Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели



  ВСЕ АКТУАЛЬНОЕ  – ПРОСТО!  

Участвуйте в акции и получайте уникальные новинки и приятные бонусы! Это выгодно!   

 

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Горячие документы | Бизнес-справки | Аудио и видео | Форум юристов


Говорит ГАРАНТ!
Представляем новости
законодательства
в звуковом формате.
Прослушать новости
за период с 29 ноября по 3 декабря

    Версия от 4 декабря 2010 года:

    Налоги и сборы, бухгалтерский учет
    Банковская деятельность
    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
    Антимонопольное законодательство
    Промышленность, топливно-энергетический комплекс
    Строительство, градостроительство и архитектура
    Транспорт и связь
    Основы государственно-правового устройства
    Выборы, избирательная система, референдум
    Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
    Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
    Оборона, воинская обязанность и военная служба
    Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
    Административные правонарушения, административная ответственность


    Налоги и сборы, бухгалтерский учет

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 324-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
    Если физлицо вовремя не уплатило налог, то недоимка взыскивается через суд.
    Чаще всего обращаются за взысканием незначительных сумм. Число подобных дел растет.
    В связи с этим установлено, что недоимку можно взыскать через суд, только если ее размер превышает 1,5 тыс. руб.
    Определены сроки подачи заявлений о взыскании. Уточнены особенности рассмотрения таких дел.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня официального опубликования.

    Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 310-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
    НК РФ содержит перечень организаций, которые не вправе применять УСН. В частности, это хозяйственные общества, в которых доля участия других юрлиц составляет более 25%.
    Из этого перечня исключаются хозяйственные общества, создаваемые бюджетными научными и образовательными учреждениями и госакадемиями наук. Речь идет о тех, что на практике применяют (внедряют) результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным учреждениям или вузам.
    Закон вступает в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования.

    Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
    Скорректирован порядок применения нулевой ставки НДС при оказании услуг, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.
    Установлен исчерпывающий перечень таких услуг. Это международная перевозка; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; перемещение природного газа; передача электроэнергии; перевалка и хранение товаров в морских (речных) портах; переработка на таможенной территории.
    Речь также идет о предоставлении ж/д подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки экспортируемых товаров или продуктов переработки. Условие - пункты отправления и назначения находятся на территории России.
    Кроме того, в перечень включены работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перемещении в пределах территории России из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река-море) плавания или иные виды транспорта.
    Для каждого вида услуг предусмотрен отдельный перечень документов, обосновывающих применение нулевой ставки.
    Ряд изменений направлен на приведение норм НК РФ в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г., но не раньше чем через месяц со дня официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по НДС.

    Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в главы 30 и 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
    Скорректирован НК РФ.
    Установлено, что база по налогу на имущество организаций уменьшается на сумму законченных капвложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых объектов транспортной инфраструктуры. К ним относятся судоходные гидротехнические сооружения, расположенные на внутренних водных путях России, портовые гидротехнические сооружения, сооружения инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома).
    Данная норма касается вложений, учтенных в балансовой стоимости указанных объектов после 1 января 2010 г. Срок ее действия - до 1 января 2025 г.
    Закреплено, что имущество ПИФов облагается названным налогом у управляющих компаний. Также установлено, что данные лица являются плательщиками земельного налога в отношении участков, входящих в состав указанного имущества.
    В обоих случаях по общему правилу налоги уплачиваются за счет имущества ПИФа. Исключение - недостаточность последнего для исполнения обязанности по внесению налога, а также для его взыскания.
    Закон вступает в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

    Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
    Пересмотрены ставки НДПИ и транспортного налога.
    Так, с 1 января 2012 г. ставка НДПИ на нефть обессоленную, обезвоженную и стабилизированную увеличивается с 419 до 446 руб., а с 1 января 2013 г. - до 470 руб. за 1 т.
    С 1 января 2011 г. добыча горючего природного газа облагается по ставке налога 237 руб., с 1 января 2012 г. - 251 руб., а с 2013 г. - 265 руб. за 1 000 куб. м. До этого применяется ставка 147 руб. за 1 000 куб. м.
    В связи с повышением акцизов на нефтепродукты в 2 раза понижается ставка транспортного налога на автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани.
    Сохраняется возможность понизить (повысить) ставку транспортного налога законом региона, но не более чем в 10 раз. Однако теперь есть исключение. В отношении легковушек с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. включительно субъектам Федерации разрешается устанавливать пониженные ставки вплоть до нулевых.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

    Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации"
    Вводится авансовый платеж акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции. Его необходимо внести в бюджет до отгрузки спирта. Размер платежа определяется исходя из общего объема закупаемого спирта и соответствующей ставки акциза. Вместо авансового платежа производители алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции могут представить банковскую гарантию внесения акциза.
    Устанавливаются дифференцированные ставки акциза на этиловый спирт. Производители продукции, не являющейся подакцизной (лекарства, парфюмерно-косметические средства), могут приобретать его по нулевой ставке. Одновременно к подакцизным товарам отнесены коньячный спирт, виноматериалы и напитки на основе пива.
    Закрепляются ставки акцизов на 2011-2013 гг. Так, предусмотрена индексация ставок акцизов на этиловый спирт и алкогольную продукцию. Значительно возрастут акцизные ставки в отношении сигарет, папирос, бензина, дизельного топлива, моторных масел.
    Определен порядок уплаты акцизов при ввозе и вывозе подакцизных товаров Таможенного союза. В связи с его созданием в НК РФ вносятся соответствующие юридико-технические поправки.
    Одновременно закон освобождает организации от уплаты госпошлины за регистрацию лекарственных препаратов, представленных на эту процедуру до сентября 2010 г.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем через 1 месяц со дня его официального опубликования и не раньше 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Для отдельных положений предусмотрены иные сроки вступления в силу.


    Банковская деятельность

    Информация ЦБР от 26 ноября 2010 г.
    Банк России решил не менять ставку рефинансирования. Напомним, что с 1 июня 2010 г. она составляет 7,75% годовых. Прежними останутся и процентные ставки по операциям ЦБР.
    Статистические данные свидетельствуют о продолжающемся восстановлении экономической активности. Так, наблюдается рост индекса промышленного производства, инвестиций в основной капитал, снижение стоимости заемных ресурсов. Вместе с тем уровень инфляции в годовом выражении вырос с 7,5% в октябре до 7,8% по состоянию на 22 ноября 2010 г. Отмечается ослабление потребительского спроса и снижение реальных денежных доходов населения.
    Однако Банк России рассматривает инфляционные риски как приемлемые и считает возможным сохранить стимулирующую денежно-кредитную политику для поддержки внутренних факторов роста.
    Вопросы процентной политики планируется в очередной раз обсудить в декабре 2010 г.

    Письмо ЦБР от 22 ноября 2010 г. N 154-Т "О рекомендациях по раскрытию информации об основных условиях использования банковской карты и о порядке урегулирования конфликтных ситуаций, связанных с ее использованием"
    Для кредитных организаций подготовлены рекомендации о том, как доводить до физлиц основные условия использования банковской карты.
    Так, перечислены сведения, которые следует сообщить (разъяснить) клиенту до заключения договора, предусматривающего проведение операций с применением карты.
    Если договор, на основании которого используется дебетовая (кредитная) карта, позволяет в одностороннем порядке менять размер комиссии, нужно заранее уведомлять о ее пересмотре.
    Держателю карты предлагается услуга оповещения об операциях, совершенных с ее использованием. Если сервис является платным, об этом необходимо сообщать до его подключения.
    Клиента информируют о моменте исполнения обязательств по кредиту (уплате %), об оптимальных сроках его погашения. Данному лицу выдается памятка о мерах безопасного применения банковских карт. По согласованию с ним устанавливается лимит либо запрет на совершение в торговой сети операций с неперсонифицированной картой без использования ПИН-кода.
    Следует предоставлять контактную информацию, позволяющую оперативно связаться с банком.
    Если заключается договор, предусматривающий использование предоплаченной карты, клиента уведомляют о возможности возместить остаток средств в случае ее утраты (об отсутствии таковой).
    Нужно сообщать о возможной разнице между суммой операции, совершаемой с помощью карты, и размером средств, списанных со счета. Напр., если валюта операции отличается от валюты счета.


    Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

    Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"
    Определены особенности таможенного регулирования в России. Это необходимо, поскольку с 1 июля 2010 г. в нашей стране применяется Таможенный кодекс (ТК) Таможенного союза (ТС). Данный акт содержит множество норм, отсылающих к национальному законодательству государств-членов ТС.
    Закреплены основные принципы перемещения товаров при их ввозе в Россию, вывозе из нее и транспортировке по ее территории. Установлены правила, по которым определяется страна происхождения товара, применяются таможенные процедуры в условиях функционирования ТС.
    Вводится новое понятие - уполномоченный экономический оператор (УЭО). Согласно ТК ТС такой статус присваивается юрлицу, которое отвечает ряду требований. В частности, предоставило обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную 1 млн евро. Ведет внешнеторговую деятельность не менее 1 года и т. д. УЭО имеет право на специальные упрощения. Напр., выпуск товаров до подачи таможенной декларации.
    Обеспечивать внесение таможенных платежей и налогов не нужно в отношении природного газа, вывозимого трубопроводным транспортом на временное хранение за пределы страны.
    Определено, когда срок выпуска товаров могут продлить в пределах 10 рабочих дней после регистрации таможенной декларации.
    Правительство РФ установит, когда ее можно подать в письменном виде. В других случаях - только электронная форма. Оно будет регулировать порядок создания, реорганизации и ликвидации таможенных органов.
    Пошлины, налоги можно вносить через терминалы, банкоматы. На сумму излишне произведенных (взысканных) платежей, не возвращенную в срок, начисляются проценты.
    Федеральный закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня официального опубликования, кроме отдельных положений. С указанного времени утрачивает силу ТК РФ. Исключение составляют следующие положения. Ставки сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством РФ. Их размер должен ограничиваться приблизительной стоимостью услуг и не может превышать 100 тыс. руб.

    Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 930 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
    Скорректированы ставки экспортных пошлин на сырую нефть и отдельные категории товаров, выработанные из нее, вывозимые за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе.
    Ставка пошлины на нефть составляет 303,8 долл. США за тонну (вместо 290,6 долл. США).
    В отношении легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола, ксилола ставка увеличилась с 208,1 до 217 долл. США.
    Ставка пошлины в размере 116,9 долл. США установлена в отношении жидкого топлива, масел, отработанных нефтепродуктов, нефтяного вазелина, минерального воска и аналогичных продуктов (кроме озокерита, буроугольного или торфяного воска), нефтяных кокса и битума, прочих остатков от переработки нефти или нефтепродуктов из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса). Ранее она составляла 112,1 долл. США.
    Повысилась ставка на пропан, бутан, этилен, пропилен, бутилен, бутадиен, прочие сжиженные газы (118,1 вместо 116,4 долл. США за тонну).
    Ставка на сырую нефть плотностью при 20.С не менее 694,7 кг/куб. м, но не более 887,6 кг/куб. м и с содержанием серы не менее 0,04 мас.%, но не более 1,5 мас.% увеличена с 98,8 до 108 долл. США за тонну.
    По-прежнему действует нулевая ставка в отношении нефтяного кальцинированного кокса, озокерита, буроугольного или торфяного воска.
    Постановление вступает в силу с 1 декабря 2010 г.


    Антимонопольное законодательство

    Приказ Федеральной службы по тарифам от 30 августа 2010 г. N 417-э "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
    ФСТ России формирует и ведет Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются госрегулирование и контроль.
    Утвержден новый административный регламент, закрепляющий, как исполняется данная функция.
    В реестр включаются сведения о хозяйствующих субъектах, которые осуществляют деятельность в следующих областях. Передача электрической и (или) тепловой энергии. Транспортировка газа по трубопроводам. Оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике. Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Железнодорожные перевозки и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Услуги в аэропортах, в портах и (или) транспортных терминалах. Использование инфраструктуры внутренних водных путей. Общедоступная почтовая и электрическая связь.
    Установлен порядок консультирования, подачи обращений.
    Приведены требования к заявлениям о включении в реестр, исключении из него или внесении изменений. Определено, как предоставляются выписки.
    Закреплены порядок и формы контроля за исполнением функции. Действия (бездействие) и (или) решения можно обжаловать.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2010 г. Регистрационный N 19001.


    Промышленность, топливно-энергетический комплекс

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 322-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке "Аккую" в Турецкой Республике"
    Ратифицировано российско-турецкое Соглашение о строительстве и эксплуатации АЭС.
    Оно предусматривает строительство вблизи средиземноморского порта Мерсин (Турция) 4 энергоблоков мощностью 1,2 ГВт каждый. Предполагается использовать российский проект атомной станции "АЭС-2006" с реактором ВВЭР.
    Для этого в Турецкой Республике будет учреждена проектная компания (в форме АО). Всеми акциями первоначально будет владеть российская сторона, затем - не менее 51%.
    При этом турецкая госкорпорация "Теташ" обязуется покупать у проектной компании 70% электроэнергии, вырабатываемой на АЭС с момента начала коммерческой эксплуатации по блокам 1 и 2, и 30% - по блокам 3 и 4. Средневзвешенная цена - 12,35 цента США за 1 кВт/час. Остальная часть будет продаваться на свободном рынке.
    На старте проект будет финансироваться из российских источников, в дальнейшем планируется привлекать инвесторов как из Турции, так и из третьих стран.
    Соглашение также регулирует налоговые и другие гражданско-правовые вопросы. В частности, порядок выделения земельных участков для строительства АЭС, гарантии покупки электроэнергии, защиту интеллектуальной собственности и информации, процедуру разрешения споров.

    Федеральный закон от 22 ноября 2010 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
    Расширены полномочия Госкорпорации "Росатом" в отношении ее учреждений, АО и их дочерних и зависимых обществ, а также подведомственных предприятий.
    Корпорация контролирует обеспечение ими ядерной, радиационной, пожарной и технической безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения при применении атомной энергии.
    Она также выдает подконтрольным организациям разрешения на возведение объектов использования атомной энергии, при строительстве, реконструкции, капремонте которых допускается изъятие земель. Корпорация решает вопрос о вводе названных объектов в эксплуатацию.
    Росатом может направлять своих представителей для работы в иностранных государствах в составе консульских учреждений, торговых и диппредставительств России.
    Корпорация может эксплуатировать, обслуживать, модернизировать, ремонтировать и выводить из эксплуатации ядерные установки. К ним, в частности, относятся те, что находятся на атомных ледоколах и транспортных судах.
    Регламентирован порядок заключения сделок, в совершении которых имеется заинтересованность сотрудников корпорации.
    Корпорация может создавать другие НКО за счет своего имущества. Также она сможет предоставлять займы подконтрольным организациям для достижения целей ее деятельности. В этих же целях можно будет совершать любые виды сделок (приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права).


    Строительство, градостроительство и архитектура

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 314-ФЗ "О внесении изменения в статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
    Скорректирован Градостроительный кодекс РФ.
    Уточнено, что сооружения связи относятся к особо опасным и технически сложным объектам, если они являются таковыми в соответствии с законодательством в области связи.
    Ранее кодекс относил к указанным объектам сооружения связи, определяемые в соответствии с законодательством, а также линейно-кабельные.


    Транспорт и связь

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 312-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Макао о воздушном сообщении"
    Ратифицировано Соглашение между Правительствами России и Макао о воздушном сообщении.
    Оно определяет порядок назначения и права авиапредприятий сторон, регулирует технические и коммерческие вопросы, касающиеся полетов воздушных судов и перевозок пассажиров, груза и почты на договорных линиях. Закреплены принципы эксплуатации последних.
    Стороны обязуются обеспечивать безопасность гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и при необходимости оказывать помощь по предотвращению возможных инцидентов.
    Предусмотрено избежание двойного налогообложения доходов, полученных авиапредприятиями сторон от эксплуатации и отчуждения воздушных судов, используемых в международных перевозках, а также капитала и имущества, принадлежащего им.

    Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения"
    Установлен новый перечень автодорог общего пользования федерального значения. Каждой трассе (в том числе строящимся) присвоены наименование, учетный и идентификационный номера. Причем ряд автодорог получил новые названия и учетные номера. Наряду с ними до конца 2017 г. могут использоваться прежние номера и наименования.
    Порядок подготовки предложений о внесении изменений в перечень устанавливается Минтрансом России.
    Указанные автодороги закрепляются в оперативное управление за федеральными госучреждениями Росавтодора (кроме переданных в доверительное управление госкомпании "Автодор"). Полномочия по закреплению и изъятию из оперативного управления возложены на Росавтодор (ранее это было в компетенции Росимущества).
    Сведения о трассах и их участках (включая подъездные пути, обходы населенных пунктов, перечень дорожных сооружений и иного имущества, являющегося неотъемлемой частью дороги) вносятся в единый госреестр автодорог.
    Прежний перечень федеральных дорог утрачивает силу с 1 января 2018 г.

    Приказ Минтранса РФ от 30 сентября 2010 г. N 206 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Порядок допуска к эксплуатации аэродромов"
    Установлены правила допуска к эксплуатации аэродромов, используемых в целях гражданской авиации. Они обязательны для лиц, эксплуатирующих указанные объекты, а также уполномоченных органов в области гражданской авиации.
    Порядок допуска включает в себя внесение объектов в Госреестр гражданских аэродромов России и выдачу свидетельств об их госрегистрации. Аэродромы допускаются к эксплуатации с целью приема и выпуска воздушных судов при наличии указанного свидетельства и сертификата (свидетельства) годности.
    Для допуска к эксплуатации лицо, владеющее аэродромом (на праве собственности, хозведения, оперативного управления, аренды и др.), подает в Росавиацию заявление с указанием установленных сведений. Прикладывается копия сертификата (свидетельства) годности.
    На основании указанных материалов данные об аэродроме вносятся в реестр. Срок - 3 рабочих дня. Затем Агентство в срок до 10 рабочих дней с момента получения заявления выдает свидетельство о госрегистрации. Оно вступает в силу после подписания руководителем Росавиации и действует до исключения данных об аэродроме из реестра.
    Также на основе заявления вносятся изменения в данные об аэродроме, содержащиеся в реестре, выдается дубликат свидетельства.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2010 г. Регистрационный N 19013.

    Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 октября 2010 г. N 142 "О порядке взимания сбора за подачу и уборку вагонов с владельцев железнодорожных путей необщего пользования"
    Разъяснены правила применения сборов за подачу и уборку вагонов с владельцев ж/д путей необщего пользования.
    Тарифное руководство N 3 предусматривает 2 варианта взимания сбора за подачу и уборку груженых и порожних вагонов локомотивом, принадлежащим организации федерального ж/д транспорта.
    Он исчисляется за расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца либо в зависимости от их среднесуточного числа, либо за каждый выход локомотива. При этом также для применения ставок имеет значение, принадлежит ли подъездной путь ж/д дороге или нет.
    Вариант оплаты для 1 и 2 групп ж/д подъездных путей выбирает грузоотправитель, грузополучатель, владелец подъездного пути при заключении или продлении договора.
    Как пояснил Президиум, определяющим фактором для исчисления сбора является расчетный период, который закрепляется в договоре по соглашению сторон: год, декада, сутки. Если они установили его применительно к истекшему сроку отношений (например, к истекшему году), сбор взимается за каждые сутки в текущем году в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов в истекшем.
    Если стороны выбрали первый названный вариант, но среднесуточное количество получается крайне незначительным (от 0,5 - 1,5 вагона - 1 и 2 групп), возможна его замена вторым способом.
    Таким образом, стороны могут установить в договоре порядок оплаты в зависимости от фактически произведенных работ или плату, имеющую абонентский характер.
    При этом, установив в соглашении условие об оплате работы локомотивов по подаче, уборке вагонов согласно их среднесуточному числу в истекшем периоде, стороны тем самым согласовывают схему внесения платы не по каждому разовому факту его выхода, а оплату за соответствующий период проведения данных работ.
    Если количество названных вагонов уменьшается в текущем периоде, интересы владельца ж/д путей необщего пользования могут быть учтены при заключении договора на очередной (последующий) период с иными условиями.


    Основы государственно-правового устройства

    Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г.
    30 ноября 2010 г. Президент РФ обратился с ежегодным посланием к Федеральному Собранию. В нем дана оценка существующего положения в стране. Определены приоритеты развития России.
    Главной темой стал детский вопрос. Необходимо повысить доступность и качество медпомощи матери и ребенку. Следует модернизировать детские поликлиники и больницы, повысить квалификацию сотрудников этих учреждений.
    Должны быть улучшены условия жизни в многодетных семьях. В частности, Правительству РФ поручено подготовить предложения о налоговых преференциях для них. Целесообразно выделять земельные участки для строительства домов семьям при рождении третьего ребенка.
    Предложено разработать меры для улучшения ситуации с воспитанием в детских домах и последующей социальной адаптацией.
    Необходимо обеспечить патриотическое воспитание.
    В послании затронута и сфера экономики. Задача на будущее 3-летие - стабилизировать уровень инфляции до 4-5% в год.
    Для малого бизнеса в социальной сфере на 2-летний период будут установлены минимальные страховые взносы во внебюджетные фонды - 26%. С 2011 г. ставки таких взносов вырастут до 34%.
    Не меньше половины экономии расходов должно направляться на цели модернизации. Налоговые льготы и госфинансирование исследовательской деятельности должны быть доступны всем. Около 30 млрд руб. будут направлены на исследовательскую деятельность ведущих национальных университетов и крупных компаний.
    Доля отечественной продукции на фармакологическом рынке должна увеличиться в ближайшие годы до 50%.
    Принципиальной задачей остается борьба с коррупцией. Особое внимание необходимо уделить вопросам госзакупок.
    Энергоэффективность экономики должна к 2020 г. возрасти на 40%. В жилищно-коммунальный сектор нужно активнее привлекать частный капитал.
    Особое внимание нужно уделить укреплению воздушно-космической обороны страны. России необходимы современные армия и флот. Они должны быть освобождены от непрофильных задач и несвойственных функций.
    Необходимо упростить визовый режим с Европой. Следует принять меры по вступлению России в ВТО.

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
    Поправки касаются предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе.
    Он уменьшается с 65 до 60 лет. При этом предусматривается следующее. Представитель нанимателя вправе продлить срок госслужбы тому, кто достиг предельного возраста, но не более чем до 65 лет. А помощникам (советникам), которые содействуют лицу, замещающему государственную должность, - до окончания срока полномочий последнего.
    В случае такого продления заключается срочный служебный контракт.
    Прежде контракт с госслужащим, достигшим 60 лет, перезаключали на срочный (от 1 до 5 лет).

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
    Установлена возможность создавать общую администрацию муниципального района и поселения, являющегося его административным центром. На нее возлагаются полномочия администрации поселения.
    Члены конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации на 1/3 назначаются представительным органом муниципального района, на 1/3 - представительным органом поселения, являющегося административным центром этого района, на 1/3 - регионом.
    Закон вступает в силу с 1 января 2011 г.


    Выборы, избирательная система, референдум

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 325-ФЗ "О внесении изменения в статью 36 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
    Цель поправок - усовершенствовать представительство политических партий.
    С 3 до 10 увеличено количество кандидатов, не входящих в региональные группы, включаемых в общефедеральный список кандидатов от партии.


    Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС

    Приказ МВД РФ от 30 сентября 2010 г. N 700 "Об утверждении Порядка оформления личного поручительства в органах внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство"
    В связи с проведением реформы МВД были уточнены порядок приема на службу в ОВД и процедура ее прохождения.
    Так, при назначении граждан на определенные должности оформляется личное поручительство за них сотрудников ОВД. В числе таких должностей - руководители (начальники, командиры) всех уровней управления, их заместители и помощники, оперуполномоченные, следователи, дознаватели, эксперты, участковые, бухгалтеры, юрисконсульты, саперы.
    Цели - укрепить служебную дисциплину, повысить ответственность руководителей за принимаемые кадровые решения, предотвратить возможность возникновения коррупционных связей и др.
    Личное поручительство должно содержать рекомендацию с положительной характеристикой поручителя на гражданина.
    Определены требования к поручителям. Минимальный стаж службы в ОВД - 5 лет. Они не должны иметь дисциплинарных взысканий, состоять в близком родстве или свойстве с рекомендуемыми лицами и т. п.
    Поручительство должно быть представлено в ходе изучения кандидата или в период испытательного срока. Его копия направляется в кадровое подразделение по месту службы поручителя для приобщения к личному делу.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 ноября 2010 г. Регистрационный N 18999.


    Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
    Принят новый закон, регулирующий обязательное медицинское страхование (ОМС) в России.
    Цель - усилить гарантии прав граждан на бесплатную медпомощь.
    Он определяет принципы ОМС. Это, в частности, всеобщий характер, доступность и качество медпомощи, автономность финсистемы. Закрепляются правовой статус участников ОМС и механизм их взаимодействия, полномочия госорганов в этой сфере.
    Предусмотрена разработка базовой и территориальных программ ОМС. Они утверждаются на федеральном и региональном уровнях соответственно. Базовая программа действует на всей территории России, а территориальная - в пределах субъекта Федерации, где выдан медполис. Последний можно не предъявлять, если требуется экстренная медпомощь.
    Постоянно и временно проживающие в России иностранцы и лица без гражданства, а также беженцы наделены такими же правами и обязанностями в системе ОМС, что и наши граждане.
    Гражданин может выбирать медорганизацию и лечащего врача, работающих в системе ОМС. Их перечень доступен на официальных сайтах территориальных фондов ОМС. Сменить страховую организацию можно 1 раз в году, подав заявление в новую не позднее 1 ноября. Чаще - если меняется место жительства или прекращается действие договора о финансовом обеспечении ОМС.
    Введен уведомительный порядок участия в системе ОМС любых медорганизаций, а также частнопрактикующих врачей (ИП). Они включаются в специальный реестр и ведут раздельный учет по средствам ОМС.
    Тариф на оплату медпомощи устанавливается соглашением между уполномоченным региональным органом, ТФОМС, представителями медицинских и страховых организаций, профессиональных медассоциаций, профсоюзов медработников.
    С 2013 г. скорая медицинская помощь включается в базовую программу ОМС, а высокотехнологичная - с 2015 г.
    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г., за исключением отдельных положений, применяющихся с 2012 г.

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 года N 321-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
    Цель поправок - создать Всероссийский реестр объектов спорта. Это необходимо, чтобы систематизировать данные об их количестве, назначении и состоянии. Речь идет о тех объектах, которые находятся в России и используются для проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий.
    По каждому объекту в реестре указываются собственник, год и месяц ввода в эксплуатацию, окончания реконструкции, капремонта, единовременная пропускная способность и др. Эти сведения должны быть общедоступны. Исключение - персональные данные собственников.
    Для указанных выше мероприятий нельзя использовать объект, данные о котором отсутствуют в реестре. Это не касается случаев, когда они проводятся там впервые.

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
    Скорректирован ряд актов в связи с принятием Закона об ОМС.
    В частности, предусмотрен ряд мер по переходу на одноканальное финансирование медпомощи по полному тарифу. За регионами закреплены полномочия по организации оказания всех видов медпомощи. Ранее в их ведении была только специализированная медпомощь. К функциям муниципалитетов отнесено создание условий для оказания медпомощи населению.
    ТФОМС будут получать трансферты из ФФОМС на финансирование передаваемых регионам полномочий в сфере ОМС. Уплата страховых взносов в ТФОМС отменена.
    Минимальный размер уставного капитала страховых медорганизаций согласно поправкам составляет 60 млн руб. Для иных страховщиков он будет определяться исходя из базового размера в 120 млн руб.
    Ряд поправок касается обращения лекарств. Уточняется процедура их регистрации, проведения клинических исследований. Установлено, что препараты в упаковке со старой маркировкой (нанесенной до 1 сентября 2010 г.) можно продавать после 1 марта 2011 г. до истечения срока их годности.
    Поправки вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службы по тарифам от 3 ноября 2010 г. N 961н/527-а "Об утверждении методики установления производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"
    Приведена методика установления производителями предельных отпускных цен на лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших.
    В основу положен принцип средневзвешенной цены лекарства (для отечественных препаратов, обращающихся в нашей стране) или его ввоза (для иностранных, обращающихся в России) за прошедший год.
    Для лекарств, не поступавших в обращение в Россию в течение года, и для оригинальных препаратов российские производители рассчитываются расходы, связанные с разработкой, производством, реализацией, а иностранные указывают минимальную отпускную цену в государстве-производителе, таможенные и транспортные расходы.
    Также учитываются зарегистрированные предельные отпускные цены на аналогичные препараты.
    Заявленная к регистрации предельная цена на лекарство не должна превышать максимальную зарегистрированную предельную цену на российский или иностранный аналог.
    При перерегистрации цена может быть увеличена в части сырья, материалов и накладных расходов. При этом представляются подтверждающие документы.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 ноября 2010 г. Регистрационный N 18994.

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 ноября 2010 г. N 958н "Об утверждении формы заявления о регистрации предельной отпускной цены производителя на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов"
    Предельные отпускные цены производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты регулируются государством. Они должны быть зарегистрированы в Минздравсоцразвития России.
    Разработана форма заявления о госрегистрации предельных отпускных цен на такие лекарства.
    В заявлении, в частности, указываются наименования владельца регистрационного удостоверения, производителя, упаковщика и организации, осуществляющей выпускающий контроль. Также приводятся международное непатентованное и торговое название препарата, лекарственная форма.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2010 г. Регистрационный N 19038.


    Оборона, воинская обязанность и военная служба

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"
    В России установлена новая памятная дата.
    15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
    Это дань уважения соотечественникам, проявившим самоотверженность и преданность своей Родине в период участия в боевых действиях за пределами нашей страны. Следует отметить, что 15 февраля является днем вывода советских войск из Афганистана.
    Закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 319-ФЗ "О внесении изменений в статью 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
    Скорректирован Закон о воинской обязанности и военной службе.
    Наличие инвалидности не освобождает граждан от воинской обязанности. Поэтому они должны наравне со всеми проходить медосвидетельствование при постановке на учет, призыве на службу или сборы.
    Поправками установлено, что в отношении определенных категорий граждан медосвидетельствование можно проводить заочно. Это касается инвалидов I группы; лиц, имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования; детей-инвалидов. Заочное медосвидетельствование допускается только с согласия указанных граждан (их законных представителей).
    Вывод о годности к службе будут делать на основании документов. Их перечень закрепят в Положении о военно-врачебной экспертизе.


    Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 323-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
    Поправки касаются лиц, в отношении которых велось или ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера.
    Им разрешено лично реализовывать свои процессуальные права.
    Ранее за таких лиц процессуальные права осуществляли их законные представители (близкие родственники, органы опеки или попечительства).
    Согласно изменениям указанные лица вправе ходатайствовать о пересмотре судебных решений в порядке апелляции, кассации и надзора, а также лично участвовать в заседании.
    Кроме того, лица, признанные невменяемыми, теперь могут самостоятельно ходатайствовать о прекращении или изменении принудительных мер медицинского характера.
    Перечисленные права предоставляются, если это позволяет психическое состояние лица. При этом учитывается заключение судебно-психиатрической экспертизы, а при необходимости - также медицинское заключение психиатрического стационара.

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 318-ФЗ "О внесении изменения в статью 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
    Согласно поправкам решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи любого военного суда либо о привлечении его в качестве обвиняемого принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии РФ.
    Ранее указанное решение выносилось в отношении судьи только окружного (флотского) военного суда.

    Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 316-ФЗ "О внесении изменений в статью 232 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
    УК РФ предусматривает наказание за организацию и содержание притонов для потребления наркотиков и психотропных веществ.
    Ранее данное преступление имело только один квалифицирующий признак - совершение организованной группой. Введен еще один. Это совершение группой лиц по предварительному сговору. Ответственность - лишение свободы на срок от 2 до 6 лет с ограничением свободы до 2 лет либо без такового.
    Предварительное следствие по таким делам будут проводить сотрудники органов наркоконтроля.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)"
    Разъяснены особенности применения уголовной ответственности за незаконную добычу (вылов) водных биоресурсов, а также за нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне.
    Рассмотрены вопросы квалификации, определения ущерба, применения конфискации орудий данных преступлений, а также возможности освобождения от ответственности.
    Перечислены действия, которые подпадают под названную незаконную добычу. Приведены критерии, применяемые для оценки величины причиненного ущерба.
    Для раскрытия содержания квалифицирующих признаков даны определения понятий "самоходное транспортное плавающее средство", "иные способы массового истребления водных животных и растений", "места нереста и миграционные пути к нему".
    В частности, отмечается, что для установления факта добычи в запрещенных районах (в местах нереста или миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях и т. д.) суды должны исследовать данные, определяющие такой район промысла с описанием ориентиров или географических координат.
    При отнесении причиненного ущерба к крупному следует исходить не только из количества и стоимости добытого, поврежденного и уничтоженного, но и из распространенности особей, их отнесения к спецкатегориям. Для правильной оценки могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты.
    При конфискации судна (самоходного или несамоходного) нужно устанавливать, не является ли оно для подсудимого основным законным источником средств к существованию.
    Основаниями для признания действий малозначительными могут служить, например, небольшие количество и стоимость выловленной рыбы, отсутствие вредных последствий, а также используемый неопасный способ добычи.
    Указывается, в каких случаях наступает ответственность за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны России.
    Обращается внимание на то, что суды при рассмотрении таких категорий дел должны учитывать не только федеральное, но и региональное законодательство, положения международных договоров.


    Административные правонарушения, административная ответственность

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства"
    Рассмотрены вопросы применения административной ответственности за некоторые нарушения в области рыболовства.
    Речь идет о таких составах, как невыполнение капитаном судна обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений; нарушение правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил промышленного, прибрежного и других видов рыболовства. Также затронуто аналогичное нарушение, совершенное во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России.
    Приведен перечень нормативно-правовых актов (включая международные договоры, в т. ч. периода СССР), которыми нужно руководствоваться при разрешении данных категорий дел.
    Указывается, что необходимо учитывать особые условия рыболовства, которые предусмотрены для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Заявление лицом о своей принадлежности к таковым само по себе не может повлечь предоставление ему прав на традиционное рыболовство, если будет установлено, что оно не восприняло язык, национальную культуру, образ жизни и хозяйственную деятельность данной этнической общности.
    Приведены примеры действий (бездействия), образующих объективную сторону в каждом названном правонарушении.
    Несоблюдение правил рыболовства влечет за собой штраф. При этом его размер (по одному из указанных составов) исчисляется из стоимости водных биоресурсов, явившихся предметом правонарушения.
    Поясняется, что она определяется исходя из государственных регулируемых цен (если они установлены) либо из рыночной стоимости. При необходимости привлекается эксперт. Если из биоресурсов правонарушитель уже произвел товар, штраф исчисляется исходя из их стоимости, а не из цены этой продукции. Материалы дела должны содержать данные, позволяющие определить названную стоимость.
    Отмечены особенности назначения дополнительного наказания в виде конфискации судна, других орудий совершения правонарушения. Она не может применяться к физлицам, для которых рыболовство - основной законный источник средств к существованию.


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Налоги и налогообложение от 03.12.2010

Главные новости:


подробнее >>  

Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


СОБЫТИЯ

  • 17 декабря в Москве издательский дом "Евгений Сивков" приглашает на практический семинар "ЧЕРНЫЕ" и "БЕЛЫЕ" методы оптимизации налогов в 2010-2011 году". На семинаре рассматриваются самые эффективные и безопасные методы оптимизации, которые дадут вам неоспоримое конкурентное преимущество.
    Подробнее

  • Зимняя сессия Клуба финансовых директоров состоится 16-17 декабря, в Москве, в гостинице "Холидей Инн Симоновский". Тема мероприятия - "Финансовый директор 2011: новые вызовы и практические решения".
    Подробнее

  • 10 декабря в Екатеринбурге состоится Уральский налоговый форум "Архитектура налоговой безопасности - 2011. Настоящие мастера своего дела дадут профессиональное суждение по самым острым вопросам накануне "знаменательного" для налогоплательщиков 2011 года.
    Подробнее

  • 10 декабря в Екатеринбурге состоится I Всероссийская научно-практическая конференция "Права и свободы человека: история, теория, практика". Организатор: Уральский государственный педагогический университет Факультет юриспруденции.
    Подробнее

  • 10 декабря в Москве состоится Круглый стол "Правовой статус государственных корпораций как юридических лиц публичного права". На мероприятии будут обсуждаться итоги организованного в рамках Лаборатории конституционной экономики первого межотраслевого исследования правового статуса российской госкорпорации.
    Подробнее


Пишите свои пожелания по рассылке редактору


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "Гарант-Сервис", 2010.   Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.
Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU


В избранное