Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Кодекс" - еженедельный обзор законодательства РФ с 19.10.05 по 27.10.05


Информационный Канал Subscribe.Ru

27.10.2005

 

НОВОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

     Вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

 

29 октября 2005 года вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которому срок предъявления к исполнению исполнительного листа, выданного на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов и судебных приказов, не превышает трех лет, а срок предъявления к исполнению исполнительного листа, выдаваемого на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, - три месяца, что соответствует статье 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

НОВОСТИ О ЗАКОНОПРОЕКТАХ

 

     Принят в первом чтении новый законопроект

 

Принят в первом чтении законопроект "О парламентском расследовании", предусматривающий цели, принципы и предмет парламентского расследования, основания для его возбуждения, его организационные формы, порядок формирования парламентской комиссии по расследованию, ее состав, полномочия, порядок работы и принятия решений.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

     Удовлетворяя иск о понуждении ответчика освободить земельный участок от самовольно возведенных на нем конструкций, суд апелляционной инстанции указал, что документами, разрешающими ведение работ по реконструкции и ремонту, ответчик не располагает

 

Постановлением от 14 мая 2005 года по делу N КГ-А40/3698-05 Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил в силе постановление апелляционной инстанции, которым отменено решение суда первой инстанции и удовлетворен иск о понуждении ответчика в 10-дневный срок освободить земельный участок от самовольно возведенных на нем конструкций.

 

При проверке принятого по делу постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа указал следующее:

 

Постановлением Государственной инспекции Москомзема установлен факт незаконного ведения ответчиком на занимаемом им земельном участке строительства сооружений, за что общество привлечено к административной ответственности.

 

В соответствии со ст.62 Градостроительного кодекса РФ, а также п.п.1.4.1, 1.4.2 Положения "О едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве", утвержденного распоряжением Мэра г.Москвы от 11 апреля 2000 года N 378-РМ, для ведения работ по реконструкции и ремонту в г.Москве требуется соответствующее разрешение.

 

Такими разрешающими ведение работ документами ответчик не располагал.

 

Следовательно, вывод суда апелляционной инстанции о незаконном ведении ответчиком строительных работ и постановление об удовлетворении иска полномочного органа местной власти являются правильными.

 

     Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании с общества налоговой санкции п.1 ст.119 НК РФ, суд исходил из того, что расчет является налоговой декларацией, и правомерности действий налогового органа по взысканию штрафа

 

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 6 сентября 2005 года по делу N Ф09-3858/05-С1 указал, что по результатам проверки налоговым органом принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности.

 

В силу п.2 ст.363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов РФ.

 

Расчеты налога за отчетный период представляются организациями в налоговый орган по местонахождению транспортных средств по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

 

Поскольку по форме и содержанию налоговые расчеты отвечают требованиям налоговой декларации, указанным в ст.80 НК РФ, привлечение общества к налоговой ответственности является правомерным.

 

     Осуществляемая предпринимателем перевозка граждан на маршрутном такси является перевозкой транспортом общего пользования, в связи с чем у предпринимателя отсутствовала обязанность применять ККМ при оказании услуг по перевозке граждан на маршрутном такси

 

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 10 февраля 2005 года по делу N Ф04-468/2005(8445-А27-27) поддерживает выводы суда апелляционной инстанции о неправомерности привлечения предпринимателя к административной ответственности, указывая, что при продаже проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте применение контрольно-кассовой техники не требуется.

 

Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что предприниматель оказывал услуги по перевозке пассажиров в режиме городского общественного транспорта, в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ.

 

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что в маршрутном такси установлен отличный от городского общественного транспорта режим перевозок и поэтому предприниматель при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров обязан применять ККМ, является неправомерным.

 

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

 

     Об определении расчетной цены долговых ценных бумаг

 

Является ли метод использования ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленный новой редакций ст.280 НК РФ, единственно возможным методом определения расчетной цены долговой ценной бумаги?

 

Ответ на данный вопрос в письме от 6 октября 2005 года N 03-03-04/2/73 дал заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И.Иванеев.

 

Начиная с 1 января 2006 года при определении расчетной цены долговых ценных бумаг рыночная величина ссудного процента заменена ставкой рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Других экономических показателей для определения расчетной цены долговой ценной бумаги главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

 

Более подробные разъяснения по этому (см. письмо Минфина РФ от 6 октября 2005 года N 03-03-04/2/73) и другим вопросам вы можете найти в разделе "Законодательство в вопросах и ответах" информационной системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

____________________________________________________________

 

26.10.2005

 

НОВОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

     Вносятся изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"

 

Федеральным законом от 24 октября 2005 года N 133-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", связанные с вопросами допуска арбитражного управляющего к государственной тайне. В случае если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, теперь арбитражный управляющий должен иметь допуск к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника. Кроме того, в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" внесены положения, касающиеся порядка получения арбитражным судом и саморегулируемой организацией арбитражных управляющих сведений о наличии государственной тайны в деятельности предприятия-должника.

 

     Повышены предельные размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам таможенных органов

 

В целях обеспечения социальной защищенности постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2005 года N 631 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 852 и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" на сотрудников таможенных органов распространено действие постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 852, устанавливающего порядок выплаты компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений и определяющего более высокие по сравнению с ранее установленными для сотрудников таможенных органов предельные размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

 

     Определены порядок предоставления и размеры компенсации безработным гражданам материальных затрат в связи с направлением на работу или обучение в другую местность

 

В целях обеспечения реализации установленного Федеральным законом от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" права безработных граждан на компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность постановлением Правительства РФ от 21 октября 2005 года N 633 утверждены Правила, определяющие порядок предоставления и размеры компенсаций расходов по переезду безработного гражданина к месту работы, а также к месту обучения и обратно, провозу имущества к месту работы, найму жилого помещения по месту обучения и обустройству на новом месте жительства по новому месту работы. Также предусмотрена выплата суточных в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути следования к месту работы или к месту обучения и обратно.

 

Следует учесть, что данные Правила не применяются к гражданам, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены иные размеры компенсации материальных затрат в связи с переездом к месту работы в другую местность.

 

     Утверждена методика распределения в 2006 году субвенций из Федерального фонда компенсаций между субъектами РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан

 

В соответствии со статьей 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 21 октября 2005 года N 632 утверждена методика распределения в 2006 году субвенций из Федерального фонда компенсаций между субъектами Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, обеспечение социальной поддержки лиц, награжденных знаками "Почетный донор СССР" и "Почетный донор России", и обеспечение государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

     Установлен порядок завершения операций по счетам федерального бюджета 2005 года, открытым в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях (филиалах)

 

Положением Минфина России N 127н и Банка России N 276-П от 30 сентября 2005 года установлен порядок завершения операций по счетам федерального бюджета 2005 года, открытым в подразделениях расчетной сети Банка России и кредитных организациях (филиалах), определяющий условия завершения операций по счетам по учету доходов, распределяемых органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, завершения операций по счетам по учету средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации и в иностранных валютах. Операции по счетам федерального бюджета 2005 года, открытым в полевых учреждениях Банка России, также завершаются в соответствии с данным Положением.

 

     Установлена форма и сроки представления отчетности об использовании субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации

 

Приказом Министерства природных ресурсов России от 22 сентября 2005 года N 267 "О форме и сроках представления отчетности об использовании субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации" установлено, что формой отчетности является отчет об использовании субсидий на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Отчетность представляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Федеральное агентство водных ресурсов ежемесячно с приложением заверенных в установленном порядке копий следующих документов: справки о стоимости выполненных работ (оказанных услуг) по капитальному ремонту и произведенных затратах, акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) и счета-фактуры на материалы и оборудование, входящие в сводно-сметный расчет капитального ремонта.

 

     Определен порядок возмещения судебных расходов военнослужащих внутренних войск МВД России

 

Приказом Министерства внутренних дел РФ от 4 октября 2005 года N 808 определен порядок возмещения военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по призыву, расходов по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также порядок осуществления выплат юридическим консультациям и коллегиям адвокатов в качестве вознаграждения и (или) компенсации расходов при оказании ими юридической помощи военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

 

     Утверждены форма бланка свидетельства о государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций) среднего и высшего профессионального образования и форма приложения к свидетельству о государственной аккредитации

 

В соответствии с Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения и Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) приказом Рособрнадзора от 30 сентября 2005 года N 1939 утверждены форма бланка свидетельства о государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций) среднего и высшего профессионального образования и форма приложения к свидетельству о государственной аккредитации.

 

     Утверждена Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам

 

Приказом ФСТ России от 23 августа 2005 года N 388-э/1 утверждена Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, в соответствии с которой тарифы применяются для расчетов за услуги по транспортировке газа, добываемого на территории Российской Федерации. Методика определяет основные положения формирования тарифов, порядок представления материалов для рассмотрения ФСТ России вопросов об утверждении (пересмотре) тарифов, определяет расчет тарифов для вновь введенных в эксплуатацию магистральных газопроводов исходя из условия обеспечения окупаемости инвестиционного проекта по их строительству и эксплуатации за установленный срок и расчет тарифов исходя из особенностей транспортировки газа между точками входа и выхода из системы магистральных газопроводов.

 

Тарифы не применяются в случае транспортировки по магистральным газопроводам организаций-собственников систем газоснабжения газа собственной добычи, цены на который регулируются в соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации".

 

     Определен порядок предоставления служебных жилых помещений сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам органов наркоконтроля

 

Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 12 июля 2005 года N 224 утверждена Инструкция, регулирующая вопросы, связанные с организацией работы подразделений материально-технического обеспечения органов наркоконтроля по предоставлению из специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам органов наркоконтроля, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, для создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении ими служебных (должностных) обязанностей по месту службы (работы).

 

     Утвержден Порядок определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами

 

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 23 сентября 2005 года N 212 утвержден Порядок определения доминирующего положения финансовой организации по управлению ценными бумагами, в соответствии с которым доминирующее положение управляющего на рынке ценных бумаг не является нарушением антимонопольного законодательства, но служит основанием для осуществления систематического наблюдения за его деятельностью со стороны антимонопольного органа в целях недопущения и пресечения злоупотреблений доминирующим положением.

 

Положение управляющего признается доминирующим при превышении доли на федеральном рынке ценных бумаг 10% или на региональном - 25% и определяется на основе анализа конкурентной среды на федеральном и/или на региональных рынках ценных бумаг. При этом доминирующее положение на федеральном рынке определяется только для управляющего, осуществляющего свою деятельность не менее чем в двух субъектах Российской Федерации.

 

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

 

     Ненадлежащая реклама банковских услуг

 

При производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских) услуг и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц, не допускается умалчивать хотя бы об одном из условий договора. Нарушение требований к содержанию рекламы, времени, месту и способу ее распространения, установленных законодательством Российской Федерации, квалифицирует рекламу в качестве ненадлежащей. Подробнее см. статью начальника отдела юридического управления банка Д.Петрова, опубликованную в газете "ЭЖ-юрист", N 39, 2005 год, и размещенную в разделе "Комментарии, статьи, консультации на тему "Право и экономика" информационно-правовой системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

 

     Социальные пенсии и пенсии за выслугу лет: порядок оформления и выплаты

 

Пенсионное законодательство - одно из немногих, волнующих или непосредственно затрагивающих практически всех граждан. О том, что такое социальная пенсия и пенсия по выслуге лет, каков порядок их оформления и выплаты, рассказывают кандидат юридических наук, сотрудник Научно-методического центра Федеральной палаты адвокатов РФ, адвокат Л.Ю.Грудцына и юрист А.В.Макаров в статье, опубликованной в журнале "Адвокат", N 9, 2005 год, и размещенной в разделе "Комментарии, статьи, консультации на тему "Право и экономика" информационно-правовой системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

 

     Как избавиться от шантажа

 

"Шантаж" - это слово мы часто слышим применительно к самым разнообразным ситуациям: корпоративным отношениям, предложению невыгодных условий сделки, разрешению межгосударственных задолженностей, семейным спорам. О том, как это средство принуждения может быть ограничено правовыми рамками, см. статью Дмитрия Жданухина, опубликованную в газете "ЭЖ-юрист", N 33, 2005 год, и размещенную в разделе "Комментарии, статьи, консультации на тему "Право и экономика" информационно-правовой системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

 

     О порядке применения положений главы 26_3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации

 

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий розничную торговлю и перешедший на ЕНВД, получил денежные средства по договору беспроцентного займа от фирмы. Полученные предпринимателем денежные средства использованы в деятельности, облагаемой ЕНВД.

 

Возникает ли у индивидуального предпринимателя НДФЛ по ставке 35% с материальной выгоды беспроцентного займа?

 

Ответ на данный вопрос в письме от 10 октября 2005 года N 03-11-05/78 дал заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И.Иванеев.

 

В связи с тем, что доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами (по договору беспроцентного займа), не относится к доходам, полученным от предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, данный доход подлежит обложению НДФЛ по ставке 35%.

 

Более подробные разъяснения по этому (см. письмо Минфина РФ от 10 октября 2005 года N 03-11-05/78) и другим вопросам вы можете найти в разделе "Законодательство в вопросах и ответах" информационной системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

____________________________________________________________

 

25.10.2005

 

НОВОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

     Утвержден порядок проведения спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации

 

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" приказом Минобороны России от 17 сентября 2005 года N 385 утверждена Инструкция, которая определяет порядок проведения спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также регулирует вопросы финансирования таких соревнований и сборов, материального обеспечения и награждения их участников.

 

     Утверждены Правила государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования

 

С 1 января 2006 года вводятся в действие Правила государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, и перечень услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, оказываемых операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, цены на которые подлежат государственному регулированию, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 октября 2005 года N 627.

 

До 1 января 2008 года государственное регулирование цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи по согласованию с Федеральной службой по тарифам, которые устанавливают цену на услуги местного, а также зонового инициирования вызова, которая включает в себя компенсационную надбавку. Размер компенсационной надбавки устанавливается Федеральной службой по тарифам с учетом размера средств, направляемых оператором связи на покрытие разницы между доходами от оказания услуг телефонной связи по регулируемым тарифам и экономически обоснованными затратами на оказание этих услуг, а также с учетом нормативной прибыли.

 

     Утвержден порядок осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов

 

Приказом ФСБ России от 26 сентября 2005 года N 569 утверждено Положение о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, в соответствии с которым государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов осуществляется подразделениями ФСБ России, территориальными органами безопасности, пограничными органами. Основными задачами органов государственного контроля являются установление объемов добычи (вылова) морских биологических ресурсов, выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства и международных договоров Российской Федерации в области сохранения морских биологических ресурсов, а также привлечение нарушителей к установленной законодательством ответственности. В частности, должностные лица органов государственного контроля в пределах предоставленных им полномочий имеют право останавливать и осматривать российские и иностранные суда, проверять на судах документы, удостоверяющие личность членов экипажа судна, документы на право осуществления промысловой деятельности, находиться на иностранных судах, ведущих промысел на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и контролировать ведение ими промысла и другое.

 

     Внесены изменения в Положение о государственном пожарном надзоре

 

Постановлением Правительства РФ от 19 октября 2005 года N 629 вносятся изменения в Положение о государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 820.

 

Указанное Положение приведено в соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в части полномочий государственных инспекторов по пожарному надзору городов (районов) субъектов РФ и государственных инспекторов по пожарному надзору закрытых административно-территориальных образований по прекращению деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридических лиц, производственных участков, а также по прекращению эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей.

 

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

 

     О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

 

Деятельностью организации является сдача во временное пользование торговых мест, киосков, торговых и складских площадей. На территории рынка расположен павильон. Павильон имеет замкнутый объем, прочно связанный фундаментом с земельным участком и подсоединенный к инженерным коммуникациям. Подпадает ли под налогообложение ЕНВД сдача во временное пользование торговых мест, расположенных в павильоне?

 

Ответ на данный вопрос в письме от 7 октября 2005 года N 03-11-04/3/109 дал заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И.Иванеев.    

 

Система налогообложения в виде ЕНВД вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 346_26 Налогового кодекса Российской Федерации.

 

Следует обратить внимание, что с 1 января 2006 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 101-ФЗ будет расширен перечень видов деятельности, подпадающих под систему налогообложения в виде ЕНВД.

 

В перечень войдет также оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей.    

 

Таким образом, в случае принятия нормативных правовых актов представительными органами муниципальных районов и городских округов о системе налогообложения в виде ЕНВД в отношении оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей, переход на указанную систему налогообложения станет обязательным для всех налогоплательщиков этих муниципальных образований.    

 

Более подробные разъяснения по этому (см. письмо Минфина РФ от 7 октября 2005 года N 03-11-04/3/109) и другим вопросам вы можете найти в разделе "Законодательство в вопросах и ответах" информационной системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

____________________________________________________________

 

24.10.2005

 

НОВОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

     Внесены изменения в главу 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации

 

Федеральным законом от 20 октября 2005 года N 131-ФЗ внесены изменения в главу 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации. Теперь отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый, второй и третий квартал. При установлении налога представительные органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

 

Определен порядок уплаты авансовых платежей. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае же регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом представительный орган субъекта Российской Федерации вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

 

Кроме того, установлено, что налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу, форма которой утверждается Минфином России. Налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу также утверждается Министерством финансов Российской Федерации. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу - в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

 

Данные изменения вступают в силу с 1 января 2006 года.

 

     Вводится паспорт нового поколения, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

 

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации, общественного порядка и национальной безопасности Указом Президента РФ от 19 октября 2005 года N 1222 вводится в действие паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт и служебный паспорт, являющиеся основными документами, удостоверяющими личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащие электронные носители информации. Уже с 1 января 2006 года по желанию граждан Российской Федерации жителей Калининградской области им может быть выдан такой паспорт. Удостоверяющие личность гражданина за пределами территории Российской Федерации паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт и служебный паспорт, образцы бланков и описание которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 1997 года N 298 "Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации", выданные в установленном порядке, будут действительны до их замены паспортами нового поколения.

 

     Утверждены изменения в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на лекарственные средства

 

Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2005 года N 619 вносятся изменения в Положение о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 782. Изменения касаются перераспределения полномочий по государственному регулированию цен на лекарственные средства между органами исполнительной власти в области здравоохранения. Кроме того, как указано в постановлении Правительства РФ от 17 октября 2005 года N 619, действие Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства распространяется также и на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 сентября 2005 года N 601.

 

     Утверждены Правила осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации

 

Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2005 года N 623 утверждены Правила осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, устанавливающие перечень документов, который должны предоставить для предварительной регистрации счета резидент, являющийся физическим лицом, физическим лицом - индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом. Рассмотрение заявления о предварительной регистрации счета осуществляется налоговым органом в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного заявления. Документом, подтверждающим осуществление предварительной регистрации счета (регистрационным документом), является свидетельство о предварительной регистрации счета (вклада), открываемого резидентом в банке за пределами территории Российской Федерации.

 

Решение налогового органа об отказе в предварительной регистрации счета может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

     Утверждены Правила расходования субвенций из регионального фонда компенсаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций

 

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 18 октября 2005 года N 625 утверждены Правила расходования субвенций из регионального фонда компенсаций, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций.

 

Субвенции из регионального фонда компенсаций предоставляются местным бюджетам для финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением их отдельными государственными полномочиями Российской Федерации или отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из Федерального фонда компенсаций.

 

     Утверждены форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения

 

Приказом Минфина России от 23 сентября 2005 года N 124н утверждены форма налоговой декларации по земельному налогу и порядок ее заполнения. Кроме того, с 1 февраля 2006 года не применяется приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 декабря 2003 года N БГ-3-21/725 "Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и инструкции по ее заполнению".

 

     Утверждено Положение об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии

 

Приказом Минпромэнерго России от 4 октября 2005 года N 265 утверждено Положение об организации в Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии. Для утверждения нормативов организация, до 1 июня года, предшествующего периоду регулирования, представляет в Минпромэнерго России заявление с обосновывающими материалами. Материалы подлежат обязательной регистрации в журнале учета. В недельный срок с даты регистрации проверяется правильность оформления материалов, проводится их анализ на предмет соответствия требованиям.

 

Минпромэнерго России организует экспертизу материалов, обосновывающих значения нормативов, срок которой не должен превышать 30 дней. По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к делу об утверждении нормативов. Экспертные заключения представляются не позднее чем за две недели до даты рассмотрения Комиссией дела об утверждении нормативов. Процедура утверждения проводится путем рассмотрения соответствующих дел.

 

Порядок расчета и обоснования нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии в зависимости от систем транспорта и распределения тепловой энергии (тепловых сетей) приводится в Приложениях.

 

     Определен порядок возмещения военнослужащим расходов по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд

 

Приказом Министра обороны РФ от 26 сентября 2005 года N 390 утверждена Инструкция, определяющая порядок возмещения военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, расходов по уплате государственной пошлины за подачу жалобы (заявления) в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

 

Возмещение расходов, предусмотренных данной Инструкцией, осуществляется с 1 января 2005 года.

 

     Утвержден Порядок и условия оплаты услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России

 

Приказом ФСТ России от 26 июля 2005 года N 320-э/1 утвержден Порядок и условия оплаты услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России. РАО "ЕЭС России" в соответствии с Перечнем услуг оказывает субъектам оптового рынка электрической энергии (мощности) услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России на основании двухсторонних договоров. Оплате подлежит экономически обоснованный размер абонентной платы, определяемый в соответствии с настоящим Порядком и рассчитанный исходя из объема необходимой валовой выручки РАО "ЕЭС России" на оказание услуг по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыли, определяемых в соответствии с Основами ценообразования. Расчет размера абонентной платы, оплачиваемой в соответствии с настоящим Порядком, основывается на принципе обязательности раздельного учета объемов продукции (услуг), доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обязательности раздельного расчета и учета расходов по услугам. Стоимость услуг, подлежащая оплате за расчетный период и рассчитанная в соответствии с настоящим Порядком, определяется путем умножения установленного Службой размера абонентной платы на расчетный период регулирования на объем полезного отпуска (потребления) электрической энергии субъектом оптового рынка (регулируемого сектора и (или) сектора свободной торговли электрической энергии (мощности)) за соответствующий период года, предшествующий расчетному периоду регулирования.

 

     Утверждены критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов

 

В целях совершенствования деятельности высших учебных заведений и оценки ее эффективности при принятии решений о государственной аккредитации приказом Рособрнадзора от 30 сентября 2005 N 1938 с 1 января 2006 года вводятся в действие Показатели деятельности высших учебных заведений и Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности высших учебных заведений различных видов.

 

     Внесены изменения в Положение Банка России "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг"

 

Указанием Банка России от 28 сентября 2005 года N 1617-У внесены изменения в Положение Банка России от 4 августа 2003 года N 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг", в соответствии с которыми в новой редакции излагаются следующие понятия:

 

- Генеральный кредитный договор - генеральный кредитный договор на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, заключенный между Банком России и банком по форме приложения 2 к настоящему Положению, или - по сделкам, совершаемым на Бирже, - иной договор на предоставление кредитов Банка России, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг, заключенный между Банком России и банком по форме, установленной актом Банка России, публикуемым в "Вестнике Банка России";

 

- Рыночная стоимость ценных бумаг - рассчитанная в порядке, установленном Банком России, рыночная стоимость ценных бумаг, принимаемых в обеспечение по кредитам Банка России. Информация о рыночной стоимости одной ценной бумаги публикуется в Представительстве Банка России в сети Интернет (www.cbr.ru).

 

Кроме того, внесены изменения в основные требования, которым должны отвечать ценные бумаги (заблокированные, принимаемые в залог).

 

     Внесены изменения в Указание Банка России "О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями"

 

Указанием Банка России от 7 октября 2005 года N 1625-У внесены изменения в Указание Банка России от 25 декабря 2003 года N 1363-У "О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями", в соответствии с которыми начиная с 1 января 2005 года кредитные организации представляют финансовую отчетность (консолидированную и неконсолидированную) за отчетный период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря, в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, в срок до 1 июля года, следующего за отчетным.

 

Консолидированная и неконсолидированная финансовая отчетность, составленная кредитными организациями за период, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря отчетного года, должна быть подтверждена аудиторской организацией.

 

НОВОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

     С 1 января 2006 года вводится в действие ГОСТ Р 25645.167-2005 "Космическая среда (естественная и искусственная). Модель пространственно-временного распределения плотности потоков техногенного вещества в космическом пространстве"

 

     Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 февраля 2005 года N 11-ст утвержден и вводится в действие ГОСТ Р 25645.167-2005. Стандарт устанавливает модель пространственно-временного распределения плотности потоков техногенного вещества размером более 0,1 см на удалении от поверхности Земли от 200 до 2000 км в произвольный момент времени с 2000 по 2025 года. Стандарт предназначен для использования в расчетах при определении условий функционирования и полета космических аппаратов в околоземном пространстве; разработки мероприятий по обеспечению экологической безопасности при создании и эксплуатации  орбитальных средств; обоснования и оценки эффективности мероприятий и рекомендаций, направленных на ослабление антропогенного воздействия на космическую среду; обоснования параметров и условий применения наземной и бортовой аппаратуры, предназначенной для измерения характеристик техногенного вещества в околоземном космическом пространстве. В стандарте излагаются общие положения, определение плотности потока техногенного вещества относительно инерциальной системы координат, определение потока техногенного вещества относительно космических аппаратов с типовыми орбитами и прогнозирование плотности потока техногенного вещества.

 

     С 1 января 2007 года вводится в действие ГОСТ Р 52356-2005 "Премиксы. Номенклатура показателей"

 

     Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2005 года N 169-ст утвержден и вводится в действие с 1 января 2007 года ГОСТ Р 52356-2005. Действие стандарта распространяется на витаминно-минеральные, витаминные и минеральные премиксы различной концентрации для всех видов животных, птицы, рыб и устанавливает номенклатуру показателей, характеризующих их качество. Премиксы вырабатывают по рецептам изготовителя, рассчитанным в соответствии с нормами ввода биологически активных веществ в корма для конкретного вида и возраста животных, птицы, рыб, утвержденными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, или по заявкам потребителя (заказчика). В стандарте приводятся номенклатура показателей (в т.ч. гарантируемых), характеризующих качество премиксов, требования к приемке, методам  испытаний, транспортированию и хранению премиксов.

 

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

 

     О порядке амортизации модернизированного основного средства

 

Вправе ли налогоплательщик, производящий модернизацию основного средства и увеличивший первоначальную стоимость модернизированного основного средства, оставить неизменным срок его полезного использования?

 

Ответ на данный вопрос в письме от 10 октября 2005 года N 03-03-04/1/264 дал заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И.Иванеев.

 

В том случае, если после модернизации основного средства произошло увеличение срока его полезного использования, налогоплательщик имеет право увеличить срок его полезного использования.

 

Налогоплательщик, производящий модернизацию основного средства, после ввода его в эксплуатацию, увеличив первоначальную стоимость модернизированного основного средства, вправе срок его полезного использования оставить неизменным, при этом норма амортизации, установленная при введении в эксплуатацию этого основного средства, не пересчитывается.

 

Более подробные разъяснения по этому (см. письмо Минфина РФ от 10 октября 2005 года N 03-03-04/1/264) и другим вопросам вы можете найти в разделе "Законодательство в вопросах и ответах" информационной системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

____________________________________________________________

 

21.10.2005

 

НОВОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

     Установлен порядок выдачи кредитным организациям-резидентам памятных и инвестиционных монет

 

Указанием Банка России от 19 сентября 2005 года N 1614-У установлен порядок выдачи кредитным организациям-резидентам памятных и инвестиционных монет, являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, в соответствии с которым памятные и инвестиционные монеты могут обращаться как в качестве средств наличного платежа по номинальной стоимости, так и в качестве предметов коллекционирования, инвестирования и тезаврации по ценам, отличающимся от их номинальной стоимости.

 

Выдачу монет кредитным организациям-резидентам проводят подразделения территориальных учреждений Банка России, осуществляющие кассовое обслуживание кредитных организаций, и межрегиональные хранилища Центрального хранилища Банка России по отпускным ценам Банка России, которые включают в себя номинальную стоимость монет, стоимость содержащихся в них драгоценных металлов, стоимость производства монет и накладные расходы по их доставке с монетных дворов в межрегиональные хранилища.

 

На основании планов выпуска монет, публикуемых Банком России в средствах массовой информации и на странице Банка России в сети Интернет, кредитные организации могут направлять предварительные заявки на монеты предстоящих выпусков. Спецификации по таким заявкам составляются в срок не позднее 10 дней, следующих за днем официального объявления Банком России о выпуске в обращение монет, указанных в заявке кредитной организации.

 

Монеты учитываются кредитными организациями по ценам приобретения и переоценке не подлежат.

 

     Утверждены формы, регулирующие внешнеторговую деятельность в области экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров

 

Приказом Минэкономразвития России от 29 сентября 2005 года N 245 утверждены форма заявления на получение разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и форма разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

 

Приказом  Минэкономразвития России от 6 октября 2005 года N 251 утверждены форма заявления о предоставлении лицензии и форма лицензии.

 

     Установлен ряд выплат компенсационного характера работникам системы Фонда социального страхования Российской Федерации

 

Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30 сентября 2005 года N 126 работникам системы Фонда социального страхования РФ установлены компенсационные выплаты за питание, транспорт, санаторно-курортное лечение, медицинскую помощь, содержание детей, посещающих государственные детские дошкольные учреждения, а также дополнительная материальная помощь.

 

Размеры указанных компенсационных выплат определяются решением Председателя Фонда социального страхования Российской Федерации.

 

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

 

     О порядке исчисления сроков вступления нормативных правовых актов в силу

 

Каковы правила исчисления сроков вступления нормативных правовых актов в силу? В частности, необходимы пояснения относительно таких формулировок в тексте нормативных правовых актов, как "по истечении" и "после дня".

 

Ответ на данный вопрос в письме от 5 октября 2005 года N 2.2-19/258 дал Начальник Правового управления Аппарата Государственной Думы Г.П.Ивлиев.

 

Порядок исчисления сроков вступления нормативных правовых актов в силу в полной мере законодательно не урегулирован. По нашему мнению, вопрос - какой день считать началом течения срока - напрямую зависит от употребленных в формулировке предлогов "со" или "после". Если указано "со", то первым днем следует считать день официального опубликования, если "после", то срок начинает исчисляться на следующий день после публикации.

 

Сложный предлог "по истечении" говорит о том, что днем вступления в силу законодательного акта следует считать следующий после указанного срока (три месяца, 90 дней и т.п.) день.

 

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца данного срока. В случае если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.

 

Более подробные разъяснения по этому (см. письмо Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 5 октября 2005 года N 2.2-19/258) и другим вопросам вы можете найти в разделе "Законодательство в вопросах и ответах" информационной системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

____________________________________________________________

 

20.10.2005

 

НОВОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

     С 20 октября 2005 года сектор отклонений оптового рынка электроэнергии (мощности) начал работу по новым правилам.

 

Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2005 года N 620 утверждены изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам сектора отклонений оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, в соответствии с которыми начиная с 20 октября 2005 года управление режимами Энергетической системы будет осуществляться по новым правилам. Изменения касаются порядка организации обращения электрической энергии в секторе отклонений, порядка и критериев отбора заявок в секторе отклонений, расчета стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка от объемов их планового почасового производства (потребления) с использованием тарифов регулируемого сектора.

 

Стоимость возникших до вступления в силу настоящего постановления отклонений фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка от объемов их планового производства (потребления) рассчитывается в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на момент их возникновения.

 

Требования к участникам оптового рынка для допуска к торговой системе, включающие в том числе технические требования к системе связи, обеспечивающей передачу данных системному оператору, этапы введения в действие этих требований, начиная с минимально допустимых (наличие телефонной (голосовой) связи), должны быть полностью выполнены до 20 октября 2007 года.

 

Ценопринимающие заявки на увеличение или уменьшение объемов производства (потребления) электроэнергии при отборе в секторе отклонений, направляемые для корректировки заявок, будут учитываться с 20 декабря 2005 года.

 

Поставщики и участники с регулируемым потреблением будут вправе заключать двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии в объемах, соответствующих отклонениям, с указанием их причины и направления. Участники оптового рынка, заключившие двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии в секторе отклонений, будут оплачивать в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка разницу между расчетными показателями стоимости отклонений в группах точек поставки покупателя и продавца электрической энергии по каждому договору. Отклонения, оплачиваемые по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии в секторе отклонений, будут учитываться при распределении разницы между суммой предварительно рассчитанных объемов обязательств и суммой предварительно рассчитанных объемов требований с 20 января 2006 года.

 

НОВОСТИ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

 

     Поскольку банком был оплачен чек, который истец не подписывал, что подтверждено результатами экспертиз, суд удовлетворил иск о взыскании с банка суммы убытков

 

В постановлении от 8 августа 2005 года по делу N А19-15845/03-17-Ф02-3770/05-С2 Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа указал, что согласно п.3 ст.879 ГК РФ плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом. Из этого следует, что в каждом конкретном случае банк должен проверить по внешним признакам соответствие подписей уполномоченных лиц и печати на переданном в банк документе образцам подписей и оттиска печати, содержащимся в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Банк, таким образом, несет ответственность за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами.

 

Таким образом, удовлетворение исковых требований о взыскании с банка убытков, причиненных снятием с расчетного счета истца суммы по чеку, который истец не подписывал, о чем свидетельствовали результаты проведенных экспертиз, являлось правомерным.

 

     Использование водного объекта в целях централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения без лицензии на водопользование подпадает под состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ

 

В постановлении от 16 июня 2005 года по делу N А13-35/2005-07 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отметил, что в соответствии с представленным в материалах дела уставом к предмету деятельности ответчика относится производство работ по ремонту и обслуживанию водопроводных, канализационных сетей, предоставление услуг по водоснабжению, водоотведению, предоставление коммунальных услуг гражданам, следовательно нормы ст.7.6 КоАП РФ в данном случае применены быть не могут.

 

В соответствии со статьями 85, 86, 138 Водного кодекса Российской Федерации при централизованном питьевом и хозяйственно-питьевом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целью деятельности которых является питьевое и хозяйственно-питьевое водоснабжение, только при наличии лицензии на водопользование, поэтому данные действия подпадают под самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

 

     Кассационная инстанция прекратила производство по делу о взыскании с Гильдии российских адвокатов штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, поскольку дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде

 

Постановлением от 8 июня 2005 года по делу N КА-А40/4927-05 Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил решение суда первой инстанции с прекращением производства по делу.

 

Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований о привлечении Гильдии российских адвокатов к налоговой ответственности в виде штрафа за правонарушение, предусмотренное п.2 ст.120 НК РФ, выразившееся в грубом нарушении правил учета доходов и расходов, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, отказано со ссылкой на то, что налоговым органом не доказан факт наличия в действиях Гильдии состава правонарушения.

 

Отменяя указанное решение суда и прекращая производства по делу, суд кассационной инстанции указал:

 

В соответствии с п.1 ст.27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

 

Пунктом 4 ст.29 названного Кодекса установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства споры о взыскании обязательных платежей и санкций с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

 

Согласно п.2 ст.1 ФЗ от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская деятельность не является предпринимательской. В силу положений ст.ст.22, 23, 24 названного Закона адвокатское образование является некоммерческой общественной организацией.

 

Таким образом, дело о взыскании штрафа с Гильдии российских адвокатов рассмотрению в арбитражном суде не подлежит.

 

     Требование ИМНС об уплате ТСЖ налога на имущество признано судом недействительным, поскольку у ТСЖ отсутствовали объекты основных средств, а следовательно, отсутствовал объект обложения налогом на имущество

 

В постановлении от 24 мая 2005 года по делу N А26-12440/04-23 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа оставил без изменения решение суда первой инстанции, а кассационную жалобу без удовлетворения.

 

Суд, рассмотрев заявление ТСЖ о признании недействительными решения ИМНС об отказе в привлечении ТСЖ к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений и требования об уплате налога на имущество, признал их недействительными. Признавая решение недействительным, суд руководствовался статьей 374 НК РФ, статьями 289 и 290 ГК РФ и нормами Федерального закона от 15 июня 1996 года N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».

 

Согласно статье 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

 

У заявителя же на момент налоговой проверки отсутствовали объекты основных средств, а следовательно, отсутствовал объект обложения налогом на имущество. Ссылка инспекции на то, что ТСЖ принадлежит на праве собственности жилой 160-квартирный дом, неправомерна, поскольку данный объект недвижимости принадлежит по праву собственности 160 физическим лицам - собственникам соответствующей доли в этом доме. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для начисления товариществу налога на имущество и направления требования о его уплате.

 

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

 

     О предоставлении имущественного налогового вычета взаимозависимым лицам

 

Вправе ли налоговый орган предоставить имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, взаимозависимым лицам?

 

Ответ на данный вопрос в письме от 15 сентября 2005 года N 04-2-02/378 дал заместитель руководителя Федеральной налоговой службы И.Ф.Голиков.

 

Имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми.

 

Однако налоговый орган вправе предоставить имущественный налоговый вычет физическим лицам, состоящим в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого (т.е. признаваемым взаимозависимыми лицами), если отношения между этими лицами не оказали влияние на условия и экономические результаты заключенной между ними сделки купли-продажи жилого дома, квартиры или доли (долей).

 

Если же отношения между вышеуказанными лицами оказали влияние на условия и экономические результаты заключенной между ними сделки (например, цена сделки существенно отклоняется от среднерыночной цены, или продавец сохраняет за собой право пользования жильем, являющимся предметом сделки), то в таких случаях возникают основания для признания в судебном порядке лиц, участвующих в сделке, взаимозависимыми.

 

При наличии судебного решения о признании участников таких сделок взаимозависимыми лицами имущественный налоговый вычет не применяется.

 

Более подробные разъяснения по этому (см. письмо ФНС РФ от 15 сентября 2005 года N 04-2-02/378) и другим вопросам вы можете найти в разделе "Законодательство в вопросах и ответах" информационной системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

____________________________________________________________

 

19.10.2005

 

НОВОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

     Утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

 

Приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 года N 627 утверждена структура всех государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которая включает лечебно-профилактические учреждения, учреждения здравоохранения особого типа, учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и аптечные учреждения. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, имеющим подведомственные учреждения здравоохранения, руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации рекомендовано привести наименования учреждений здравоохранения в соответствие с Номенклатурой, утвержденной настоящим приказом.

 

     Утверждены Стандарты раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений

 

Приказом Минфина России от 22 августа 2005 года N 107н утверждены Стандарты раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений, устанавливающие состав, порядок и сроки раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений и информации о структуре и составе акционеров (участников) управляющих компаний и специализированного депозитария.

 

     Мининформсвязи России определило порядок и условия премирования работников Министерства и оказания им материальной помощи

 

В целях материального стимулирования труда работников Министерства информационных технологий и связи РФ, повышения эффективности их деятельности и уровня ответственности по выполнению возложенных на них функций, приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 23 августа 2005 года N 101 утверждено Положение об условиях выплаты премий и материальной помощи федеральным государственным служащим Мининформсвязи России и работникам, занимающим должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности Мининформсвязи России, устанавливающее порядок и условия оказания материальной помощи, а также премирования работников по результатам работы за месяц, за квартал, за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий, а также по случаю юбилейных дат и в связи с уходом на заслуженный отдых.

 

     Утвержден Порядок определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг

 

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 23 сентября 2005 года N 213 утвержден Порядок определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, в соответствии с которым положение лизинговой организации признается доминирующим при превышении доли на федеральном рынке лизинговых услуг 10% или на региональном - 25%. Доминирующее положение лизинговой организации определяется на основе анализа конкурентной среды на федеральном и/или на региональных рынках лизинговых услуг. При этом доминирующее положение на федеральном рынке определяется только для лизинговой организации, осуществляющей свою деятельность не менее чем в двух субъектах Российской Федерации. Источником же информации для определения доминирующего положения могут являться данные, получаемые от Федеральной службы государственной статистики, лизинговых организаций, объединений лизинговых организаций, потребителей лизинговых услуг, государственных, общественных, научных и иных организаций, экспертов.

 

     Организации, осуществляющие деятельность по формированию и инвестированию накоплений, обязаны отчитываться о соблюдении требований кодексов профессиональной этики

 

Приказом ФСФР России от 13 сентября 2005 года N 05-35/пз-н утверждено Положение о порядке, сроке и форме представления специализированными депозитариями, управляющими компаниями, брокерами и негосударственными пенсионными фондами отчетности о соблюдении в своей деятельности требований кодексов профессиональной этики. В соответствии с данным Положением отчетность организации о соблюдении в своей деятельности требований кодексов профессиональной этики представляется в Федеральную службу по финансовым рынкам не позднее 45 дней после даты окончания отчетного периода. Отчетным периодом установлен календарный год с 1 января по 31 декабря.

 

Отчетность состоит из отчета о соблюдении кодекса профессиональной этики, составляемого по установленной форме, и пояснительной записки, которые подписываются руководителем организации и руководителем службы внутреннего контроля.

 

     Утверждено Типовое положение об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации

 

В соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 года и Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года, приказом МВД России от 2 сентября 2005 года N 716 утверждено Типовое положение об управлении (отделе) вневедомственной охраны при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

 

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

 

     Бухгалтерский учет и налогообложение выплат по гражданско-правовым договорам

 

Организация может заключить с физическим лицом наряду с трудовым гражданско-правовой договор (например, договор подряда, договор возмездного оказания услуг, авторский договор и т.д.). Об особенностях бухгалтерского учета и налогообложения сумм вознаграждения работнику по гражданско-правовому договору см. статью советника налоговой службы II ранга Ю.М.Лермонтова, размещенную в разделе "Комментарии, статьи, консультации на тему "Право и экономика" информационно-правовой системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

 

     Договоры и платежи в области водопользования

 

Реформа водного законодательства проявляется в разных направлениях: отмена лицензирования водопользования; изменение уполномоченных на заключение договора водопользования государственных органов; дальнейшее развитие принципа платности водопользования; продолжение разработки типовых и примерных форм договоров водопользования. Научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук Д.О.Сиваков в статье, опубликованной в журнале "Законодательство и экономика" N 9, 2005 год, и размещенной в разделе "Комментарии, статьи, консультации на тему "Право и экономика" информационно-правовой системы "Кодекс" (www.kodeks.ru), обосновывает ряд предложений по совершенствованию водного законодательства.

 

     Трудовое и гражданское законодательство в регулировании трудовых отношений

 

Поскольку многие работодатели (предприятия и организации) предпочитают заключать гражданско-правовые договоры вместо трудовых, у сторонников трудового права появились опасения относительно грядущей экспансии гражданского права, его вмешательства в сферу регулирования трудовых отношений. Комментарий к сложившейся ситуации см. в статье заведующего кафедрой гражданско-правовых дисциплин Национального института бизнеса, доктора юридических наук В.Г.Сойфера, опубликованной в журнале "Законодательство и экономика" N 9, 2005 год, и размещенной в разделе "Комментарии, статьи, консультации на тему "Право и экономика" информационно-правовой системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

 

     О размерах государственной пошлины за государственную регистрацию договоров купли-продажи недвижимости

 

Организация приобретает квартиры у физических лиц. По условиям заключаемого в этих случаях договора купли-продажи недвижимого имущества все расходы по регистрации указанной сделки несет продавец - физическое лицо.

 

В каком размере должен уплачивать государственную пошлину за регистрацию договора в учреждении юстиции продавец (физическое лицо)?

 

Ответ на данный вопрос в письме от 19 сентября 2005 года N 03-06-03-04/93 дал заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ А.И.Иванеев.

 

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 НК РФ предусмотрено взимание государственной пошлины за государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества с юридических лиц в размере 7500 рублей, с физических - 500 рублей.

 

Таким образом, если недвижимое имущество на основании договора о его отчуждении переходит от юридического лица в собственность к физическому лицу, то государственная пошлина будет уплачиваться в размере 500 рублей, а если от физического лица к юридическому лицу - в размере 7500 рублей.

 

Более подробные разъяснения по этому (см. письмо Минфина РФ от 19 сентября 2005 года N 03-06-03-04/93) и другим вопросам вы можете найти в разделе "Законодательство в вопросах и ответах" информационной системы "Кодекс" (www.kodeks.ru).

 

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.review.kodeks1966
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное