Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Консультации юриста Слободинского" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Право
ПРИВАТИЗАЦИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИЯХ Сокол Павел Викторович Приватизация жилых помещений появилась в России с
принятием Закона РФ от
-------------------------------- <*> Ведомости СНД и ВС РСФСР.
Приватизации подлежали жилые помещения, занимаемые на условиях социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений. Законом установлены случаи ограничения реализации
права на приватизацию. В частности, не подлежат приватизации
жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах
закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением
жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним
приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных
учреждений социальной защиты населения (ст.
С принятием нового Жилищного кодекса Российской
Федерации был обозначен срок окончания бесплатной приватизации жилья -
-------------------------------- <*> Российская газета.
<**> http://www.ksrf.ru/press/smi/msg.asp?id=
Формально лицо будет считаться выразившим свое
волеизъявление о приватизации в срок, если оно до
В Законе о приватизации всегда существовал запрет
на приватизацию жилых помещений в общежитиях. Однако необходимо различать
общежития и жилые дома, которые назывались общежитиями, но в реальности ими не
являлись. Согласно Федеральному закону "О введении в действие Жилищного
кодекса Российской Федерации" "к отношениям по пользованию жилыми
помещениями, находившимися в жилых домах, принадлежащих государственным и
муниципальным предприятиям или учреждениям и использовавшихся в качестве
общежитий, и переданными в ведение органов местного самоуправления, применяются
нормы о договоре социального найма" (ст.
Общежитие - это совокупность жилых помещений,
предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы
или обучения (ст.
В качестве общежитий могут выступать специально
оборудованные для этих целей дома либо части домов. Представляется, что в
последнем случае общежитие должно иметь самостоятельный отдельный выход и быть
отграничено от других частей дома. Например, общежитием может быть этаж в доме.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утв.
Постановлением Правительства РФ от
-------------------------------- <*> Российская газета.
Анализ жилищного законодательства показывает, что общежитие как объект специализированного жилищного фонда находится в управлении хозяйствующего субъекта - организации, предоставляющей жилые помещения своим учащимся, работникам, служащим у которых отсутствует жилье. После того как правовая связь между работниками, учащимися и организациями, в которых они работают, учатся, будет утрачена, должно быть прекращено и право пользования жилым помещением в общежитии. Такие граждане подлежат выселению. Порядок использования жилого помещения в качестве
специализированного жилого помещения, в том числе общежития, допускается только
после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с
соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством РФ (п.
Согласно Правилам отнесения жилого помещения к
специализированному жилищному фонду жилое помещение в общежитии должно быть
пригодным для постоянного проживания граждан, быть благоустроенным, а кроме того, укомплектовываться мебелью и другими
необходимыми для проживания граждан предметами (п.
-------------------------------- <*> СП РСФСР.
В нарушение этого Типовой договор найма жилого
помещения в общежитии, который также утвержден Постановлением Правительства РФ
от
Жилые помещения включаются в специализированный
жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду
специализированных жилых помещений и исключаются из указанного фонда на основании решений органа, осуществляющего управление
государственным или муниципальным жилищным фондом. Споры по вопросам
приватизации жилых помещений в общежитиях рассматриваются в судах практически
одновременно с появлением приватизации жилья с
Анализ судебной практики <*>, связанной с приватизацией жилых помещений в общежитиях, в судах г. Самары до момента принятия нового Жилищного кодекса РФ показывает, что данные споры можно классифицировать в зависимости от предъявляемых исковых требований граждан на следующие группы: -------------------------------- <*> Здесь и далее использованы материалы,
полученные на основании анализа судебной практики в
архивах Самарского областного суда, а также Железнодорожного, Кировского,
Промышленного, Советского районных судов г. Самары за
Практически во всех случаях граждане ссылались также на то, что дома, в которых они занимают соответствующие жилые помещения, не соответствуют признакам общежития и указанному примерному положению об общежитиях. При рассмотрении требований, связанных с тем, что помещения передавались гражданам на основании ордера, предусматривающего режим предоставления комнат в коммунальных квартирах, судебные органы исходили из того, что: а) истцы согласно ордеру являются квартиросъемщиками комнат, расположенных в коммунальной квартире; б) в соответствии с лицевым счетом оплата коммунальных услуг и квартиры осуществляется по ставкам, предусмотренным для обычного жилья; в) квартира является изолированной, со всеми удобствами; г) часть дома, в которой расположена спорная квартира, не соответствует признакам общежития, т.к. не имеет штата обслуживания, не укомплектована мебелью и т.п. При наличии перечисленных обстоятельств суды однозначно удовлетворяли заявленные требования и признавали за истцами право собственности на жилое помещения в порядке приватизации. Большое количество поступающих в суды дел были связаны с тем, что дом, имеющий статус общежития, изначально использовался как жилой дом. По данным делам истцы приводили в качестве обоснования своих требований судебные решения об установлении юридических фактов использования жилья в качестве жилой квартиры и несоответствия самого дома признакам общежития. Основываясь на представленных решениях суда,
устанавливающих юридический факт пользования жилым помещением как изолированной
квартирой и юридический факт несоответствия дома признакам общежития, а также принимая во внимания то, что право истцов на
занимаемое помещение, правомерность их проживания там никто не оспаривает,
вселены они в него в установленном законом порядке, оплачивают квартплату по
ставкам как за жилое помещение, суды признают по данной категории дел, что
истцы занимают спорное жилое помещение по договору социального найма. Это
означало, что в дальнейшем жилое помещение, предоставленное по договору
социального найма, могло быть приватизировано в соответствии со ст.
Вместе с тем суды удовлетворяли не все иски,
связанные с приватизацией общежитий. В частности, суд отказал в удовлетворении
исковых требований об обязывании органов местного
самоуправления принять решение об изменении статуса общежитий. При этом суд
пояснил, что порядок изменения правового статуса общежитий определяется
органами местного самоуправления. Согласно ст.
В настоящее время в г. Самаре <*>, Чапаевске <**>, Тольятти и в некоторых других
муниципальных образованиях Самарской области, в которых имеются общежития,
приняты положения об изменении их правового статуса. Снятие этого статуса после
-------------------------------- <*> Постановление Самарской городской Думы
от
<**> Постановление Чапаевской городской Думы Самарской области от
После вступления в силу нового ЖК РФ муниципальные
образования в порядке применения ст.
Содержащийся в законодательстве подход практически ликвидирует всю систему муниципальных общежитий. Однако законодатель исходит из того, что основная функция муниципалитетов в жилищной сфере - обеспечение нуждающихся граждан жильем; общежития же предоставляются работодателями в целях временного проживания на период работы. Муниципальные образования выступают непосредственными работодателями в основном в отношении муниципальных служащих. Остается проблема формирования фонда общежитий для
работников государственных и муниципальных предприятий, учреждений. Однако
данные работники состоят в трудовых отношениях не с муниципальным образованием
как собственником большинства общежитий, а с конкретными муниципальными
предприятиями и учреждениями как юридическими лицами. Для правильного
разрешения данной проблемы необходимо внести дополнения в ст.
Показателен в этом вопросе опыт г. Казани, где
после вступления в силу ЖК РФ в августе
-------------------------------- <*> Подобная ситуация в городе Нефтекамске Республики Башкортостан. В нем принято
Постановление главы администрации г. Нефтекамска Республики Башкортостан от
<**> Постановление руководителя
исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от
В Самаре органы муниципальной
власти пошли по пути издания специального распоряжения главы администрации
городского округа от
-------------------------------- <*> Самарская газета.
<**> Напр.: Распоряжения главы администрации
городского округа Самара от
В примерный договор социального
найма, утвержденный вышеназванным распоряжением в г. Самара, в целях устранения инотолкований включено условие, что независимо от
фактической даты подписания договор социального найма действует и применяется с
С позиции ст.
-------------------------------- <*> См.: Теперь за жильем // Российская
газета.
Хотя подобное снятие статуса общежития в порядке
применения ст.
-------------------------------- <*> Определение судебной коллегии по
гражданским делам Самарского областного суда от
За последний год начала складываться и новая обширная судебная практика по спорам, связанным с приватизацией жилых помещений, использовавшихся в качестве общежитий. Особенно это касается домов, не вошедших в указанные списки, по которым снимается статус общежития. Предъявляемые иски по вопросам приватизации
общежитий по новому ЖК РФ можно классифицировать на
Анализ приведенных исковых требований показывает, что в наибольшей степени отвечает интересам граждан удовлетворение требований о признании права собственности на жилое помещение, т.к. позволяет избежать многих других последующих обращений в суд, в случае отказа в выдаче документов со стороны уполномоченных органов. Хотя по одному из дел суд кассационной инстанции отметил, что если истец не выполнил требований, предъявляемых к порядку оформления документов для передачи квартиры в собственность, за ним следует признавать не право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, а право на приватизацию занимаемого жилого помещения. Удовлетворение обозначенных исковых требований
происходит только в том случае, если выдерживаются установленные ст.
В частности, по
-------------------------------- <*> Решения Федерального суда Ленинского
района г. Самары от
<**> Определения судебной коллегии по
гражданским делам Самарского областного суда от
В связи с тем что в г.
Самара с середины марта
Большой интерес вызывает вопрос о возможности приватизации жилого помещения в жилом доме, которое будет соответствовать указанным двум признакам, однако если граждане заселились в жилье от организаций, в которых они работают и между которыми и муниципалитетом либо уполномоченной ими организацией заключены договоры аренды жилых помещений. С одной стороны, в силу ограниченного характера права пользования подобным жилым помещением для арендатора и его работников это означает невозможность приватизации. С другой стороны, анализ ситуации приводит к выводу о неправомерности заключения таких договоров, т.к. жилые помещения в общежитиях не могли передаваться ни по прежнему ЖК РСФСР, ни по ЖК РФ на основании договоров аренды. В этой связи в судебном порядке возможно признание права собственности за проживающими гражданами в порядке приватизации. На практике нередко возникает вопрос о возможности приватизации жилых помещений в общежитиях так называемого коридорного типа и койкомест в общежитиях. Представляется, что если первое осуществить возможно (появится коммунальная квартира), то второе нельзя, т.к. у лица отсутствует отдельный жилищный объект <*>. -------------------------------- <*> См.: Крашенинников П.В. Последний шанс
// Российская газета.
"Право и экономика",
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от
Федеральный арбитражный суд
Уральского округа в составе председательствующего Поротниковой Е.А., судей Варламовой Т.В., Лукьянова В.А. рассмотрел в судебном заседании
жалобы Челябинского филиала федерального государственного унитарного
предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета
объектов недвижимости" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация")
и прокурора Челябинской области (далее - прокурор) на решение суда первой
инстанции Арбитражного суда Челябинской области от
В судебном заседании приняли участие представители: ФГУП "Ростехинвентаризация" -
Виденеева С.В. (доверенность от 0
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. Прокурор обратился в Арбитражный
суд Челябинской области с заявлением к администрации о признании недействующим
с момента издания распоряжения главы г. Копейска от 0
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: ФГУП "Ростехинвентаризация", ОГУП "ОЦТИ", Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области. Решением суда первой инстанции Арбитражного суда
Челябинской области от
Постановлением Федерального
арбитражного суда Уральского округа от 0
Решением суда первой инстанции от
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось. В кассационных жалобах, поданных в
Федеральный арбитражный суд Уральского округа, прокурор и ФГУП "Ростехинвентаризация" просят указанный судебный акт
отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение
(толкование) судом ч.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом
кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст.
Как следует из материалов дела, оспариваемым распоряжением на отдел по учету и распределению жилья, а также на Комитет архитектуры и градостроительства администрации возложена обязанность производить подготовку документов на приватизацию муниципального жилищного фонда и осуществлять согласование переустройств и (или) перепланировок этих же жилых помещений на основании технических паспортов, подготовленных на основании архивных фондов Копейского филиала ОГУП "ОЦТИ". В связи с жалобами на указанное распоряжение ФГУП "Ростехинвентаризация" в лице Челябинского филиала, аккредитованного на осуществление деятельности по технической инвентаризации объектов недвижимости, прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействующим с момента издания. Отказывая в удовлетворении требований, суд первой
инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение издано управомоченным органом местного самоуправления, не
противоречит требованиям, установленным ч.
Выводы суда являются неверными и не соответствуют действующему законодательству и материалам дела. Согласно ч.
Судом установлено и материалами дела подтверждается,
что
В соответствии с Постановлением
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от
Таким образом, указанное распоряжение соответствует перечисленным требованиям. В соответствии с п.
Во исполнение указанного Постановления губернатором
Челябинской области издано постановление от
Челябинский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация"
создан на основании приказа ФГУП "Ростехинвентаризация"
от 0
ОГУП "ОЦТИ" и Челябинский филиал ФГУП "Ростехинвентаризация" имеют аккредитацию на осуществление технической инвентаризации объектов недвижимости на территории Челябинской области и в соответствии с уставами могут создавать свои банки данных, вести государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости на территории Челябинской области. Вследствие этого организации являются конкурентами на рынке услуг, связанных с технической инвентаризацией объектов недвижимости на территории Челябинской области. Архивный фонд ОГУП "ОЦТИ" существует с
На основании этого судом первой инстанции сделан вывод о том, что Копейское отделение Челябинского филиала "ГУП "Ростехинвентаризация", используя свой архивный фонд, не в состоянии представить точные сведения о процентах физического износа, о времени ввода в эксплуатацию жилых домов, дате последнего обследования, о наличии перепланировки или реконструкции жилых домов, о наличии обременении и ограничений, наложенных на недвижимое имущество в более ранний период времени. Помимо этого, оценив спорное распоряжение, суд первой инстанции сделал вывод о том, что из его содержания не следует, что подразделениями администрации должно быть отказано в приеме документов на приватизацию жилых помещений, подготовленных каким-либо аккредитованным на эту деятельность хозяйствующим субъектом. По мнению суда первой инстанции, согласно спорному распоряжению, технические паспорта должны быть подготовлены на основании архивного фонда Копейского филиала ОГУП "ОЦТИ", так как он содержит более полную, точную, собранную за более длительное время информацию. Это не препятствует любой организации, имеющей аккредитацию на проведение технической инвентаризации, подготовить технические паспорта, пользуясь информацией, содержащейся в архивном фонде ОГУП "ОЦТИ". Указанный вывод является неверным и противоречит действующему законодательству и материалам дела. Как определено в ст.
Судом установлено, что архивный фонд ОГУП
"ОЦТИ" значительно превышает архивный фонд Челябинского филиала ФГУП
"Ростехинвентаризация". Указанное
обстоятельство является естественным преимуществом данного хозяйствующего
субъекта на рынке, однако оно не может служить
основанием для ограничения допуска на рынок других хозяйствующих субъектов. В
условиях естественной конкуренции между хозяйствующими субъектами потребители
их услуг должны иметь возможность самостоятельно сделать выбор, услугами какого
из них воспользоваться в конкретной ситуации, с учетом их компетенции. Однако
спорное распоряжение фактически исключает такую возможность, устраняя с рынка
услуг технической инвентаризации любого иного субъекта, кроме ОГУП
"ОЦТИ". Данное обстоятельство подтверждается заявлениями граждан, из
которых следует, что подразделения администрации г. Копейска на основании спорного распоряжения отказывают в принятии документов,
подготовленных ФГУП "Ростехинвентаризация"
(т.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о том,
что оспариваемое распоряжение не противоречит требованиям, установленным ч.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием судом кассационной инстанции нового решения об удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь ст.
ПОСТАНОВИЛ: решение суда первой инстанции Арбитражного суда
Челябинской области от
Заявленные требования удовлетворить. Признать недействующим и противоречащим ч.
Возвратить из федерального бюджета Челябинскому
филиалу федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация" государственную пошлину по
кассационной жалобе в сумме
Председательствующий ПОРОТНИКОВА Е.А. |
В избранное | ||