Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Белорусские юридические новости от юриста Ильи Латышева (новая редакция Закона 'О защите прав потребителей')


Добрый день, уважаемые подписчики!

 

16 января 2009 г. вступает в силу новая редакция Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей".

Белорусское законодательство и до этого считалось одним из самых жестких в мире актов в области защиты прав потребителей. Каким оно будет считаться после вступления в силу новой редакции Закона, остается только догадываться.

 

 

Новая редакция Закона доводит защиту прав потребителя практически до абсолютной, значительно расширяя перечень ответственных перед потребителем субъектов.

 

Если пару лет назад информация о том, что к ответственности потребитель сможет привлечь не то что продавца, а даже импортера приобретенного им товара, воспринималась как неудачная шутка, то теперь это станет реальностью.

 

Кроме импортеров, от руки потребителя дополнительно к продавцам и производителям товаров теперь могут в определенных случаях «пострадать» и поставщики товаров, и представители производителей, и ремонтные мастерские.

 

Новая редакция Закона прибавляет обязанностей субъектам, находящимся «по другую сторону прилавка» от потребителя.

 

У продавцов товаров добавляется обязанность предоставлять потребителям информацию не только о себе и производителе товара, но также при их наличии – об импортере, представителе, ремонтной организации, которая уполномочена изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) техническое обслуживание товара.

 

Новая редакция Закона более жестко подходит к установлению гарантийного срока на реализуемые в Республике Беларусь товары (выполняемые работы, оказываемые услуги).

 

Во-первых, новая редакция Закона вводит обязанность изготовителя (исполнителя) устанавливать на товар (результат работы, услугу) гарантийный срок в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством.

 

Во-вторых, новая редакция Закона вводит норму о том, что гарантийный срок на товар, который производится за пределами Республики Беларусь, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного законодательством Республики Беларусь для аналогичных товаров, производимых на территории Республики Беларусь. Если изготовитель иностранного товара установил гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок, предусмотренный законодательством для аналогичных товаров белорусского производства, гарантийный срок, предусмотренный законодательством, на такой товар обязан установить поставщик (читай – импортер, поскольку именно он ввозит товар на территорию Республики Беларусь).

 

В-третьих, если изготовитель и поставщик не установили на товар гарантийный срок либо установили его меньшей продолжительности, чем установлено белорусским законодательством, обязанность установить на товар гарантийный срок ложится на его продавца.

 

Таким образом, теоретически получается, что товары без гарантийного срока (в случаях, когда гарантийный срок в соответствии с белорусским законодательством должен быть установлен) в Беларуси продаваться не должны. В любой ситуации Закон определяет субъекта, обязанного установить на товар гарантийный срок.

 

Для продавцов действует еще одно правило – они не вправе устанавливать или объявлять гарантийный срок на товар меньше гарантийного срока, установленного изготовителем (поставщиком).

 

Далее новая редакция Закона наделяет продавцов еще одной новой обязанностью - обеспечивать возможность технического обслуживания (за исключением недвижимого имущества) и ремонта товара в течение гарантийного срока, а если гарантийный срок не установлен либо составляет менее двух лет, - в течение двух лет со дня реализации потребителю товара, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором.

 

Сходная обязанность есть и у изготовителя товара, причем она действует не только в течение гарантийного срока на товар, но и в течение всего срока службы товара. Поэтому не совсем понятно, насколько целесообразно дублировать такую обязанность на время гарантийного срока на товар, распространяя ее на двух субъектов. Более логичным, на наш взгляд, было бы предусмотреть, что продавец товара несет такую обязанность в случае ее неисполнения изготовителем товара.

 

Из нововведений новой редакции Закона, которые могут коснуться продавцов, можно упомянуть также норму о том, что товар ненадлежащего качества потребители теперь вправе возвращать без потребительской тары (упаковки). Если раньше отсутствие потребительской тары зачастую было формальным основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, то сейчас такой «зацепки» у продавцов не будет.

 

Также изменился подход законодателя к возврату непродовольственных товаров надлежащего качества. Если раньше требование о возврате такого товара потребитель мог заявить только в случае отсутствия у продавца аналогичного товара, подходящих потребителю параметров, то сейчас это требование потребитель вправе заявлять продавцу изначально.

 

Кроме того, достаточно подробно новая редакция Закона урегулировала обязанности продавца в случае продажи товаров по образцам (в том числе и через Интернет-магазины). Но их рассмотрение – это тема отдельной статьи.

Более подробно обзор нововведений новой редакции Закона "О защите прав потребителей" вы можете прочитать в статье на нашем сайте.

Обсуждение потребительских вопросов - на нашем форуме по правам потребителей.

 

С уважением,
Илья Латышев

Автор и ведущий рассылки

ilat@ilat.info
www.ILAT.info
www.verdict.by


В избранное