Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 28.03.2005
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
Новости КонсультантПлюс |
Система КонсультантПлюс стала лучшей в номинации "Правовые информационно-справочные системы" по результатам опроса читателей журнала "Мир ПК" "Лучшие продукты на российском компьютерном рынке". Компания "Консультант Плюс" получила почетный сертификат, подтверждающий победу в опросе, а также право на использование специального знака "Лучший продукт 2004 года". Начиная с 1999 года, когда в опросе появилась специальная номинация для СПС, КонсультантПлюс является ее неизменным победителем. Таким образом, независимый выбор читателей журнала "Мир ПК" в очередной, уже шестой раз подтвердил и данные других исследований, согласно которым подавляющее большинство российских пользователей, работающих с правовыми базами данных, предпочитают систему КонсультантПлюс. |
На правах рекламы |
Юридические семинары в Москве: "ЭФФЕКТИВНОЕ ВЕДЕНИЕ СУДЕБНЫХ СПОРОВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ И ПУБЛИЧНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ" (Москва, 11-14 апреля 2005г.) Семинар проводят и отвечают на Ваши вопросы: Витрянский В.В. - д.ю.н., зам. председателя ВАС РФ; Жуйков В.М. - д.ю.н., зам. председателя Верховного суда РФ; Большова А.К. - Председатель Арбитражного суда Москвы 1992-2004г.; Андреева Т.К. - к.ю.н., судья и начальник Управления ВАС РФ; Щекин Д.М. - к.ю.н., адвокат Юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" и др. Тел. (095) 771-59-27, 244-77-88, 244-76-56 Http://www.m-logos.ru |
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШЕЙ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
от 28 марта 2005 года
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О материальном обеспечении
граждан при прохождении военных сборов
Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2005 г. N 129 внесены изменения в Положение о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, а именно в главу IV, определяющую порядок материального обеспечения граждан при прохождении ими военных сборов. Напомним, что непосредственно само Положение было утверждено Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605.
В запасе Вооруженных Сил РФ могут состоять как граждане, в полной мере исполнившие конституционную обязанность по защите Отечества, так и не прошедшие военную службу, например, освобожденные от призыва или завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при получении высшего профессионального образования или не призванные в связи с предоставлением отсрочек по достижении возраста 27 лет либо по иным причинам. К находящимся в запасе лицам относятся и граждане, которые в силу убеждений, вероисповедания или принадлежности к малочисленным народам, занимающимся традиционными промыслами, прошли альтернативную гражданскую службу взамен военной, а также женщины, имеющие военно-учетную специальность.
Следует иметь в виду, что нахождение в запасе не влечет за собой автоматический призыв на военные сборы. Так, Законом РФ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определен перечень лиц, освобожденных от военных сборов, в который, в частности, включены так называемые "альтернативщики" и "граждане женского пола".
Изменения, внесенные в порядок материального обеспечения граждан, призванных на сборы, состоят в следующем.
Например, корректировке подверглись пункты, согласно которым, при решении вопроса о призыве на военные сборы или тренировочные занятия, граждане должны были проходить медицинское освидетельствование, обследование или лечение. Соответственно, новой редакцией главы IV Положения определено, что решение о призыве или непризыве будет приниматься военными комиссариатами только на основании освидетельствования.
Из текста Положения исключена возможность призыва на военные сборы граждан, обучающихся по очной и очно-заочной (вечерней) форме обучения в образовательных учреждениях. То есть на время медицинского освидетельствования, изучения и подбора кандидатов для призыва на военные сборы, исполнения ими других обязанностей, связанных с призывом, привлечения на тренировочные занятия, а также прохождения непосредственно самих сборов могут быть задействованы все категории граждан, кроме учащихся.
Неизменными остались нормы выплат, полагающихся призванным гражданам. Так, при проведении мероприятий, предшествующих сборам, за работающими гражданами сохраняется место постоянной работы с выплатой среднего заработка в размере не более 1000 рублей, возмещением расходов на наем жилья, проезд к месту проведения сборов и обратно, а также суточных. Кстати, в новой редакции не нашла своего отражения предусмотренная ранее компенсация для предприятий, осуществляющих установленные выплаты призванным на сборы гражданам. Напомним, что расходы компенсировались военными комиссариатами в месячный срок на основании выставляемых предприятием счетов.
В свою очередь, временно не работающие или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью призывники могут рассчитывать только на заработок в размере 100 рублей в месяц, выплату суточных и возмещение необходимых расходов, которые им будут производиться военными комиссариатами.
В период прохождения военных сборов призывникам выплачиваются средний заработок в размере, не превышающем 1000 рублей, а также оклады по воинской должности и воинскому званию, включая возмещение суточных за время нахождения в пути.
В новой редакции изложен порядок финансирования расходов, связанных с призывом на военные сборы. Теперь выплаты, полагающиеся гражданам, призванным на военные сборы, в том числе оклады и суточные, будут осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны РФ и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Финансирование же мероприятий, включающих в себя медицинское освидетельствование, изучение и подбор кандидатов для призыва на военные сборы, привлечение их на тренировочные занятия, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели непосредственно Министерству обороны РФ.
Призываемым гражданам следует иметь в виду, что продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев, при этом периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года.
Лица, призванные на военные сборы и нарушившие установленный порядок их проведения, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством РФ в отношении военнослужащих. Гражданин, не явившийся по повестке военного комиссара о призыве на военные сборы в указанный срок без уважительной причины или получивший путем обмана незаконное освобождение от призыва на военные сборы, подлежит уголовной ответственности.
Новые правила
оказания услуг по перевозкам пассажиров
на железнодорожном транспорте
Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 утверждены "Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности" (далее - "Правила"). Аналогичные "Правила" от 11 марта 1999 года признаны утратившими силу.
Издание новых "Правил" вызвано принятием основополагающего акта - Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", заменившего Федеральный закон от 08.01.1998 N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации".
Новые "Правила" так же, как и новый "Устав", направлены на улучшение качества услуг железных дорог, уточнение прав и обязанностей сторон по договору перевозки. В целях стимулирования конкуренции в сфере железнодорожных перевозок "Правила" предоставляют больше возможностей для самостоятельного выбора перевозчиками и пользователями их услуг различных форм взаимоотношений.
Рассмотрим новые правовые нормы, отличающие "Правила" от аналогичного документа 1999 года.
Перевозчик должен обеспечивать предоставление пассажирам и другим пользователям своих услуг (например, грузоотправителям, грузополучателям) в наглядной и доступной форме информацию о порядке предоставления услуг и сведения о себе по установленному перечню. Теперь в состав этих сведений должны включаться и сведения о выданной перевозчику лицензии. Предусмотрена возможность выдачи за плату пользователям услуг перевозчика справок в письменной форме, в том числе справок, не связанных с оказанием услуг.
Увеличен срок, в течение которого пассажир имеет право возобновить действие билета, при условии доплаты стоимости плацкарты, вследствие опоздания на поезд - с 3 до 12 часов, вследствие болезни или несчастного случая - с 3 до 5 суток с момента отправления поезда, на который приобретен билет.
Пассажир имеет право до отправления поезда дальнего следования возвратить билет в кассу и получить деньги в полном или частичном размере стоимости проезда, в зависимости от времени, оставшегося до отправления поезда. Для получения полной стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты билет необходимо возвратить не позднее чем за 8 часов, оставшихся до отправления поезда; для получения стоимости билета и 50-ти процентов стоимости плацкарты - не позднее чем за 2 часа до отправления поезда; для получения стоимости только билета его можно сдать менее чем за 2 часа до отправления поезда. По ранее действовавшим правилам для получения полной стоимости проезда билет надо было возвратить в кассу не позднее чем за 15 часов до отправления поезда, для получения стоимости билета и 50-ти процентов стоимости плацкарты - не позднее чем за 4 часа до отправления поезда; сдав билет в кассу, соответственно, менее чем за 4 часа до отправления поезда, можно было получить только его стоимость.
В "Правила" включено заметное новшество, касающееся услуг камеры хранения. Установлено, что ручная кладь, не востребованная по истечении 30 дней с даты прекращения внесения платы за ее хранение, подлежит реализации в том же порядке, который установлен для реализации невостребованных железнодорожных грузов.
Срок доставки багажа и грузобагажа определяется временем следования поезда до железнодорожной станции назначения. Если багаж подлежит перегрузке в пути следования, то к сроку его доставки прибавляются одни сутки на каждую перегрузку багажа.
По соглашению между пассажиром и перевозчиком за дополнительную плату может осуществляться перегрузка багажа пассажира с одной железнодорожной станции на другую железнодорожную станцию с использованием автомобильного транспорта. При такой перегрузке багажа срок его доставки исчисляется с прибавлением 2 суток на перегрузку.
Перегрузка грузобагажа в пути следования и его переадресовка новыми "Правилами" не допускается.
Багаж, доставленный с перегрузкой в пути следования и не востребованный в течение 30 дней с момента письменного уведомления получателя, подлежит реализации в порядке, предусмотренном для реализации невостребованных грузов. По ранее действовавшим правилам багаж, доставленный с перегрузкой в пути следования, подлежал реализации в случае его невостребования в течение 30 дней с даты прибытия.
"Правила" воспроизвели нормы упоминавшегося "Устава железнодорожного транспорта РФ" от 10.01.2003, регулирующие порядок рассмотрения заявки пользователя - физического лица (грузоотправителя) на перевозку груза и установившие срок ее рассмотрения перевозчиком и направления на согласование с владельцем инфраструктуры, связанной с железной дорогой (2 дня), а также установившие право перевозчика отказать в согласовании заявки, в частности, в случае обоснованного отсутствия технических и технологических возможностей осуществления перевозки. Отказ в приеме и согласовании заявки может быть обжалован в судебном порядке.
В разделе "Правил", регулирующем порядок перевозки принадлежащих физическим лицам грузов, также следует отметить новые нормы, стимулирующие надлежащее выполнение железной дорогой и пользователем ее услуг договорных обязательств.
До внесения грузополучателем на станции назначения всех причитающихся перевозчику платежей вагоны и контейнеры, не выданные грузополучателю, находятся на его ответственном простое, и с него взимается плата за пользование ими. В то же время в случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии груза, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами или контейнерами и платы за хранение груза до получения уведомления о его прибытии.
Прибывший в вагонах или контейнерах груз хранится на железнодорожной станции назначения бесплатно в течение 24 часов. Срок бесплатного хранения исчисляется с 24 часов дня обеспеченной перевозчиком выгрузки груза, при этом в новых "Правилах" появилось уточнение - груз должен быть выгружен не только из вагонов, но также из контейнеров; кроме того "Правила" предусмотрели, что срок бесплатного хранения может исчисляться с 24 часов дня подачи перевозчиком вагонов или контейнеров с грузом к оговоренному сторонами месту для выгрузки груза самим грузополучателем.
Еще одним новшеством "Правил" является выделение норм, регулирующих порядок предъявления и рассмотрения претензий к перевозчику, в самостоятельный раздел.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Об участии жителей Республики Карелия
в охране общественного порядка
15 марта 2005 года вступил в силу Закон Республики Карелия от 02.03.2005 N 856-ЗРК "Об участии жителей Республики Карелия в охране общественного порядка".
Закон создает предпосылки для возрождения в Карелии добровольного участия граждан в охране общественного порядка. На федеральном уровне эту проблему планировалось решить принятием соответствующего закона, проект которого в 2001 году был снят с рассмотрения.
Закон закрепил две формы участия граждан в охране общественного порядка - индивидуальную и коллективную.
Индивидуальное участие в основном связано с содействием государственным органам в профилактике правонарушений и безнадзорности, а также в пропаганде правовых знаний.
В свою очередь коллективная форма участия граждан в обеспечении правопорядка может осуществляться в двух видах.
Во-первых, это участие граждан в общественных объединениях, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам. Их деятельность урегулирована Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Во-вторых, участие в работе народной дружины муниципального образования.
Отличие между различными видами участия граждан в охране общественного порядка было проведено в Письме Минюста России от 19.01.1996 N 08-09-11-96. Как отмечается в этом документе, Закон "Об общественных объединениях" регулирует деятельность лишь тех народных дружин, которые создаются инициативным путем, т.е. по инициативе граждан, и которые не обладают властными полномочиями. Если же дружины создаются инициативным путем с использованием властных функций и полномочий, то для этого должны быть специальные решения органов государственной власти в рамках их компетенции. Но в этом случае подобные народные дружины не будут пользоваться статусом общественных объединений на основании Закона "Об общественных объединениях".
Согласно Закону народной дружиной признается одно или несколько общественных формирований жителей муниципальных образований, созданных на добровольной основе для охраны общественного порядка. При этом решение о создании народной дружины принимается органом местного самоуправления либо должностным лицом, определенным уставом муниципального образования.
Порядок создания народной дружины, ее структура, управление, особенности взаимодействия с органами власти должны быть установлены в Положении о народной дружине. Положение принимается представительным органом местного самоуправления. Осуществление финансирования народных дружин возможно как из местного бюджета, так и из других источников, предусмотренных законодательством.
Законом определены права и обязанности народных дружинников, в числе которых обязанность уведомлять сотрудников правоохранительных органов о фактах нарушения общественного порядка и принимать меры к их устранению; оказывать помощь, включая доврачебную, гражданам, пострадавшим от противоправных действий; обязанность уведомлять органы прокуратуры и милиции о случаях применения физической силы в состоянии необходимой обороны. Дружинники должны проходить правовую и специальную подготовку и проверку на профессиональную пригодность, включающую практические знания по применению физической силы и по оказанию первой медицинской помощи.
Предусмотрены формы поощрения активных участников охраны общественного порядка, а именно: объявление благодарности, выдача денежной премии, награждение ценным подарком, награждение почетной грамотой муниципального образования.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Иск об истребовании имущества,
предъявленный к лицу, у которого оно отсутствует,
не может быть удовлетворен
ОАО обратилось с иском к управлению образования, науки и молодежи администрации города об обязании ответчика освободить нежилые помещения и передать их истцу.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, мотивировав решение тем, что истец является собственником истребуемых нежилых помещений. Эти помещения переданы истцом ответчику в безвозмездное и бессрочное пользование по договору, заключенному между ними в 1994 году. В апреле 2003 года истец в одностороннем порядке, предусмотренном п. 1 ст. 699 ГК РФ, отказался от данного договора, в связи с чем договор считается расторгнутым. Ответчик в добровольном порядке не освободил упомянутые помещения и не передал их истцу.
Суд апелляционной инстанции решение оставил без изменения. ФАС округа также оставил судебные акты без изменения.
По плану приватизации государственного предприятия (завода), утвержденному в феврале 1993 года комитетом по управлению госимуществом области, в уставный капитал ОАО были включены детские сады со всем используемым в их деятельности имуществом, в том числе занимаемыми ими нежилыми помещениями (впоследствии спорными).
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, в состав приватизируемого имущества могли быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения, в том числе образования, с обязательным сохранением их профиля.
В 1994 году между ОАО и управлением образования был заключен договор, согласно которому ОАО безвозмездно передавало управлению образования в бессрочное оперативное управление дошкольные образовательные учреждения. Договором предусматривалось, что управление в соответствии с правами и полномочиями учредителя муниципальных образовательных учреждений обязуется осуществлять финансирование их деятельности из муниципального бюджета.
Во исполнение договора 1994 года на базе имущества детских садов учредителями были созданы муниципальные дошкольные образовательные учреждения, утверждены их уставы. Созданные учреждения зарегистрированы в государственном реестре юридических лиц.
На основании изложенного ВАС РФ пришел к выводу, что, исходя из особенностей условий договора, он не является договором безвозмездного пользования имуществом, поскольку выраженная в нем воля сторон направлена на создание муниципальных образовательных учреждений, что свидетельствует об отказе собственника (ОАО) от владения детскими садами, предполагающего сохранение их профиля. В результате исполнения договора на базе всего имущества детских садов законно созданы муниципальные образовательные учреждения.
Поскольку договор не являлся договором безвозмездного пользования имуществом и был исполнен, он не мог быть расторгнут ОАО в одностороннем порядке по основанию, предусмотренному п. 1 ст. 699 ГК РФ, согласно которому каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока.
Согласно п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, у которого оно отсутствует, не может быть удовлетворен.
Так как спорные нежилые помещения занимают созданные с согласия истца муниципальные образовательные учреждения, иск об освобождении этих помещений, заявленный к управлению образования, которое в этих помещениях не находится, удовлетворению не подлежит.
Президиум ВАС РФ своим Постановлением от 8 февраля 2005 г. N 12621/04 отменил состоявшиеся по делу судебные акты и в иске отказал.
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Проект Федерального закона
"О внесении изменений в статью 5
Федерального закона "О приватизации государственного
и муниципального имущества"
Законопроект направлен на устранение противоречия между положениями Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в части установления круга юридических лиц - покупателей земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 3 статьи 28 этого Закона собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки. Однако действующая редакция статьи 5 Закона исключает из числа покупателей государственного и муниципального имущества государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов.
В результате этого противоречия акционерные общества, в уставном капитале которых доля государства, субъектов РФ или муниципальных образований превышает 25 процентов, сталкиваются с практическими трудностями при приобретении в собственность земельных участков под принадлежащими им объектами недвижимости. Для устранения противоречия между нормами Закона пункт 1 статьи 5 предлагается дополнить абзацем, содержащим оговорку, в соответствии с которой установленный этим пунктом запрет на приобретение государственного или муниципального имущества не распространяется на приобретение земельных участков под объектами недвижимости.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc |
Отписаться |
В избранное | ||