быстро удовлетворить специфические для их возраста некоторые аспекты восприятия окружающего их мира и самопринятия себя в нём, а также психологические и психические потребности личности ...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 592) - ОТ ИММАНУИЛА КАНТА К ИЛОНУ МАСКУ?

- «... Наша свобода воли несет в себе ответственность не только за собственную жизнь, но и за жизни других. Моральные ценности, такие как честность, уважение и забота, становятся основой для создания справедливого общества...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 582) - ПО ВОЛНАМ ЛЕГКОМЫСЛЕННЫХ ТОЛКОВАНИЙ СЛОВ (Из курса русского языка как родного)

- «... Прозападная лингвистика что там, в Европе, что у нас русский язык одинаково задвигает на второй план, раз нашу то ли «лингвистику», то ли «языкознание» закладывали по-западному, с помощью западных ...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС ФЕВРАЛЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=412 (там же можно скачать и журнал),

а еще можно скачать ЯНВАРский номер по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=411.

 

 

Постоянный адрес полного текста публикации в окружении тематически близких материалов см. по ссылке: http://zovuobraz.ru/kult/read/Modelirovanie-pervichnyh-smyslov-v-slovoobrazovanii.html

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

В этой рубрике продолжаем публикацию новых страниц курса русского языка как родного. Его особенность в том, что сегодня везде (как для русскоязычных, так и для всех остальных) русский язык на самом деле преподается формально, по сути, как иностранный для иностранцев, т.е. в современной цивилизации русский язык как родной не дается нигде. Этот пробел мы и стараемся восполнить.

От редакции

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ СМЫСЛОВ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ

(Из курса русского языка как родного)

 

 

(Продолжение. См. начало в «ЗОВУ РИТМ», апрель-декабрь 2024 и январь 2025)

 

ПО ВОЛНАМ ЛЕГКОМЫСЛЕННЫХ ТОЛКОВАНИЙ СЛОВ

 

В наше время пробуждающегося любопытства к происхождению слов русского языка в сети интернет немало то там, то тут возникают дискуссионные площадки, где люди сообща пытаются разобраться в словах. И здесь некоторые легкомысленные вещи, конечно, трогают. Жаль заблуждающихся! Цепляющихся за соломинку, видя в ней хоть какую-то поддержку. Плывущих по волнам, по изменчивой из-за разных веяний поверхности, не пытаясь нырнуть в глубину в поисках надёжной опоры. Что ж, видимо, не всем дано нырять, и не всем ныряющим дано что-то ценное увидеть. Всё дело в готовности восприятия. Куда смотреть и что высмотреть! Да и сами участники дискуссий порой одёргивают друг друга. Один, к примеру, пишет:

- «…Этимология без опоры на источники попахивает задорновщиной…»

Другой как бы возражает или уточняет:

- «Опора на сомнительные источники попахивает глупостью…»

Однако вопрос ведь в том, какие источники сомнительные, а какие нет. Как однажды хорошо сказано: «а судьи кто»? Хочется спросить в этом месте, есть ли достоверные источники, которые не вызывают сомнений? Ну чтобы не выглядеть глупым?

Читаешь на страницах таких дискуссий попытки ищущих, хватающихся некритично за распиаренные источники, вроде словаря М.Фасмера, как за последнюю надежду, и думаешь, а что же это такое у них: желание спихнуть ответственность за текст на известного лингвиста, как на авторитета (типа, в случае чего, «это не я, это он сказал, он виноват»), или признак отсутствия собственной мысли (т.е. заимствование у другого, чтобы казаться умным и попутно блеснуть эрудицией), или и то, и другое вместе?! И пошло-поехало у них друг на друга: «кому интересно, давайте порассуждаем», «нет ссылок на источники», «а где это можно посмотреть», «надо искать печатную версию словаря» и т.п. Ну им же вообще сказали, что если нет письменных подтверждений, то это «ненаучно». И не важно, что основная масса источников прошлого уничтожено в пожарах, зачищено из цензурных соображений или исчезло в войнах, не считая явных подлогов и подмен. Вот и получается пересказ за пересказом содержания известных справочников, большей частью переливание из пустого в порожнее, и эмоции, эмоции, порой до оскорблений друг друга…

Хочется им сказать, скучно всё это, господа!

Ну хорошо, заглянули вместо одного в другой «источник», и что же им даст переключение с одного источника на другой? Этим же занимаются и сами авторы словарей, как будто все работают по одной чьей-то методике. Словарей, на чей авторитет пытаются сослаться участники той или иной дискуссии по словам. Вот взять в одном только известном этимологическом словаре слово:

МНИТЬ – оно указано как «общеславянское».

Что ж, как говорится, спасибо и на этом! Далее читаем:

«…Суф. производное от той же основы, что лат. mens «ум, рассудок», др.-инд. manyate «думает, помнит», латышск. minet «вспоминать» и т. д…»

Здесь «та же основа» так и не называется, но при этом читателя, который может оказаться не лингвистом и просто поверить прочитанному, отсылают на варианты в трех языках, в которых еще разобраться нужно. Автор сам этимологию слова так и не раскопал, а читателю теперь искать и искать этимологию слова в чем-то похожих словах в других языках, что, пожалуй, редко кто делает и просто поверит печатному тексту словаря. И вообще, ведь это же еще нужно искать другие источники, не будучи уверенным, что в других языках можно будет найти разгадку этого русского слова или хотя бы намёк на него. И безапелляционное резюме лингвиста:

«Отсюда – мнение, мнительный»

Так и подмывает спросить: «И-и-и?.. А где этимология?..»

Это еще привели наиболее простой и наглядный пример. В более сложных ситуациях часто лишь побольше текста, т.е. ссылок на другие языки, и больше предположений на уровне современных лексических или просторечных значений. При этом даже многозначительно прикрываясь мыслями, вроде «надо представить это как предки, а не по-современному» и т.п. Ну, раз рядом с предками не сидели и не слушали их, то получается у них по-современному! Или, видимо, предков нужно тоже представлять так, как предлагается в фантастических историях о Древности. Примерно так же и в словаре М.Фасмера, еще более ориентирующем в поиске истоков русских слов на другие языки, и больше на европейские, включая непременно якобы древние латынь и греческий (прозападная лингвистика что там, в Европе, что у нас русский язык одинаково задвигает на второй план, раз нашу то ли «лингвистику», то ли «языкознание» закладывали сразу по-западному, с помощью западных «специалистов»).

И выходит, «источники-то» на самом деле сомнительные - тенденциозные, идеологически заточенные против русского языка! А наших «отличников», ищущих этимологию слов родного языка по таким сомнительным источникам, базовая основа и методология подобных источников, похоже, мало или совсем не волнует. Сопоставлять не с чем. Ведь они же слушали лекции и читали учебники по сравнительно-историческому языкознанию, истории русского языка, диалектологии и по еще десяткам филологических дисциплин, содержащих тоже ссылки на труды предшественников. Разве можно сомневаться во всём этом, раз ничего другого почти нет.

И вообще, картина как в песне! источников много, а я такой еще маленький и мало знающий, типа, я только учусь. Чему? – А тому, чему учат! Может быть, и обманываться в природе родной речи? Главное же, вписаться в социум! Чтобы затеряться в нем и, быть может, потерять себя? Совсем как в песне Вилли Токарева:

«…Очень часто, очень часто
Задаю себе вопрос,
Для чего, не понимаю,

черт меня сюда принес.
Небоскребы, небоскребы,
А я маленький такой…»

Возвращаясь к словарю, хочется всё же проследить, а почему у составителя в толковании искомого слова, т.е. «мнить», такой ход мыслей? Почему в той же латыни «похожее» звучание им видится в слове «mens», потому что в латыни имеет значение «ум»? Но ведь в слове «мнить» мы только сегодня имеем в виду что-то, связанное с умом? А в латыни еще есть «manus» (это мы намекаем на то, что сами же некоторые лингвисты в корне «мн-и-ть» полагают редуцированный гласный «А»), только вот значение у латинского слова «рука», хотя более похожее звучание «manas» в древнеиндийском обозначает, как ссылается при толковании искомого слова тот же М.Фасмер, «ум, дух, разум», но цитируемый автор и в древнеиндийском берет другое слово, что больше соответствует его ходу мысли. Только нас всё это уже мало беспокоит, в сравнении с судьбой тех студентов и прочих любителей, содержание головы которых таким образом тщательно промывают «прозападной» лингвистической продукцией.

Удивительно только, что все вместе они больше или меньше убеждены в том, что достигли неких вершин, благодаря современной цивилизации, и достигнутое оставят, как наследство, потомкам, которые пойдут в этом направлении «науки» еще дальше, т.е. непременно продолжат беречь весь этот «прозападный» дух в русском языке! По этому поводу в другой работе мы уже высказывались:

«…Тупик лишь потому не кажется «тупиком», что идущие в этом направлении никогда до конца не пытаются идти. Даже логически. И оставляют всё «на потом», т.е., по их мнению, когда-нибудь «наука продвинется» вперёд и «потомки разберутся». А на их век хватит и их нынешних представлений, раз они уже считаются «научными»!.. (В Поисках истоков слова... – РИТМ, Екатеринбург. 2023)

Мы неспроста остановились на этом простом примере. Ведь от глагола «мнить» получается «помнить», и тут же возникает слово «память», которое, оказывается от другого предка, от слова «мять». Они у некоторых составителей словарей вообще ставятся рядом, типа: «древнерусское слово память – от мять (мнить)» и не иначе! А в другом авторитетном словаре: «мять. Общеслав. Того же корня, что лит. minti «мять, топтать, стискивать», ирл. men «мука»... А у М.Фасмера, «др.-лит. mintis – это уже "мысль, суждение"… Можно продолжать и дальше с подробнейшим цитированием, но зачем. В общем, никто из них рядом с предками не сидел, не слушал. С условными знаками (буковками) в «знаковой системе» всё довольно просто, как с числами! Это вам не физику изучать, где еще и доказательные эксперименты нужны. Лингвисты «вычисляют» свои «закономерности» на базе некого множества из учтенных данных по сохранившимся письменам (и языкам). Получается, в итоге «вычисления», почти «математически верно», и этого достаточно. Как на самом деле было, науку уже не волнует! Многих ссылающихся на всё это, похоже, тоже! С чьей-то заказной подачи именно такие «источники», вписывающиеся в «прозападный» тренд, считаются авторитетными, а все отличающиеся «сомнительными».

Затруднения лингвистов можно понять, раз очень многое в языковом прошлом утрачено, включая звуки и произношение, замены и подмены вместо утраченного. В этой, простите, каше действительно трудно уловить закономерности. Грустно лишь то, что вот такие гипотезы и вероятности порой выдаются безапелляционно за языковые факты древности.

Но и нас в этой же ситуации можно понять. Мы, в отличие от «официалов» (или считающихся «научными») не какие-то там «древние» языки реставрируем, а учитываем сохранившиеся на сегодня данные и показываем на их основе, что моделировать природу звуков речи и слов можно с другого принципиально отличающегося ракурса (см. об этом, чтобы не повторяться, в «Азвуке Родной Речи» 2019г. или в «Живой Русской Речи» 2007г.), т.е. по изменениям в корневой системе слов с учетом энергетики (т.е. физики) звучания на разных уровнях пространства восприятия (или как бы резонатора в речевом аппарате целого организма, а не только отдельно ротовой полости). Конечно, и нам приходится учитывать утраченные звуки речи и нюансы огласовки. И в нашем моделировании мы местами совпадаем с «официалами».

К примеру, неспроста с тем же словом «мнить» они выходят на варианты в других языках, где корень в этом слове звучит иначе («мен» в латыни, «ман» в др.индийском и т.п.). Им сложно, потому что они оперируют лишь условными знаками (буковками), а не реальным звучанием в физическом поле пространства восприятия человека, где звучание меняется в зависимости от места, как по нотам в музыкальном инструменте («музыкальность» речи у «официалов» почти не учитывается, хотя это один из важнейших факторов Живой Речи). Хотя вроде бы нужные данные и у них найдены, но рассыпаны по разным местам при описывании других слов. Вот учитываются же в официальных источниках при толковании слова «МАН», значения «человек, мужчина, личность, самец, мыслитель» и т.п. Даже пишут следующее:

«…*man… происходит от праиндоевропейского корня *man-, *mon- или *men-…»

Слышите чередование гласного в корне? Или в другом месте цитируем:

«…Из этимологий, которые связывают его с другими индоевропейскими корнями, наиболее традиционной является «человек-мыслитель», то есть это слово связано с корнем *men- «думать» (родственным «разуму»). Эта этимология основана на том, что люди называют себя «теми, кто думает»…»

Но, видимо, такие выкладки не доходят до некоторых лингвистов, занимающихся словарями, и они фантазируют по поводу глагола «мнить» что-то своё. А ведь пространственно изменения в звучании выкладываются в простую логическую цепочку. Вы же помните, что отсчёт начинается с середины пространства восприятия, от 4-го центра с «А», т.е. в центре будет как раз «ман», что в безударном положении оборачивается звучанием «мън», где безударный редуцируется. Надо учитывать и то, что к моменту появления известных вариантов письменности такие «краткие» гласные уже стали звуками «неясного» качества с последующей путаницей в трактовках. Отсюда и разведение слов с этим корнем в разные стороны (например, нынешние «мнить» и «манить», хотя они одного происхождения). Поэтому и некорректно (даже «научно») опираться только лишь на сохранившиеся письменные источники. Выше, в области, к примеру, 6-го центра, мы с вами как раз найдем тот самый вариант этого же корня «ман» в звучании «мэн» (в результате, получаем не только «мнить», но еще и «мена, менять, перемена» и т.д.). Проверочный корень внизу, во 2-м центре «нэм» (откуда «неметь, немой» и т.д., что первоначально относится к состоянию тела). На этом прервём ход рассуждений.

В заключение, добавим, что наша задача в данном случае была не в том, чтобы представить подробный разбор слов (такие вещи мы с вами делали уже много-много раз), а задача была в том, чтобы показать, насколько достоверны т.н. «достоверные источники» и насколько они вообще отличаются от «сомнительных» источников. И показать еще и то, что может иметь место другой подход к работе с Живой Речью, а не только «условно-знаковый», какой сейчас в подавляющем числе случаев практикуется. А еще напомнить, раз уж такой случай, по поводу толкования слова «мнить», которое взяли для примера на этот раз, незабвенные слова поэта Ф.Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

(продолжение следует)

 

Скачать книги:

- «Азвука Родной Речи. Учебно-просветительское пособие. - РИТМ. 2019» - http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=347

- «Происхождение и состав Родной Речи. Учебно-просветительское пособие. - РИТМ. 2023» - http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=397

- Введение в Родную Речь: Часть 2. Осмысленное словообразование. Учебно-просветительское пособие. - РИТМ. Екатеринбург. 2013. - http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=251

«Родные слова: правильно ли говорим и понимаем?» - РИТМ, 2022. - http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=278

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2025г.)

 

 

Примечание по теме: Мы подготовили для желающих по-настоящему постигать русский язык выставку "Родная Русская Речь" (http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=art&id=72), как выставку электронных книг по живому и родному русскому языку. Книги эти можно заказать и даже ПОЛУЧИТЬ через интернет. Справки и заказ по адресу: Z-Strekoza@narod.ru

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

Справочная информация по уровням вещания и практика:


см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2025.

* * *


В избранное