Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Февраль - это месяц, когда ушел из жизни А.С.Пушкин (1799 - 1837), поэт и просветитель, творческое наследие которого до сих пор полноценно не осмыслено, потому что исследования носили и носят тенденциозный характер, в зависимости от преобладающей моды или идеологии. Мы ценим русский язык, в который огромный вклад внес А.С.Пушкин, и начинаем в феврале публикацию очередной работы по русскому языку и русской словесности.


Если хотите увидеть полный текст публикации в окружении тематически близких материалов, то перейдите на сайт по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=387

Через Язык - к Истокам разумной Жизни - 04 (535).

От дикого Запада до далекого Севера.

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Центр в Екатеринбурге, связь через электронную почту: zovuzovu@narod.ru, или zovu_pochta@list.ru

Если читаете эту рассылку, значит, вышел февральский номер 2023 года эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru), а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

 

ПУТЕВОДНАЯ НИТЬ...

 

 ...Нет ничего удивительного в том, что весь сюжет пушкинской сказки построен на основе архаических мифологем и, по сути, является логичным мифопоэтическим текстом с минимумом инноваций. У поэта был прекрасный сказочный первоисточник. Удивительно другое - насколько бережно А.С.Пушкин обошелся с этим первоисточником, сохраняя все его детали даже в мелочах. Надо подчеркнуть, что и другие сказки А.С.Пушкина, написанные на основе русских народных волшебных сказок, также наполнены богатейшим и архаичнейшим фольклорным материалом, причем, использованным именно в том контексте, который и предполагали древние мифологические тексты ... ... ...

(полный текст и все дополнительные ссылки на источники см. в журнале http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=387)

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (февраль 2023):

(см. полностью все статьи рассылок в журнале или некоторые из них на сайте)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 664) - ИГРЫ ПОЛУРОСЛИКОВ. ПРИЗНАНИЕ ЗАПАДА…

- «... Мы имеем дело с очень страшным противником и мы защищаем от него не только границы своей Родины… Мы защищаем саму основу традиционной культуры, причём как западной, так и восточной...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 606) - О ЧЁМ ЖЕ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ «ЧАС БЫКА»?

- «... Мы воспитали несколько поколений технократически мыслящих советских людей, лишенных твердых нравственных устоев, способных поставить свои корыстные... интересы выше общенародных, а это с неизбежностью ведет к моральной деградации общества...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 545) - ВСТРЕЧИ С УЧИТЕЛЕМ

- «... В сборнике статей представлены воспоминания учеников Галины Сергеевны Шаталовой - известного в России и мире врача, автора системы естественного оздоровления человека...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 535) - В ПОИСКАХ ИСТОКОВ СЛОВА (О «Корнеслове», «Этимологии» и прочих представлениях о Языке)

«...Общее направление в познании истоков Языка и каждого слова усилиями многих ученых и любознательных давно известно. Трудность в другом. В том, что одни искренно заблуждаются, а другие не могут высказать по разным причинам то, что знают...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС ФЕВРАЛЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть (и скачать журнал) по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=387,

а еще можно скачать ЯНВАРский номер по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=386.

 

Начало текста публикации в окружении тематически близких материалов см. по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=387

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

 

Февраль – это месяц, когда ушел из жизни А.С.Пушкин (1799 – 1837), поэт и просветитель, творческое наследие которого до сих пор полноценно не осмыслено, потому что исследования носили и носят тенденциозный характер, в зависимости от преобладающей моды или идеологии. Мы ценим русский язык, в который огромный вклад внес А.С.Пушкин, и начинаем в феврале публикацию очередной работы по русскому языку и русской словесности.

От редакции

 

 

В ПОИСКАХ ИСТОКОВ СЛОВА

(О "Корнеслове", "Этимологии" и прочих представлениях о Языке)

 

 

1.

Увлекательнейшее занятие – докопаться до сути, до истоков Слова. Кто только не занимается этим сегодня. Потому что сегодня, на сломе времен, накануне новой эпохи, которая занимается, зачинается буквально на глазах, каждодневно, это вновь стало важно и нужно. Каждый нуждается в надежной опоре, чтобы выбрать направление и шагать дальше. Мы хотим себе открыть глаза, чтобы видеть шире и глубже! Так давайте же без всяких предисловий и отправимся в путь. Благо, мы с вами не первые. Многие пытались до нас, и будут пытаться после нас. И раз уже есть следы, оставленные предыдущими искателями, то кое-где можно проследовать для общей пользы за ними по их следам. Но с оглядкой, чтобы не оказаться в тупике. Раз много соблазнов легких путей и якобы очевидных вещей, можно ведь и обмануться. «Считается» и «принято» еще не значит, что так и есть на самом деле! Вот почему остаются и сомнения.

Общим местом сегодня считается «условно-знаковый» подход к Языку и принимается за постулат «язык как знаковая система». Многие берут такой посыл за основу и погружаются в языковой материал. Только вот очень трудно читать как сочинения современных лингвистов, так и тексты любителей словесности, потому что все их рассуждения, как правило, основываются на словарных значениях существующих терминов, и тут сразу же возникает вопрос, а кто же составлял эти словари (т.е., по сути, кто куда направляет ход наших мыслей и почему), понимаете? И каждый раз, чуть ли не перед каждым термином, мы оказываемся в положении, как витязь на распутье или как перед любым дорожным знаком, правильность которого и то, что мы не зайдем здесь в тупик, доверившись знаку, никто нам не гарантирует. Надеемся, и вы в курсе о давней «информационной» войне, которая проходит через все науки и сферы познания? И вам понятны наши опасения?

Вот ведь почему настораживает, когда авторы сходу начинают оперировать понятиями «язык» и «речь», «слово» и «корень», «форма» и «содержание», «мысль» и «образ» и так далее. Когда даже каждое из этих и прочих понятий такого порядка не определено удовлетворительно, т.е. не имеют исчерпывающего толкования, чтобы их класть в основу правильных ориентиров в путешествии мысли и нашей Жизни в целом. И получается, что отправляемся мы с вами в путь на одних только догадках и приблизительных суждениях предшественников. Удивительно, конечно, что существует неопределенность огромного масштаба в познании Языка, когда сегодня имеется библиотека по языкознанию из сотен тысяч книг, даже пролистать которые не хватит целой жизни! Но, по сути, глядя на них и даже имея филологическое образование, можно только восклицать, как легендарный Сократ в конце дней своих: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие и этого не знают»!

Общее направление в познании истоков Языка и каждого слова усилиями многих ученых и любознательных давно известно. Трудность в другом. В том, что одни искренно заблуждаются, а другие не могут высказать по разным причинам то, что знают. В том, что одни заинтересованы, чтобы открыть подлинное направление познания, а другие наоборот, отвратить от него, чтобы люди заблуждались и становились слабыми, зависимыми, нуждающимися не только материально, но и умственно. И пока есть такие частные интересы, будут существовать и препятствия вольной мысли.

Поэтому нельзя считать и наши дальнейшие мысли окончательными и бесспорными. Мы с вами просто ищем. Ищем истоки слова в условиях почти полной неопределенности, если только не будем наивно доверяться навязываемым догмам и стереотипам, в виде «наук» или «авторитетных мнений». В условиях почти полной неопределенности можно ведь начинать с любого места и с любого слова. С того места, где оказались на данный момент.

Интересно и то, что мы предложили отправиться в путь без всяких предисловий, а оно вот само получилось таким образом! Ну и ладно, раз так случилось.

И еще, наверное, есть резон посмотреть немного со стороны, иначе существует риск попасть в плен уже сложившихся представлений и принятых на сегодня теорий, которые все-таки во многом гипотетичны, хотя об этом часто и умалчивают, когда пишут статьи и монографии. Это ведь легко – проехаться по асфальтированной дороге, по которой якобы «все ездят» (имеется в виду формализованная «научная лингвистика»), но кто же даст гарантию, что можно завтра или в конце пути заехать не туда. С учетом возникающих обстоятельств, когда в условиях тотальной «формализации», «буквизации» и «цифровизации» Язык мертвеет на глазах и подменяется искусственными образованиями, и отправляемся в путь. Вот почему любопытно посмотреть и на те поиски направления, которые остаются в стороне от «столбовой дороги», разобраться в том, почему эти поиски остались или оставлены в стороне.

К примеру, ведь ценнейшие мысли были и есть по сей день в «Славянорусском Корнеслове» Александра Семеновича Шишкова (1754 - 1841), языковеда и министра просвещения в свое время; его мысли, которые актуальны и сегодня, два с лишним века спустя, как будто сказаны о сегодняшней ситуации, если задуматься. Вот смотрите, что им сказано было давно о том, чтобы:

«…Уличать иностранных писателей в их ложных о нас мнениях... Если выписать из книг их все те места, где они рассуждают о России, то ничего не найдем мы в них, кроме хулы и презренияНам бы надлежало вывесть их из сего заблуждения; показать им, что они обманываются; дать им почувствовать древность нашего языка, силу и красноречие священных наших книг и многих оставшихся еще памятников. Нам бы надлежало отыскать, собрать, представить в совокупности разные рассеянные в летописях и других старинных повествованиях верные свидетельства, что предки наши были не дикие, что они имели законы, нравственность, ум, рассудок и добродетели. Но как сделать сие, когда мы, вместо любви к языку своему, всячески от него отвращаемся? Вместо вникания в собственные наши хранилища, вникаем только в сплетаемые на чужих языках о нас сказки и сами ложными их мнениями заражаемся?..»

Особенно это трудно, когда и сегодня не учитывается то обстоятельство, что даже в науку о русском языке базовые положения заложены были в то время, когда царила мода на все «западное» и на ниве русского языкознания случались западные и прозападные ученые. Если для А.С.Шишкова это было очевидно, то на сегодня утрачено понимание, что «русское языкознание» сложено формально, по западным лекалам. И многим начинает казаться или кажется, что раз «русское языкознание» описывается на русском языке, значит, и метод его «родной». Размыто понимание русского языка «как родного» и «как иностранного» настолько, что и граница между ними условная, формальная. Настолько, что и сегодня на русский язык продолжаем смотреть «западными» глазами и изучать его по западным стандартам. Как будто и не прошло более двухсот лет с исследований А.С.Шишкова, когда он пишет:

«…Не знаю, можем ли мы, просвещенные, похвастать тем пред нашими предками, которых иностранцы, и мы за ними, именуют невеждами и варварами…»

Это очень печальная ситуация, когда сегодня открываешь этимологические словари, которые якобы о происхождении слов русского языка, но видишь там сплошь отсылки в толкованиях на другие языки, и когда, выходит, русские слова либо заимствованы от кого-то, либо имеют неясное происхождение! И можно нести любую околонаучную белиберду под видом науки. Как будто и не было предостережений А.С.Шишкова и пребываем в умственной зависимости от «прозападных» специалистов, и не было таких вот напоминаний от академика и просветителя времени А.С.Пушкина (1799 – 1837), как в сочинении того же А.С.Шишкова:

«…Если потомство людское не было прервано, то и прохождение языка из уст в уста не могло быть остановлено; ибо сын всегда говорит языком отца своего.Никогда народ, происходящий от другого народа, не бросал языка предков своих и не производил нового, особо им составленного…

Для смешения языков не было надобности разделять их на многие первобытные языки; но довольно было из одного и того же языка сделаться разным наречиям, дабы люди (как мы то и ныне видим) перестали друг друга разуметь…

Таким образом, первобытный язык исчез сам по себе,но существует во всех языках,в иных больше, в иных меньше. Он существует в них не словами своими, но корнями,из которых каждый язык произвел свои ветви. Наречия, весьма одно от другого отдаленные, почитаются уже особыми языками. Это происходит оттого, что некоторые слова забываются, другие изменяются, третьи вновь выдумываются и входят в употребление. Но забытое слово не престает иногда существовать в происшедших от него ветвях, измененное остается часто не изменившимся в корне, новое обыкновенно производится от старого.

Таким образом, как бы новейший язык ни отошел далеко от первобытного своего образа, однако следы его остаются в нем приметными и не изгладившимися. При старании можно до них добраться...

Существует ли ныне такой ближайший к первобытному язык? Если существует, тогда народы, говорящие отдаленными наречиями, могли бы отыскивать в нем корни и происхождение своих слов…

Я же вхожу только в корнесловие. Когда исследование слов разных языков показывает великое и всеобщее отношение их к славенскому языку,то как история, так и язык, одно другим взаимно подкрепляемое, ведут к несомнительным заключениям. Я не по слепому пристрастию к отечественному языку моему, не по мечтательным догадкам,но по истинному и точному исследованию многих языков и наречий, мнению моему справедливое основание полагаю…»

Видимо, сказанное в этих строках и есть одна из основных причин, почему «прозападная лингвистика» русского языка оставила А.С.Шишкова на обочине науки о русском языке. Уж очень неудобно его имя и его мысли включать в статьи и монографии, раз они так сильно выбиваются от «прозападной» моды и тенденциозности. К примеру, если заглянуть в этимологические словари на простое слово «НАЧАЛО», то можно заметить, что оно производно от глагола «начать» и далее (цитируем словарь):

«…Глагол «начать» заимствован из старославянского языка… Интересно, что слова «начало» («начать») и «конец» («кончить») имеют общий индоевропейский корень…»

Это не бред! Ни для кого же не секрет, что есть «сравнительно-историческое языкознание» и гипотетический «индоевропейский» праязык, изобретенный научными лингвистами. Вот примерно так оно, слово «начало», если сократить текст, толкуется в авторитетных источниках на основании современной науки о русском языке. Сойдет же и так, на уровне полного невежества для наивных?! Судя по наблюдениям, как распространяется подобное неразличение черного от белого, тьмы от света в интернете по соцсетям в качестве «занимательной этимологии» и сегодня, когда пробуждается интерес к родному слову, прозревать и выкарабкиваться из тьмы многим еще долго! С русским языком стало гораздо хуже, чем во времена А.С.Пушкина, когда у того же А.С.Шишкова были вполне здравые суждения (цитируем):

«…Отыскание корня не всегда легко… Разберем, например, слово начало… Нужно сообразить его с другими того же корня ветвями: начать, начинаю. Из них ветвь начинаю покажет нам тотчас, что в ней на предлог, чин корень… Итак, корень есть ЧИН (от которого в слове начало осталась одна только буква Ч); начинаю значит приступаю к произведению в действо предначертанного в уме моем чина, то есть, порядка, устройства. Так коренное значение во всех происшедших от этого корня ветвях будет для меня ясно…»

Но уже совсем это не ясно для тех, кто сегодня не видит и не слышит разницы между русскими корнем «ЧИН» (от которого «начать, начинать, чинить») и корнем «КОН» (от которого «конец, закон» и прочие производные). Таковы они, плоды прозападной лингвистики в русском языке!

Ну и как, продолжаем дальше?..

(продолжение следует)

 

(Российский Институт Творческого Мастерства - РИТМ. – 2023г.)

 

... ... ...

 

(Обновленную версию книги «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем?» можно скачать с сайта по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=278)

 

 

 

СКАЧАТЬ:

1. Введение в Родную Речь. Часть 2. Осмысленное словообразование. Учебное пособие. (Новая школа: основной курс). - РИТМ. Екатеринбург. 2013г. ( http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=251)

 

ЗАКАЗАТЬ:

2. Введение в Родную Речь. Часть 1. Осмысленное звуковедение. Учебное пособие. (Новая школа: основной курс). - РИТМ. Екатеринбург. 2013г. (см.информацию здесь: перейдите по ссылке http://zovuobraz.ru/kult/read/Vvedenie-v-Rodnuju-Rech.html) -

3. Смысловой Толковый Словарь Живого Русского Языка. Четвертое дополненное и переработанное издание (2200 слов + 300 имен). - РИТМ. Екатеринбург. 2014г.

 

Примечание по теме: Мы подготовили для желающих по-настоящему постигать русский язык выставку "Родная Русская Речь" (http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=art&id=72), как выставку электронных книг по живому и родному русскому языку. Книги эти можно заказать и даже ПОЛУЧИТЬ через интернет. Справки и заказ по адресу: Z-Strekoza@narod.ru

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

Справочная информация по уровням вещания и практика:


см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать бесплатно) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2023.

* * *


В избранное