Жилищное право
Электронный журнал Консультации Дата обновления сайта 12 января
Жилищное право:
актуальные вопросы законодательства
В продаже выпуски № 2,3,4 электронного журнала «Жилищное право: актуальные вопросы законодательства».
Распространяется только по подписке электронной почтой. Правила оформления заказа и цены на сайте www.gilpravo.ru в разделе "Электронный журнал"
О признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий
При решении вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий следует исходить из учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
Ситуация. В 1999 году Р. был выдан государственный жилищный сертификат на состав семьи из 3-х человек, по которому он приобрёл в г. Советске Калининградской области квартиру общей площадью 53,1 м2. Во время прохождения военной службы в августе 2004 года в г. Душанбе Республики Таджикистан у Р. родился второй ребенок. После возвращения в город Советск Р. обратился в жилищную комиссию с просьбой принять его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. 18 октября 2006 года жилищная комиссия
отказалась признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Это решение было утверждено командиром войсковой части.
Судебные решения. Считая свои права нарушенными, Р. обратился в гарнизонный военный суд, который в удовлетворении его требований отказал. Флотский военный суд оставил это решение без изменения.
Президиум флотского военного суда отменил судебные постановления по делу и принял новое решение, удовлетворив требования заявителя.
Военная коллегия нашла, что постановление президиума подлежит отмене с оставлением в силе решения и кассационного определения по следующим основаниям.
Основания.
При обосновании признания действий командира по вопросу утверждения решения жилищной комиссии в отношении Р. неправомерными суд надзорной инстанции исходил из того, что учётная норма, установленная органом местного самоуправления, подлежит применению при постановке на учет для получения жилых помещений лишь в самих этих органах, но не в органах, обеспечивающих граждан, в частности военнослужащих, жилыми помещениями из государственного жилищного фонда. В последнем случае при оценке нуждаемости граждан в жилье
необходимо руководствоваться нормативно-правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Однако подобное обоснование является ошибочным.
Как следует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с п.п. 4 и 5 ст. 50 Кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. И хотя п. 6 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено положение, в соответствии с которым законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий граждан
допускается установление иных учётных норм, данное положение к военнослужащим, проходящим службу на территории Калининградской области, неприменимо, поскольку действие ст. 1 Закона Калининградской области от 21 декабря 2005 года № 706 "О порядке предоставления по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Калининградской области", устанавливавшей учётную норму в 18 м2, распространялось лишь на работников государственных учреждений бюджетной сферы Калининградской области, к которым подполковник
Пограничных войск Российской Федерации Р. не относился, так как являлся военнослужащим федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации не делает в этой части каких-либо исключений для граждан, обеспечиваемых жильём за счёт средств государственного бюджета, в сравнении с гражданами, обеспечиваемыми жилой площадью из муниципального жилищного фонда.
К тому же Закон Калининградской области от 21 декабря 2005 года № 706 "О порядке предоставления по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Калининградской области", применить который к себе требовал Р., в настоящее время отменен, а установленная в нем учетная норма жилой площади в новом принятом Калининградской областной Думой Законе Калининградской области от 3 июля 2007 года № 151 "О специализированном жилищном фонде Калининградской области" отсутствует.
Исходя из изложенного и с учетом того, что Р. обеспечен жилой площадью на каждого из четырех членов семьи более чем по 10 м2, мнение командира воинской части в жалобе о том, что постановление президиума флотского военного суда по данному спору вынесено без должных правовых оснований, является обоснованным.
(См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 кв. 2007, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 27.02.2008)