Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций - 'БиНО: Некоммерческие организации' N 9/2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Новое в законодательстве для некоммерческих организаций"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"
Подписаться на наши издания

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

В этом выпуске представлены обзоры новых документов, актуальных для некоммерческих организаций.

Содержание выпуска соответствует разделу "Новое в законодательстве" журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 9/2005 и обзорам из "БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций" за сентябрь 2005 г.

Смотрите в конце выпуска:
- Информацию об удобном и быстром способе подписки на наши издания;
- Предварительное содержание журнала "БиНО: Некоммерческие организации № 9/2005.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Приглашаем авторов, редакторов и корректоров к сотрудничеству

Редакция Издательского дома "БиНО" приглашает желающих проявить свои творческие и профессиональные способности в области написания, редактирования и корректуры бухгалтерских текстов.
Возможна работа на вторичной занятости независимо от вашего места проживания.
Вы можете прислать свои статьи и резюме по адресу redactor@ekar.ru с указанием рассылки, на которую вы подписаны.
Если у вас есть желание работать на достижение общей цели в дружном творческом коллективе, приходите к нам!

Банковские счета

Банки смогут расторгать договор банковского счета в одностороннем порядке

Операции можно приостановить по всем счетам должника, с которых взыскивается налог

Валютные операции

Расходы на командировки можно оплачивать и возмещать в иностранной валюте

Взыскание задолженности

Определен перечень документов, на основании которых налоговый орган принимает решение о списании задолженности

ФСС должен взыскивать все недоимки по взносам на обязательное социальное страхование, в том числе суммы до 100 руб.

Лицензирование

Профессиональное образование могут давать любые образовательные учреждения и подразделения, имеющие соответствующую лицензию

Наличные расчеты

Членские целевые взносы принимаются в кассу некоммерческого партнерства без применения ККТ

Налогообложение

Внесены поправки в порядок применения специальных налоговых режимов

Кто может разъяснять официальную позицию Минфина по вопросам применения налогового законодательства

Как выплачивается и относится на расходы компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях

Арендуя помещение без оформления договора аренды, необходимо уплачивать налог на прибыль

ЕСН и НДФЛ с вознаграждений, материальной помощи и подарков, выданных за счет профсоюзных взносов

Когда долгосрочные поездки водителей считаются командировками

Транспортные средства, снятые с учета в ГАИ, не облагаются транспортным налогом

Вычет НДС производится в том налоговом периоде, в котором фактически получены счета-фактуры

Компенсация за незаконное увольнение или перевод на другую работу облагается НДФЛ

Льготу по налогу на имущество к базам отдыха применить нельзя

Оплата сдельщикам за нерабочие праздничные дни может уменьшать налогооблагаемую прибыль

Ответственность

Срок исковой давности по недействительным сделкам уменьшен до трех лет

Конституционный суд о сроке давности и взыскании налоговых санкций

Переплата по налогу освобождает от штрафа по статье 122 Налогового кодекса

Отпуска

Конституционный Суд признал законной норму Трудового кодекса о переносе отпуска

Пенсионное страхование

Основания для зачета (возврата) излишне уплаченных взносов на ОПС в действующем законодательстве отсутствуют

Пособия

С 1 января 2005 г. пособие на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет "чернобыльцы" должны получать в двойном размере

С 31 июля 2005 г. используются листки нетрудоспособности нового образца (зеленого цвета)

Порядок выплаты пособия по беременности и родам остается неизменным

Банковские счета

Банки смогут расторгать договор банковского счета в одностороннем порядке

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. № 89-ФЗ "О внесении изменения в статью 859 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

Статья 859 ГК РФ дополнена пунктом 1.1, которым банку предоставлено право отказа от исполнения договора банковского счета, если в течение двух лет на счете клиента отсутствуют денежные средства и операции по этому счету. Для этого банк должен в письменной форме предупредить клиента. Договор банковского счета будет считаться расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.

Данная норма действует в случае, если в договоре банковского счета отсутствуют иные условия его расторжения.

Закон вступил в силу 20 июня 2005 г. и распространяется на отношения, которые возникли из договоров банковского счета, заключенных до вступления в его силу.

Операции можно приостановить по всем счетам должника, с которых взыскивается налог

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 14 июня 2005 г.03-02-07/1-144

Согласно статье 46 Налогового кодекса РФ, налоговые органы имеют право принудительно взыскать с налогоплательщика налог, если тот не уплатил его в срок, а также пени.

Одной из форм принудительного взыскания является направление в банк, в котором у налогоплательщика открыт счет, инкассового поручения на списание средств. Если налогоплательщик имеет несколько счетов, то инкассовые поручения могут быть направлены на все счета.

Также может быть принято решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Такое решение осуществляется в отношении всех открытых счетов налогоплательщика, с которых производится взыскание налога и пени.

Однако здесь существуют ограничения. Если инкассовые поручения выставляются на несколько счетов налогоплательщика, то их общая сумма должна соответствовать сумме задолженности, указанной в требовании на уплату налога. При этом должны быть учтены суммы, которые налогоплательщик уплатил по такому требованию самостоятельно.

Валютные операции

Расходы на командировки можно оплачивать и возмещать в иностранной валюте

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Внесены поправки в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и в ряд других законов, связанных с валютным регулированием.

Расширен перечень валютных операций между резидентами (к ним относятся, в частности, граждане РФ и юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством). Так, им разрешено производить в иностранной валюте операции, которые связаны:

– с оплатой и (или) возмещением расходов работников при служебных загранкомандировках;

– с расчетами и переводами при исполнении бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством, а также с выплатами по внешним ценным бумагам (кроме векселей);

– с расчетами и переводами, обусловленными деятельностью дипломатических и иных российских представительств за пределами РФ;

– с оплатой и (или) возмещением расходов работников, чья работа за пределами РФ носит разъездной характер или осуществляется в пути.

Указанные операции юридические лица могут осуществлять и со своих счетов за границей. Кроме того, по зарубежным счетам можно осуществлять операции по выплате зарплаты сотрудникам представительств РФ.

Также юридические лица могут без использования банковских счетов производить расчеты в наличной валюте с физическими лицами-нерезидентами при розничной купле-продаже товаров, оказании им транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.

Уточнены порядок открытия счетов резидентов в заграничных банках и порядок резервирования и возврата сумм резервирования.

Обязанности по валютному контролю возложены на налоговые органы.

Закон вступил в силу 31 июля 2005 г.

Взыскание задолженности

Определен перечень документов, на основании которых налоговый орган принимает решение о списании задолженности

Министерство финансов Российской Федерации, приказ от 15 июня 2005 г. № 72н "О порядке принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, суммам налоговых санкций за нарушения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового Кодекса Российской Федерации взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года, а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам"

Установлено, что решение о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается руководителем налогового органа по месту нахождения организации по форме, которая приведена в приложении № 1 к данному приказу.

Определен перечень документов, на основании которых принимается решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности:

– организации, ликвидированной в порядке банкротства,

– организации, ликвидированной по решению учредителя (участников организации, ее уполномоченного органа) или суда в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ.

Приведены образцы необходимых документов.

Со дня вступления приказа в силу, то есть с 29 июля 2005 г., не применяется приказ МНС России от 1 июня 2001 г. № ВГ-3-10/175, определявший порядок принятия налоговым органом решения о списании недоимки и задолженности последующими изменениями и дополнениями.

ФСС должен взыскивать все недоимки по взносам на обязательное социальное страхование, в том числе суммы до 100 руб.

Фонд социального страхования Российской Федерации, письмо от 22 июля 2005 г. № 02-18/04-6591 "О некоторых вопросах порядка проведения камеральных проверок"

Даны ответы на вопросы о применении отдельных положений Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением ФСС РФ от 29 июля 2003 г. № 87.

Разъяснено, что в случае непредставления страхователем всех необходимых документов по запросу исполнительного органа ФСС РФ он вправе оставить заявление страхователя о выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на обязательное социальное страхование без рассмотрения. Руководствоваться при этом необходимо Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной постановлением ФСС РФ от 9 марта 2004 г. № 22 (пункт 3.3).

Указано, что страхователями, не ведущими финансово-хозяйственную деятельность, являются страхователи:

– не сдающие расчетные ведомости по средствам Фонда более двух лет;

– не числящиеся по юридическим адресам;

– не имеющие движения по расчетным счетам.

Решения о привлечении к ответственности указанных страхователей при наличии подтверждающих указанные факты документов в каждом конкретном случае должны приниматься исполнительными органами Фонда с учетом всей имеющейся в отделении Фонда информации.

Также отмечается, что закрепление в актах Фонда норм, касающихся нецелесообразности взыскания суммы недоимки в незначительном размере (до 100 руб.), будет противоречить действующему законодательству. Поэтому, учитывая требования Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", региональные отделения Фонда должны принимать меры по взысканию любых сумм задолженности со страхователей.

Лицензирование

Профессиональное образование могут давать любые образовательные учреждения и подразделения, имеющие соответствующую лицензию

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. № 92-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"

Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" дополнен положением, в соответствии с которым общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

Профессиональная подготовка может быть получена теперь также в любых образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

В связи с этим в новой редакции изложена статья 22 Закона, предусматривающая, что начальное профессиональное образование теперь может быть получено не только в образовательных учреждениях начального профессионального образования, но и в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

По сокращенным программам могут получить среднее профессиональное образование только граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля. Ранее его могли получить также граждане, имеющие среднее (полное) общее образование.

Закон вступил в силу 31 июля 2005 г.

Наличные расчеты

Членские целевые взносы принимаются в кассу некоммерческого партнерства без применения ККТ

Министерство финансов Российской Федерации, письмо № 03-01-20/3-122 от 7 июля 2005 г.

Минфин России разъясняет, что осуществление денежных расчетов, не связанное с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, не требует применения ККТ.

Целевые взносы, вносимые членами некоммерческого партнерства на ведение уставной деятельности, не подпадают под признаки торговых операций, работ или услуг. Поэтому если взносы вносятся наличными в кассу партнерства, обязательного применения ККТ не требуется.

Налогообложение

Внесены поправки в порядок применения специальных налоговых режимов

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Внесены множественные поправки в главы НК РФ, устанавливающие применение спецрежимов. Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г. Отметим некоторые из них.

Упрощенная система налогообложения

Со следующего года не могут применять УСН:

– любые формы адвокатских учреждений;

– иностранные организации, имеющие филиалы и представительства.

С 15 до 20 млн. рублей увеличена сумма дохода, позволяющая применять УСН.

Расширен перечень расходов, на которые налогоплательщик может уменьшить полученные доходы.

Уточнен порядок:

– признания доходов и расходов,

– перехода на УСН с других режимов и обратно.

Единый налог на вмененный доход

Расширен перечень видов деятельности, которые переводятся на ЕНВД. К ним добавлены услуги общественного питания, если не имеется зала для обслуживания посетителей; услуги по временному размещению и проживанию и др.

Организациям, участвующим в совместной деятельности, запрещено применение ЕНВД.

Со следующего года:

– коэффициент К1 будет устанавливать Правительство РФ,

– коэффициент К3 применяться не будет.

Разрешено уменьшать ЕНВД на сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченной работникам.

Кто может разъяснять официальную позицию Минфина по вопросам применения налогового законодательства

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116

Указано, что должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, являются министр финансов РФ, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

Эта информация необходима для налогоплательщиков и налоговых агентов, поскольку в случае, если они руководствуются письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, то ответственности за совершение налогового правонарушения они не подлежат (подпункт 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ).

Следует иметь в виду, что Пленум ВАС РФ в своем постановлении от 28 февраля 2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал, что к таким разъяснениям относятся письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

Как выплачивается и относится на расходы компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 16 мая 2005 г. № 03-03-01-02/140

Компенсация работникам за использование личного автомобиля для служебных поездок выплачивается на основании приказа руководителя. При этом личный автомобиль должен использоваться в процессе производственной (служебной) деятельности, связанной с постоянными служебными разъездами в соответствии с должностными обязанностями.

Компенсация относится на расходы в целях налогообложения прибыли по нормам, установленным законодательством. В них уже учтены объем износа автомобиля, расходы на ГСМ, техническое обслуживание и ремонт. Поэтому дополнительно данные затраты на автомобиль в составе расходов учтены быть не могут.

Компенсации выплачиваются один раз в месяц и не зависят от количества календарных дней в месяце. Если работник отсутствует на рабочем месте по причине нахождения в отпуске, командировке, по болезни и т.п., компенсация не выплачивается.

Арендуя помещение без оформления договора аренды, необходимо уплачивать налог на прибыль

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 25 мая 2005 г. № 03-03-01-04/4/64

Использование организацией зданий и помещений, находящихся на балансе другого юридического лица, без оформления договоров аренды признается безвозмездно полученной услугой. А согласно пункту 8 статьи 250 Налогового кодекса РФ безвозмездное получение имущества (работ, услуг) относится к внереализационным доходам организации и облагается налогом на прибыль.

ЕСН и НДФЛ с вознаграждений, материальной помощи и подарков, выданных за счет профсоюзных взносов

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 27 мая 2005 г. № 03-05-01-04/157

Вознаграждение председателю и казначею профкома за выполнение общественной работы, а также суммы материальной помощи и стоимость подарков членам профсоюза облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке по ставке 13% независимо от того, за счет какого источника они выплачиваются. При налогообложении подарков и материальной помощи учитываются положения статьи 217 Налогового кодекса РФ.

Что касается ЕСН, то им не облагаются подарки и материальная помощь тем членам профсоюза, которые не связаны с профсоюзной организацией трудовыми, гражданско-правовыми и авторскими договорами. Если же физические лица выполняют для профсоюзной организации работы или услуги по трудовым или гражданско-правовым договорам, то выплаты в их пользу облагаются ЕСН в общеустановленном порядке.

Когда долгосрочные поездки водителей считаются командировками

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 1 июня 2005 г. № 03-05-01-04/168

Если водители грузовых автомобилей постоянно работают на регулярных междугородных перевозках, то такие поездки служебными командировками не признаются. В этом случае водителям выплачивается надбавка к месячному должностному окладу (тарифной ставке) за сутки работы в пути. Надбавка является составной частью оплаты труда и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Если же поездки водителей грузовых автомобилей не носят постоянного характера и в каждом случае осуществляются по отдельному распоряжению работодателя, то их следует рассматривать как служебные командировки. В этом случае водителям выплачиваются суточные в пределах установленных норм, произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения. Такие выплаты являются компенсационными и НДФЛ не облагаются.

Транспортные средства, снятые с учета в ГАИ, не облагаются транспортным налогом

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 8 июня 2005 г. № 03-06-04-04/26

Согласно статье 358 Налогового кодекса РФ объектом обложения транспортным налогом являются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Если транспортные средства сняты с регистрации, то они не будут являться объектом обложения транспортным налогом.

При этом месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. А налог исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Вычет НДС производится в том налоговом периоде, в котором фактически получены счета-фактуры

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 16 июня 2005 г. № 03-04-11/133

Одним из условий принятия к вычету НДС является наличие у налогоплательщика счета-фактуры от поставщика. Поэтому вычеты сумм НДС производятся только в том налоговом периоде, в котором этот документ получен фактически.

Подтверждением даты получения счета-фактуры, направленного поставщиком товаров по почте, может являться запись в журнале регистрации входящей корреспонденции.

Компенсация за незаконное увольнение или перевод на другую работу облагается НДФЛ

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 22 июня 2005 г. № 03-05-01-05/97

Увольнение или перевод работника на другую работу могут быть признаны незаконными. В этом случае в соответствии со статьей 394 Трудового кодекса РФ работнику выплачивается компенсация в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула. Такая компенсация, взысканная по решению суда с организации-работодателя в пользу работника, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Объясняется это тем, что компенсация за время вынужденного прогула не включена перечень компенсационных выплат, освобождаемых от обложения НДФЛ, который установлен пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ.

По этим же основаниям подлежит обложению НДФЛ индексация взысканных судом в пользу работника сумм на день исполнения решения суда.

Льготу по налогу на имущество к базам отдыха применить нельзя

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 24 июня 2005 г. № 03-06-01-04/289

Согласно пункту 7 статьи 381 Налогового кодекса РФ от обложения налогом на имущество освобождаются организации в отношении объектов социально-культурной сферы, которые используются ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения. Это касается организаций, для которых деятельность в социально-культурной сфере является уставной.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) деятельность пансионатов, домов отдыха и т.п. включена в группировку 55 "Деятельность гостиниц и ресторанов". В связи с этим базы отдыха не признаются объектом социально-культурной сферы для целей главы 30 НК РФ и по ним нельзя использовать указанную льготу.

Однако льготу можно применить в отношении имущества, используемого на базах отдыха для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Оплата сдельщикам за нерабочие праздничные дни может уменьшать налогооблагаемую прибыль

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 1 июля 2005 г. № 03-03-04/1/38

Оплата сдельщикам за нерабочие праздничные дни в целях налогообложения прибыли относится к расходам на оплату труда при условии, что ее размер:

– установлен локальным нормативным актом организации по согласованию с профсоюзным органом;

– закреплен в трудовых (коллективных) договорах.

Одной записи в трудовом договоре для этого недостаточно.

Ответственность

Срок исковой давности по недействительным сделкам уменьшен до трех лет

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 109-ФЗ "О внесении изменения в статью 181 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Внесены изменения в статью 181 ГК РФ, устанавливающую сроки исковой давности по недействительным сделкам.

Уменьшен срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Теперь он составит три года вместо десяти лет. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки применяется также к требованиям, срок предъявления которых, ранее установленный ГК РФ, не истек до дня вступления в силу Федерального закона, то есть до 26 июля 2005 г.

Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности остался неизменным (один год). Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

Конституционный суд о сроке давности и взыскании налоговых санкций

Конституционный Суд Российской Федерации, постановление от 14 июля 2005 г. № 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа"

Предметом рассмотрения по настоящему делу явилась проверка положений статьи 113 НК РФ на соответствие Конституции РФ.

Статьей 113 НК РФ установлено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за налоговое правонарушение, если истек срок давности, равный трем годам. Срок давности для всех правонарушений, кроме установленных статьями 120 и 122 НК РФ, исчисляется со дня совершения налогового нарушения, а для нарушений, установленных статьями 120 и 122 НК РФ – со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого это нарушение совершено.

Дела по налоговым нарушениям и о привлечении налогоплательщиков к ответственности ведут налоговые органы. На практике суды часто принимают решение о взыскании санкции за пределами срока давности. С этой ситуацией и обратились в Конституционный суд РФ заявители.

КС РФ разъяснил, что надо различать срок взыскания налоговой санкции и срок привлечения к налоговой ответственности.

Срок привлечения к налоговой ответственности, равный трем годам, прекращается в тот момент, когда оформлен акт налоговой проверки или, если акт не требуется, вынесено решение руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности.

По истечении срока привлечения к ответственности, начинает исчисляться срок взыскания налоговой санкции. Он равен шести месяцам со дня обнаружения налогового правонарушения. Это установлено статьей 115 НК РФ. Налоговые санкции взыскиваются только через суд. Поэтому если налогоплательщик отказывается добровольно заплатить штраф, у налоговых органов есть шесть месяцев, чтобы обратиться в суд о взыскании с него санкции.

Поскольку срок осуществления правомочия налогового органа на обращение в суд установлен статьей 115 НК РФ, он не может одновременно определяться статьей 113 НК РФ. Таким образом, срок давности обращения в суд о взыскании санкции является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все его стадии, в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой санкции) должен быть завершен в срок, не превышающий трех лет.

Кроме того, необходимо учитывать, что неправомерные действия налогоплательщика, а именно отказ от предоставления документов при проведении налоговой проверки или непредставление их в установленные сроки, могут привести к пропуску срока привлечения к ответственности.

Поэтому суд вправе не ограничиваться одним лишь фактом пропуска срока давности привлечения к ответственности, а учесть иные обстоятельства. Например, по ходатайству налогового органа проверить, не препятствовал ли налогоплательщик нормальному ходу контрольных мероприятий, желая затянуть их по времени. Суд может признать пропуск срока давности привлечения к ответственности уважительным и взыскать с налогоплательщика санкции за те нарушения, которые выявлены в пределах сроков, охваченных налоговой проверкой.

Переплата по налогу освобождает от штрафа по статье 122 Налогового кодекса

Министерство финансов Российской Федерации, письмо от 3 июня 2005 г. № 03-02-07/1-133

Статьей 122 Налогового кодекса РФ установлен штраф за неуплату или неполную уплату налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Пленум ВАС РФ в постановлении от 28 февраля 2001 г. № 5 разъяснил, что "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога.

Если занижение суммы налога не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога, то состав правонарушения по статье 122 НК РФ отсутствует. Такая ситуация, в частности, может возникнуть, если в результате налоговой проверки установлено занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, но при этом имеется переплата по этому налогу в тот же бюджет за прошлые периоды и эта переплата перекрывает или равна сумме недоплаты.

Отпуска

Конституционный Суд признал законной норму Трудового кодекса о переносе отпуска

Конституционный Суд Российской Федерации, определение от 23 июня 2005 г. № 230-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гарифуллина Сергея Раисовича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 124 Трудового кодекса Российской Федерации"

Конституционный суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы о нарушении конституционного права на отдых в результате применения части второй статьи 124 Трудового кодекса РФ.

Согласно норме части второй статьи 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск по соглашению между работником и работодателем переносится на другой срок, если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска менее чем за две недели до его начала.

Конституционный суд РФ указал, что эта норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан, так как она предусматривает еще одну дополнительную гарантию реализации права работника на ежегодный оплачиваемый отпуск. Из этой нормы в системной связи с другими содержащимися в статьях 114, 122, 123 и части девятой статьи 136 ТК РФ нормами следует, что фактически она предусматривает и право работника на перенос ежегодного оплачиваемого отпуска в случае неисполнения работодателем обязанности по своевременной его оплате. При этом конкретный срок такого переноса – с учетом права работника на своевременную и в полном размере оплату отпуска – определяется по соглашению сторон трудового договора.

Проверка правомерности отказа работодателя перенести дату начала отпуска заявителя относится не к полномочиям Конституционного суда РФ, а к компетенции судов общей юрисдикции.

Пенсионное страхование

Основания для зачета (возврата) излишне уплаченных взносов на ОПС в действующем законодательстве отсутствуют

Федеральная налоговая служба, письмо от 5 апреля 2005 г. № 19-4-03/000020@ "О проведении зачетов (возвратов) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование"

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее – ОПС) не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса РФ, и не являются составной частью единого социального налога.

Налоговые органы обязаны контролировать только уплату страховых взносов на ОПС. А орган, который имеет право производить зачет или возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов, законодательством не определен. Также не определен и порядок проведения зачета (возврата).

Таким образом, в действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов на ОПС. В настоящее время в Минфин России направлены предложения по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Пособия

С 1 января 2005 г. пособие на период отпуска по уходу за ребенком до трех лет "чернобыльцы" должны получать в двойном размере

Правительство Российской Федерации, Постановление от 16 июля 2005 г. № 439 "О правилах выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

Утвержденные Правила определяют порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в двойном размере гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Пособие назначается и выплачивается гражданам, указанным в статье 13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", которые постоянно проживают (работают) на территории зоны проживания с правом на отселение или с льготным социально-экономическим статусом, а также в зоне отселения до их переселения в другие районы.

Выплата пособия осуществляется по месту подачи гражданином заявления о назначении пособия: в организации по месту работы (службы, учебы) или в органе в сфере социальной защиты населения по месту жительства.

Списки лиц, получающих пособие, подписанные руководителями соответствующих организаций и заверенные печатью, ежемесячно представляются в территориальные органы Федерального казначейства. Руководители организаций по месту работы (учебы) лиц, получающих пособие, представляют также выписки из приказов о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, заверенные печатью.

На основании представленных документов территориальный орган Федерального казначейства перечисляет средства федерального бюджета, предусмотренные на выплату пособия, в организации по месту работы (учебы) лиц, получающих пособие, в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения.

Определен порядок финансирования расходов, связанных с выплатой пособия различным категориям граждан.

Постановление вступило в силу 20 июля 2005 г. и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

С 31 июля 2005 г. используются листки нетрудоспособности нового образца (зеленого цвета)

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, приказ от 6 июня 2005 г. № 384 "Об изъятии из обращения бланков листков нетрудоспособности старого образца (голубого цвета)"

Бланки листов нетрудоспособности старого образца (голубого цвета) с 31 июля 2005 г. изымаются из обращения. С этой даты вводятся в обращение бланки зеленого цвета.

С 31 июля 2005 г. к оплате будут приниматься листки нетрудоспособности нового образца (зеленого цвета), а также листки нетрудоспособности старого образца (голубого цвета) с датой выдачи не позднее 31 июля 2005 г.

Руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ, региональных отделений ФСС РФ, медицинских организаций рекомендовано обеспечить уничтожение бланков голубого цвета в порядке, установленном приказом ФСС РФ и Минздрава России от 29 января 2004 г. № 18, 29.

Порядок выплаты пособия по беременности и родам остается неизменным

Фонд социального страхования Российской Федерации, письмо от 14 июля 2005 г. № 02-18/07-6348

Настоящим письмом сообщается, что изменения в части определения размера пособия по беременности и родам с учетом непрерывного трудового стажа внесены не только в Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 883, но и в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Однако в письме Минздравсоцразвития России от 16 декабря 2004 г. № 1608-ВС сообщалось, что законодательные акты, регулирующие обязательное социальное страхование в части учета непрерывного стажа работы для определения размера пособия по беременности и родам, отсутствуют, нет также и других нормативных правовых актов по данному вопросу.

В связи с этим сообщается, что действие письма ФСС РФ от 12 января 2005 г. № 02-18/07-81 "Об исчислении пособий по беременности и родам" сохраняется и в настоящее время. То есть до принятия соответствующих законодательных актов указанное пособие продолжает выплачиваться в размере среднего заработка, независимо от непрерывного трудового стажа.


Предварительное содержание журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 9/2005

Тема номера: Некоммерческие организации, основанные на институте членства
Я.Ю. Леонова. Правовое регулирование деятельности ассоциаций (союзов) и некоммерческих партнерств
Я.Ю. Леонова. Налогообложение некоммерческих партнерств и ассоциаций (союзов)
Налогообложение
Р.Н. Жеребцов. Льготное налогообложение религиозных организаций
Юридический практикум
С.О. Лозовская. Что изменилось в лицензировании отдельных видов деятельности
Р.Н. Жеребцов. Упрощенный порядок ликвидации юридических лиц
Вопросы-ответы
П.Ю. Гамольский. Финансово-хозяйственная деятельность некоммерческих организаций
Е. В. Виговский. На заметку руководителю и главному бухгалтеру
Обзор документов
Л.П. Фомичева. Изменения в порядке исчисления НДС
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО
Некоммерческие организации

ПОДПИСКА

Началась подписка на 2006 г. через отделения почтовой связи на журналы "БиНО: Бюджетные учреждения", "БиНО: Некоммерческие организации" и "БиНО: Силовые ведомства".

Продолжается подписка на 2005 г. через Издательский дом "БиНО", его официальных представителей, отделения почтовой связи и агентства альтернативной подписки.

Подписавшись в любом месяце на комплект за 2005 г., вы получите все номера, начиная с 1-го.

Наши цены (2005 год)

Мы прекрасно знаем, что каждой некоммерческой организации не хватает актуальной информации и средств на ее получение.

Поэтому мы решили во втором полугодии снизить цену подписки на свои издания.

Комплект подписки

Годовая подписка

Подписка на полугодие

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением – бланками отчетности)

3300 руб.

1650 руб.

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

-

924 руб. (II полугодие)

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением – Сборником документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

-

924 руб. (II полугодие)

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением – бланками отчетности)

3300 руб.

1605 руб.

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

-

924 руб. (II полугодие)

Подписка через Издательский дом "БиНО"

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома.

Вы звоните нам по тел./факсу (095) 535-63-11 или 534-36-72 либо делаете запрос по электронной почте bino@ekar.ru и просите выслать счет, назвав его специальный код, и бланк-заказ, который обязательно надо заполнить.

Код "ЭЛ-БУ/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Бюджетные учреждения"

Код "ЭЛ-СВ/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Силовые ведомства"

Код "ЭЛ-НКО/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Некоммерческие организации"

Вместе с копией платежного поручения Вы высылаете нам заполненный бланк-заказ по вышеупомянутым номерам факса или по электронной почте.

Мы оформляем Вам подписку и высылаем издания заказной бандеролью.

Пожалуйста, не забывайте называть специальный код счета и присылать заполненный бланк-заказ!

Для расчетов:

ООО Фирма "ЭКАР",

Зеленоградский филиал ОАО МИнБ г. Москва,

ИНН 7735063088, КПП 773501001, р/с 40702810100050001418

ОАО "Московский индустриальный банк" г. Москва,

БИК 044525600, к/с 30101810300000000600.

Подписка на почте

Внимание, открыта подписка на I полугодие 2006 г. по каталогам «Роспечать» и «Пресса России».
Спешите подписаться через почтовые отделения!!!
Если вы не подпишитесь сейчас, вы можете опоздать на целое полугодие!!!

В нашем подписном комплекте с июля появилось новое издание - Сборник документов с комментариями. Теперь Сборники выходят не раз в квартал, как раньше, а каждый месяц. При необходимости подписку на сборник можно оформить отдельно.

Наши индексы

2006 год I полугодие

Каталог "Роспечать"

Объединенный каталог "Пресса России"

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением – бланками отчетности)

71967

42494

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

47982

42495

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

46323

42463

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением – Сборником документов с комментариями)

83227

42226

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

46325

42465

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением – бланками отчетности)

47980

42496

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

47983

42497

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

46324

42464

2005 год II полугодие

Каталог "Роспечать"

Объединенный каталог "Пресса России"

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением – бланками отчетности)

71967

42494

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

47982

42495

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

46323

42463

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением – Сборником документов с комментариями)

83227

42226

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

46325

42465

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением – бланками отчетности)

47980

42496

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

47983

42497

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

46324

42464

Комплект за 2006 год

Комплект за 2006 г. "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1-12
и Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений № 1-12

84677

42430

Комплекты за 2005 год

Каталог "Роспечать"

Объединенный каталог "Пресса России"

Комплект за 2005 г. "БиНО: Некоммерческие организации" № 1-12
и Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций № 1-10

80428

42237

Комплект за 2005 г. "БиНО: Силовые ведомства" № 1-12
и Сборник документов с комментариями для силовых ведомств № 1-10

82897

42238

Комплект за 2005 г. "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1-12
и Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений № 1-10

80425

42227

Комплекты за 2004 год

Комплект за 2004 г. "БиНО: Бюджетные учреждения" № 1-12
и Сборник документов за квартал № 1-4

80426

42213

Комплект за 2004 г. "БиНО: Силовые ведомства" № 1-12
и Сборник документов за квартал № 1-4

83226

42396

Подписка в агентствах альтернативной подписки и представительствах

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.

Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на нашем сайте:
http://bino.ru/subscription/alter

Издательский дом "БиНО" предлагает

В рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" Издательский дом "БиНО" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.
- Инструкция по бюджетному учету с приложением "ПЛАН СЧЕТОВ" (приказ Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н) – 55 руб.
- Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приказ Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н) – 66 руб.
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (приказ Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н) – 33 руб.
- Полный комплект из трех вышеперечисленных изданий – по льготной цене – 143 руб.
Издательский дом "БиНО" предлагает также следующие издания:
- Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу РФ в жестком переплете – 150 руб.
- Налогоплательщики и налоговые органы: особенности взаимоотношений – 25 руб.
Все цены указаны с учетом НДС

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за 2004 г. Стоимость комплекта из 12 номеров журнала и четырех Сборников документов составляет 3168 руб. Основная часть материалов в журналах сохраняет свою актуальность. Ознакомьтесь с их кратким содержанием на нашем сайте - перейдите по ссылке.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное