Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Гарант. Самые важные документы недели


Информационный Канал Subscribe.Ru


Самые важные документы недели

Аннотация выпуска:


Налоги и сборы, бухгалтерский учет

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа"

Согласно оспариваемой статье, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения, либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

По мнению заявителей, только суд вправе сделать окончательный вывод о виновности или невиновности лица в отношении правонарушения, предусмотренного НК РФ, и до решения суда (которое должно быть принято до истечения срока давности) лицо не считается привлеченным к ответственности. Однако в силу того, что производство по делам о налоговых правонарушениях и привлечение налогоплательщиков к ответственности осуществляется налоговым органом, оспариваемая норма, по сути, позволяет привлечь лицо к ответственности и после истечения трехлетнего срока давности, поскольку суд может принять решение о взыскании налоговой санкции за пределами этого срока.

По мнению Конституционного Суда РФ, срок давности обращения в суд о взыскании налоговой санкции является самостоятельным сроком, он не поглощается сроком давности привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности должен быть завершен в трехгодичный срок. Срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности. Прекращение же течения срока давности привлечения к налоговой ответственности связывается не с решением суда о взыскании налоговой санкции, а с принятием акта налоговой проверки либо с соответствующим решением руководителя налогового органа.

Конституционный Суд РФ подчеркнул, что положения статьи 113 НК РФ не препятствуют привлечению налогоплательщика к ответственности в случае, если факт налогового правонарушения выявлен налоговым органом с соблюдением требований НК РФ о предельном сроке глубины охвата налоговой проверки и о сроке хранения отчетной документации. Положения статьи 113 НК РФ не предполагают, что установленный ими срок давности распространяется равным образом как на тех налогоплательщиков, которые соблюдают свои обязанности при осуществлении налогового контроля, так и на тех, которые такому контролю противодействуют. Иными словами, указанные положения не исключают для суда возможность в случае воспрепятствования налогоплательщиком осуществлению налогового контроля и проведения налоговой проверки признать уважительными причины пропуска налоговым органом срока давности привлечения к ответственности и взыскать с налогоплательщика налоговые санкции за выявленные правонарушения в пределах срока глубины охвата налоговой проверки.

Положения статьи 113 НК РФ признаны соответствующими Конституции РФ. Выявленный конституционно-правовой смысл указанных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Постановление вступило в силу немедленно после провозглашения.

Письмо Минфина РФ от 6 июля 2005 г. N 03-03-02/18 "О порядке представления деклараций по налогу на прибыль организаций в связи с принятием Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ"

Положения Федерального закона от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ, распространяемые на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, должны учитываться при составлении деклараций по налогу на прибыль организаций за 7 месяцев 2005 г. налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, и при составлении деклараций за 9 месяцев 2005 года - остальными налогоплательщиками. Одновременно с представлением указанных деклараций налогоплательщики должны представить в налоговые органы соответствующие приказы (распоряжения) руководителя о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в связи с изменением законодательства.

В случае возникновения недоимки по налогу на прибыль в связи с указанными изменениями, распространяемыми на прошлые налоговые периоды и истекшие отчетные периоды 2005 года, пени не начисляются.


Банковская деятельность

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 89-ФЗ "О внесении изменения в статью 859 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"

Банкам предоставляется право в одностороннем порядке расторгать договор банковского счета, отказавшись от его исполнения при отсутствии денежных средств на счете, а также операций по этому счету в течение двух лет. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком письменного предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие из договоров банковского счета, заключенных до его вступления в силу.

Приказ ЦБР от 15 июля 2005 г. N ОД-440 "О порядке информирования руководителей Банка России (руководителей территориальных учреждений Банка России) об устных обращениях сторонних лиц к служащим Банка России в отношении кредитных организаций"

Служащим Банка России в случаях устных обращений к ним сторонних лиц с просьбой о предоставлении информации с ограниченным доступом либо обращений, направленных на формирование определенных решений в отношении кредитных организаций (если указанные лица не вправе получать такую информацию), предписано информировать об этом свое руководство в письменной форме в день поступления обращения.

Указанные служащие также обязаны сообщать обратившемуся с соответствующей просьбой лицу о факте информирования об этом своих руководителей.

Рекомендации о порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов (новая редакция) (приняты решением Правления государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 30 июня 2005 г. (протокол N 48))
( документ в rtf-формате(1664 kb)   http://www.garant.ru/hotlaw/files/f21071.rtf) &nbs p; ( zip-архив(94 kb))

Приводится новая редакция рекомендаций банкам - участникам системы обязательного страхования вкладов по представлению вкладчикам информации о своем участии в системе страхования вкладов, порядке и размерах получения возмещения по вкладам, а также по размещению информации о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется их обслуживание.

В новой редакции банкам рекомендуется размещать на стендах уведомление вкладчиков о необходимости своевременного представления ими информации об изменениях в представленных при заключении договора банковского вклада или договора банковского счета сведениях (фамилии, имени, отчества, адреса регистрации, почтового адреса, вида и реквизитов документа, удостоверяющего личность), а также о возможных негативных последствиях невыполнения таких действий в случае наступления в отношении банка, в котором размещен вклад, страхового случая.

Новая редакция также содержит порядок использования банками знака "Вклады застрахованы. Система страхования вкладов". В частности, установлено, что Агентство по страхованию вкладов как правообладатель разрешает банкам использовать указанный знак без заключения лицензионного договора и без уплаты лицензионных платежей. Допускается использование знака в рекламных целях. Ранее Агентство рекомендовало банкам воздерживаться от использования в рекламных целях факта своего участия в системе страхования вкладов.

Письмо ЦБР от 15 июля 2005 г. N 101-Т "О мерах, принимаемых территориальными учреждениями Банка России к кредитным организациям, обслуживающим счета бюджетов"

В случае выявления фактов неправомерного обслуживания кредитными организациями счетов бюджетов и государственных внебюджетных фондов территориальным учреждениям Банка России рекомендовано применять к кредитным организациям предупредительные меры воздействия, а также направлять сведения об указанных нарушениях в органы прокуратуры, Федерального казначейства и Росфиннадзора.


Валютное регулирование и валютный контроль

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Федеральным законом вносятся изменения в законодательные акты Российской Федерации, затрагивающие вопросы валютного регулирования и валютного контроля.

Разрешается осуществление отдельных валютных операций между резидентами, в частности, оплаты и (или) возмещения расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы РФ, переводов физическими лицами - резидентами на зарубежные счета иных физических лиц - резидентов сумм, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк эквивалента 5 тыс. долларов США, переводов физическими лицами - резидентами со своих зарубежных счетов в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках, и некоторые другие операции.

Перечисляются валютные операции, осуществляемые без ограничений по зарубежным счетам. К таким операциям, в частности, относятся операции по выплате заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории РФ.

Юридическим лицам - резидентам предоставляется право осуществлять некоторые виды расчетов без использования банковских счетов, например расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению. Узаконено право физических лиц - резидентов рассчитываться наличной иностранной валютой в магазинах беспошлинной торговли.

Изменяется также порядок ввоза в Российскую Федерацию физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме и уточняется порядок их вывоза. Без декларирования можно ввозить не более 10 тыс. долларов США.

Уточняются положения, регулирующие открытие счетов резидентов в банках, расположенных за пределами РФ. Налоговые органы РФ наделяются статусом агентов валютного контроля. Уточняются порядок резервирования и возврата сумм резервирования, а также положения, регулирующие условия прекращения действия разрешений на осуществление резидентами валютных операций, открытие ими счетов в банках за пределами РФ, проведение по ним операций.

Соответствующие изменения вносятся в законы Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации" и "Об организации страхового дела в Российской Федерации", федеральные законы "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", "О Центральном банке Российской Федерации", "Об экспортном контроле", "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг", "О финансовой аренде (лизинге)", в Налоговый кодекс РФ и Таможенный кодекс РФ.


Бюджетная система

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуховицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.Е. Чеславского и ОАО "Хабаровскэнерго"

Заявителями оспаривалась конституционность норм, которыми устанавливались правила исполнения судебных решений, обязывающих возместить причиненный вред за счет казны Российской Федерации за незаконные действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц. В соответствии с бюджетными законами такие судебные решения исполняются не судебные приставами, а Минфином России в порядке, установленном Правительством РФ.

Конституционный Суд РФ установил, что федеральный законодатель, делегировав Правительству РФ полномочия по нормативному регулированию процесса исполнения соответствующих судебных решений, не установил объем и пределы такого регулирования. Действующее постановление Правительства РФ от 9 сентября 2002 года N 666 допускает возможность возврата исполнительного листа взыскателю без исполнения по чисто формальным основаниям. В указанном постановлении отсутствует механизм ответственности за несвоевременное выполнением Минфином России возложенной на него публичной обязанности. Конституционный Суд признал неконституционными положения части первой статьи 122 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" в части, возлагающей на Правительство РФ полномочие по регламентации исполнения судебных решений по искам к Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 2002 г. N 666 продолжает действовать до 1 января 2006 г. В течение этого срока законодателю рекомендовано привести положения оспариваемых актов в соответствие с вынесенным постановлением.

Постановление вступило в силу немедленно после провозглашения.


Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве"

Упрощается порядок регулирования отношений, связанных с оборотом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и долей в праве общей собственности на указанные земельные участки. Уточняются особенности распоряжения земельными участками, совершения сделок с долями в праве общей собственности на такие участки, а также устанавливается новый порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе невостребованных земельных долей.

Вместо субъекта Российской Федерации преимущественное право на покупку продаваемой земельной доли предоставляется сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства.

В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в общей долевой собственности такой договор может быть заключен участниками долевой собственности на основании доверенностей, удостоверенных должностным лицом местного самоуправления.

Сельскохозяйственные угодья, находящиеся у сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, приобретаются ими в собственность по цене, установленной законом субъекта РФ, в размере не более 20% кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий.

Без выделения земельного участка в счет земельной доли эту земельную долю можно завещать любому лицу, продать участнику долевой собственности, подарить, внести в уставный (складочный) капитал или доверительное управление сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Право созыва общего собрания участников долевой собственности предоставлено не только участнику долевой собственности, но и сельскохозяйственной организации. Перечисляются вопросы, решаемые на общем собрании участников долевой собственности.

Также вносятся изменения и дополнения в Федеральный закон "О землеустройстве", конкретизирующие порядок осуществления межевания объектов землеустройства.


Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

Федеральный закон от 15 июля 2005 г. N 85-ФЗ "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации"

Изменяется размер и порядок назначения должностных окладов прокурорским работникам. Устанавливается, что должностные оклады прокурорским работникам устанавливаются Правительством РФ по представлению Генерального прокурора в процентном отношении к должностному окладу первого заместителя Генерального прокурора, который составляет 80% должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Ранее должностные оклады прокурорским работникам устанавливались Правительством РФ в процентном отношении к должностному окладу Генерального прокурора РФ, который составлял 98% должностного оклада Председателя Верховного Суда РФ. Денежное вознаграждение Генеральному прокурору РФ устанавливается Президентом РФ.

Приводится шкала ежемесячных доплат за классный чин прокурорских работников: максимальный размер установлен для действительного государственного советника юстиции - 30% от должностного оклада, минимальный - для младшего юриста - 15% от должностного оклада.

Также приводится шкала ежемесячных доплат за выслугу лет. Например, при выслуге от 5 до 10 лет доплата составит 35% к должностному окладу и доплате за классный чин.

При этом новые размеры должностных окладов не могут быть меньше ранее установленных размеров должностных окладов прокурорских работников.

Указ Президента РФ от 18 июля 2005 г. N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих"

Федеральные государственные гражданские служащие направляются в служебные командировки по решению представителя нанимателя или уполномоченного им лица на определенный срок для выполнения служебного задания на территории РФ или за рубежом. Срок командировки определяется с учетом объема, сложности и других особенностей служебного задания. Срок командировки в вышестоящие в порядке подчиненности государственные органы не может превышать пяти дней, не считая времени нахождения в пути. Направление в командировку оформляется первичными учетными документами в соответствии с установленными унифицированными формами первичной учетной документации по учету труда и его оплаты.

При направлении в командировку гражданскому служащему гарантируются сохранение должности, денежного содержания (среднего заработка), а также возмещаются расходы по проезду, по найму жилого помещения, суточные и иные связанные с командировкой расходы. Если служащий командируется за границу, то ему дополнительно возмещаются расходы на оформление загранпаспорта, визы и других выездных документов, консульские и аэродромные сборы, сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта, расходы на оформления обязательной медицинской страховки и иные обязательные платежи и сборы. Суточные не выплачиваются, если служащий имеет возможность ежедневно возвращаться к постоянному месту жительства. Устанавливаются нормы расходов на бронирование и на tм жилого помещения: для служащих категории "руководители" - не более стоимости двухкомнатного номера, остальным - не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера. При отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилья возмещаются в размере 30% от установленной нормы суточных. Расходы по найму жилого помещения за рубежом возмещаются по фактическим затратам, но не превышающим предельные нормы возмещения расходов по найму жилья при краткосрочных командировках, устанавливаемые Минфином России по согласованию с МИД России.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2005 г. N 436 "О стипендиях аспирантам и докторантам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций"

С 1 января 2006 г. стипендии для аспирантов и докторантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций устанавливаются в размере 1500 руб. для аспирантов и 3000 руб. для докторантов. С 1 сентября 2003 г. размер указанных стипендий составлял 1000 руб. и 2000 руб. соответственно.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 июня 2005 г. N 384 "Об изъятии из обращения бланков листков нетрудоспособности старого образца (голубого цвета)"

Бланки листков нетрудоспособности старого образца (голубого цвета) изымаются из обращения с 31 июля 2005 года. Начиная с этой даты к оплате должны приниматься листки нетрудоспособности нового образца (зеленого цвета), а также листки нетрудоспособности старого образца (голубого цвета) с датой выдачи не позднее 31 июля 2005 г.

По заключению Минюста РФ от 6 июля 2005 г. N 01/5326-ВЯ приказ не нуждается в государственной регистрации.


Оборона, воинская обязанность и военная служба

Федеральный закон от 15 июля 2005 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

Изменяется порядок материального обеспечения граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности или их поступлением на военную службу по контракту. Гражданам, проходящим военные сборы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию устанавливаются коэффициенты (районные, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки в размерах, установленных для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Также исключается ограничение на выплату суммы среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы (размер которых ранее не мог превышать 1000 руб.) для граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности или их поступлением на военную службу по контракту.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 г.


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.


Главные новости:

Подписка на журнал " Законодательство" и " Вестники арбитражных судов"


Рассылка подготовлена компанией "Гарант". При воспроизведении и распространении настоящей рассылки ссылка на компанию "Гарант" обязательна.

© ООО НПП "Гарант-Сервис", 2005
Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: law.russia.review.garanthot
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное