Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


  ЭКСПЕРТ
  Новая версия системы ГАРАНТ
  с поиском в одной строке на живом языке

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Интернет-версия ГАРАНТ | Горячие документы | Интернет-конференции | Форум юристов


Версия от 1 декабря 2007 года:

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Основы государственно-правового устройства

Бюджетная система

Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Оборона, воинская обязанность и военная служба

Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

Административные правонарушения, административная ответственность


Промышленность, топливно-энергетический комплекс

Федеральный закон от 26 ноября 2007 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в статьи 9 и 12 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами"
Федеральный закон направлен на уточнение перечня организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения, а также полномочий Президента РФ в части создания специализированных организаций - посредников при осуществлении внешнеторговой деятельности в этой сфере.
Так, установлено, что, помимо государственных посредников, внешнеторговая деятельность в отношении продукции военного назначения может также осуществляться созданной Государственной корпорацией по содействию, разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" и российскими организациями - разработчиками и производителями продукции военного назначения, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении указанной продукции.
Внесенные изменения будут обеспечивать в рамках создания Государственной корпорации "Ростехнологии" содействие разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной продукции, результатов интеллектуальной деятельности, работ, услуг и информации для стимулирования экономического роста и обеспечения развития экономики РФ путем привлечения инвестиций в промышленный и оборонно-промышленный комплексы РФ.

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии"
Федеральным законом закрепляются правовые и финансово-организационные основы деятельности Государственной корпорации по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" (ГК).
Целью деятельности ГК является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций - разработчиков и производителей такой продукции, привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.
Для достижения указанной цели Закон предоставляет ГК ряд механизмов стимулирования развития высоких технологий, таких как: содействие в проведении прикладных исследований по перспективным направлениям развития науки и техники; оказание помощи российским производителям в разработке, производстве и продвижении на внутренний и внешний рынки высокотехнологичной продукции и результатов интеллектуальной деятельности; оказание содействия в подготовке, финансировании и осуществлении проектов, программ и внешнеторговых контрактов российских экспортеров; оказание содействия деятельности организации, являющейся государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения и т.д.
В качестве имущественного взноса РФ в ГК вносятся находящиеся в федеральной собственности 100% акций ОАО "Рособоронэкспорт".
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Письмо Федеральной налоговой службы от 20 ноября 2007 г. N СК-6-11/897@ "О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за октябрь 2007 года"
С 1 января 2007 года ставка НДПИ в отношении нефти, составляющая 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв).
Приводятся данные, применяемые для расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, за октябрь 2007 года. При среднем уровне цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья 79,55 долл. США за баррель и среднем значении в указанном налоговом периоде курса доллара США к рублю 24,8940 значение коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть (Кц), определено как 6,7290 (в предыдущем налоговом периоде Кц составил 6,3283). Значение коэффициента, характеризующего степень выработанности конкретного участка недр (Кв), определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, в связи с ростом цен на нефть ставка НДПИ в отношении нефти по сравнению с предыдущим налоговым периодом увеличилась.


Основы государственно-правового устройства

Указ Президента РФ от 19 ноября 2007 г. N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации"
Утвержден Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы РФ для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе, для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу.
Также установлен Порядок, в соответствии с которым исчисляется названный выше стаж.
Помимо периодов, определенных в Перечне, в соответствующий стаж гражданских служащих субъектов РФ могут включаться и другие периоды службы (работы), предусмотренные законами субъектов РФ. По решению руководителя государственного органа, лица, замещающего государственную должность РФ или субъекта РФ, либо представителя руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ, в стаж государственной службы могут засчитываться периоды замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых необходимы гражданским служащим для выполнения должностных обязанностей (периоды в совокупности не должны превышать 5 лет).
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.


Бюджетная система 

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
Введено новое положение, устанавливающее возможность использования в 2008 г. на те же цели межбюджетных трансфертов, полученных в 2007 г. бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Часть изменений связана с обеспечением расходных обязательств, исполнение которых осуществлялось в 2007 г. и будет продолжено в 2008 г. за счет остатков средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2008 г. на счетах Федерального казначейства, образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований.
Кроме того, в связи с повышением с 1 декабря 2007 г. размера базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, Правительству РФ предоставлено право использовать в 2008 г. средства Фонда национального благосостояния в сумме до 138,0 млрд. руб. для обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
Расширен перечень оснований для внесения в 2008 г. изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета, связанных с особенностями исполнения и перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 268-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав наследников, а также иных граждан на земельные участки"
Упрощается процедура оформления прав наследников и иных граждан на земельные участки.
В настоящее время государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, удостоверяющем право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании любого документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок. Это может быть акт местного органа власти о предоставлении земельного участка, выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок и т.п. Также в обязательном порядке представляется кадастровый план земельного участка.
Принятым Федеральным законом данный порядок регистрации прав собственности на земельный участок распространен не только на граждан, которым были предоставлены такие земельные участки, но и на наследников этих граждан, к которым перешло право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение. При этом для регистрации права собственности наследникам потребуется представить лишь свидетельство о праве на наследство и документ, устанавливающий или удостоверяющий право наследодателя на земельный участок.
В таком же упрощенном порядке будет регистрироваться право собственности на указанные земельные участки лиц, к которым право собственности на расположенные на данных земельных участках здания (строения) или сооружения перешли по иным основаниям (по договорам купли-продажи, дарения и т.д.).
Кроме того, разрешено регистрировать право собственности на указанные земельные участки на основании кадастрового плана, содержащего неполные сведения о земельном участке, в том числе если в таком плане указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах земельного участка не позволяют однозначно определить данный земельный участок в качестве объекта недвижимости, сведения о земельном участке подлежат уточнению при межевании и тому подобное.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год"
Внесенные изменения направлены на определение более справедливой пропорциональности между платежами в ФСС России, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком, и назначаемым им страховым обеспечением на период отпуска по беременности и родам.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере 100% среднего заработка застрахованной женщины.
В связи с этим внесенными изменениями предусматривается установление максимального размера пособия по беременности и родам в расчете на полный календарный месяц в сумме 23 400 рублей, исходя из дохода застрахованной женщины в расчете на месяц, с которого начисляется единый социальный налог в ФСС России по максимальной ставке, и соответствующего первому порогу регрессивной шкалы налогообложения (280 000 рублей в год).
Данное положение применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2007 года.
Это позволит в максимально возможной степени компенсировать утраченный женщинами в период отпуска по беременности и родам заработок, исходя из которого исчислялись налоговые платежи в ФСС России в полном объеме без влияния регрессивной шкалы единого социального налога.
Внесенными изменениями также предусматривается, что финансирование расходов на выплаты по исковым требованиям граждан (организаций) на основании вступивших в законную силу решений судов осуществляется за счет источников, из которых финансируются соответствующие виды расходов ФСС России.
С учетом указанных изменений бюджет ФСС России на 2007 год по доходам составляет 283 869 488,4 тыс. рублей (ранее - 258 806 047,5 тыс. рублей), по расходам - 306 214 977,3 тыс. рублей (ранее - 287 493 479,5 тыс. рублей).

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
Изменения обусловлены тем, что с 1 декабря 2007 г. базовая часть трудовой пенсии увеличивается до 1560 руб., а с 1 августа 2008 г.- до 1794 руб. В связи с этим определяется источник средств, направляемых на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ в 2008 г. по причине повышения размера пенсий.
Дополнительная потребность ПФР в средствах в расчете на 2008 г. составляет 152,3 млрд. руб. Часть этих средств (14,3 млрд. руб.) перечисляется в бюджет ПФР в 2007 г. С учетом этого в 2008 г. в бюджет ПФР должно быть перечислено еще 138 млрд. руб. - Правительству РФ разрешено в 2008 г. использовать средства Фонда национального благосостояния в сумме 138 млрд. руб. на покрытие дефицита бюджета ПФР в связи с увеличением базовой части трудовой пенсии.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 262-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год"
Скорректированы основные показатели бюджета Пенсионного фонда на 2007 год.
Общий объем доходов Фонда увеличился с 1 845 млрд. рублей до 1 914 млрд. рублей (т.е. на 3,7%), расходы - с 1 728 млрд. рублей до 1 782 млрд. рублей (на 3,2%). Таким образом, наблюдается текущий профицит бюджета Фонда. Увеличение доходов бюджета Фонда обусловлено выделением дополнительных средств из федерального бюджета, передаваемых Фонду в качестве трансфертов.
Дополнительные ассигнования будут направлены на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне, выплату базовой части трудовой пенсии, осуществление единовременной денежной выплаты ветеранам и инвалидам.
Сумма страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии увеличена на 95,1 млрд. рублей. Возросли расходы бюджета Фонда в части передачи пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года.

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 786 "Об установлении коэффициента индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Установлен коэффициент, применяемый с 1 января 2008 г. для индексации размера ежемесячной страховой выплаты, назначенной до 1 января 2008 г. Указанный коэффициент составляет 1,07.
Аналогичный коэффициент, применяемый с 1 января 2007 г. в отношении выплат, назначенных до 1 января 2007 г., составлял 1,075.


Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 265-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"
Отдельные положения ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" приведены в соответствие с Бюджетным кодексом РФ. Так, исключена норма, устанавливающая, что остатки средств, направленные в 2008 году в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования и не израсходованные ими по состоянию на 1 января 2009 года, подлежат возврату в бюджет ФФОМС с последующим возвратом в федеральный бюджет.
Скорректирован порядок финансирования оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов. Так, исключается положение об осуществлении данного вида социальной помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, что соответствует страховым принципам обязательного медицинского страхования.
Работникам учреждений здравоохранения, участвующим в выполнении государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, планируется предоставить гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ в части исчисления среднего заработка с учетом доплат при оплате отпусков, исчислении размера пособий по временной нетрудоспособности, сохраняемого среднего заработка на время командировки и при направлении на повышение квалификации. Таким образом, дополнительные денежные выплаты медицинским работникам первичного звена войдут в расчет средней заработной платы для оплаты отпусков и других выплат.

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год"
Пересмотрены основные параметры бюджета ФФОМС на 2007 г.
Доходы Фонда увеличены со 139 643 350,4 до 154 736 501,1 тыс. руб. Это обусловлено сверхплановыми поступлениями от ЕСН в объеме 2 527 018,5 тыс. руб., а также направлением дополнительных ассигнований из федерального бюджета на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2006 г. в сумме 16 млрд. руб. В связи с этим расходы Фонда увеличены со 139 573 350,4 до 172,423 480,5 тыс. руб.
Остатки средств Фонда на 1 января 2007 г. в сумме 17 686 979,4 тыс. рублей направляются на покрытие дефицита бюджета Фонда.
Установлена предельная сумма задолженности за фактически отпущенные в 2006 г. лекарственные средства - 40 781 006,9 тыс. руб.
Нормированный страховой запас Фонда увеличен с 6 230 331,8 до 12 586 637,5 тыс. руб., а объем средств, передаваемых Фондом в бюджет ФСС РФ на оплату оказания работающим гражданам медико-санитарной помощи, - с 17 500 000 до 18 697 943,3  тыс. руб.
Дополнительные денежные выплаты медицинским работникам первичного звена теперь должны учитываться при расчете среднего заработка, исходя из которого определяется размер выплат при предоставлении отпусков, при временной нетрудоспособности, а также при направлении в служебные командировки и на повышение квалификации.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. N 785 "О Российской академии наук"
Правительством РФ утвержден Устав Российской академии наук (ранее устав утверждался самой РАН). В соответствии с Уставом Российская академия наук является некоммерческой научной организацией, созданной в форме государственной академии наук. РАН - самоуправляемая организация, которая проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, технических, гуманитарных и общественных наук. При этом академия вправе сама определять основные направления фундаментальных исследований.
Уставом определены основные задачи РАН, порядок управления и структура РАН, урегулированы вопросы членства в академии, а также имущественные и финансовые вопросы. Органами управления РАН являются общее собрание РАН - высший орган управления академии, президиум РАН и президент РАН. Президент РАН избирается общим собранием академии из числа ее действительных членов и утверждается в должности Президентом РФ по представлению общего собрания академии.
Российской академии наук и ее региональным отделениям предоставляются субсидии из федерального бюджета на реализацию программы фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение выполнения государственного задания по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам, а также на осуществление инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктуры. Помимо средств федерального бюджета источниками финансирования РАН могут быть средства, получаемые от общественных и частных фондов, средства от предпринимательской деятельности, от использования имущества и имущественных прав, добровольные пожертвования со стороны различных организаций и отдельных лиц.
Начиная с отчета за 2009 год годовая бухгалтерская отчетность и консолидированная финансовая отчетность РАН подлежат обязательной проверке аудиторской организацией.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 9 октября 2007 г. N 3063-Пр/07 "Об утверждении форм документов, используемых Росздравнадзором при лицензировании медицинской деятельности"
С 2007 года лицензирование медицинской деятельности осуществляется исключительно Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
В целях обеспечения процесса лицензирования медицинской деятельности необходимыми формами документов утверждены формы: заявлений о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность, переоформлении и предоставлении дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии; уведомлений о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии на медицинскую деятельность, переоформлении (отказе в переоформлении) и предоставлении дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии на медицинскую деятельность; выписок из приказов Росздравнадзора о предоставлении лицензии на медицинскую деятельность и о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии на медицинскую деятельность, направляемых в налоговые органы.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2007 г. Регистрационный N 10480.


Оборона, воинская обязанность и военная служба

Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
В связи с изменением законодательства в области обороны и профессиональной военной службы в РФ утверждены новые общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ: Устав внутренней службы, Дисциплинарный устав и Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ.
Устав внутренней службы устанавливает права и обязанности военнослужащих ВС РФ и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.
Дисциплинарный устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения обращений (предложений, заявлений и жалоб).
Устав гарнизонной и караульной служб определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.
Уставами руководствуются военнослужащие органов военного управления, воинских частей, кораблей, предприятий, организаций ВС РФ, в том числе военных образовательных учреждений профессионального образования Минобороны России, и лица гражданского персонала, замещающие воинские должности. Действие Уставов распространяется на военнослужащих других войск, воинских формирований, органов и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также на граждан, призванных на военные сборы.
Указ вступает в силу с 1 января 2008 г.


Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь

Федеральный закон от 27 ноября 2007 г. N 274-ФЗ "О преобразовании судов общей юрисдикции Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа в связи с образованием Красноярского края"
В связи с образованием в составе РФ нового субъекта - Красноярского края (в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов) упраздняются суды Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов с передачей вопросов их юрисдикции в ведение Красноярского краевого суда.
Дудинский городской суд и районные суды Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов преобразуются в районные суды Красноярского края. Решение о дне начала деятельности преобразованных районных судов принимает президиум Красноярского краевого суда.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений о преобразовании районных судов, которые вступают в силу со дня назначения на должности двух третей от установленной численности судей соответствующих районных судов.

Федеральный закон от 27 ноября 2007 г. N 272-ФЗ "О внесении изменения в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
В подследственность дознавателей Федеральной службы судебных приставов передаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 157 (Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) и статьей 177 (Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности) Уголовного кодекса РФ.
Ранее данная категория дел относилась к подследственности дознавателей органов внутренних дел.
Внесение указанных изменений позволит взыскивать задолженность более эффективно, приведет к сокращению сроков проведения дознания, исключит дублирование мероприятий, проводимых службой судебных приставов и органами внутренних дел.

Постановление Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437, 438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лобашовой и В.К. Матвеева"
Оспаривалась конституционность отдельных положений УПК РФ, регламентирующих применение мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление в состоянии невменяемости.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ эти нормы в той мере, в которой они не позволяют указанным лицам лично знакомиться с материалами уголовного дела, участвовать в судебном заседании при его рассмотрении, заявлять ходатайства, инициировать рассмотрение вопроса об изменении мер медицинского характера и обжаловать принятые по делу процессуальные решения.
Как указал КС РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Следовательно, их умаление недопустимо, в том числе в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами. Согласно нормам международного права, лица с психическими расстройствами должны иметь возможность осуществлять свои гражданские и политические права, а любые их ограничения допускаются строго в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и не могут основываться на одном лишь факте наличия у лица психического заболевания.
Существующая правоприменительная практика в отношении данной категории лиц исключает для них возможность личного участия в производстве по уголовному делу. Между тем лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, точно так же, как обвиняемый по уголовному делу, по существу, уличается в совершении деяния, запрещенного уголовным законом. Поэтому такому лицу, хотя оно и не привлекается к уголовной ответственности, должны обеспечиваться равные с другими лицами, в отношении которых осуществляется преследование, процессуальные права. То, что в оспариваемых положениях УПК указанные лица не упоминаются в качестве самостоятельного субъекта процессуальных прав, не означает, что их участие в судебном разбирательстве исключено.
Также КС РФ отметил, что в процессе совершенствования уголовно-процессуального законодательства федеральный законодатель вправе предусмотреть дифференцированное регулирование прав указанных лиц с учетом их психического состояния и способности лично участвовать в уголовном судопроизводстве.


Административные правонарушения, административная ответственность

Федеральный закон от 27 ноября 2007 г. N 273-ФЗ "О внесении изменений в статью 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Изменен момент допуска защитника, а также представителя потерпевшего к участию в производстве по делу об административном правонарушении. Защитник и представитель будут допускаться к участию в производстве по делу об административном правонарушении не с момента составления протокола об административном правонарушении или административного задержания лица, а с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Таким образом, защитник и представитель будут допускаться к участию в производстве по делу на более ранней стадии, поскольку в соответствии с КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным не только с момента составления протокола об административном правонарушении, но и с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (таких как, доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов), оформления предупреждения или наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления соответствующего протокола. Тем самым повышаются гарантии защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, и потерпевших.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Главные новости:

Подписка на журнал " Законодательство" и " Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2007
Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года


В избранное