∙
размещение Ваших материалов в рассылках
проекта ∙ создание и ведение
рассылок. ∙ подбор нормативно
- правовых актов. ∙ подбор материалов
судебной практики. ∙ подбор материалов
СМИ по праву.
Вопрос: Является
ли основанием для реорганизации товарищества собственников жилья выход собственников
жилых помещений одного многоквартирного дома с целью избрания иного способа
управления многоквартирным домом из товарищества собственников жилья, в состав
которого входят несколько жилых домов, и требуется ли для этого согласие остальных
собственников жилых помещений - членов ТСЖ?
Ответ: В соответствии с ч.
2 ст. 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников
жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов,
помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам
помещений в многоквартирном доме, а также нескольких расположенных близко
зданий, строений или сооружений - жилых домов.
Из положений ст. 44 ЖК РФ
следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание
собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится
и выбор способа управления многоквартирным домом. Пунктом 3 ст. 161 ЖК РФ
предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом может быть выбран
и изменен в любое время на основании решения общего собрания.
В соответствии со ст. 140
ЖК РФ реорганизация товарищества собственников жилья осуществляется на основании
и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Статьей 57 Гражданского кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что реорганизация юридического лица может
быть осуществлена по решению его учредителей в форме слияния, присоединения,
разделения, выделения и преобразования.
Избрание собственниками жилых
помещений одного дома, входящего в ТСЖ, иного способа управления означает
необходимость реорганизации ТСЖ в форме выделения, поскольку к вновь образуемому
юридическому лицу должна перейти часть прав и обязанностей ранее созданного
товарищества собственников жилья, возникших в связи с управлением несколькими
многоквартирными домами. Порядок проведения реорганизации определяется п.
1 ст. 57, п. 4 ст. 58, ст. 59 ГК РФ.
При этом следует учитывать,
что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие
порядок реорганизации юридического лица, в данном случае должны применяться
с учетом норм, содержащихся в ч. ч. 2 и 3 ст. 161 ЖК РФ, из которых следует,
что управление товариществом собственников жилья является одним из способов
управления многоквартирным домом, который выбирается на общем собрании собственников
помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время
на основании его решения. Поэтому изменение способа управления многоквартирным
домом является исключительным правом жителей этого дома, которые решили выйти
из состава ТСЖ и согласие на это членов ТСЖ, проживающих в других домах, входящих
в состав ТСЖ, не требуется.
Вопрос: Возможно
ли возмещение вреда, причиненного потерпевшему дорожно-транспортным происшествием,
непосредственно его причинителем, ответственность которого застрахована по
договору обязательного страхования, в размере страховой суммы?
Ответ: В силу закона (глава
59 Гражданского кодекса Российской Федерации) потерпевший вправе предъявить
требование о возмещении вреда непосредственно его причинителю.
При этом согласно абзацу
второму п. 2 ст. 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных
средств" страхователь, к которому потерпевшим предъявлен иск, должен
привлечь страховщика к участию в деле. В противном случае страховщик имеет
право выдвинуть в отношении требования о страховой выплате возражения, которые
он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда.
По смыслу данной правовой
нормы, вопрос о возмещении вреда самим лицом, чья ответственность застрахована,
решается в зависимости от выраженного им согласия на такое возмещение либо
отсутствия такого намерения. В последнем случае к участию в деле должен быть
привлечен страховщик.
Если страховщик привлечен
к участию в деле, то независимо от того, настаивает ли потерпевший на возмещении
вреда его причинителем, ответственность которого застрахована по договору
обязательного страхования, суду следует отказать потерпевшему в иске. Исходя
из существа института страхования Федеральный закон "Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
имеет своей целью защитить не только права потерпевшего на возмещение вреда,
но и интересы страхователя - причинителя вреда.
Однако в том случае, если
страхователь (причинитель вреда) не заявил требование о привлечении к участию
в деле страховщика, а выразил намерение возместить причиненный ущерб лично,
то вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, может
быть возмещен в полном объеме непосредственно его причинителем, ответственность
которого застрахована по договору обязательного страхования на основании общих
правил о возмещении вреда (статьи 1064, 1079 ГК РФ).
Вопрос: Имеет ли
право на предоставление в собственность земельного участка лицо - собственник
объекта недвижимости, находящегося на данном земельном участке, если земельный
участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном
наследуемом владении этого лица, зарезервирован для муниципальных нужд?
Ответ: Согласно п. 1 ст.
36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие
в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном
управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают
права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию
земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют
граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в
порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными
законами (ч. 2 ст. 36 Кодекса).
Как следует из пункта 6 той
же статьи Кодекса, исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность
бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 Кодекса, а в случаях, указанных в п.
1 ст. 20, - на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект
договора купли-продажи или аренды земельного участка.
Таким образом, нормы Земельного
кодекса Российской Федерации закрепляют право лица на получение в собственность
земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании или
пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий
этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержат ограничений
указанного права в случае, если данный участок зарезервирован для муниципальных
нужд.
(Изменения, внесенные в Земельный
кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в части установления порядка резервирования земель для государственных или
муниципальных нужд", не касаются прав собственников объектов недвижимости
на получение в собственность земельного участка, находящегося в постоянном
(бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица,
на котором находится принадлежащий ему объект недвижимости, если данный участок
зарезервирован для муниципальных нужд.)