Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Налоговые новости от TaxHelp.RU

  Все выпуски  

Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


[НАЛОГОВЫЙ КЛУБ]            [ВСЕ ДОКУМЕНТЫ МНС]

Сайт "ИНТЕРФАЙЛ" предоставил специально для читателей нашей рассылки одну из своих статей по налогам.

Государство задолжало импортерам - и много

На протяжении целого ряда лет таможенные органы незаконно взимали с импортеров таможенную пошлину.

Дело вот в чем.

Таможенная пошлина, как известно, относится к числу федеральных налогов (Ст. 19 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которая в этой части действовала ранее и продолжает действовать и после 1 января 2001 года). В соответствии с Законом о таможенном тарифе сам таможенный тариф (который есть не что иное, как свод ставок ввозных таможенных пошлин) определяется Правительством. Сам по себе факт того, что Правительство, а не законодательная власть устанавливают ставку федерального налога вызывает много вопросов (см. материал по этому поводу), однако суть ситуации с таможенной пошлиной даже не в этом.

Дело в том, что ставки ввозных таможенных пошлин, которые должны были определяться Постановлением Правительства N 1560 от 27 декабря 1996, не были официально опубликованы, т.е. законным образом не установлены.

Постановление правительства N 1560 было опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" без текста таможенного тарифа. В выпуске "Собрания законодательства" 1997, N 8, ст. 943 имеется примечание - публикуется без текста тарифа.

Впервые полный тариф был опубликован в "Российской газете" как часть Постановления Правительства от 22.02.2000 N 148, которое вступило в силу с 1 апреля 2000 года.

Повторим еще раз. Правительство на протяжении нескольких лет собирало налог (таможенную пошлину) который не был установлен. То есть основная часть таможенной пошлины, собиравшейся с 1997 по 1 апреля 2000 года, взималась с импортеров незаконно и подлежит возврату или зачету в счет будущих таможенных платежей.

О том, почему именно основная часть, а не вся собранная пошлина целиком, а также другие юридические подробности можно узнать из правового анализа ситуации. Данный же материал посвящен последствиям описанного нами факта.

Самое очевидное последствие - политическое. Осознав, что государство незаконно изъяло у участников внешнеэкономической деятельности десятки, может быть сотни миллионов долларов, любой заинтересованный политик скажет, что теперь-то уж точно следует осуществить амнистию капиталов, назвав ее взаимной: государство не поднимает вопрос о законности капиталов, нажитых до 2000 года, предприниматели не поднимают вопрос о законности таможенных изъятий за тот же период.

Конечно, здесь возникает много вопросов. Во-первых, те, чьи капиталы могут нуждаться в амнистии, не обязательно еще и импортеры (по крайней мере, формально). Т.е. не им прощать незаконопослушное государство. Во-вторых, любое формальное соглашение на этот счет будет ничтожным, а любой нормативный акт - неконституционным (почему - см. здесь). Возникают и иные проблемы.

Второе последствие - внешнеполитическое и связано с делом Bank of New York. В самом деле, если, как утверждается, значительная (если не большая) часть денег, проходившая через банк - это средства, уведенные от таможенного налогообложения, то речь не может идти об отмывании этих денег, как отмывание не определяй - импортеры и не должны были платить таможенные пошлины, поскольку эти пошлины не были законным образом установлены. Получается, что деньги оберегались от незаконного изъятия.

Третье последствие - из области практической юриспруденции. Предположим, вы - импортер, причем ввозили товары не на фирмы-однодневки (они же помойки), а на свое родное юридическое лицо, которое до сих пор живо и прилично выглядит (есть и такие, причем достаточно много). И вот вы узнали, что таможенную пошлину государство с вас не имело права взимать. Ваши действия?

Еще в 1999 году некоторые крупные и информированные импортеры, осознав ситуацию, посовещались. И решили не предъявлять иски к таможне о возврате незаконно взысканных платежей. Логика простая: денег все равно не вернут (под любым предлогом), а отношения испортишь.

Однако юридические последствия таможенного конфуза не сводятся к примитивному возврату денег в размере нескольких годовых бюджетов РФ. Дело в том, что многие импортеры до сих пор спорят с таможенными органами по разным вопросам, связанным с уплатой таможенные пошлин в период до 1 апреля 2000 года. Таможенные и налоговые органы продолжают выдвигать претензии в отношении уплаты таможенных платежей до 1 апреля 2000 года (на память приходит операция в отношении импортеров бытовой электроники). И здесь факт не опубликования таможенного тарифа вроде бы может пригодиться - достаточно, как кажется, указать в исковом заявлении к таможенному органу в качестве одного из оснований исковых требований факт не опубликования в установленном порядке тарифа, как арбитражный суд немедленно примет решение в Вашу пользу.

Однако есть обстоятельство, которое будущие истцы должны учитывать. Некоторые импортеры уже включали в свои иски указание на незаконность взимания с них не опубликованной (т.е. не установленной) таможенной пошлины. Знаете, как реагировали суды? Никак. То есть решения принимались, то в пользу таможенников, то в пользу импортеров, но ни в одном известном нам решении суды не то что не оценили, они никак не упомянули того факта, что истец ссылается на такое важное обстоятельство.

А как вообще могла сложится такая ситуация с опубликованием ставок одного из главных налогов России? Есть версия, что текст тарифа на самом деле хотели опубликовать в Собрании законодательства еще в 1996 году, причем отдельным выпуском (ввиду большого объема), но потом как-то руки не дошли. Однако Государственный таможенный комитет помнил об этом, и опубликовал тариф в виде собственного издания. Причем даже издал любопытное письмо, который приведем полностью:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 18 июля 1997 г. N 07-08/13714 О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящим информируем, что Государственный таможенный комитет Российской Федерации самостоятельно либо совместно с другими организациями не осуществлял изданий Таможенного тарифа Российской Федерации.

Для таможенных целей могут быть использованы официальное издание Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.96 N 1560 "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации", выпущенное ППО "Известия" (в виде сборника "Таможенный тариф Российской Федерации"), либо текст Приказа ГТК России от 31.01.97 N 43, разосланный ГТК России или опубликованный в официальных изданиях ГТК России (например, в "Таможенных ведомостях", 1997, N N 3, 4, 5, 6).

Просим довести указанную информацию до сведения участников внешнеэкономической деятельности.

Начальник Управления тарифного и нетарифного регулирования А.О.КУДРЯШЕВ

Любопытно это письмо по двум причинам. Во-первых, из письма ясно, что ГТК, изучил положение с не опубликованными ставками таможенных пошлин, осознал его - и ничего не предпринял, чтобы исправить ситуацию. Во-вторых, в нарушение действующего законодательства и превышая свои полномочия, Комитет назвал "официальным" издание тарифа, выпущенное ППО "Известия" - хотя источники официальной публикации нормативных актов установлены законодательно и расширению, особенно посредством издания ведомственных писем, не подлежат. Самое неприятное - указание на то, что это неофициальное издание, по мнению ГТК, может быть использовано "в таможенных целях", т.е. для уплаты налогов. Таким образом, ГТК одним письмом "исправил" Конституцию, два Федеральных закона и один Указ Президента. Заодно ГТК нарушил норму ст. 78 Налогового кодекса, которая предписывает сообщать налогоплательщикам о факте свидетельствующем о возможной излишней уплате налога.

Злые языки утверждают, что такая ситуация на самом деле была выгодна таможенникам - в самом деле, зачем официально повышать ставку пошлины на тот или иной товар, если новую, повышенную ставку можно просто напечатать в ведомственном издании. Так это или нет, мы не беремся судить, поскольку по понятным причинам не могли сравнить настоящий тариф с тем, что опубликовал ГТК и чем руководствовались импортеры. Хотя вроде бы кто-то сравнивал и, как говорят, расхождения есть.

Кстати, невольно таможенникам содействовали и производители популярных электронных баз законодательства, поскольку, для удобства пользователей, публиковали текст постановления Правительства N 1560 с текстом тарифа (в редакции ГТК).

В 2000 году ГТК все-таки инициировал официальное опубликование текста тарифа. Как нам известно, именно потому, что импортеры стали регулярно вставлять в разные иски ссылки на незаконность взимания не опубликованных пошлин.

Мы далеки от мысли, что за всей этой историей кроется злой умысел таможни. Все, конечно, началось с обычного российского бардака. Однако ГТК знал о том, что происходит, и несколько лет нечего не делал (а, возможно, и немного попользовался). Теперь, конечно, никто никому ничего не возвратит. Если дело дойдет до Высшего Арбитражного, Верховного или Конституционного суда, там уж придумают, под каким предлогом все замотать. И это самый главный и печальный вывод из всей истории.

Нельзя, конечно, слишком буквально воспринимать ст. 18 Конституции Российской Федерации, которая гласит - права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Понятно, что во многих случаях "смысл, содержание и применение" определяются не правами человека, а сочетанием законотворческого бардака с чиновничьей некомпетентностью.

И как прикажете действовать высшим судебным органам, которые каждый день имеют дело с чудовищно низким качеством нашего нормотворческого процесса? Если они будут последовательно и юридически корректно применять Конституцию к нормам таможенного, налогового и валютного законодательства, то непосредственным результатом будет не исправление законов, а прекращение функционирования государства. Как сказал по схожему поводу Председатель ВАС В. Ф. Яковлев, бюджет - это тоже закон. Отсюда принцип - чем ниже качество закона и чем он важнее, тем больше шансов, что он будет иметь приоритет перед Конституцией.

Все чаще высшие судебные органы (по понятной необходимости) стали принимать решения, которыми покрывали несуразности российского законодательства в ущерб конституционным правам человека. В следующих выпусках мы постараемся часть этих решений проанализировать.

Было бы несправедливо не отметить, что высшие суды часто вставали на сторону прав человека вообще и налогоплательщика в частности. Как правило, по второстепенным вопросам. Однако и здесь не обошлось без жертв. Решение Конституционного суда о том, что считать моментом уплаты налогов привело к появлению самостоятельного бизнеса по проведению налоговых платежей через проблемные банки и ощутимым потерям бюджета. Хотя виноват в этом не Конституционный суд, а низкое качество налогового законодательства и норм, регулирующих банковскую деятельность. Корректное применение норм Конституции к относительно мелкой проблеме (момент осуществления платежа) осложнило выполнение бюджета. Можно представить, к чему приведет корректное применение Конституции к ситуации с таможенной пошлиной.

Владимир Гладышев
Оригинал статьи на сайте ИНТЕРФАЙЛ

Мы не истина в последней инстанции – мы просто излагаем свою точку зрения. Поэтому на нашем форуме Вы можете высказать свое несогласие с теми или иными нашими выкладками.



RLE       RB2 Network

Если Вы хотите получить бесплатную юридическую помощь, то рекомендуем обратиться на наш налоговый форум. Мы по мере своих возможностей тоже принимаем участие в указанном форуме и консультируем там вместе с другими юристами. Там же вы можете высказать свою точку зрения на те проблемы, что мы поднимаем в наших материалах. Очень много полезных материалов по налогообложению Вы сможете найти также на нашем сайте.

Авторы рассылки - профессиональные юристы (специализация - налогообложение и разрешения спорных ситуаций между предпринимателями и госорганами). Для тех, кого интересуют наши платные услуги, мы подготовили специальную страницу.

Предложение для владельцев рассылок Городского кота и сайтов!!! Наша рассылка меняется рекламными ссылками с другими рассылками. Сайт рассылки готов меняться ссылками с другими сайтами. Если Вы заинтересованы в таком обмене, то напишите нам. Мы обязательно рассмотрим Ваше предложение. Возможно коммерческое размещение вашей рекламы.

Хотим обратить внимание руководителей консалтинговых фирм, что популярный юридический сайт "Юрпомощь" продается. Он может стать эффективной стартовой площадкой для Вашего собственного веб-представительства. Среднее количество ежедневных посещений этого сайта около 150 человек.

Использование материалов рассылки возможно только с разрешения авторов.

Если у Вас есть какие-либо предложения о сотрудничестве, то пишите нам






Подписывайтесь на рассылки Subscribe.Ru
Анализ главных бизнес-новостей
Налоговый кодекс части I и II: проблемы и их решения
Как не платить лишние деньги и налоги?





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное