Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели от 18.06.2012


ГАРАНТ. Самые важные документы недели от 18.06.2012
Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов

Совместно
с Министерством юстиции РФ

Проект по мониторингу правоприменения действующего законодательства



Версия от 16 июня 2012 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Бюджетная система
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Семейное право
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Международные отношения

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июня 2012 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Ю.Г. Тимашова"

Возмещение вреда здоровью предпринимателя на "вмененке": утраченный доход определяется не только на основании декларации.
Внимание КС РФ привлек вопрос о том, как определять размер дохода предпринимателя, применяющего ЕНВД, для возмещения ему этих сумм при повреждении здоровья.
В отношении предпринимателей ГК РФ предусматривает общее правило: их доходы для указанной цели определяются на основании данных налоговой инспекции.
При этом подобное касается всех предпринимателей независимо от применяемой ими системы налогообложения.
В итоге на практике это приводит к тому, что в отношении ИП, применяющих ЕНВД, утраченный доход определяется только на основании данных, указанных ими в декларациях.
КС РФ счел, что нормы, устанавливающие данное правило, конституционны. Между тем они должны толковаться следующим образом.
Для подтверждения дохода, фактически полученного подобным потерпевшим, помимо данных декларации могут использоваться и иные достоверные сведения, надлежащим образом зафиксированные в документах, предусмотренных законодательством.
Имеются в виду документы, отражающие формирование суммы доходов и расходов (данные ККТ и журнала кассира-операциониста, первичные товарно-транспортные накладные и т. д.).
Как пояснил КС РФ, регулирование в сфере возмещения вреда здоровью исходит из того, что должен компенсироваться весь утраченный заработок (доход).
В отношении тех, кто применяет ЕНВД, это означает, что должны приниматься во внимание реальные доходы.
Между тем в силу НК РФ такие лица рассчитывают ЕНВД исходя из вмененного дохода, т. е. потенциально возможного, определяемого расчетным путем, а не фактически полученного.
Вместе с тем НК РФ не указывает, что такой подход должен применяться в иных, т. е. неналоговых правоотношениях.
С учетом этого для целей возмещения вреда данные налогоплательщики могут достоверно подтвердить иными законными способами, что они получили за соответствующий период реальный доход, который превышает по размеру вмененный, указанный ими в декларациях.
Иной подход приводил бы к ущемлению этой категории граждан в их праве на возмещение причиненного вреда в полном объеме по сравнению с теми, кто применяет иные режимы налогообложения.
Федеральный законодатель не лишен возможности внести уточняющие поправки.

Письмо Федеральной налоговой службы от 4 июня 2012 г. N ЕД-4-3/9126@ "О порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость"

О заполнении декларации по НДС в свете поправок к НК РФ.
В связи с корректировкой НК РФ в части НДС даны разъяснения по заполнению декларации по нему.
2 вида деятельности теперь объектом налогообложения не признаются.
Первый - предоставление права проезда по платным автодорогам общего пользования федерального значения или их платным участкам в рамках соответствующего договора доверительного управления, учредителем которого является государство. Исключение - услуги, плата за которые остается в распоряжении концессионера согласно концессионному соглашению.
Второй - передача недвижимости при расформировании целевого капитала НКО, при отмене пожертвования или в ином случае, если возврат имущества, переданного на пополнение капитала, предусмотрен договором пожертвования и (или) Законом о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.
Данная норма применяется при передаче имущества НКО-собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой НКО в соответствии с законом.
2 вида деятельности теперь не подлежат налогообложению.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от него) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории России 2 группы услуг.
Первая - платные услуги по аккредитации операторов техосмотра, которые оказываются профессиональным объединением страховщиков.
Вторая - услуги по проведению техосмотра, оказываемые операторами.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от него) услуги участников договора инвесттоварищества - управляющих товарищей по ведению общих дел товарищей; передача имущественных прав в виде вклада по договору инвесттоварищества, а также передача их участнику договора при выделе его доли или разделе имущества. В последнем случае освобождение действует в пределах суммы оплаченного вклада участника.
Приведены коды, которые временно используются в указанных случаях для разделов "Операции, не признаваемые объектом налогообложения" и "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)".

Банковская деятельность

 

Указание Банка России от 2 мая 2012 г. N 2815-У "Об установлении значений критериев для признания платежной системы значимой"

Какие платежные системы признаются социально и системно значимыми?
Установлено, что платежная система признается системно значимой, если общий объем переводов, осуществляемых через нее в течение 3 календарных месяцев подряд, составляет 240 млрд руб., а сумма отдельных из них - 100 млн руб.
Платежная система является социально значимой в одном из следующих случаев. Если общий объем переводов в течение 3 календарных месяцев подряд достиг 12 млрд руб. и значение суммы переводов, составляющих более их половины, - 100 тыс. руб. Либо в течение календарного года произведено 100 млн переводов с использованием платежных карт. Либо 2 млн переводов в течение года без открытия банковского счета.
Если количество переводов физлиц по их банковским счетам без использования платежных карт за календарный год достигло 2 млн, то соответствующая платежная система также признается социально значимой.
Напомним, что к таким платежным системам предъявляется ряд требований. Так, они должны обеспечивать гарантированный уровень бесперебойности оказания операционных услуг.
Системно и социально значимый статус присваивается Банком России.
Указание вступает в силу с 1 июля 2012 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июня 2012 г. Регистрационный N 24466.

Положение Банка России от 2 мая 2012 г. N 378-П "О порядке направления в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы"

Направляем в Банк России заявление о регистрации оператора платежной системы.
Кредитные организации, а также созданные в соответствии с российским законодательством иные юрлица и Внешэкономбанк могут стать оператором платежной системы. Организация, намеревающаяся приобрести такой статус, должна направить в Банк России регистрационное заявление. Определен соответствующий порядок.
Установлены формы регистрационного, а также дополнительного регистрационного заявлений. Последнее подают операторы платежных систем, которые желают осуществлять функции оператора другой платежной системы.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению, определен Законом о национальной платежной системе. Приведены требования к их оформлению.
Необходимо представить оригиналы документов. Однако организация, не являющаяся кредитной, может направить некоторые материалы в виде заверенных копий или выписок. Среди таковых - документы со сведениями о размере чистых активов, а также учредительные.
На то, чтобы рассмотреть заявление и принять решение, ЦБР отводится не более 30 календарных дней с даты его получения.
Решение о регистрации обратившегося в качестве оператора платежной системы (оператора другой платежной системы) принимается, если представленное заявление с полным комплектом документов, а также сам заявитель соответствуют предъявляемым требованиям.
Банк России присваивает заявителю регистрационный номер и включает информацию о нем в реестр операторов платежных систем. Последний размещается на официальном сайте ЦБР (www.cbr.ru).
Регистрационное свидетельство оформляется по установленной форме. Оно направляется заявителю по почте либо вручается его представителю не позднее 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Сведения о принятом решении о регистрации в качестве оператора другой платежной системы включаются в вышеназванный реестр без присвоения оператору платежной системы нового регистрационного номера.
Заявитель (оператор платежной системы) уведомляется об отказе в регистрации не позднее 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Кроме того, уделено внимание внесению изменений в сведения об операторе платежной системы.
Положение вступает в силу с 1 июля 2012 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 июня 2012 г. Регистрационный N 24463.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

 

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 июня 2012 г. N 72 "О внесении изменений в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами"

Перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами: поправки.
Скорректирован Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.
Изменения коснулись списка диких животных, ограниченных к перемещению через границу ТС при экспорте.
Уточнено, что живые ракообразные (код ТН ВЭД ТС 0306) могут быть в панцире или без него.
Вместо позиции "Моллюски живые; прочие водные беспозвоночные, отличные от ракообразных и моллюсков живые" по коду ТН ВЭД ТС 0307 теперь проходят моллюски, в раковине или без нее, живые.
При этом добавлена новая строка "Водные беспозвоночные, кроме ракообразных и моллюсков, живые" (код ТН ВЭД ТС 0308).
В разделе "Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию ТС допускается на основании лицензии" уточнена подсубпозиция ТН ВЭД ТС по 1,4-бутандиолу. Вместо кода 2905 39 950 0 теперь используется 2905 39 250 0.
Решение вступает в силу по истечении 30 дней после даты его официального опубликования.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 июня 2012 г. N 68 "О внесении изменения в Инструкцию о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров"

Порядок внесения изменений (дополнений) в декларацию на товары после их выпуска: что нового?
Скорректирована инструкция о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после их выпуска.
В Белоруссии в качестве корректировки декларации на товары может использоваться декларация, содержащая измененные и (или) дополненные сведения. Теперь это актуально до 1 июля 2013 г. (ранее - до 1 июля 2012 г.).
Следует отметить, что порядок применения и особенности заполнения формы декларации, отражающей изменение и (или) дополнение таких сведений, определяет уполномоченный орган в области таможенного дела.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2012 г.

Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя

 

Постановление Правительства РФ от 7 июня 2012 г. N 570 "О внесении изменений в Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка"

Правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка: изменения.
Скорректированы правила выдачи разрешений на право организации розничного рынка.
К заявлению не прилагается нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юрлица на учет в налоговом органе.
Копии учредительных документов направляются заявителем самостоятельно.
При этом уполномоченный орган может запрашивать следующие документы. Это выписка из ЕГРЮЛ и нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект недвижимости, расположенный на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
Установлено, что, если заявление оформлено с нарушением установленных требований и к нему не приложены копии учредительных документов, заявителю вручается уведомление об устранении нарушений.
Указанные документы также хранятся в уполномоченном органе.

Транспорт и связь

 

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 60-ФЗ "О заявлении Российской Федерации в связи с Протоколом по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования"

Участники коммерческих сделок с авиаоборудованием смогут выбирать право страны, которым будут регулироваться их договорные отношения.
Наша страна будет применять 2 статьи Протокола по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования.
Это позволит российским участникам коммерческих сделок с авиаоборудованием получить максимально возможные скидки по кредитам, предоставленным в целях финансирования таких сделок. Речь идет об организациях, использующих обеспечительный механизм международных гарантий, предусмотренный названными конвенцией и протоколом.
Теперь стороны сделки могут выбрать право любой страны, которым будут регулироваться их договорные отношения.
Также приняты положения о безотзывном полномочии на дерегистрацию и вывоз авиационного объекта. Его суть состоит в следующем. Если контрагент нарушает свои обязательства, лицо, в чью пользу оно выдано, вправе обращаться по вопросу исключения воздушного судна из госреестра, а также добиваться вывоза и перемещения авиаобъекта с территории страны, на которой он находится.

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве"

Конвенция 2006 г. о труде в морском судоходстве прошла ратификацию.
Ратифицирована Конвенция 2006 г. о труде в морском судоходстве. Она предусматривает следующее.
Суда валовой вместимостью 500 или более, осуществляющие международные рейсы, должны иметь и регулярно подтверждать Свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и Декларацию о соблюдении таких норм.
То же касается судов валовой вместимостью 500 или более, которые плавают под флагом государства-члена МОТ и эксплуатируются в портах или между портами другой страны.
Судно может быть подвергнуто инспекции не только государством флага, но и другим государством-членом МОТ, ратифицировавшим конвенцию, когда оно находится в одном из портов такой страны. Это необходимо для проверки соблюдения конвенционных требований.

Бюджетная система

 

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 63-ФЗ "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"

Упорядочена законодательная база в сфере оплаты труда бюджетников.
Признан утратившим силу Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" (и внесенные в него изменения). Он регулировал вопросы оплаты труда бюджетников на основе Единой тарифной сетки (ЕТС).
Дело в том, что с 1 декабря 2008 г. вместо ЕТС введены новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы. ЕТС не применяется.

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 48-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов"

Федеральный бюджет стал менее дефицитным.
Скорректирован Закон о федеральном бюджете на 2012-2014 гг.
Дефицит 2012 г. снижен с 1,5% до 0,1% ВВП или с 876,589 до 68,144 млрд руб.
Общий объем доходов установлен на уровне 12,677 трлн руб. (вместо 11,78 трлн), расходов - 12,745 трлн руб. (взамен 12,656 трлн).
Верхний предел внешнего долга на 1 января 2013 г. при этом поднят с 48,4 млрд долл. США (34,6 млрд евро) до 56,5 млрд долл. США (41,9 млрд евро).
Поправки подготовлены с учетом результатов исполнения бюджета за I квартал 2012 г., а также на основе уточненного прогноза социально-экономического развития России и ожидаемого исполнения бюджета в 2012 г.
Введена индексация выплат, предусмотренных Законом о пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших при исполнении служебных обязанностей, и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения со службы. С 1 января 2012 г. они выросли в 1,06 раза.
Пересмотрены взносы в уставные капиталы ряда АО. В перечень таких организаций включаются ОАО "Российская электроника", "Курский завод "Маяк", "НПО "Радиоэлектроника" им. В.И. Шимко", "Казанское приборостроительное КБ", "Брянский электромеханический завод", "Калугаприбор", "Калужский завод телеграфной аппаратуры" и др.
Поправки вступают в силу со дня их официально опубликования.

Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2012 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» в связи с жалобой гражданина А.Н. Ильченко"

Чтобы временно ограничить право выезда за границу граждан, допущенных к гостайне, требуется выяснить характер конкретной информации, к которой лицо  допущено.
Предметом оспаривания стали отдельные положения Законов о государственной тайне и о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее, позволяющие временно ограничивать выезд за границу граждан, допущенных к гостайне.
По мнению заявителя, оспариваемые положения необоснованно ограничивают лиц, допущенных к гостайне и ознакомленных со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями,  в праве свободно выезжать за пределы РФ.
КС РФ отклонил данный довод по следующим основаниям.
Являясь членом Совета Европы РФ приняла на себя обязательства, связанные с отменой ограничений на зарубежные поездки лиц, имеющих доступ к гостайне.
Однако реализовывать их необходимо исходя из требований Конституции РФ, соблюдая в конкретных исторических условиях баланс интересов между обеспечением собственной безопасности и процессом интеграции в мировое сообщество.
В связи с этим является оправданным допускаемое Конституцией РФ ограничение прав граждан в интересах обеспечения обороны  и безопасности государства.
КС РФ также отмечает, что принятие решения о временном ограничении права гражданина на выезд из Российской Федерации не может ставиться в зависимость только от формальных оснований.
Такое решение требует выяснения характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профдеятельности, степени ее секретности, а также целей выезда и других обстоятельств, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения.
С учетом изложенного оспариваемые положения не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство

 

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 55-ФЗ "О внесении изменения в статью 56 Жилищного кодекса Российской Федерации"

Многодетные семьи считаются нуждающимися в жилье, даже если им бесплатно предоставлен участок под ИЖС.
Внесены изменения в ЖК РФ.
Граждане, имеющие 3-х и более детей, могут бесплатно получить, в т. ч. для ИЖС, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной (муниципальной) собственности земельные участки. Это возможно в случаях и порядке, установленных региональным законодательством.
Физлица снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности, если они получили от органа госвласти или местного самоуправления земельный участок для строительства жилого дома. Речь идет о жилье, предоставляемом по договорам соцнайма.
Установлено, что граждане, имеющие 3-х и более детей, не снимаются с такого учета, даже если они получили от указанных органов участок для ИЖС.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 17 июня 2011 г.

Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

 

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 61-ФЗ "О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Участки недр не сдаются в аренду!
Уточнен Закон о госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней.
Цель поправок - привести указанный акт в соответствие с Законом о недрах.
Последний прямо запрещает отчуждение прав на участки недр, в т. ч. передачу их в аренду. В строго определенных случаях может предоставляться лицензия на право пользования участками недр.
В связи с этим из Закона о госрегистрации исключается упоминание об аренде участка недр.

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 50-ФЗ "О регулировании деятельности российских граждан и российских юридических лиц в Антарктике"

Вести деятельность в Антарктике можно только при наличии разрешения и финансовых гарантий возмещения возможного вреда.
Урегулирована деятельность российских граждан и юридических лиц в Антарктике.
Закрепляются принципы ее осуществления. Это использование данной территории исключительно в мирных целях; равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество в указанном районе; свобода научных исследований; охрана окружающей среды Антарктики, зависящих от нее и связанных с ней экосистем.
Определяет основные направления развития деятельности в Антарктике Правительство РФ. Оно назначает государственных операторов для организации и осуществления деятельности в Антарктике в интересах России, в том числе в целях выполнения международных обязательств нашей страны. Госоператор обеспечивает и работу Российской антарктической экспедиции. Для ее участников предусмотрены дополнительные гарантии и компенсации (районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате, дополнительный отпуск на 44 календарных дня). Также им полагается бесплатное питание и вещевое довольствие.
Российские граждане и юридические лица, планирующие осуществлять деятельность в Антарктике (операторы), обязаны получить разрешение. Порядок его выдачи устанавливает Правительство РФ. Если предполагаемая деятельность подлежит лицензированию, нужна и лицензия.
На операторов возлагается обязанность обеспечить безопасность своей работы в Антарктике. Так, еще до начала деятельности они должны подготовить план действий в чрезвычайных ситуациях, застраховать свою гражданскую ответственность или принять иные меры по покрытию возможных расходов на поисково-спасательные работы, оказание медпомощи и проведение эвакуации. Предусмотрено обязательное финансовое обеспечение деятельности в Антарктике (страхование риска ответственности за причинение вреда третьим лицам либо банковская гарантия). Это не касается госоператоров.
Кроме того, операторы обязаны регулярно вывозить отходы от своей деятельности в Антарктике, а в течение 3-х лет по окончании срока действия разрешения вывезти все использовавшееся имущество независимо от его состояния.
Закон также определяет порядок расследования происшествий при осуществлении деятельности в Антарктике, проведения поисковых и аварийно-спасательных работ. Урегулированы вопросы ответственности за причинение вреда окружающей среде.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2012 г. N 559 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных на выдачу разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте"

Кто должен разрешить создание искусственного земельного участка на федеральном водном объекте?
Росводресурсы уполномочены выдавать разрешения на создание искусственного земельного участка на федеральном водном объекте, который полностью расположен на территориях соответствующих регионов и используется для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Федерации.
Это также касается водного объекта (его части), который находится в  федеральной собственности и не расположен на территориях регионов.
Если искусственный земельный участок создается на водном объекте в границах морского порта, то уполномоченным органом выступает Росморречфлот.

Семейное право

 

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 62-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении родительской ответственности и мер по защите детей"

Россия присоединилась к конвенции, которая поможет эффективнее защищать интересы детей в семьях с иностранцами.
Россия присоединилась к Гаагской конвенции по вопросам родительской ответственности и мер по защите детей.
Конвенция подписана 19 октября 1996 г. Она вступила в силу 1 января 2002 г. По состоянию на 22 февраля 2012 г. ее участниками являются 35 государств. 5 стран, включая Великобританию, Швецию, Италию и США, подписали, но не ратифицировали конвенцию.
Последняя применяется к детям с момента их рождения до достижения 18 лет. Она охватывает обширный перечень вопросов, связанных, в частности, с осуществлением, ограничением, прекращением родительских прав, с опекой и попечительством и т. д.
По конвенции подсудность дел определяется исходя из места жительства ребенка. В виде исключения допускается иная подсудность (исходя из гражданства ребенка, места нахождения его имущества, места рассмотрения дела о разводе родителей или иной тесной связи с государством).
Основным критерием, по которому определяется применимое право, выступает постоянное место жительства ребенка. Допускается применять право государства, с которым ситуация наиболее тесно связана.
Определены условия, при которых меры, принятые в одной из стран-участниц, признаются и исполняются в других. Это особенно актуально для правоприменительной практики. Конвенция позволяет признавать и исполнять за границей решения российских органов, а в нашей стране - иностранных.
Россия сделала 2 оговорки, а также заявила о том, что запросы о предоставлении информации, имеющей значение для защиты ребенка, передаются только через назначенный центральный орган.
Присоединение к конвенции позволит эффективно защищать права и интересы детей, родители которых имеют разное гражданство.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

 

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 57-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома «Байконур», жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса «Байконур»

Россия ратифицировала соглашение, определяющее порядок медобслуживания на территории комплекса "Байконур", поселков Торетам и Акай.
Ратифицировано российско-казахстанское межправительственное соглашение. Оно определяет порядок медобслуживания персонала космодрома Байконур, жителей г. Байконур, поселков Торетам и Акай.
От нашей страны уполномоченным органом является ФМБА России.
Организации здравоохранения, расположенные на территории комплекса "Байконур", финансируются Россией, а в указанных поселках - Казахстаном.
Медпомощь персоналу космодрома и жителям города, надзор за санэпидблагополучием населения и санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия на соответствующей территории осуществляются согласно российскому законодательству. Этим занимаются ФМБА России, федеральные организации здравоохранения и их подразделения. Медпомощь жителям поселков предоставляется согласно законодательству Казахстана организациями этой страны.
Скорая медпомощь в г. Байконур оказывается всем независимо от гражданства, места проживания и работы бесплатно и безотлагательно в соответствии с законодательством России и соглашением.
Соглашение временно применялось с даты подписания. Оно заключено на срок аренды Россией комплекса "Байконур" (до 2050 г.).

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

 

Федеральный конституционный закон от 8 июня 2012 г. N 1-ФКЗ "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 21 и 22 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"

Решено снять некоторые ограничения с высших лиц ВС РФ.
Скорректированы Законы о судебной системе и о судах общей юрисдикции.
Установлено, что Председатель ВС РФ и его заместители могут назначаться на данные должности неограниченное количество раз подряд (ранее - не более 2 раз подряд).
Также с Председателя ВС РФ снято ограничение по предельному возрасту пребывания в должности.
Поправки вступают в силу со дня их официального опубликования.

Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в статьи 6.1 и 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"

Возрастные ограничения для замещения должности Председателя ВС РФ сняты: актуализирован Закон о статусе судей.
В Закон о статусе судей внесены поправки, которые носят корреспондирующий характер.
Дело в том, что одновременно принят закон, снимающий возрастные ограничения для замещения должности Председателя ВС РФ. Кроме того, Председатель ВС РФ и его заместители могут назначаться на должность по истечении срока их полномочий более 2 раз подряд.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 58-ФЗ "Об упразднении некоторых районных судов Амурской области"

Какие изменения в судебной системе Амурской области?
Решено упразднить некоторые районные суды Амурской области.
Речь идет о Белогорском и Свободненском судах. Вопросы, относящиеся к их ведению, передаются в юрисдикцию соответствующих городских судов области.
Это обусловлено тем, что нагрузка судей городских судов по рассмотрению гражданских дел увеличивается из года в год и превышает нагрузку судей районных судов практически в 2 раза. Введение дополнительных штатных единиц судей и работников аппарата в городские суды повлечет дополнительные бюджетные затраты.
Штатная численность судей и работников аппаратов районных судов передается в городские. При этом схема размещения судов сохранена. В зданиях упраздненных судов остаются судьи и работники аппарата в том же составе.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Указ Президента РФ от 8 июня 2012 г. N 784 "Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации"

С октября 2012 г. оклады судей вырастут на 6%.
С 1 октября 2012 г. должностные оклады судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и других федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных арбитражных судов, а также мировых судей повысятся на 6%.
Указ вступает в силу с момента официального опубликования.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

 

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2012 г. N 10 «О внесении изменения в пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 года N 60 «О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел»

Пленум Верховного Суда РФ уточняет разъяснения по применению особого порядка разбирательства уголовных дел.
Уточняются разъяснения по применению судами особого порядка разбирательства уголовных дел, предусмотренного гл. 40 УПК РФ. Это связано с внесением изменений в УК РФ. Так, в ст. 62 УК РФ, регулирующую назначение наказания при смягчающих обстоятельствах, была введена ч. 5. Согласно ей срок или размер наказания лицу, уголовное дело в отношении которого рассмотрено в порядке, предусмотренном гл. 40 УПК РФ, не может превышать 2/3 от максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания за совершенное преступление.
Теперь судам нужно исходить из того, что указанные в ч. 5 ст. 62 УК РФ и в ч. 7 ст. 316 УПК РФ требования о назначении не более 2/3 от максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания не распространяются на дополнительные наказания.
Ранее разъяснялось, что требование о назначении не более 2/3 от максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, содержащееся в ч. 7 ст. 316 УПК РФ, не распространяется на дополнительные и альтернативные наказания, указанные в санкциях статей Особенной части УК РФ.

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в статьи 230 и 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

За склонение к потреблению аналогов наркотиков грозит тюремный срок.
Вводится уголовная ответственность за склонение к потреблению аналогов наркотических средств или психотропных веществ. Также уголовно наказуемыми становятся организация и содержание притонов для их потребления. Виновным грозит наказание в том числе в виде лишения свободы.
Напомним, что аналоги - это запрещенные для оборота вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в перечень подлежащих контролю наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. При этом по своим свойствам и химической структуре они сходны с наркотическими средствами и психотропными веществами, психоактивное действие которых они и воспроизводят.
Данная мера позволит более эффективно бороться с распространением этих потенциально опасных веществ.
Одновременно вносятся поправки в УПК РФ. С 1 января 2013 г. ужесточается уголовная ответственность за контрабанду и незаконные производство, сбыт, пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также содержащих их растений. За их совершение в особо крупном размере может грозить наказание вплоть до пожизненного лишения свободы. В связи с этим уголовные дела о таких преступлениях отнесены к подсудности республиканских, краевых или областных судов (судов города федерального значения, автономной области или округа, окружных (флотских) военных). По ходатайству обвиняемого они будут рассматриваться коллегией из 3-х судей.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением поправок к УПК РФ. Они применяются с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 53-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Содержать обвиняемого под арестом без судебного решения после направления его дела в суд недопустимо.
Поправки касаются продления срока домашнего ареста или содержания обвиняемого под стражей при направлении уголовного дела в суд.
Соответствующие положения УПК РФ были предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Признав их не противоречащими Конституции РФ, КС РФ указал на недопустимость содержания обвиняемого под стражей без судебного решения после направления прокурором уголовного дела на рассмотрение в суд. Прокурор при утверждении обвинительного заключения и направлении дела в суд обязан проверить, не истекает ли срок содержания обвиняемого под стражей и достаточен ли он для того, чтобы судья мог принять решение о дальнейшем применении этой меры на судебных стадиях производства по делу. При выявлении таких обстоятельств прокурор обязан ходатайствовать перед судом о продлении срока содержания обвиняемого под стражей.
Поправки направлены на законодательное закрепление указанной позиции КС РФ. Так, прокурор наделен полномочием возбуждать (при наличии оснований) перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или содержания обвиняемого под стражей по делу, направляемому в суд с обвинительным заключением (актом). Такое ходатайство должно быть подано не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста или содержания под стражей.
Суд решает на предварительном слушании или в судебном заседании вопрос об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или заключения под стражу либо о продлении срока двух последних. Причем он может делать это не только на основании ходатайства прокурора, но и по собственной инициативе. В рассмотрении данного вопроса должны обязательно участвовать обвиняемый, его защитник (при наличии), законный представитель несовершеннолетнего обвиняемого и прокурор. Согласно поправкам их извещают о месте, дате и времени заседания минимум за 3 суток до его начала.
Срок домашнего ареста или содержания под стражей могут продлить в такой ситуации до 30 суток.

Административные правонарушения, административная ответственность

 

Федеральный закон от 8 июня 2012 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

За митинг не по правилам грозят многотысячные штрафы.
Приняты нашумевшие поправки о многократном увеличении штрафов за нарушения при проведении публичных акций (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетов).
В частности, за воспрепятствование организации или проведению этих мероприятий, участию в них, а равно принуждение к участию штраф для граждан возрастает со 100 руб. до 10-20 тыс. руб., должностных лиц - со 100-300 руб. до 30-50 тыс. руб. Альтернативную меру наказания - предупреждение - исключили.
За нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования организаторов будут штрафовать на следующие суммы: граждан - на 10-20 тыс. руб., должностных лиц - 15-30 тыс. руб., юрлиц - 50-100 тыс. руб. Ранее штраф составлял от 1 до 2 тыс. руб. Участники публичного мероприятия, нарушившие порядок его проведения, поплатятся 10-20 тыс. руб.
Вводятся значительные штрафы за организацию массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах (т. н. "гуляния"), если это привело к нарушению общественного порядка.
В случае, когда указанные нарушения повлекли причинение вреда здоровью человека или имуществу, штраф многократно возрастет (для граждан - максимум 300 тыс. руб., должностных лиц - 600 тыс. руб., юрлиц - 1 млн руб.).
В качестве альтернативы штрафу вводятся обязательные работы (с 1 января 2013 г.). Их суть - гражданин-правонарушитель в свободное от основной работы, службы или учебы время занимается бесплатной общественно полезной деятельностью. Прописан порядок применения этого наказания.
Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения при проведении публичных акций увеличивается до 1 года.
Коррективам подвергся и порядок проведения публичных акций. В частности, ограничивается право некоторых лиц быть их организаторами. Речь идет о тех, кто имеет неснятую (непогашенную) судимость за преступления против основ конституционного строя, безопасности государства, общественной безопасности и порядка либо 2 раза и более привлекался к административной ответственности за нарушения при проведении публичных акций.
Участникам публичных акций запрещено использовать маски и иным образом скрывать свое лицо. Нельзя иметь при себе оружие или используемые в качестве него предметы, приходить на митинг в состоянии опьянения.
Уведомлять о пикете из 1 участника не требуется. Однако региональные власти установят минимально допустимое расстояние между такими одиночными пикетчиками (но не более 50 м). Также они должны выделить специальные места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений. Там и будут в дальнейшем проводиться публичные акции (вне их - только по согласованию).
Кроме того, региональным законом могут дополнительно определяться места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»и статьи 6.7 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей теперь грозит административная ответственность.
Внесенные поправки касаются санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.
Согласно действующему законодательству в дошкольных и других образовательных учреждениях должны соблюдаться санитарные требования. Необходимо выполнять меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников (в т. ч. в отношении питания). Теперь эти нормы распространяются также на организации отдыха и оздоровления детей.
Усилена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в т. ч. аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, к учебникам и другой издательской продукции.
Ранее за это выносили предупреждение или наказывали штрафом (для должностных лиц - 2-3 тыс. руб., для юридических - 20-30 тыс. руб.). Теперь санкция для должностных лиц составляет 3-7 тыс. руб., для юридических - 30-70 тыс. руб. За повторное в течение года нарушение наказание еще строже. Должностные лица поплатятся 10-15 тыс. руб. Организации - 100-150 тыс. руб. или им придется приостановить свою деятельность на срок до 90 суток.
Установлена аналогичная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей.

Международные отношения

 

Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 64-ФЗ "О принятии поправок к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития, одобренных постановлениями Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития от 30 сентября 2011 г. N 137 и от 30 сентября 2011 г. N 138"

Россия за то, чтобы Европейский банк реконструкции и развития действовал в странах Южного и Восточного Средиземноморья.
Приняты поправки к Соглашению об учреждении Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Они одобрены постановлениями Совета управляющих ЕБРР от 30 сентября 2011 г. N 137 и N 138.
В силу названного соглашения цель ЕБРР - это поддержка процессов становления рыночной экономики, а также развития частной и предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы, а также в Монголии.
Первая поправка расширяет географическую сферу действия мандата ЕБРР на регион Южного и Восточного Средиземноморья. Решения о наделении определенного государства данного региона статусом получателя ресурсов Банка принимаются отдельно.
Для скорейшего начала проведения операций ЕБРР в новом регионе вторая поправка позволяет использовать средства специальных фондов, находящихся под его управлением, в любом государстве-члене ЕБРР (т. е. как в странах-получателях, так и в странах-потенциальных получателях).

Федеральный закон 5 июня 2012 г. N 59-ФЗ "О ратификации Договора о партнерских отношениях между Российской Федерацией и Республикой Чили"

Между Россией и Чили укреплены доверие и взаимопонимание.
Ратифицирован Договор о партнерских отношениях между Россией и Чили. Он подписан в г. Йокогаме 13 ноября 2010 г.
Договор носит рамочный характер. Его цель - создать правовую базу для развития взаимовыгодного сотрудничества между странами в экономической, социальной, научно-технической, культурной, гуманитарной и иных сферах на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Речь также идет о взаимодействии России и Чили в области борьбы с международным терроризмом (включая его финансирование), транснациональной оргпреступностью, незаконным оборотом наркотиков и другими новыми вызовами и угрозами.
Урегулированы вопросы координации усилий сторон в поиске путей решения глобальных экологических проблем. Для этого необходимо сотрудничество в данной области на двустороннем, региональном и глобальном уровнях.
Уделено внимание необходимости наращивания усилий в сфере многостороннего разоружения, укреплению режима ядерного нераспространения и запрещения химического и биологического оружия.
Договор закладывает основы для контактов и сотрудничества между нашей страной и "Группой Рио", а также Союзом южноамериканских государств.



Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бухучет и отчетность от 15.06.2012

Подотчетное лицо приобрело за наличный расчет запасные части для ремонта оборудования у ИП, применяющего ЕНВД. К авансовому отчету приложена только накладная, заверенная печатью. ИНН индивидуального предпринимателя содержится на оттиске печати, проставленном на накладной. Можно ли признать расходы на приобретение запасных частей при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и в бухгалтерском учете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Расходы на приобретение запасных частей можно признать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций и в бухгалтерском учете после их передачи для ремонта оборудования.Обоснование вывода: Согласно положениям Указаний по применению и...Подробнее


 

Читайте новости ИА "ГАРАНТ" в Facebook и в Twitter


  


Важные изменения в российском законодательстве

Изменен порядок выдачи больничных

Скорректированы правила дорожного движения

  • Легкий интерфейс – легкая работа
  • Правовой календарь – правовые события как на ладони
  • Основное меню подстраивается под ваc
Новая версия
ГАРАНТ ЭКСПЕРТ
До верного решения ОДИН ШАГ!

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


СОБЫТИЯ     

20 июня 2012 г. ЗАО "Энергосервис – Обучение" при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации проводит конференцию "Практика работы заказчиков, поставщиков и подрядчиков в рамках закона 223-ФЗ. Перспективы развития рынка товаров, работ и услуг". Подробнее

21 июня 2012 в Торгово-промышленной палате РФ – г. Москва пройдет III Ежегодная Премия "Права потребителей и качество обслуживания". Подробнее

28 июня 2012 в Москве состоится III ежегодная конференция "Государственные услуги: электронное правительство" делового издания "Ведомости" Подробнее

03-04 июля 2012 года в Москве пройдет семинар "Практические вопросы управления многоквартирными домами" Подробнее

11-12 июля 2012 года в Москве пройдет семинар "Практические вопросы ценообразования и сметного нормирования в строительстве" Подробнее

С 13 по 17 августа в Русской Школе Управления пройдет курс повышения квалификации для юристов по налоговому праву. По окончании обучения слушателям выдается Удостоверение о повышении квалификации государственного образца. Подробнее 


 

(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2012. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное