ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 20.05.2008 N 867/08
"ПОСКОЛЬКУ СВЕДЕНИЯ О ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВАХ
ТОВАРА НЕ СООТВЕТСТВОВАЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, РЕШЕНИЕ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА О ПРИЗНАНИИ РЕКЛАМЫ
НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ ПРИЗНАНО ПРАВОМЕРНЫМ"
Суть спора
Антимонопольным органом по факту распространения рекламы биогеля было принято решение о признании данной рекламы ненадлежащей ввиду нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в наличии не соответствующих действительности сведений о потребительских свойствах товара, и нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, выразившегося в указании в рекламе биогеля, не являющегося лечебно-профилактическим
средством, на его положительное влияние на течение ряда болезней. Общество с ограниченной ответственностью - производитель биогеля (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным и отмене решения антимонопольного органа о признании ненадлежащей рекламы биогеля.
Решения судов разных инстанций
Решением суда первой инстанции оспариваемое решение антимонопольного органа было признано недействительным, в части требования об отмене решения антимонопольного органа производство по делу прекращено. Суд первой инстанции пришел к выводу, что Обществом не было допущено нарушений норм Закона о рекламе, и признал решение антимонопольного органа недействительным, сославшись, в частности, на следующие обстоятельства: достоверность сведений, содержащихся в рекламе биогеля, подтверждена сертификатом
соответствия, техническими условиями "Продукты из бурых морских водорослей", отчетами о научно-исследовательских работах; в рекламе биогеля не имеется прямого указания на лечебные качества этого продукта, способные положительно влиять на течение ряда болезней.
Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, антимонопольный орган просил отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования, не передавая дело на новое рассмотрение.
Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ счел, что обжалуемые судебные акты в части прекращения производства по делу соответствуют положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ, в остальной части заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как было установлено судами, реклама биогеля в соответствии с заключенными Обществом договорами распространялась в эфире ряда радиостанций. Пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Из текстов интервью со
специалистами Общества, транслируемых радиостанциями в качестве рекламы биогеля, следовало, что в этой рекламе перечислялись различные заболевания при одновременном упоминании биогеля как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.
Президиум ВАС РФ указал, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах) лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся
также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции).
Согласно статье 19 Закона о лекарственных средствах лекарственные средства могут производиться, продаваться и применяться на территории РФ, если они зарегистрированы федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление государственного контроля и надзора в сфере обращения лекарственных средств. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 октября 2006 года N 736 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по государственной регистрации лекарственных средств. В соответствии с этим регламентом документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного средства, является регистрационное удостоверение.
Между тем установлено, что производимый Обществом биогель был зарегистрирован в качестве пищевого продукта, получаемого из бурых морских водорослей, и производился для пищевой промышленности и реализации населению с целью употребления в пищу. Как лекарственное средство данный продукт не был зарегистрирован, то есть лекарственным средством не являлся, что исключает возможность указания в рекламе этого продукта на его лечебные свойства, в том числе профилактические.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается указания на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Однако в распространяемой Обществом рекламе биогеля содержались не соответствующие действительности сведения о потребительских свойствах товара, что
является нарушением пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, а также указание на его лечебные и профилактические свойства, что не допускается в силу пункта 6 части 5 статьи 5 Закона о рекламе. По мнению Президиума ВАС РФ, при таких обстоятельствах решение антимонопольного органа было признано судами недействительным при отсутствии на то законных оснований.
С учетом изложенного, Президиум ВАС РФ решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции в части признания недействительным решения антимонопольного органа отменил, в удовлетворении заявленного Обществом требования отказал, в остальной части судебные акты оставил без изменения.
Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс
Новое в федеральном законодательстве (ежедневно) Последние изменения федерального законодательства оперативно в вашем почтовом ящике. Будь в курсе.