ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 09.02.2007 N 16-ФЗ
"О ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
14 августа 2007 года вступит в силу Федеральный закон, направленный на создание правовых и организационных основ транспортной безопасности, эффективной системы государственного управления, защиту интересов личности, общества и государства, а также транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Общие положения
Транспортная безопасность характеризует собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Согласно статье 1 Закона, акт незаконного вмешательства представляет собой противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Объекты транспортной инфраструктуры включают в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
К транспортным средствам относятся воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.
Требования по обеспечению транспортной безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством РФ и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры (статья 8 Закона).
Обеспечение транспортной безопасности
В соответствии со статьей 4 Закона, безопасность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств должны обеспечивать субъекты транспортной инфраструктуры, то есть юридические и физические лица, являющиеся их собственниками или использующие их на ином законном основании. Объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами и нормативными
правовыми актами Правительства РФ.
Статьей 12 Закона установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры имеют право получать от уполномоченных федеральных органов исполнительной власти информацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности, а также вносить предложения по ее обеспечению.
В то же время на них возлагается ряд обязанностей, в частности, незамедлительно информировать уполномоченные федеральные органы исполнительной власти об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах; выполнять предписания, постановления должностных лиц об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности; оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного
вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Оценка уязвимости транспортного комплекса
Оценка уязвимости, то есть определение степени защищенности транспортного комплекса, проводится специализированными организациями, а также организациями и подразделениями органов исполнительной власти на основе публичного договора по установленным тарифам. Результаты проведенной оценки должны быть утверждены компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (статья 5 Закона).
Сведения об уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств являются информацией ограниченного доступа. При этом сведения о степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, являются сведениями, составляющими государственную тайну.
На основании результатов проведенной оценки субъектами транспортной инфраструктуры разрабатываются планы с указанием мер по обеспечению транспортной безопасности. Реализация утвержденных компетентными органами планов осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры самостоятельно, либо, в отдельных случаях, совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления или исключительно органами государственной власти.
Содержащиеся в планах сведения могут быть отнесены к информации ограниченного доступа либо к сведениям, составляющим государственную тайну.
Ограничения при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности
Статьей 10 Закона установлен ряд ограничений при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности.
Так, на указанную работу не могут быть приняты лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления, состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании, а также граждане, в отношении которых имеется заключение органов внутренних дел о невозможности их допуска к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека и для окружающей
среды. Досрочное прекращение полномочий по государственной должности или увольнение с государственной службы, связанное с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года, также будет являться основанием в приеме на работу по обеспечению транспортной безопасности.
Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, устанавливается Правительством РФ.
Информационная система обеспечения транспортной безопасности
Согласно статье 11 Закона, в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности создается единая государственная информационная система. Указанная система является собственностью РФ и состоит, в том числе, из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.
Установлено, что такие базы формируются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок, железнодорожных перевозок в дальнем следовании, международных перевозок морским, внутренним водным и автомобильным транспортом, а также перевозок железнодорожным, морским, внутренним водным и автомобильным транспортом по отдельным маршрутам, определенным Правительством РФ.
Автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах будут формироваться на основании информации, предоставляемой субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, федеральными органами исполнительной власти, а также иностранными государствами и организациями в рамках международного сотрудничества.
К сведениям, которые подлежат передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах при оформлении проездных документов (билетов), относятся фамилия, имя, отчество пассажира, дата и место его рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается билет, пункты отправления и назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный) и дата поездки.
Информационные ресурсы единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности являются информацией ограниченного доступа.
Контроль за соблюдением порядка передачи сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта.