Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Жилищное право: актуальные вопросы законодательства


Жилищное право:
актуальные вопросы законодательства

В продаже выпуск № 2 (сентябрь) электронного журнала «Жилищное право: актуальные вопросы законодательства».
Распространяется только по подписке электронной почтой.
Содержание выпуска № 2, правила оформления заказа и цены на сайте www.gilpravo.ru в разделе "Электронный журнал"

Новости

О порядке рассмотрения разногласий

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» постановлением Правительства РФ от 07.04.2007 № 208 утверждены Правила рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса.

Названные Правила определяют порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении тарифов и надбавок, установление которых предусмотрено Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Основанием для рассмотрения разногласий является заявление одной из сторон, поданное в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), контроль за их применением, в течение 30 рабочих дней с даты принятия органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, решения об установлении тарифов и надбавок или об их досрочном пересмотре.

В случае подачи заявления позже установленного срока оно может быть принято, если причины опоздания будут признаны уважительными. Ходатайство о принятии заявления в этом случае рассматривается в течение 10 рабочих дней с даты его поступления.

Указанные разногласия рассматривает Федеральная служба по тарифам, которая по результатам рассмотрения разногласий принимает обязательные для исполнения решения не позднее 60 рабочих дней с даты принятия заявления.

Рассмотрение разногласий осуществляется на согласительных совещаниях с приглашением сторон. Стороны должны быть извещены о дате, времени и месте проведения согласительного совещания не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.

Разногласия могут быть рассмотрены в отсутствие представителей сторон (стороны) на основании их письменного заявления или в случае неявки стороны (сторон), если они были письменно уведомлены о месте и времени рассмотрения разногласий.

Ход рассмотрения разногласий отражается в протоколе. Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, оформляется приказом, направляется сторонам в течение 5 рабочих дней с даты его принятия и подлежит опубликованию в информационном бюллетене федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок.

Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, подлежит исполнению в течение 1 месяца с даты его принятия, если в решении не указан иной срок.

Решение, принятое по результатам рассмотрения разногласий, может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Названные Правила подлежат применению после вступления в силу акта, регламентирующего основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, утверждаемого Правительством РФ.

Новости. Москва

Порядок заключения договоров управления многоквартирными домами в Москве

Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы от 29.03.2007 № 439 утвержден Порядок заключения, учета и хранения договоров управления многоквартирными домами, в которых имеются квартиры, находящиеся в собственности города Москвы (далее - Порядок).

Установлено, что все договоры управления многоквартирными домами, в которых имеются квартиры, находящиеся в собственности города Москвы, подлежат обязательной учетной регистрации в Реестре собственности г. Москвы в жилищной сфере (Реестр СЖС)

Названный Порядок разработан в целях обеспечения полномочий Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы как представителя собственника - города Москвы в отношении жилых помещений по заключению договоров управления многоквартирными домами с выбранными на общих собраниях собственников помещений управляющими организациями.

Порядок применяется при заключении договоров управления многоквартирными домами, содержащих утвержденные в определенном федеральным законодательством порядке обязательные условия, установленные для таких договоров. При отсутствии в договорах утвержденных в определенном федеральным законодательством порядке обязательных условий, такие договоры подписанию не подлежат.

В частности, установлено, что при поступлении подписанного управляющей организацией договора (в 2-х экземплярах, при наличии в соответствующем многоквартирном доме только жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы; в 3-х экземплярах, при наличии в соответствующем многоквартирном доме жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы) в Управление Департамента в соответствующем административном округе проверяется наличие в протоколе общего собрания собственников помещений решений об утверждении условий договора управления многоквартирным домом, а также соответствие Договора требованиям законодательства.

Обязательными условиями Договора в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ являются:

1) состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого будет осуществляться управление (утверждается уполномоченными органами исполнительной власти или общим собранием собственников помещений);

2) перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня;

3) порядок определения цены Договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения;

4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по Договору;

5) срок Договора;

6) порядок изменения и расторжения Договора;

7) ответственность сторон Договора;

8) обязательство управляющей организации по обеспечению исполнения своих обязательств по Договору.

При соответствии решения общего собрания собственников помещений и представленного договора требованиям законодательства начальник Управления Департамента в административном округе подписывает от лица Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы представленные экземпляры Договора.

При наличии в доме жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, начальник Управления Департамента в административном округе подписывает представленные экземпляры Договора после их подписания уполномоченным лицом от Департамента имущества города Москвы.

Если в протоколе общего собрания собственников помещений вопросы об утверждении условий Договора отсутствуют или при утверждении условий договора не соблюдены требования законодательства, то управляющей организации, представившей договор, направляется мотивированное заключение о нарушении требований законодательства.

Подписанный сторонами в установленном порядке договор управления в двух экземплярах (в 3-х экземплярах, при наличии в доме жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы), копии протокола общего собрания собственников помещений, схемы распределения долей, письменного решения Управления Департамента в административном округе по соответствующему общему собранию собственников помещений и распоряжения префекта административного округа об утверждении описания помещений общего имущества в соответствующем многоквартирном доме или описания общего имущества в таком доме (при наличии) направляются в Управление Реестра объектов собственности города Москвы в жилищной сфере для последующей учетной регистрации в Реестре СЖС.

После осуществления учетной регистрации в Реестре СЖС оригинал договора в 2-х экземплярах (в 3-х экземплярах, при наличии в доме и жилых, и нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы) передается в Управление Департамента в административном округе.

Судебная практика

О плате за содержание и ремонт жилого помещения

27 февраля 2007 г. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассмотрела гражданское дело по кассационной жалобе Х. на решение Верховного Суда РФ от 27.11.2006 г., которым было отказано в удовлетворении заявления Х. о признании недействующим п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в части слов: "включая истребование задолженности с собственников помещения, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений".

Заявленные требования

Пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 49, предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Х. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании указанного пункта 29 Правил недействующим, указав в заявлении, что оспариваемый правовой акт в части слов: "включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг" противоречит нормам Жилищного кодекса РФ и нарушает его права как собственника жилого помещения, так как необоснованно увеличивает размер платы за содержание и ремонт жилого помещения. Верховный Суд РФ 27.11.2006 г. вынес решение об отказе в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе был поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении его требований.

В жалобе указано, что в соответствии со ст. ст. 44, 155, 156, 158, 162, 164 ЖК РФ и п. 17 Правил размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а также перечень работ и услуг, условия их оказания и выполнения. Установление органами местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения до проведения открытого конкурса является незаконным.

Заявитель полагает, что тариф, который в настоящее время применяет Муниципальное унитарное предприятие, не являющееся управляющей организацией многоквартирного дома, в котором он является собственником квартиры, установлен Администрацией муниципального образования незаконно, поскольку увеличивает его расходы в части содержания, текущего и капитального ремонта общего имущества на покрытие расходов по взысканию задолженности с собственников и нарушает его права собственника.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не нашла оснований к отмене судебного решения.

Основания решения суда

Статья 290 Гражданского кодекса РФ определяет, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

По общему правилу, установленному ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Жилищный кодекс РФ в ч. 3 ст. 30 также обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме установлена ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ и предусматривает, в частности, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Оспариваемый заявителем п. 29 Правил наряду с платой за содержание и ремонт жилого помещения предусмотрел оплату расходов на истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, что, как правильно признано судом, согласуется с вышеприведенными положениями Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ, определяющих бремя содержания принадлежащего собственнику имущества.

Доводы заявителя о том, что применение Правил при изменении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, возможно только в том случае, когда собственниками помещений состоялся выбор одного из способов управления многоквартирным домом (непосредственное управление собственниками помещений, управление ТСЖ либо ЖСК, управляющей организацией), несостоятельны.

В данном случае не имеет значения, состоялся выбор одного из способов управления либо оказание услуг и выполнение работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирным домом производится эксплуатирующей организацией, оказывающей эти услуги.

Частью 1 ст. 161 Гражданского кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, - одна из функций управляющей организации, направленная на выполнение обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества.

Доводы заявителя о том, что указанные расходы используются эксплуатирующей организацией нерационально, не имеют правового значения для разрешения данного дела, поскольку судом проверяются положения оспариваемого п. 29 Правил на соответствие федеральному законодательству.

В соответствии с п. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.

Суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приняты Правительством РФ во исполнение указанной нормы Закона, в пределах его компетенции, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

Поскольку в соответствии со ст. 39 и 156 Жилищного кодекса РФ Правительство РФ уполномочено утверждать вышеназванные Правила, то оно вправе в соответствии с действующими нормативными актами предусмотреть обязанности собственника по несению ими общих расходов на содержание и ремонт общего имущества, в том числе и расходов, связанных с данными обязанностями.

Таким образом, суд обоснованно признал, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и в соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ принял решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Решение

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27.02.2007 № КАС07-7 решение Верховного Суда РФ от 27.11.2006 г. было оставлено без изменения, а кассационная жалоба Х. - без удовлетворения.

Архив рассылки

Всегда рассмотрим Ваши пожелания, предложения и замечания.

в начало

 


В избранное