ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 03.07.2007 N 1441/07
"РЕШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ДОНАЧИСЛЕНИИ ЕСН С СУММЫ
ДОПЛАТЫ ДО ФАКТИЧЕСКОГО ЗАРАБОТКА, ПРЕВЫШАЮЩЕГО
МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПОСОБИЯ ПО ВРЕМЕННОЙ
НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ, ПРИЗНАНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ"
Суть спора
Налоговым органом по крупнейшим налогоплательщикам была проведена камеральная налоговая проверка представленных государственным унитарным предприятием (далее - предприятие) уточненных расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2005 года. В ходе проверки было установлено, что предприятием за счет собственных средств, оставшихся после уплаты налогов, на основании коллективного договора производились доплаты до
фактического заработка, превышающие максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности. По результатам проведения камеральной налоговой проверки представленных расчетов налоговым органом было принято решение, в частности, о доначислении предприятию единого социального налога.
Не согласившись с решением налогового органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решения судов разных инстанций
Решением суда первой инстанции заявленное требование было оставлено без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения.
При вынесении решения суды исходили из правомерности действий налогового органа по начислению предприятию единого социального налога, так как суммы выплат работнику за весь период временной нетрудоспособности, превышающие максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, согласно пункту 15 статьи 255 Налогового кодекса РФ относятся к расходам на оплату труда. Следовательно, налогоплательщик не имеет права исключать суммы, отнесенные законом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на
прибыль, из налоговой базы по единому социальному налогу.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РФ, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций предприятие просило их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
Проверив обоснованность доводов сторон, Президиум ВАС РФ установил следующее.
В соответствии с пунктом 15 статьи 255 Налогового кодекса РФ к числу расходов на оплату труда при исчислении налога на прибыль относятся расходы на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством РФ. Данная норма могла применяться до 1 января 2005 года к случаям оплаты пособия по временной нетрудоспособности лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку обязанность выплаты пособия в размере полного
заработка с учетом районного коэффициента и процентной надбавки была установлена статьей 24 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) в редакции, действовавшей до 01.01.2005.
В 2002 - 2004 годах максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам за полный календарный месяц не могли превышать 11700 рублей. В районах и местностях, где в установленном порядке применялись районные коэффициенты к заработной плате, максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам определялись также с учетом этих коэффициентов.
Соответственно, разница между фактическим заработком и суммой в 11700 рублей, увеличенной на районный коэффициент, и была доплатой, которая могла быть отнесена к расходам на оплату труда.
Изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в статью 24 Закона N 4520-1 (вступившими в силу с 01.01.2005), размер доплат до фактического заработка был ограничен максимальным размером пособия, установленного федеральным законом.
Следовательно, с 1 января 2005 года организации лишились возможности относить доплату до фактического заработка, превышающего максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, на расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль на основании пункта 15 статьи 255 Налогового кодекса РФ.
Президиумом ВАС РФ также было отмечено, что согласно внутреннему Положению по оплате труда работников предприятия указанная доплата до фактического заработка выплачивалась в виде материальной помощи из средств предприятия, оставшихся после уплаты установленных законодательством налогов и сборов, суммы которой в силу пункта 23 статьи 270 Налогового кодекса РФ не учитываются в целях обложения налогом на прибыль. Кроме того, было установлено, что названные выплаты осуществлялись за счет собственных средств
предприятия, оставшихся после уплаты налогов.
С учетом изложенного Президиум ВАС РФ указал, что до 1 января 2005 года доплаты до фактического заработка, превышающего максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, не облагались единым социальным налогом в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, так как выплачивались в полном размере на основании Закона N 4520-1; с 1 января 2005 года указанные доплаты не облагаются единым социальным налогом в силу пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ, поскольку такие выплаты не
отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
По мнению Президиума ВАС РФ, при названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат отмене в части включения в налоговую базу по единому социальному налогу доплат до фактического заработка, превышающего максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности.
С учетом изложенного Президиум ВАС РФ отменил решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции в части отказа в удовлетворении требования предприятия о признании недействительным решения налогового органа о доначислении предприятию 80160 рублей единого социального налога; требование предприятия в отмененной части удовлетворил, решение налогового органа в части доначисления предприятию 80160 рублей единого социального налога признал недействительным.
В остальной части оспариваемые судебные акты были оставлены без изменения.