∙
размещение Ваших материалов в рассылках
проекта ∙ создание и ведение
рассылок. ∙ подбор нормативно
- правовых актов. ∙ подбор материалов
судебной практики. ∙ подбор материалов
СМИ по праву.
НОВЫЙ ПОРЯДОК РАСПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ
С.В. ШАНХАЕВ
Под приватизацией жилых помещений понимается
бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на
добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном
жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые
жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений. Основным нормативным
правовым актом, устанавливающим порядок приватизации жилых помещений, является
Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской
Федерации" от 4 июля
1991
г. N 1541-1.
В теории и на практике довольно часто возникали
вопросы по поводу расприватизации жилых помещений.
Федеральным законом "О
внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О
приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 20 мая
2002 г. N 55-ФЗ статья 9
Закона была дополнена статьей 9.1, в соответствии с которой граждане,
приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом
постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности
и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или
муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти,
органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в
собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с
этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Всем известным Федеральным законом "О
внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа
2004 г. N 122-ФЗ в данную
статью были внесены дополнения, в соответствии с которыми данные правоотношения
могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления.
Федеральным законом "О введении в действие
Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря
2004 г. N 189-ФЗ (статья 20
Закона) было установлено, что малоимущие граждане имеют право до 1 января 2007
года расприватизировать жилые помещения в указанном
выше порядке.
В вышеуказанном порядке расприватизировать жилое помещение мог любой гражданин. После вступления в силу Федерального
закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
данным правом могут воспользоваться только малоимущие граждане. Тем более что в соответствии со статьей 4 Федерального закона
"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации":
"впредь до приведения в соответствии с Жилищным кодексом Российской
Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории
Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются
постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации
и настоящему Федеральному закону".
Федеральный закон "О
порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко
проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им
государственной социальной помощи" от 5 апреля
2003 г. N 44-ФЗ
устанавливает порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и
дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими.
Расчет среднедушевого дохода
семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании
их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи
осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо
пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица,
являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи
и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о
составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и
принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об
оказании государственной социальной помощи.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода
одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов
семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца,
предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной
помощи (далее - расчетный период).
При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода
одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи
или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной
форме.
Перечень видов доходов,
учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко
проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи,
устанавливается Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства
РФ от 20 августа
2003 г.
N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого
дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им
государственной социальной помощи").
При этом при расчете среднедушевого дохода в
состав семьи не включаются:
военнослужащие, проходящие военную службу по
призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также
военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях
профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной
службы;
лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы,
лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под
стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
лица, находящиеся на полном государственном
обеспечении.
Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о
признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи
рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех
членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко
проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть
суммы его доходов за расчетный период.
Для того чтобы непосредственно определить
конкретного гражданина малоимущим необходимо обратиться к Федеральному закону
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября
1997 г. N 134-ФЗ. В
соответствии с данным Федеральным законом потребительская корзина - минимальный
набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для
сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а прожиточный
минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные
платежи и сборы.
Прожиточный минимум в целом по Российской
Федерации предназначается для:
оценки уровня жизни населения Российской Федерации
при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных
программ;
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального
размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий
и других социальных выплат;
формирования федерального бюджета.
В соответствии со статьей 6
указанного Закона семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход
которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в
соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей
(малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки (в редакции
Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты
Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
от 22 августа
2004 г.
N 122-ФЗ).
Учитывая вышеизложенное, необходимо отметить, что
в соответствии с новым законодательством право на расприватизацию жилья имеют малоимущие граждане, которые были признаны таковыми в порядке,
изложенном выше. Признание военнослужащего и членов его семьи малоимущими
является предметом отдельного исследования.