Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Примите участие в акции
"Годовой отчет -
правовая поддержка от системы ГАРАНТ"

и получите в подарок
книгу О. Г. Лапиной!

ГАРАНТ. Самые важные документы недели
Интернет-версия ГАРАНТ | Горячие документы | Интернет-конференции | Форум юристов


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Банковская деятельность

Ценные бумаги, рынок ценных бумаг

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Гражданское право, приватизация

Лицензирование отдельных видов деятельности

Сельское хозяйство

Основы государственно-правового устройства

Административные правонарушения, административная ответственность


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. N 272-О "По жалобам граждан Евдокимова Дениса Викторовича, Мирошникова Максима Эдуардовича и Резанова Артема Сергеевича на нарушение их конституционных прав положениями статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
Конституционный Суд РФ признал, что нормативные положения, содержащиеся в ст. 333.36 НК РФ во взаимосвязи с п. 2 ст. 333.20 НК РФ и в ст. 89 ГПК РФ, не позволяющие судам общей юрисдикции и мировым судьям принимать по ходатайству физических лиц решения об освобождении от уплаты государственной пошлины, если иное уменьшение размера государственной пошлины, предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию, утрачивают силу и не могут применяться правоприменительными органами. Это обусловлено тем, что отсутствие у суда права своим решением освобождать от уплаты государственной пошлины граждан, помимо тех, категории которых прямо указаны в законе, препятствует реализации права граждан, чье имущественное положение не позволяет уплатить государственную пошлину, на судебную защиту. При этом подчеркивается, что снижение судом размера государственной пошлины по ходатайству физических лиц не может считаться носящей индивидуальный характер льготой, установление которых запрещено налоговым законодательством и под которыми подразумевается предоставление тех или иных преимуществ (в основаниях, порядке и условиях уплаты налогов и сборов) для одних налогоплательщиков (плательщиков сборов) по сравнению с другими.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 180-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"
Согласно внесенным изменениям, с 1 января 2007 г., но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по 31 декабря 2008 г. включительно не подлежит налогообложению НДС ввоз в РФ племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов указанных племенных животных, племенных лошадей и племенного яйца.
Освобождение от обложения НДС применяется при импорте, осуществляемом сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающими критериям для перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога (в соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ), и российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью с последующей поставкой их данным товаропроизводителям.
В настоящий момент операции по ввозу племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз на территорию РФ облагаются НДС по ставке 10 %.
Освобождение от налогообложения указанных операций направлено на создание благоприятных условий для развития животноводства и улучшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 398 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В соответствии с действующей с 1 января 2005 г. главой 31 "Земельный налог" Налогового кодекса для индивидуальных предпринимателей предусмотрена обязанность самостоятельно определять налоговую базу и исчислять земельный налог только в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности. Однако, устанавливая налоговый период, порядок и сроки уплаты авансовых платежей, в правилах предоставления налоговой отчетности (статья 398 НК РФ), оговорки, что соответствующие обязанности возникают у индивидуального предпринимателя только при использовании земельного участка в предпринимательской деятельности, законодателем сделано не было.
Вносимой поправкой в статью 398 НК РФ устраняется указанный пробел и уточняется, что налоговая декларация и налоговый расчет по авансовым платежам по налогу представляется предпринимателями, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности.
Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 177-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В новой редакции изложена статья 346.2 Налогового кодекса, определяющая налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога. Главным новшеством закона является предоставление права перехода на уплату этого налога отдельным видам сельскохозяйственных потребительских кооперативов (перерабатывающим, сбытовым (торговым), снабженческим, садоводческим, огородническим, животноводческим), у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов и от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 %.
Закон объединяет данную норму с теми изменениями, которые внесены в ст. 346.2 НК РФ на основании Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 39-ФЗ. Данные изменения сводятся к следующему.
Уточнено, что налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются именно сельскохозяйственные товаропроизводители. В связи с этим в текст статьи вводится норма, определяющая общие признаки сельскохозяйственной продукции в целях налогообложения указанным налогом. При этом указано, что к данной продукции не относятся рыба и другие водные биологические ресурсы, за исключением вылова рыбы и других водных биологических ресурсов градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций. Специально регулируются условия перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
В перечень налогоплательщиков, которые не вправе перейти на уплату этого налога, дополнительно включены организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, а также бюджетные учреждения.
Также предусмотрено, что налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД только по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
Федеральный закон, за исключением отдельных норм, вступает в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.
Положения, касающиеся общих условий перехода на единый сельскохозяйственный налог (в том числе для сельскохозяйственных товаропроизводителей), вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня официального опубликования Федерального закона.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 176-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Федеральный закон направлен на конкретизацию положений пп. 1 п. 3 ст. 149 части II Налогового кодекса об освобождении от налогообложения НДС реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями. Данная норма НК РФ в предыдущей редакции допускала применение налоговых льгот только в случае, когда предметы религиозного назначения и религиозная литература реализуются теми же организациями, которые являются их производителями. Внесение изменений позволяет установить альтернативные условия применения освобождения от налогообложения НДС.
Также Законом конкретизированы субъекты, которым данная налоговая льгота предоставляется. Согласно новой редакции, от налогообложения НДС освобождается реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), и реализуемых данными или иными религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения).
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

Приказ Минфина РФ от 18 сентября 2006 г. N 115н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету"
В соответствии с приказом Минфина России от 18 сентября 2006 г. N 116н изменена классификация доходов и расходов организаций. Доходы подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Ранее классификация предусматривала три вида доходов: доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы. Доходы ранее обозначаемые как "чрезвычайные" отнесены к категории прочих доходов. Согласно новой классификации расходов, операционные расходы, внереализационные расходы и чрезвычайные расходы также объединены в единый вид расходов - прочие расходы.
Исходя из вышеуказанной новой классификации доходов и расходов организаций, вносятся соответствующие изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, Положение "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), утвержденное приказом Минфина России от 27 января 2000 г. N 11н, Положение "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 91н, Положение "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н, Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденную приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, Положение "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01), утвержденное приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. N 60н, а также в приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
Приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2006 г. По заключению Минюста РФ от 27 октября 2006 г. N 01/9423-СВ приказ не нуждается в государственной регистрации.

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2006 г. N 8540/06
Высший Арбитражный Суд РФ признал недействующими отдельные положения письма ФНС России от 30 января 2006 г. N ГВ-6-05/912@, в соответствии с которыми разъяснялся порядок начисления пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по единому социальному налогу и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Так, указание ФНС России о том, что налоговые органы должны производить начисление пени на неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы авансовых платежей по ЕСН и страховым взносам с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж, за каждый месяц налогового периода, имеет отношение только к тем налогоплательщикам, которые не уплатили разницу между суммой ЕСН, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, в срок, установленный для представления расчета по налогу. Кроме того, такой порядок применим и в отношении страхователей, которые не уплатили разницу между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), в срок не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Распространение же указанного порядка на налогоплательщиков и страхователей, уплативших указанные суммы в срок, установленный законодательством, противоречит абзацам 3 и 5 п. 3 ст. 243 НК РФ и п. 2 ст. 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и, соответственно, он не может применяться налоговыми органами.


Банковская деятельность

Указание ЦБР от 21 сентября 2006 г. N 1725-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 24 декабря 2004 года N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт"
Изменениями, вносимыми в порядок выдачи на территории РФ банковских карт кредитными организациями и осуществления операций с использованием платежных карт, допускается предоставление кредитной организацией денежных средств клиентам-резидентам РФ для расчетов по операциям, совершаемым с использованием кредитных карт, без использования банковского счета клиента. Ранее предоставление денежных средств для расчетов по операциям, совершаемым с использованием кредитных карт, осуществлялось только посредством зачисления указанных денежных средств на банковские счета клиентов. Документальным подтверждением предоставления кредита без использования банковского счета клиента является поступивший в кредитную организацию реестр платежей, если иное не предусмотрено кредитным договором. При этом клиент вправе осуществлять те же операции, что и при зачислении средств на его банковский счет.
Установлена обязанность кредитных организаций доводить до сведения клиентов - держателей предоплаченных карт, использование которых осуществляется без заключения договора банковского счета, порядок и условия осуществления операций с использованием предоплаченной карты, в частности, посредством размещения информации в местах обслуживания клиентов. При использовании предоплаченных карт клиенты - физические лица могут осуществлять все операции, выполняемые с использованием других банковских карт (расчетных (дебетовых), кредитных), в пределах средств, внесенных для расчетов с использованием предоплаченной карты. Единственное ограничение - с использованием предоплаченных карт не могут осуществляться операции в валюте, отличной от валюты средств, внесенных для расчетов.
При выдаче (приеме) в пунктах выдачи наличных кредитной организации клиентам - физическим лицам с использованием платежных карт наличных денежных средств в валюте РФ со счетов (на счета) в валюте РФ, открытых в данной кредитной организации, может оформляться Реестр операций с наличной валютой и чеками, а также документ, подтверждающий проведение операций с наличной валютой и чеками. Ранее возможность оформления названных документов при совершении указанных операций не предусматривалась. Одновременно установлено, что при совершении операций по обмену валюты, в том числе с использованием платежных карт, документ, подтверждающий совершение указанных операций, не оформляется.
Правила выдачи на территории РФ банковских карт и осуществления операций с использованием платежных карт распространяются не только на российские кредитные организации, но и на иностранные банки.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 октября 2006 г. Регистрационный N 8416.


Ценные бумаги, рынок ценных бумаг

Приказ Минэкономразвития РФ от 29 сентября 2006 г. N 303 "Об утверждении положения о порядке проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, требованиях и порядке выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы"
Федеральным законом от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ устанавливается обязанность лица, которое на 1 июля 2006 г. являлось владельцем более чем 95% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций ОАО, выкупить остальные акции и ценные бумаги, конвертируемые в такие акции, по требованию их владельцев. Аналогичное правило действует и в отношении лиц, которые на указанную дату имели более чем 85% акций ОАО и впоследствии стали владельцами 95% пакета акций. В приведенных случаях стоимость выкупаемых ценных бумаг должна определяться с привлечением независимого оценщика и подтверждаться саморегулируемой организацией оценщиков.
Утвержденное Положение регулирует процедуру проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, а также требования и порядок выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы.
Экспертиза может проводиться саморегулируемой организацией оценщиков, для которой одновременно выполняются следующие условия: наличие в организации не менее 300 лиц, которые вправе осуществлять оценочную деятельность; наличие постоянно действующего структурного подразделения организации по проведению соответствующих экспертиз; наличие в данном структурном подразделении лиц, имеющих диплом государственного образца о профессиональном образовании в области оценочной деятельности, стаж работы в оценочной деятельности не менее 5 лет, которые подписали не менее 10 действительных отчетов об оценке бизнеса или ценных бумаг; наличие внутреннего документа организации по проведению экспертизы.
Определен состав документов, представляемых саморегулируемой организацией по запросу заказчика экспертизы, предмет экспертизы и содержание экспертного заключения.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 октября 2006 г. Регистрационный N 8427.


Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

Приказ Минфина РФ от 3 октября 2006 г. N 121н "Об установлении максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей"
На основании статей 342 и 343 Таможенного кодекса РФ в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, взимаемых таможенными органами, а также соблюдения требований таможенного законодательства РФ используются банковские гарантии банков, кредитных организаций или страховых организаций, включенных в Реестр банков и иных кредитных организаций.
Приказом устанавливаются критерии анализа финансового состояния банков и организаций, по которым определяется максимальная сумма одной банковской гарантии и максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий для принятия банковских гарантий таможенными органами. Такими критериями являются величина собственных средств банка и норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1).
Норматив Н1 для банков, имеющих собственные средства в размере более 4 млрд. руб., предусмотрен в размере, превышающем 11 %. В то же время минимальное допустимое числовое значение Н1, установленное ЦБР для банков с размером собственных средств от 5 млн. евро и более, равен 10 %.
Максимальная сумма всех одновременно действующих банковских гарантий одного банка, имеющего собственные средства свыше 20 млрд. руб, составляет 3 млрд. 500 млн. руб., а максимальная сумма одной банковской гарантии - 700 млн. руб. Для банков, имеющих капитал свыше 10 млрд. руб., данные суммы соответственно равны 1 млр. 700 млн. руб и 345 млн. руб, а для банков, чей капитал превышает 4 млрд руб. - 700 млн. руб. и 140 млн. руб.
В отношении других банков, а также всех иных кредитных организаций и страховых организаций действует лимит 170 млн. руб. (максимальная сумма всех одновременно действующих гарантий) и 35 млн. руб. (максимальная сумма одной гарантии).
При этом в отношении небанковских кредитных организаций и страховых организаций специальные требования к размеру собственных средств (капитала) не определены.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 октября 2006 г. Регистрационный N 8415.


Гражданское право, приватизация

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений"
В связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", предусматривающего создание нового типа государственного (муниципального) учреждения, вносятся соответствующие изменения в Гражданский и Бюджетный кодексы РФ, а также законодательные акты, регулирующие деятельность образовательных и культурных учреждений.
Уточняется понятие учреждения. Это некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Вводится разграничение государственных (муниципальных) учреждений на бюджетные и автономные. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
Доходы от использования имущества, закрепленного за автономным учреждением, не перечисляются в соответствующий бюджет, а используются учреждением по своему усмотрению.
Субсидии и субвенции, выделяемые автономному учреждению из соответствующего бюджета, не облагаются налогом на прибыль.
При создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) образовательного учреждения такое учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства.
При создании в форме автономного учреждения организации культуры учредитель обязан в полной мере обеспечить финансирование расходов на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда РФ, библиотечных, архивных фондов, а также сохранение и использование объектов культурного наследия, переданных автономному учреждению.
Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"
В рамках проводимой реструктуризации бюджетного сектора вводится новый тип государственного (муниципального) учреждения - автономное учреждение.
Это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано.
Основным видом деятельности автономного учреждения является бесплатное либо частично платное для потребителя оказание услуг по заданию учредителя. Финансирование указанной деятельности осуществляется из соответствующего бюджета в форме субвенций, субсидий, государственных внебюджетных фондов и иных источников. Автономное учреждение наделено правом оказывать платные услуги в рамках своей основной деятельности сверх объемов заданий учредителя.
Определен порядок создания автономного учреждения и управления им. Преобразование существующих государственных (муниципальных) учреждений в автономные осуществляется только с согласия учреждения. При создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за государственным (муниципальным) учреждением.
Создание автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией.
Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается.
В целях осуществления общественного контроля за деятельностью автономного учреждения создается наблюдательный совет автономного учреждения, куда входят представители учредителя, иных государственных (муниципальных) органов власти, общественности, трудового коллектива. Одной из функций наблюдательного совета является одобрение крупных сделок с имуществом автономного учреждения.
Федеральный закон вступает в силу по истечении шестидесяти дней после дня его официального опубликования.


Лицензирование отдельных видов деятельности

Постановление Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"
Установлен порядок лицензирования осуществляемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.
Лицензирование осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Лицензия на указанный вид деятельности предоставляется на 5 лет. Срок действия может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.
Для получения лицензии претендент должен иметь автомобиль, отвечающий требованиям для перевозки пассажиров и допущенный к участию в дорожном движении, иметь должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшее аттестацию на право занимать соответствующую должность, иметь водителей с необходимой квалификацией, стажем работы и прошедших медицинское освидетельствование, условия для осуществления техобслуживания автомобиля и квалифицированных работников. Также лицензиат должен иметь договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Для получения лицензии представляются заявление, документы, указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также документы, подтверждающие наличие указанных условий, которым должен отвечать претендент на получение лицензии.


Сельское хозяйство

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Основные изменения, внесенные в Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации", направлены на обеспечение прав и интересов членов кооператива и самих кооперативов. Регламентируется порядок передачи паев членами кооператива третьим лицам, порядок принятия решений о реорганизации кооператива и заключения сделок кооператива, уточняются нормы, регулирующие вопросы паевых взносов, паевого и неделимого фонда кооператива.
Поправками закрепляется сложившаяся структура собственности на селе, а именно, вводится разрешительный (со стороны кооператива) порядок продажи пая, вводятся санкции в форме возмещения затрат аудиторского союза в отношении лиц, проявивших инициативу досрочного освобождения председателя кооператива или исполнительного директора от должности, вводится порядок возмещения затрат аудиторскому союзу по проведению аудиторской проверки.
Устанавливается порядок заключения сделок кооператива. Уточнены нормы, регулирующие вопросы паевых взносов, паевого и неделимого фонда кооператива. Уточняется порядок корректировки паевого фонда кооператива в случае, если он превышает размер чистых активов. Расширены нормы, регламентирующие порядок созыва и проведения общих собраний членов кооператива и принятия на них решений.
Законопроектом предлагаются дополнительные нормы регулирования создания и деятельности аудиторских союзов с целью повышения их возможности защищать интересы членов кооператива и его имущества. Уточнен круг лиц, имеющих право быть членом кредитного сельскохозяйственного кооператива. К компетенции общего собрания отнесен вопрос утверждения договора на залог имущества в качестве обеспечения исполнения обязательств кооператива по его кредитам.
Внесены дополнительные нормы, регулирующие порядок реорганизации кооперативов, не допускающие изъятия паев у членов и ассоциированных членов кооператива, обеспечивающие их справедливое трудовое и имущественное участие в организациях, создаваемых в результате реорганизации кооператива.
Соответствующие изменения внесены в федеральные законы "О бухгалтерском учете", "О кредитных потребительских кооперативах граждан" и "Об аудиторской деятельности".


Основы государственно-правового устройства

Указ Президента РФ от 3 ноября 2006 г. N 1226 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325"
В соответствии с Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ наиболее благоприятные условия приобретения российского гражданства, которые ранее применялись к бывшим гражданам СССР, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированным по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившим разрешение на временное проживание в Российской Федерации, распространены также на бывших граждан СССР, получивших вид на жительство после 1 июля 2002 г. В связи с этим при приобретении российского гражданства на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" утрачивается актуальность наличия в виде на жительство отметки о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г. В связи с этим вносятся соответствующие изменения в Положение.
Изменениями предусматривается отказ от процедуры оформления наличия у детей в возрасте до 14 лет гражданства Российской Федерации по рождению, за исключением случаев, когда ребенок остался без попечения родителей и отсутствуют документы, подтверждающие наличие у него российского гражданства. Наличие у таких детей российского гражданства может быть удостоверено свидетельством о рождении ребенка. В связи с этим пункт 45 Положения, содержащий перечень документов, удостоверяющих наличие гражданства Российской Федерации, дополняется свидетельством о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя ребенка. В указанный перечень также включено свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, которая проставляется полномочным органом, ведающим делами о гражданстве.
Свидетельство о рождении с указанной отметкой может удостоверять российское гражданство ребенка без процедуры оформления его наличия, когда один из родителей ребенка имеет гражданство РФ, а другой - является иностранным гражданином, либо оба родителя или единственный родитель ребенка, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства (при условии, что ребенок родился на территории РФ, а иностранное государство, гражданами которого являются его родители или единственный родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство).
Отметка на бланке свидетельства о рождении таких детей проставляется на основании устного обращения родителей (родителя) в день обращения.
Указ вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.


Административные правонарушения, административная ответственность

Федеральный закон от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)"
Изменения направлены на повышение мер ответственности за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранной рабочей силы с нарушением установленного порядка, а также на установление ответственности за неисполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
КоАП РФ дополняется новыми статьями 18.15 - 18.17, устанавливающими административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина и лица без гражданства, нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), несоблюдение установленных в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
Кроме того, вводится ответственность юридического лица, его филиала или представительства, управляющего торговым объектом (в том числе торговым комплексом), должностных лиц указанных юридического лица, филиала или представительства, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за предоставление места для торговли, торгового, складского либо иного производственного, служебного или подсобного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах).
Увеличиваются размеры административных штрафов за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников). Кроме того, устанавливается возможность административного приостановления деятельности на срок до 90 суток лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц за совершение ими административных правонарушений в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности и в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах).
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, предусматривающих ответственность за неисполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации". Эти положения вступают в силу одновременно с указанным Федеральным законом с 15 января 2007 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
С целью усиления ответственности за нарушение законодательства РФ в области охраны и использования морских биологических ресурсов в ряд статей Особенной части КоАП РФ внесены изменения, связанные с увеличением размеров предусмотренных этими статьями штрафных санкций.
За невыполнение правил ведения судовых документов капитаном судна, осуществляющего добычу (промысел) водных биоресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ, теперь взимается до 100 МРОТ, тогда как ранее указанная сумма была вдвое меньше.
Максимальный штраф за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений для физических лиц составляет 25 МРОТ (а не 20). Совершение указанного правонарушения должностным лицом влечет наложение административного штрафа в размере от 150 до 200 МРОТ, а юридическим лицом - в размере от 3000 до 5000 МРОТ. Первоначально максимальная сумма взыскания для должностных лиц ограничивалась 40 МРОТ, для организаций - 400 МРОТ.
Вдвое увеличен штраф за нарушение физическим лицом правил рыболовства, а равно нарушение правил добычи иных, кроме рыбы, водных биологических ресурсов, составляющий от 10 до 20 МРОТ. Если субъектом правонарушения является должностное лицо, то взимается от 100 до 150 МРОТ (вместо 20-30 МРОТ), если юридическое лицо - от 1000 до 2000 МРОТ (вместо 100-200 МРОТ).
Согласно новой редакции, нарушение порядка прохождения судами установленных контрольных пунктов, совершенное должностным лицом, наказывается штрафом от 150 до 200 МРОТ (а не 40-50 МРОТ). Для случаев, когда указанное нарушение допущено юридическим лицом, размер штрафа повышен с 400-500 МРОТ до 2000-4000 МРОТ.
Если ранее невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий наказывалось штрафом от 100 до 150 МРОТ, то изменения предусматривают увеличение данной суммы до 150-200 МРОТ.

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 181-ФЗ "О внесении изменения в статью 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Увеличен размер административного штрафа за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) карается наложением на граждан штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (ранее - от 5 до 10 МРОТ), на должностных лиц - от 20 до 40 МРОТ (ранее - от 10 до 20 МРОТ), на юридических лиц - от 300 до 600 МРОТ (ранее - от 300 до 400 МРОТ).
К нарушениям режима особо охраняемой природной территории относятся, в частности, проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление права на размещение на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств и т.п.
Наложение штрафа может сопровождаться конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

Пишите свои пожелания по рассылке редактору

Главные новости:

Подписка на журнал " Законодательство" и " Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО НПП "Гарант-Сервис", 2006
Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года


В избранное