Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Налоговые новости от TaxHelp.RU

  Все выпуски  

Пресс-служба КС "разъясняет" 169-О


Информационный Канал Subscribe.Ru



Рассылка "Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения"   
    Содержание рассылки
 новости    
 статья      
 обсудить   
 книги      
 о р@ссылк@х
 подписка   
 опрос      
 написать   
    Новости и объявления
Вверх    

Добрый день, уважаемые подписчики!

В наш книжный интернет-магазин поступил очередной (октябрьский) номер журнала "Обзор арбитражной налоговой практики". Как всегда журнал сопровождается приложением на компакт-диске, на котором мы разместили все решения, которые попали в октябрьский обзор. Там же в магазине можно купить и другие номера обзора за этот год: июльский, августовский и сентябрьский.

Если вы хотите купить сразу несколько журналов, то мы рекомендуем вам оформить полугодовую подписку через редакцию по телефону (095) 771-7517. Это поможет съэкономить Вам деньги, поскольку текущая полугодовая подписка стоит в редакции всего 1200 руб, а на первое полугодие 2005 года – 1380 руб. (для старых подписчиков действуют скидки). То есть один номер журнала в редакции стоит 200 рублей.

Если вы до сих пор не работали с таким инструментом поддержки принятия решений, как обзор арбитражной практики компании "Налоговая помощь", то вам стоит скачать бесплатно один из старых номеров обзора с сайта журнала. Тем более, что на днях мы выложили на сайте вместо декабрьского номера за 2002 год более свежий августовский номер за прошлый год.



    Статья
Вверх    

Пресс-служба КС "разъясняет" 169-О



Две недели назад судья Конституционного Суда РФ Гадис Абдуллаевич Гаджиев был приглашен на встречу с налоговыми юристами, посвященную известному Определению КС от 8 апреля 2004 г. № 169-О. Во время встречи судье было задано множество острых вопросов, не на все из которых он смог ответить не сходя с места. В результате в начале прошлой неделе пресс-служба Конституционного разослала документ, с полным текстом которого мы и хотим вас ознакомить.

Документ заслуживает внимание по многим причинам. Помимо остроактуальной темы, которой он посвящен, сам стиль изложения настолько неожиданен, что первые его читатели заподозрили, что это фальсификация. Однако, нам подтвердили в ряде СМИ (включая, Интерфакс), что документ пришел именно из пресс-службы КС РФ.

Хотя документ подписан Пресс-службой Конституционного Суда Российской Федерации, надо полагать, что стилистика изложения выдает, что истинный автор этого документа человека с юридическим, а не журналистским, образованием. Рискнем высказать версию, что сам Гадис Абдуллаевич и написал (скомпилировал из какой-то своей научной работы) этот текст. Тем более, что накануне появления этого текста в газете "Ведомости" появилось сообщение, что Г.А. Гаджиев работает над "уточнением своей позиции". Видимо, пресс-служба разослало нам это самое уточнение.


Об Определении Конституционного Суда Российской Федерации
от 8 апреля 2004 г. № 169-О


8 апреля 2004 г. Конституционным Судом Российской Федерации принято Определение № 169-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО «Пром Лайн» на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации. Оно послужило поводом для бурной реакции предпринимательских объединений, налоговых юристов, выплеснувшейся на страницы прессы. Будучи чрезвычайно обеспокоенными обнародованным Определением Конституционного Суда, с просьбой об официальном разъяснении этого судебного акта в Суд обратились Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, общероссийская общественная организация «Деловая Россия» и Правительство России. (Правда, ходатайство Правительства было отозвано в связи с допущенными нарушениями при его оформлении).

Такая реакция имеет вполне естественный характер, в силу остроты тех проблем, которые затронуты Определением № 169-О. Оно, действительно, носит принципиальный характер. На первый взгляд, кажется, что проблема налоговых вычетов, относящаяся к порядку исчисления налога на добавленную стоимость, является достаточно узкой или периферийной. На самом же деле затронуты такие фундаментальные проблемы конституционного, гражданского и налогового права, как: 1) конституционно-правовые пределы налоговой оптимизации, 2) экономическая свобода предпринимателей в использовании предусмотренных законодательством гражданско-правовых средств 3) границы судебного истолкования норм налогового законодательства

В силу пункта 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, начисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные в статье 171 Налогового кодекса вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) (ст.172, п.2 Налогового кодекса).

В связи с тем, что Налоговый кодекс Российской Федерации не конкретизирует, что означают слова «уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг)», оказалось возможным их различное истолкование налоговыми и судебными органами.

Частично порядок зачета регламентируется Налоговым кодексом. В п.2 ст. 172 Налогового кодекса установлено, что при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества. А при использовании налогоплательщиком-векселедателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного в обмен на собственный вексель), суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком-векселедателем при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю (абзац 2 п.2 ст.172 Налогового кодекса Российской Федерации). Данная норма во многом помогает уяснить интенцию, намерение законодателя, связанную с экономической сущностью налога на добавленную стоимость. Учитывая их. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 февраля 2001 г. № 3-13 по делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона «О налоге на добавленную стоимость» в связи с жалобой ЗАО «Востокнефтересурс» определил, что по смыслу абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» под «фактически уплаченными поставщикам суммами налога» подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика на оплату начисленных поставщиком сумм налога».

Следует обратить внимание на то, что понятие «реально понесенные налогоплательщиком затраты» сформулировано не в Определении от 8 апреля 2004 г, № 169-О, а в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в котором и содержится соответствующая правовая позиция. Следовательно, Определение № 169-О лишь воспроизводит указанную правовую позицию, а не создает новую норму налогового законодательства, о чем пишут критики Определения № 169-О, которые считают, что понятие «реально понесенные затраты» отсутствует в налоговом законодательстве и, следовательно, Конституционный Суд подменил собой федерального законодателя.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации № 169-О, основываясь на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2001 г, № 3-П, вместе с тем помогает лучше ее понять. Уясняя понятие Налогового кодекса «фактически уплаченные поставщикам суммы налога», Конституционный Суд, по существу, давая конституционное истолкование связанной с ним нормы пункта 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из конституционного требования добросовестно исполнять обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст.17, часть 3; ст.57 Конституции Российской Федерации) пришел к выводу, что под фактически уплаченными следует подразумевать реально понесенные налогоплательщиком затраты. Использование недобросовестных налоговых схем приводит к тому, что подобных затрат налогоплательщик, как правило, не несет. Следовательно, логика Определения № 169-О основывается на необходимости дифференциации различных ситуаций, в выявлении случаев, когда имеет место недобросовестное осуществление налогоплательщиком своих прав и обязанностей.

Главный, принципиальный вопрос, по которому у предпринимателей и у органов государства объективно могут быть различные точки зрения, - это вопрос о конституционных пределах свободы экономической деятельности в процессе осуществления предпринимательства и о связанных с этим пределах налоговой оптимизации. Судя по публикациям в прессе, взгляды предпринимательского сообщества сводятся к следующему. Исходная точка рассуждений – это то, что в российском законодательстве якобы отсутствует норма о запрете злоупотребления правом а налоговых отношениях. Однако при этом упускается, что по смыслу ст. 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации в нашей стране на конституционном уровне содержится запрет на злоупотребление субъективными правами в любой сфере общественной жизни. Всякая схема налоговой оптимизации основана на применении гражданско-правовых средств. Но в ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации содержится принцип о недопустимости злоупотребительных вариантов осуществления субъективных прав.

Существует точка зрения, исключающая возможность включения обшей нормы о недопустимости злоупотребления правом в налоговых отношениях в часть I Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, а таком случае в жертву якобы будет принесен принцип определенности налогового права1. Она основывается на утверждении, что требование добросовестного осуществления субъективных обязанностей допустимо только в сфере частного права, что в сфере публичного права, к которому относятся нормы налогового законодательства, возможно только такое правовое регулирование, которое использует метод позитивного обязывания, предполагающий установление в законе конкретных обязанностей налогоплательщика.

____________________________

1 Д.М.Щекин, Юридические презумпции в налоговом праве. (Под. ред. С. Г. Пепеляева). М., 2002.

Между тем, наряду с позитивным обязыванием, в налоговом праве может применяться и метод негативного обязывания, который предполагает обязывание налогоплательщика к определенному поведению с помощью общих запретов. Один из них – вытекающие из конституционных принципов обязанность налогоплательщика выполнять свои обязанности добросовестно.

Такого рода общие запреты должны противодействовать определенным вариантам поведения налогоплательщиков, не считающихся с публичными интересами в сфере взимания налогов.

Не случайно во Франции действует общий принцип запрета злоупотребления правом, что дает возможность налоговым и судебным органам пресекать действия, направленные на уклонение от уплаты налогов не только тогда, когда сделки являются фиктивными, но и в случае, если они реальны, но заключены с целью незаконного уменьшения налогового бремени1.

С точки зрения предпринимателей и выражающих их интересы юристов «любое максимальное использование налогоплательщиком юридических возможностей по минимизации налоговых платежей не может быть признано предосудительным»2.

____________________________

1 См.: Г.П.Толстопятенко. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. М., 2003. С.121.

2 Д.М.Щекин.,Указ. раб., с.103.

Однако система конституционно-правовых норм и принципов, обращенных в сферу предпринимательства, не позволяет согласиться с указанной точкой зрения.

Одновременно с принятием Определения № 169-О об отказе в принятии жалобы ООО «Пром Лайн» было принято Определение № 168-О об отказе в принятии к производству жалобы гр. Чуфарова А.С. ООО «Агентство «Авиатрейд», участником которого является гр. Чуфаров, было привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату НДС. Как было установлено налоговым органом, неполная уплата НДС образовалась в результате незаконного принятия к вычету сумм налога, уплаченных поставщикам с помощью передачи векселя, полученных ООО не с помощью индоссамента, а по договору займа. При этом, к моменту передачи векселя поставщикам вексель обществом оплачен не был. Сразу же возникает вопрос, а допустимо ли передавать вексель, который и так выражает заемное обязательство и передается с помощью передаточной надписи (индоссамента), используя договор займа? Не случайно, что специалисты по гражданскому праву отвечают на этот вопрос отрицательно.

В другой жалобе, поданной в Конституционный Суд Российской Федерации – в жалобе ООО «А-Мета», описывалась следующая ситуация.

Налогоплательщик оплатил приобретенное имущество – нежилое здание – за 40 млн. руб., в том числе НДС 20% (666667 руб). ООО «А-Мета» отразило в своей налоговой декларации сумму НДС как подлежащую возмещению из бюджета. Инспекция МНС отказала в возмещении налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщику при приобретении здания. Основанием для отказа явилось то, что налогоплательщик оплатил приобретенное имущество денежными средствами, полученными по договору купли-продажи векселей заявителя со сроком платежа по предъявлению, но не позднее 31 декабря 2011 года.

В связи с приведенными примерами возникает естественный вопрос, а какова та экономическая цель, которую преследует покупатель векселей, которые неизвестно когда будут оплачены? И можно ли оплачивать НДС такими средствами? Они «фактически уплачены»?

Очевидно, что определенные гражданско-правовые средства, такие как сделки, уступка прав требования, могут заключаться с целью игнорирования фискальных интересов. Поэтому не случайно в ряде стран существует сформулированная судами доктрина «деловой цели», суть которой в том, что сделка, дающая определенные налоговые преимущества для ее сторон, может быть признана недействительной, если не имеет деловой цели. При этом в целях предупреждения уклонения от уплаты налогов налоговая экономия не признается деловой целью сделки. Так, например, согласно ст.11 Директивы ЕЭС «О слияниях» налоговые преимущества, предусмотренные данным актом для компаний, осуществляющих слияния, поглощения или другие преобразования, не предоставляются, если установлено, что принципиальной целью или даже одной из основных целей, преследуемых сторонами при реорганизации, было уклонение от уплаты налогов или избежания (обход) налогов. Если налоговый орган продемонстрирует, что действия, предпринимаемые сторонами, не обусловлены разумными коммерческими соображениями, такими, как рационализация коммерческой деятельности., приближение производства к рынку сырья или рабочей силы и т.п., то презюмируется, что данная сделка имела своей принципиальной целью уклонение от уплаты налогов или избежание налогов. Бремя доказывания обратного возлагается на участников сделки1.

____________________________

1 См.. Налоговое право. Учебное пособие Под. ред. С.Г. Пепеляева. Автор главы С.В.Жестков.

Заключаемые налогоплательщиком НДС сделки не должны носить фиктивный характер, у них должна быть вполне конкретная разумная хозяйственная цель. Наличие у сделки определенной хозяйственной цели, в отсутствие которой она может считаться недействительной, признается в судебной практике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (См.: постановления Президиума ВАС от 29 апреля 1997 г, № 131/96 и от 9 февраля 1999 г. № 6747/98). Одним из требований, выдвигаемых ВАС Российской Федерации в адрес арбитражных судов, является необходимость выявления направленности заключенных сделок с точки зрения такой их цели, как нарушение налогового законодательства. В свою очередь, Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений сформулировал правовую позицию, согласно которой конституционные требования к осуществлению правосудия должны исключать т.н. формальное правосудие, когда устанавливается только какой-либо один, хотя и достаточно важный, юридический факт и игнорируются другие, не менее важные обстоятельства. (Допустим, устанавливается только факт уплаты НДС с помощью заемных средств и не учитывается, что заключенные сделки не имеют разумной хозяйственной цели).

Конституция Российской Федерации в ст.8 гарантирует предпринимателям экономическую свободу. Ядром экономической свободы как конституционного принципа является возможность дискреционного поведения предпринимателей, выбор ими различных вариантов осуществления субъективных прав. Однако это не абсолютная свобода, У конституционного права на экономическую свободу есть имманентные, т.е. установленные в Самой Конституции, пределы (границы). Это – сфера публичного интереса. Объективирование этой сферы в целях лимитирования экономической свободы частных лиц – одно из предназначений конституционного права. В известном смысле, конституционное право, защищая публичный интерес, ограничивает частный интерес. Эти идеи выражаются в конституционном праве через принцип необходимости добросовестного осуществления своих субъективных прав (часть 3 ст.17 Конституции Российской Федерации),

Субъекты предпринимательской деятельности вправе применять в рамках свободы экономической деятельности различные гражданско-правовые средства (вексель, договор займа, уступку права требования, реорганизацию юридического лица и т.д.). Однако осуществляя субъективные права, они должны учитывать, что при этом они могут выйти за рамки собственно частных отношений и затронуть сферу публичных (фискальных) интересов, И когда имеет место очевидное игнорирование этих интересов, может иметь место злоупотребление предоставленными субъективными правами. Выявить это могут только правоприменители (налоговые органы и суды), которые должны стремиться к дифференциации ситуаций с уплатой НДС.

В ситуации с жалобой ООО «Пром Лайн» арбитражные суды и налоговые органы столкнулись с необходимостью истолковать слова «уплаченные им при приобретении товаров» в ситуации, когда общество требовало учесть налоговый вычет, уплатив поставщику встречные требования. При этом арбитражные суды установили, что право требования долга от поставщика, участвовавшее в проведении зачета встречных требований, было уступлено обществу другой организацией - кредитором, которая была связана с поставщиком договором займа, однако к моменту проведения с поставщиком зачета встречных требований и принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету ООО «Пром Лайн» (новый кредитор) полученное право требования организации – первоначальному кредитору не оплатило, т.е. встречный платеж за уступленное право требования не осуществило, а значит, не произвело реальные затраты на оплату начисленных ему поставщиком сумм налога.

Если признать безусловное и бесконтрольное право налогоплательщика уплачивать НДС любым способом, то в таком случае под угрозой оказывается конституционный принцип всеобщности и равенства налогообложения.

Ведь вполне можно использовать одну из схем уклонения от уплаты налога, скажем, приобрести права требования на сумму 100 тыс. рублей за 10 тыс. рублей и направить их на уплату НДС поставщикам. И при этом еще, в некоторых случаях, потребовать возмещения из бюджета, т.е. за счет всех других налогоплательщиков сумм НДС!

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении № 169-О напомнил о своем постановлении от 20 февраля 2001 года, когда анализируя составные элементы механизма расчета итоговой суммы НДС подлежащей уплате в бюджет, он подчеркнул, что под фактически уплаченными поставщиками суммами налога на добавленную стоимость подразумеваются реально понесенные налогоплательщиком затраты (в форме отчуждения части имущества в пользу поставщика) на оплату начисленных поставщиком сумм налога.

Поэтому для признания тех или иных сумм налога на добавленную стоимость фактически уплаченными поставщикам в целях принятия их к вычету при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, требуется установление не только факта осуществления налогоплательщиком расходов на уплату начисленных ему сумм налога но и характера произведенных налогоплательщиком затрат, а именно являются ли расходы на оплату начисленных ему сумм налога реальными затратами налогоплательщика.

В связи с этим необходимо – отметил КС РФ – исследовать вопрос, что представляют собой те средства (денежные средства или иное имущество), которые направляются налогоплательщиком в оплату начисленных ему сумм налога на добавленную стоимость. Если произведенные налогоплательщиком расходы на оплате начисленных сумм налога не обладают характером реальных затрат, не возникают и объективные условия для признания таких сумм фактически уплаченными поставщикам, поскольку, не осуществив реальные затраты на оплату начисленных сумм налога налогоплательщик не может обладать правом уменьшать общую сумму налога, подлежащую уплате в бюджете, на сумму налога, начисленную ему поставщиками. По мнению Суда, обладающими характером реальных и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые оплачиваются налогоплательщиком за счет собственных денежных средств. При этом передача собственного имущества (в том числе ценных бумаг, включая векселя, и имущественных прав) приобретает характер реальных затрат на оплату начисленных поставщиками сумм налога в том случае, если передаваемое имущество ранее было получено налогоплательщиком либо по возмездной сделке и на момент принятия к вычету сумм налога полностью им оплачено, либо в счет оплаты реализованных (проданных) товаров (выполненных работ, оказанных услуг). В случае если имущество, приобретенное налогоплательщиком по возмездной сделке, к моменту его передачи поставщикам в счет оплаты начисленных сумм налога и принятия этих сумм к вычету налогоплательщиком не оплачено или оплачено не полностью, то принимаемая к вычету сумма налога – в силу требования о необходимости реальных затрат на оплату начисленных сумм налога – должна исчисляться соответственно той доле, в какой налогоплательщиком оплачено переданное имущество.

Из этого следует, пришел к выводу КС РФ, что предъявление поставщику при проведении зачета встречных требований права требования, не оплаченного налогоплательщиком предыдущему кредитору, не может приводить к признанию начисленных поставщиком сумм налога фактически оплаченными налогоплательщиком, поскольку такой зачет встречных требований не имеет в своем основании реальных затрат налогоплательщика на оплату начисленных ему сумм налога. Только при выполнении налогоплательщиком такого обязательного условия, как оплата предыдущему кредитору полученного от него права требования к поставщику, проведенный зачет встречных требований может признаваться влекущим реальные затраты налогоплательщика на оплату начисленных ему сумм налога, а сами начисленные суммы налога – фактически оплаченными налогоплательщиком и, следовательно, подлежащими вычету.

Создал ли при этом Конституционный Суд новую норму налогового законодательства или же он только подтвердил, что налоговые органы и арбитражные суды истолковывают норму пункта 2 статьи 171 НК РФ конституционным образом, что позволяет предотвращать неправомерные вычеты, т.е. возврат из бюджета значительных сумм НДС?

Отвечая на этот вопрос, необходимо обратить внимание на а) название Определения и б) на предмет дела, рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации, по своему "жанру" Определение № 169-О - это не определение с т.н. ''положительным содержанием, а отказное определение. Поэтому Конституционный Суд Российской Федерации, не занимаясь нормообразованием, только признал, что решения налоговых органов и арбитражных судов по конкретному делу ООО "Пром Лайн" не нарушают конституционные права,

В соответствии с требованиями Закона о Конституционном Суде Российской Федерации, Конституционный Суд принимает решения только "по предмету заказанному в обращении и лишь в отношении той части акта …, конституционность которых подвергается сомнению в обращении" (часть 3 статьи 74 Закона о Конституционном Суде Российской Федерации). Предметом рассмотрения дела по жалобе ООО "Пром Лайн" были нормы пункта 2 статьи 171 НК РФ не в ее полном объеме, а только в той ее части, которая была применена в конкретном деле. А именно – уплата НДС с помощью прав требования, по которым, у налогоплательщика имеется кредиторская задолженность, позволяющая высказать сомнение в том, имеют ли заключенные сделки определенную экономическую разумную цель. Таким образом – предмет дела – это только такие случаи уплаты НДС налогоплательщиком, когда есть основания полагать, что, используя гражданско-правовые средства, предприниматели выходят за рамки частных интересов и вторгаются в публичную сферу.

Наибольшей сложностью отличаются ситуации оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) за счет денежных средств налогоплательщиков, перечисляемых с их расчетных счетов, ранее полученных или в виде займов или кредитов банков, а также случаев передачи поставщику в оплату за приобретенные товары (работы, услуги) имущества или денежных средств, ранее полученных налогоплательщиками безвозмездно.

В пункте 4 мотивировочной части Определения КС № 169-О содержится следующий тезис:

«Передача поставщику за приобретенные товары (работы, услуги) имущества, ранее полученного налогоплательщиком безвозмездно, также не порождает у налогоплательщика права на налоговый вычет, поскольку такая форма оплаты не отвечает требованию о необходимости реальных затрат налогоплательщика на оплату начисленных поставщиком сумм налога. Аналогичным образом передача собственных денежных средств приобретает характер реальных затрат в том случае, если эти денежные средства ранее были получены налогоплательщиком в счет оплаты реализованных (проданных) им товаров (выполненных работ, оказанных услуг), иного собственного имущества, ценных бумаг и имущественных прав.

Что касается оплаты начисленных поставщиками сумм налога с помощью имущества (в том числе денежных средств и денных бумаг), полученного налогоплательщиком по договору займа, то, несмотря на факт отчуждении налогоплательщиком-заемщиком в оплату начисленных поставщиками сумм налога заемного имущества (в том числе заемных денежных средств и заемных ценных бумаг), в этом случае передача имущества начинает отвечать второму, более важному обязательному признаку, позволяющему принимать начисленные суммы налога к вычету, а именно признаку реальности затрат, только в момент исполнения налогоплательщиком своей обязанности по возврату суммы займа».

Однако при оценке этих, на первый взгляд доктринальных суждений, необходимо учитывать, что их надо оценивать в системной связи с тем, что является предметом отказного определения по жалобе ООО "Пром Лайн". В этой связи, случаи оплаты приобретенных товаров за счет заемных денежных средств, а также путем передачи имущества или денежных средств, полученных безвозмездно не были предметом дела по указанной жалобе. Эти случаи приведены в Определении в качестве возможного примера той сферы, где, также заключаются сделки, не имеющие разумной экономической цели. Во всех подобных ситуациях, по мысли Конституционного Суда Российской Федерации, налоговые органы и арбитражные суды вправе удостовериться в наличии или отсутствии злоупотребления предпринимателями субъективными правами.

При этом эти органы вправе использовать всю систему правовых средств, позволяющих бороться с уклонением от уплаты налогов.

Правоприменители не могут ограничиваться только установлением факта уплаты НДС с помощью заемных средств. При обнаружении признаков фиктивности сделок, направленности их на уход от налогов, согласованности действий поставщиков и налогоплательщиков, предъявляющих НДC к возмещению, необходимо выявлять, нет ли в поведении налогоплательщика признаков недобросовестного поведения. Внешним признаком такого поведения может служить, в частности, причинно-следственная зависимость между бездействием поставщика, не уплатившего НДС в бюджет, и требованиями налогоплательщика о возмещении из бюджета средств НДС. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой целя.

Заключенные сделки должны не только формально не противоречить законодательству, но и не вступать в противоречие с общими запретами недопустимости недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком. Принцип добросовестности в таком случае может использоваться правоприменителями в качестве критерия при разрешении налоговых споров.

При этом необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в Определении Конституционного Суда от 16 октября 2003 г, № 329-О: «Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестный налогоплательщик» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством».



    Форум
Вверх    

Мнение редакции рассылки не всегда совпадает с мнением авторов материалов, публикуемых в рассылке. Если вы хотите обсудить этот материал, то мы приглашаем вас принять обсуждение в специальной теме форума нашей рассылки. Форум нашей рассылки ежедневно читают сотни специалистов, каждый день на форуме обсуждается около 40 налоговых вопросов. Присоединяйтесь.


    Важная информация:

Сервер Клерк.Ру объявляет о запуске новой версии раздела <Обучение>. Раздел <Обучение> предназначен для публикации информации об проводимых в России и за рубежом всевозможных курсах, конференциях, семинарах и тренингах. Публикуемые в разделе события предназначены для бухгалтеров юристов, менеджеров и руководителей фирм. В данный момент в разделе представлены все ведущие тренинговые компании. Приглашаем воспользоваться нашим новым сервисом и приглашаем новых партнеров представить свою компанию. Подробно о новом сервисе можно прочитать здесь.


    Арбитражка:

  • РЕШЕНИЕ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 сентября 2004 года № 9352/04
  • О признании недействующим приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 26.03.2003 N БГ-3-22/135 "О внесении изменений и дополнений в приложение N 1 "Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" и в приложение N 2 "Порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" к приказу МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606".
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 07 сентября 2004 г. № 5201/04
  • Реализация организацией товаров индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности, налогом с продаж не облагается.
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 августа 2004 г. № 4188/04
  • Суммы излишне уплаченной недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды за 2000 год и взысканных пеней подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 сентября 2004 года № 78-Г04-34
  • О признании противоречащими нормам федерального налогового законодательства решения N 68 от 29.04.92 Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов "О местных налогах и сборах" и решения Малого Совета Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов N 149 от 21.05.92 "О налоге на рекламу".
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 июля 2004 г. № 242-О

  • Правоприменительные решения, основанные на акте, который хотя и не признан в результате разрешения дела в конституционном судопроизводстве не соответствующим Конституции Российской Федерации, но которому в ходе применения по конкретному делу арбитражный суд придал истолкование, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, подлежат пересмотру в порядке, установленном законом. Иное означало бы, что арбитражный суд может придавать такому акту иной смысл, нежели выявленный в результате проверки в конституционном производстве. В частности, указанные решения не подлежат исполнению, если ко времени публикации позиции КС РФ они оставались неисполненными или исполненными частично.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 июня 2004 г. № 224-О

  • Обязательный платеж, именуемый налогом на операции с ценными бумагами, по сути своей является особого рода сбором - "эмиссионным сбором".
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 июня 2004 г. № 228-О

  • Принцип равенства не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права; однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. Данная правовая позиция, имеющая общее значение для всех отраслей законодательного регулирования, применительно к сфере налоговых отношений означает, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к регламентации порядка исчисления налогов в том случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, а также связана с необходимостью реализации одного из основных начал законодательства о налогах и сборах, заключающегося в установлении налогов исходя из фактической способности налогоплательщика к уплате налога.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 июня 2004 г. № 226-О

  • Положение пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", дающее налоговым органам право на иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 июня 2004 г. № 229-О

  • Для плательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации продукции по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, срок уплаты налога на пользователей автодорог прямо не установлен. Следовательно, в данном случае уплата налога должна осуществляться по мере получения оплаты за отгруженные товары, выполненные работы либо оказанные услуги. Такое понимание оспариваемого законоположения вытекает из пункта 7 статьи 3 НК РФ.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 июля 1998 г. № 104-О

  • Поскольку Постановление главы администрации Омской области относится к подзаконным актам, то оно не может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который рассматривает лишь жалобы на нарушение конституционных прав и свобод лишь законом.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 июня 2004 г. № 219-О

  • В случае, если налогоплательщик ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, статья 78 НК РФ позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. При этом разрешение спора налогоплательщика с налоговым органом по вопросу возврата излишне уплаченных сумм налога, в ходе которого может быть проверена обоснованность требований налогоплательщика, относится к ведению арбитражных судов.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 23 января 2001 г. № 26-О

  • Вопрос целесообразности и экономической обоснованности установления и взимания налогов должен решать законодатель.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 ноября 1998 г. № 197-О

  • Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно обращался к конституционному понятию "законно установленные налоги и сборы" (статья 57 Конституции Российской Федерации).
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 8 июля 2004 г. № 220-О

  • Тот факт, что подписанная в печать 31.12.2001 года газета фактически могла быть прочитана подписчиками только в 2002 году, не является вопросом права, а потому при осуществлении судопроизводства Конституционный суд разрешать этот факт не должен.
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 мая 2004 года № 15583/03

  • Поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции не было проверено, доведено ли до налогоплательщика мобилизационное задание в установленном порядке, дело было передано на новое рассмотрение.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 мая 2004 года № 210-О

  • В отсутствие специального правового регулирования должны непосредственно применяться нормы Конституции Российской Федерации и тем самым - приниматься все надлежащие меры к реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 марта 1998 г. № 30-О

  • Вопрос о целесообразности освобождения от налогового бремени решается законодателем и не относится к установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, который в соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решает только вопросы права.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 5 ноября 1998 г. № 185-О

  • Конституция Российской Федерации содержит прямые запреты, касающиеся придания закону обратной силы, которые сформулированы в ее статьях 54 и 57; положение статьи 57 Конституции Российской Федерации, ограничивающее возможность законодателя придавать законам о налогах обратную силу, является одновременно и нормой, гарантирующей конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 1 июля 2004 года по делу № А66-9798-03

  • Системное толкование статей 23 (подпункта 4 пункта 1), 54 и 88 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что цель камеральной проверки - проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно эти документы являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок.
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 мая 2004 года № 211-О

  • Пункт 6 статьи 311 АПК Российской Федерации не может рассматриваться как запрещающий пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам вступивших в законную силу и не исполненных или исполненных частично правоприменительных решений, вынесенных до принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения, в котором выявлен конституционно-правовой смысл положенных в их основу норм.


    Опрос
    Баннеры
    Подписка
Нужен ли сайту раздел Словарь?



Да
Давно пора его снести!
Мне все равно

RLE //

Наша рассылка участвует в баннерной системе "Аудит"
Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения
Как не платить лишние налоги?


    Книжный магазин
Вверх    


Эффективная защита налогоплательщика. (Профессиональный комментарий к НК РФ от Банкир.ру) на CD-ROM - цена: 1950.00 руб.
Это уникальное издание, аналогов которому еще не было в России. Уникальность комментария в том, что в нем рассмотрено около 200 спорных вопросов, реально возникающих при налогообложении предприятий. В каждой спорной ситуации Вы найдете решение проблемы, которое подтверждено судебной практикой. Цель данного издания - предоставить налогоплательщикам эффективный и удобный инструмент, который они смогут использовать в своей профессиональной и научной деятельности. Используя данный комментарий, Вы сможете оценить свои налоговые риски, снизить налоговое бремя, предотвратить нарушение своих прав на практике, осуществлять эффективное налоговое планирование.

А.А. Маслов, С.Ю. Шаповалов "Взыскание налогов. Разрешение спорных ситуаций. Арбитражная практика." - цена: 100.00 руб.
Самая продаваемая в Интернете налоговая книга. В книге разъясняется содержание норм Налогового кодекса РФ, регулирующих порядок осуществления налогового контроля и взыскания недоимок. Авторы книги - практикующие налоговые юристы, сотрудники юридической компании "Налоговая помощь" - предлагают свое толкование многих спорных положений налогового законодательства, в том числе тех, которые уже получили оценку в высших судебных инстанциях. ...
Издательство: "ТаксХелп"

Обзор арбитражной налоговой практики № 3/2004 (Сентябрь) + CD - цена: 450.00 руб.
Обзор арбитражной налоговой практики - ежемесячный журнал, который состоит из коротких резюме судебных актов по вопросам налогообложения. При составлении каждого выпуска обзора изучается около двух тысяч дел. Из них в обзор попадает порядка 200 в виде кратких аннотаций. Каждое дело, включенное в журнал доступно на компакт-диске, прилагаемом к журналу. Если вы до сих пор не работали с таким инструментом поддержки принятия решений, как обзор арбитражной практики компании "Налоговая помощь", то вам стоит скачать бесплатно один из старых номеров обзора с сайта издателя http://review.taxhelp.ru/.

Разгулин С.В. "Налог на игорный бизнес: просто о сложном. Глава 29 НК РФ в новой редакции. Практический комментарий." - цена: 67.00 руб.
Книга подготовлена с учетом изменений, внесенных в главу 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ Федеральным законом от 30.06.2004 № 60-ФЗ. Рассмотрены сложные моменты законодательства, регулирующего деятельность организаторов игорного бизнеса, сделан сравнительный анализ норм, действовавших до 1 января 2004 г. ...
Издательство: Информцентр XXI века


Венедиктов А.В. "Избранные труды по гражданскому праву." - цена: 415.00 руб.
Вниманию читателей предлагаются избранные труды академика А.В. Венедиктова по гражданскому праву.
А.В. Венедиктов - один из самых крупных отечественных юристов, оставивших богатейшее творческое наследие. ...
Издательство: Статут

Липинский Д.А. "Проблемы юридической ответственности." - цена: 365.00 руб.
Во втором издании монографии с учетом изменений в действующем законодательстве освещаются актуальные проблемы юридической ответственности. Раскрываются понятие и особенности форм реализации юридической ответственности. ...
Издательство: Юридический центр Пресс

Венедиктов А.В. "Избранные труды по гражданскому праву." - цена: 415.00 руб.
Вниманию читателей предлагаются избранные труды академика А.В. Венедиктова по гражданскому праву.
А.В. Венедиктов - один из самых крупных отечественных юристов, оставивших богатейшее творческое наследие. ...
Издательство: Статут

Витрянский В.В., Козырь О.М., Маковская А.А., ред. "Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе." - цена: 169.00 руб.
В настоящем издании публикуется Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе, принятая Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в рамках подготовки предложений Президенту Российской Федерации о государственной политике в сфере гражданского законодательства и основных направлениях его совершенствования. ...
Издательство: Статут

Сарбаш С.В. "Обязательства с множественностью лиц и особенности их исполнения." - цена: 155.00 руб.
Данная работа посвящена проблемам правового регулирования обязательств с множественностью лиц и их исполнению (ст. 321-326 ГК РФ). В ней подробно рассматриваются виды обязательств с множественностью лиц, теоретически обосновываются ранее не исследовавшиеся и не выявленные в науке виды обязательств с множественностью лиц. ...
Издательство: Статут

    О рассылках
Вверх    

Рассылка "Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения" выходит с сентября 2000 года. Издателем рассылки является юридическая компания "Налоговая помощь".

Перепечатка любых материалов рассылки возможна только с разрешения владельцев авторских прав на эти материалы. В случае неуказания авторства того или иного материала рассылки для уточнения правообладателя свяжитесь с нами.

Если Вы хотите предложить свой материал для рассылки или у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите.

Мы являемся не только ведущими почтовой рассылки "Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения", но и по совместительству авторами другой популярной рассылки "Как не платить лишние налоги?".

Эта рассылка посвящена разрешению сложных правовых вопросов, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности. В каждом выпуске рассылки мы рассматриваем ту или иную конфликтную ситуацию с налоговым или иным государственным органом или между контрагентами. Приводятся возможные аргументы противников. Предлагается свое видение разрешения конфликта. Вооружившись этой информацией, вы сможете отвоевать обратно свои деньги. Ведь наши ситуации как правило прошли испытание практикой.

Если вы не подписались на наши налоговые рассылки, то сделайте это прямо сейчас. Для тех, кто не в курсе, все это абсолютно бесплатно.

    О компании "ТаксХелп"
Вверх    

Юридическая компания "ТаксХелп" ("Налоговая помощь") оказывает широкий спектр услуг по вопросам налогообложения, в частности:


RB2 Network RB2 Network

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.taxkodex
Отписаться

В избранное