Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 08.10.2013


С 18 октября 2013 года под эгидой Петербургского Международного Юридического Форума при содействии Министерства юстиции Российской Федерации будет проведен цикл семинаров, посвященных модернизации Гражданского кодекса Российской Федерации.

Компания "КонсультантПлюс" оказывает мероприятию информационную поддержку.

Место проведения: Санкт-Петербург, Гранд Отель Европа

С программой и условиями участия можно ознакомиться на сайте http://seminars.spblegalforum.ru/

Аналитический обзор: документ недели от 08.10.2013

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 27.09.2013 N 253-ФЗ "О РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, РЕОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АКАДЕМИЙ НАУК И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1. Правовой статус Российской академии наук >>>

2. Объединение Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук с Российской академией наук >>>

3. Организации, которые были подведомственны государственным академиям наук до вступления в силу Закона N 253-ФЗ >>>

4. Региональные отделения и региональные научные центры Российской академии наук >>>

5. Финансирование государственных академий наук и организаций, которые ранее были им подведомственны >>>

6. Правовые гарантии академикам и членам-корреспондентам государственных академий наук >>>

 

В соответствии с указанным Федеральным законом (далее - Закон N 253-ФЗ) изменяется правовой статус государственных академий наук, включая Российскую академию наук (далее - РАН), а также вносятся значительные новеллы, касающиеся регулирования имущественных отношений организаций российской науки.

Закон N 253-ФЗ вступил в силу 30 сентября 2013 г.

 

1. Правовой статус Российской академии наук

 

Рассматриваемый Закон закрепляет правовой статус РАН как некоммерческой организации в форме федерального государственного бюджетного учреждения (ст. 1 Закона N 253-ФЗ).

Ранее правовой статус академий наук отличался определенной спецификой. Согласно уставу, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 N 785 "О Российской академии наук", в хозяйственном обороте РАН действовала в качестве некоммерческой научной организации, созданной в форме государственной академии наук (п. 2 устава РАН). Тем не менее федеральным законом государственные академии наук были отнесены к бюджетным учреждениям (абз. 3 п. 4 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон о некоммерческих организациях).

В связи с этим вопрос об особом статусе государственных академий наук в российском праве был дискуссионным (см., к примеру, Суханов Е.А. О юридических лицах публичного права // Вестник гражданского права. 2011. N 2. С. 4 - 24; Мозолин В.П., Лафитский В.И. О статусе Российской академии наук, Банка России и других юридических лиц в связи с проектом новой редакции Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2011. N 1. С. 5 - 10).

Необходимость разрешения вопроса относительно организационно-правовой формы государственных академий наук и закрепления за ними статуса бюджетных учреждений предусматривалось еще п. 7.1.2 раздела III Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009.

Вопрос о правовом статусе государственных академий наук не является сугубо теоретическим, поскольку в соответствии с п. 9 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях имущество бюджетных учреждений передается им на праве оперативного управления, а п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон о науке) предусматривалось право владения, пользования и распоряжения имуществом, передаваемым государственным академиям наук. Данная формулировка допускала широкое толкование пределов реализации такого права.

После внесения Законом N 253-ФЗ изменений в законодательство неясности в этом вопросе были устранены (ст. 19 Закона N 253-ФЗ). Учредителем и собственником имущества государственных академий наук является Российская Федерация (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о науке в новой редакции). Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени собственника осуществляет Правительство РФ, а отдельные функции и полномочия учредителя и собственника могут быть переданы уполномоченным федеральным органам исполнительной власти.

Структура внутреннего управления государственными академиями наук не претерпела существенных изменений. Вместе с тем в Законе N 253-ФЗ были подробно описаны полномочия общего собрания, президиума и президента РАН (гл. 4 Закона N 253-ФЗ), порядок формирования указанных органов и основные принципы их деятельности, что ранее закреплялось лишь на уровне устава академии наук.

 

2. Объединение Российской академии медицинских наук,

Российской академии сельскохозяйственных наук

с Российской академией наук

 

Согласно Закону N 253-ФЗ объединяются действовавшие до недавнего времени Российская академия наук (РАН), Российская академия медицинских наук (РАМН) и Российская академии сельскохозяйственных наук (Россельхозакадемия). Функции указанных организаций будет выполнять федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук" (РАН).

Сохраняется правовой статус других отраслевых академий наук - Российской академии образования (РАО), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств (РАХ). Они останутся государственными академиями наук, созданными в организационно-правовой форме федеральных государственных бюджетных учреждений (п. 1 ст. 6 Закона о науке в новой редакции).

Таким образом, количество отраслевых академий наук сокращено с пяти до трех.

 

3. Организации, которые были подведомственны

государственным академиям наук до вступления

в силу Закона N 253-ФЗ

 

Особое внимание уделено судьбе многочисленных организаций, подведомственных государственным академиям наук. С их перечнем можно ознакомиться в следующих актах:

- организации, подведомственные РАН, - Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2009 N 1938-р;

- организации, подведомственные Россельхозакадемии, - Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 N 1102-р;

- организации, подведомственные РАМН, - Распоряжение Правительства РФ от 02.10.2009 N 1427-р;

- организации, подведомственные РАО, - Распоряжение Правительства РФ от 08.05.2009 N 625-р;

- организации, подведомственные РААСН, - Распоряжение Правительства РФ от 05.08.2009 N 1089-р;

- организации, подведомственные РАХ, - Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 N 1061-р.

Функции и полномочия учредителя указанных организаций будет выполнять Правительство РФ. Кроме того, отдельные функции и полномочия этих юридических лиц будет осуществлять особый федеральный орган исполнительной власти (абз. 3 - 4 п. 1 ст. 6 Закона о науке в новой редакции, п. 9 ст. 18 Закона N 253-ФЗ).

Организации, находившиеся в ведении РАН, РАМН и Россельхозакадемии, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством РФ на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (п. 9 ст. 18 Закона N 253-ФЗ).

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции и полномочия учредителей и собственников имущества организаций, подведомственных РАО, РААСН и РАХ, будут определены Правительством РФ до конца 2013 г. (подп. 2 п. 1 ст. 22 Закона N 253-ФЗ).

Ранее функции и полномочия учредителя этих организаций осуществляли соответствующие государственные академии наук (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о науке в редакции, действовавшей до 30 сентября 2013 г.).

Следует отметить, что Указом Президента РФ от 27.09.2013 N 735 "О Федеральном агентстве научных организаций" было сформировано Федеральное агентство научных организаций, конкретные полномочия которого пока точно не установлены.

Система управления академическим сектором российской науки представлена на следующей схеме >>>

 

4. Региональные отделения и региональные научные

центры Российской академии наук

 

Полномочия РАН сохраняются в отношении ее региональных отделений - Дальневосточного, Сибирского и Уральского (ст. 14, п. 9 ст. 18 Закона N 253-ФЗ).

Указанные организации в качестве федеральных государственных бюджетных учреждений остаются подведомственными РАН, которая осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества, находящегося в оперативном управлении указанных организаций.

Функции и полномочия собственника и учредителя сохраняются за РАН и в отношении региональных научных центров (п. 3 ст. 14 Закона N 253-ФЗ).

 

5. Финансирование государственных академий наук

и организаций, которые ранее были им подведомственны

 

После изменения подведомственности организаций, находящихся в настоящее время в ведении РАН, РАМН и Россельхозакадемии, финансовое обеспечение их деятельности будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, которые предусмотрены на содержание подведомственных государственным академиям наук организаций и проведение ими фундаментальных научных исследований в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы (п. 5 ст. 22 Закона N 253-ФЗ).

До создания федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством РФ на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества в отношении таких организаций, финансовое обеспечение деятельности указанных юридических лиц будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 253-ФЗ (п. 4 ст. 22 Закона N 253-ФЗ).

В дальнейшем финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в рамках принятой Правительством РФ по согласованию с РАН программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (ст. 17 Закона N 253-ФЗ).

 

6. Правовые гарантии академикам и членам-корреспондентам

государственных академий наук

 

Лица, имеющие на момент вступления в силу Закона N 253-ФЗ звание действительного члена (академика) РАН, РАМН и Россельхозакадемии, приобретают правовой статус академика РАН (п. 2 ст. 18 Закона N 253-ФЗ). Иностранные члены, а также члены-корреспонденты указанных государственных академий в соответствии с уставом РАН могут приобрести статус иностранного члена и члена-корреспондента РАН соответственно.

Если члены-корреспонденты РАМН и Россельхозакадемии не смогли получить статус члена-корреспондента РАН, то в течение трех лет со дня вступления в силу Закона N 253-ФЗ за ними сохраняются оклады за звание члена-корреспондента РАМН и Россельхозакадемии в размере, установленном на день вступления в силу рассматриваемого Закона (п. 4 ст. 18 Закона N 253-ФЗ).

В течение трех лет с момента вступления в силу Закона N 253-ФЗ избрание новых членов РАН, РАО, РААСН и РАХ не производится (п. 3 ст. 22 Закона N 253-ФЗ).

Лица, имеющие на момент вступления в силу Закона N 253-ФЗ звание действительного члена (академика) РАО, РААСН или РАХ, в соответствии с их заявлениями приобретают звание действительного члена (академика) РАО, РААСН или РАХ соответственно (п. 2 ст. 22 Закона N 253-ФЗ).

 
 

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2013 ЗАО КонсультантПлюс
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное