Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 21.02.2005
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
Новости КонсультантПлюс |
"Горячие" документы: |
На правах рекламы |
Юридические семинары в Москве: "СДЕЛКИ С НЕДВИЖИМОСТЮ, ИПОТЕКА, ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ" (28 февраля - 02 марта 2005г.) Семинар проводят: Сухова Г.И. - заслуженный юрист РФ, судья ВАС РФ; Скловский К.Ю. - д.ю.н., адвокат; Маковская А.А. - к.ю.н., зам. начальника управления ВАС РФ; Киндеева Е.А. - зам. председателя Москомрегистрации и др. Тел. (095) 771-59-27, 244-77-88 info@m-logos.ru Http://www.m-logos.ru |
КонсультантПлюс: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ВАЖНЕЙШЕЙ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
от 21 февраля 2005 года
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О новом Градостроительном кодексе Российской Федерации
Введенный в действие Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации представляет собой комплексный законодательный акт, регулирующий общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, собственно строительства и реконструкции.
Следует сразу отметить, что новый Кодекс принципиально отличается от ранее действовавшего Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ, многие положения которого морально устарели и тем самым тормозили развитие жилищного строительства, не способствовали формированию рынка доступного жилья, не обеспечивали прозрачность процедур землепользования и застройки. Например, в прежнем градостроительном законодательстве не была установлена обязательность подготовки документов территориального планирования исполнительными органами всех уровней. Ранее действовавшим Кодексом не регламентировались, в том числе и по срокам, процедуры подготовки, согласования, обсуждения и утверждения документов территориального планирования, а также принятия нормативных актов. Соответственно ни инвесторы, ни застройщики не располагали необходимой информацией по намеченным инвестициям и в целях страхования своих потенциальных рисков необоснованно завышали стоимость строительства, что отнюдь не способствовало снижению стоимости жилья.
В новом Кодексе, прежде всего, установлен исчерпывающий перечень полномочий в области градостроительной деятельности для всех уровней исполнительной власти - от федерального до органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов.
Для каждого уровня перечислены документы территориального планирования, процедуры их подготовки, согласования, реализации, утверждения и введения в действие (напомним, что территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений).
Например, документы территориального планирования муниципальных образований включают в себя схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений и генеральные планы городских округов. Схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, а также перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения. На картах отображаются существующие и планируемые границы поселений, входящих в состав муниципального района, границы земель различных категорий в пределах межселенных территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства местного значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности муниципального района, и так далее. Следует отметить, что проект схемы территориального планирования муниципального района подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, не менее чем за три месяца до ее утверждения, причем органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить в органы местного самоуправления муниципального района предложения о внесении изменений в схему территориального планирования муниципального района. Схема территориального планирования муниципального района, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
Кстати, документы территориального планирования являются обязательными при принятии органами государственной власти и органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд или о переводе земель из одной категории в другую.
Кодекс вводит новый тип документа - градостроительный план земельного участка, который является основанием для определения его границ и подготовки необходимой землеустроительной документации, архитектурно-строительного проектирования или получения разрешения на строительство. В составе градостроительного плана также должна указываться информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению на нем объекта капитального строительства. Следует иметь в виду, что в настоящее время форма градостроительного плана земельного участка не разработана, то есть пока для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка должен направлять в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы исполнительной власти только кадастровый план земельного участка. Соответственно, если разрешение на строительство было выдано до введения в действие Градостроительного кодекса или до установления формы градостроительного плана, то последующее его предоставление для ввода объекта в эксплуатацию не требуется.
Определен порядок участия общественности в принятии градостроительных решений посредством проведения публичных слушаний по проектам документов территориального планирования, проектам правил землепользования, застройки и планировки территории. Публичные слушания проводятся в обязательном порядке в каждом населенном пункте муниципального образования. В целях доведения до населения необходимой информации уполномоченные органы в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов, а также выступления представителей органов местного самоуправления и разработчиков градостроительных планов на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев. По результатам проведенных слушаний главой муниципального образования принимается решение о согласии с представленным планом или о его отклонении и направлении на доработку.
Кодекс устанавливает порядок осуществления контроля за градостроительной деятельностью.
Прежде всего, государственной экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства, за исключением объектов малоэтажного строительства (с количеством этажей не более трех) или отдельно стоящих двухэтажных производственных помещений, не предназначенных для проживания или для которых не требуется установления санитарно-защитных зон. Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Срок проведения государственной экспертизы проектной документации определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать три месяца.
В случае положительного заключения по результатам государственной экспертизы проектной документации может быть выдано разрешение на строительство, которое даст застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт. Кстати, согласно Федеральному закону от 29.12.2004 N 191-ФЗ, с 1 января 2010 года выдача разрешений на строительство не будет осуществляться при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов.
Кодексом определен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены застройщиком в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство, в число которых входят: правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации; согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; пояснительная записка к объекту и разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. После проведения проверки представленных документов, на которую отведено 10 дней, выдается разрешение на строительство на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.
В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицом, осуществляющим строительство, проводится строительный контроль, который включает в себя не только контроль качества выполняемых работ, но и контроль за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, а также за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
В процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также при их капитальном ремонте, если затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности, проводится государственный строительный надзор, осуществляемый уполномоченными органами исполнительной власти. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи подрядчику, застройщику или заказчику предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Следует иметь в виду, что с 1 января 2007 г. осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, не допускается.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в соответствующие органы исполнительной власти, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, которое должно быть рассмотрено в течение 10 дней.
Разрешение на ввод объекта удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта в полном объеме и согласно разрешению на строительство, а также соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Разрешение является основанием для постановки построенного объекта на государственный учет.
Кодекс расширяет объем ответственности как органов исполнительной власти, так и лиц, осуществляющих градостроительную деятельность за счет введения, помимо административной и уголовной, имущественной ответственности вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу физических и юридических лиц.
Установлено, что возмещение вреда, причиненного в результате утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий, осуществляется в полном объеме.
Возмещать вред теперь будут лица, выполняющие инженерные изыскания (за ошибочные или недостоверные результаты, повлекшие причинение ущерба), осуществляющие подготовку проектной документации (за несоответствие проектной документации требованиям технических регламентов), а также осуществляющие непосредственно строительство (за несоответствие построенных, реконструированных, отремонтированных объектов требованиям технических регламентов или проектной документации). Кстати, за ненадлежащее осуществление государственного строительного надзора уполномоченными органами или положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию, которая не соответствует требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, будет осуществляться субсидиарно с Российской Федерацией.
Об изменении отдельных законодательных актов
в связи с введением Градостроительного кодекса
Российской Федерации
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ Градостроительный кодекс Российской Федерации вводится в действие со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 30.12.2004).
В связи с принятием Градостроительного кодекса РФ Законом N 191-ФЗ были внесены изменения в ряд законодательных актов. Кстати, необходимо отметить, что рассматриваемые изменения будут не единственными, то есть законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения, которые отныне находятся в зоне действия вновь принятого Градостроительного кодекса, будут приводиться в соответствие с его нормами и применяться постольку, поскольку они ему не противоречат.
Так, согласно новой редакции отдельных положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа теперь относятся, в том числе, утверждение генеральных планов развития территориального образования, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах территориального образования, а также осуществление земельного контроля.
Кстати, проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты планировки и межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства теперь в обязательном порядке должны выноситься на публичные слушания, которые могут проводиться как по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, так и непосредственно населения. Данное дополнение внесено в пункт 3 части 3 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ.
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" расширяют полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Отныне, в соответствии с вновь введенным подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3, указанные органы будут утверждать схемы территориального планирования субъекта РФ, документацию по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, региональные нормативы градостроительного проектирования, а также осуществлять государственный строительный надзор.
Существенные изменения были внесены в Земельный кодекс РФ, а именно в Главу 5 "Возникновение прав на землю", которая была дополнена статьями 30.1, 30.2, 38.1 и 38.2.
В статье 30.1, именуемой "Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", в частности, установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства будет осуществляться на аукционах. В свою очередь, для получения земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства достаточно заявления заинтересованного физического или юридического лица.
Однако в двухнедельный срок со дня получения заявления соответствующий исполнительный орган имеет право принять решение о проведении аукциона по продаже этого земельного участка или права на заключение договора аренды либо объявить сбор заявлений о предоставлении участка в аренду. Сообщение о приеме заявлений должно быть опубликовано в периодическом печатном издании, а также на официальном сайте исполнительного органа в сети Интернет. Если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о сборе заявлений никто больше не проявит заинтересованности в приобретении данного земельного участка, с первоначальным заявителем в двухнедельный срок должен быть заключен договор аренды участка, но только после его государственного кадастрового учета.
Следует иметь в виду, что статья 30.1 Земельного кодекса вступит в силу с 1 октября 2005 года.
В статье 30.2 рассматриваются "особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, предоставленных из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности", а также права и обязанности собственников и арендаторов. Следует иметь в виду, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение последними обязанностей, установленных отдельными положениями Кодекса, с них будет взиматься неустойка в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения, от размера арендной платы или размера земельного налога за каждый день просрочки.
Статья 38.1 определяет "порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства". В частности, установлено, что в качестве продавца земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или продавца права на заключение договора аренды такого участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Он же принимает решение о проведении аукциона и в качестве его организатора определяет начальную цену, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. При этом следует иметь в виду, что начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы определяется в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Извещение о проведении аукциона должно быть размещено в периодическом печатном издании исполнительного органа не менее чем за тридцать дней до его проведения.
В отведенный срок заявители, желающие участвовать в аукционе, должны представить заявку с указанием реквизитов счета для возврата задатка, выписку из единого государственного реестра юридических лиц либо, если это физическое лицо - копии документов, удостоверяющих личность, и документы, подтверждающие внесение задатка. Следует отметить, что представление иных документов законодательством не предусмотрено.
Если в аукционе участвовали менее двух участников или когда после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, аукцион признается несостоявшимся. В этом случае организатор может объявить о проведении повторного аукциона с изменением его условий.
В статье 38.2 определяются "особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства".
В частности, установлено, что такие аукционы могут проводиться только в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет.
В пункте 3 статьи 38.2 приводятся сведения, которые в обязательном порядке должны быть указаны в извещении о проведении аукциона, например, сведения о местоположении, о площади, о границах, об обременениях земельного участка, об ограничениях его использования, о кадастровом номере земельного участка, максимальные сроки подготовки проекта планировки территории и проекта межевания территории, максимальные сроки осуществления жилищного строительства и иного строительства и так далее.
Статья 38 "Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах)" была дополнена двумя пунктами.
В частности, пунктом 5 установлено, что порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды таких участков для жилищного строительства определяется вновь введенной статьей 38.1.
В свою очередь, в пункте 6 определено, что порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства определяется статьей 38.2.
При применении статьи 38 Земельного кодекса следует иметь в виду, что пункты 5 и 6 вступят в силу с 1 октября 2005 года.
Изменения внесены и в подпункт 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса. Теперь в него включен перечень объектов государственного или муниципального значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Однако следует иметь в виду, что такое изъятие возможно только в исключительных случаях и при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
В новой редакции изложен абзац пятый пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса. Теперь в случае если земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости угрожают жизни или здоровью людей, опасны для окружающей среды или памятников истории и культуры, то, в соответствии с федеральными законами, их дальнейшее использование может оказаться под запретом (напомним, что ранее запрет налагался органом местного самоуправления и то только до приведения таких земельных участков и прочно связанных с ним объектов недвижимости в соответствие с градостроительным регламентом).
Статья 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" была дополнена пунктом 14, в соответствии с которым с 1 января 2010 г. при отсутствии правил землепользования и застройки не будут предоставляться для строительства земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов. Однако данное правило не будет распространяться на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых они не устанавливаются, а также на земельные участки, которые предоставляются в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О социальной поддержке некоторых категорий граждан
на территории Новгородской области
1 января 2005 года вступил в силу Закон Новгородской области от 11.01.2005 N 385-ОЗ "О социальной поддержке малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации на территории Новгородской области", который определяет размер, условия и порядок оказания социальной поддержки.
Документ называет две категории граждан, которым будет оказываться материальная помощь, - малоимущие семьи (малоимущие одиноко проживающие граждане) и лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
К первой категории Закон относит лиц, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новгородской области. Для сведения: в IV квартале минувшего года прожиточный минимум в Новгородской области для трудоспособного населения составил 2662 рубля, для пенсионеров - 1797 рублей, детей - 2374 рубля, а в расчете на душу населения - 2401 рубль (Распоряжение Администрации Новгородской области от 18.01.2005 N 7-рз).
Вторую категорию граждан объединяют ситуации, объективно нарушающие их жизнедеятельность и неподдающиеся самостоятельному преодолению: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.д.
Лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социальная поддержка оказывается единовременно, а малоимущим гражданам - как единовременно, так и периодически.
Социальная поддержка может оказываться в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) и в виде предоставления жизненно необходимых товаров (твердое топливо, продукты питания, горячие обеды, одежда, обувь, медикаменты и др.).
При определении размера социальной поддержки должны учитываться обстоятельства, явившиеся причиной утраты средств к существованию. При этом размер социальной поддержки не может превышать величину прожиточного минимума, установленную на территории области, за исключением таких случаев, как стихийное бедствие, длительное лечение с большими финансовыми затратами и т.п.
Нуждающиеся в поддержке граждане вправе обратиться с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления по месту жительства либо месту пребывания. В заявлении должны быть указаны объективные обстоятельства, явившиеся причиной утраты средств к существованию, повлекшие невозможность самостоятельного обеспечения минимальных жизненных потребностей. К заявлению прилагается паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
Уведомление о назначении или отказе в предоставлении социальной поддержки направляется заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления. Отказом в назначении социальной поддержки может быть неполное или недостоверное представление сведений заявителем.
Предоставление социальной поддержки может быть прекращено, если органами местного самоуправления установлен факт недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи и доходах либо несвоевременного извещения органов местного самоуправления об изменении указанных сведений о составе семьи и доходах. Заявитель лишается права на получение социальной поддержки на период, устанавливаемый органами местного самоуправления, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
О налогообложении выплат, связанных с командировками
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации вынес Решение от 26 января 2005 г. N 16141/04, которым признано полностью недействующим как не соответствующее Налоговому кодексу РФ Письмо МНС РФ от 17.02.2004 N 04-2-06/127 "О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками".
В соответствии с оспариваемым Письмом суммы суточных, выплаченных сверх норм, установленных нормативными актами Правительства РФ и Минфина РФ, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Заявитель, Открытое акционерное общество, просило признать недействующим названное Письмо, как противоречащее положениям Налогового кодекса РФ, согласно которому при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством. Заявитель указал, что общий порядок установления норм суточных и ограничения их размера предусмотрен трудовым законодательством. В соответствии со статьей 168 Трудового кодекса РФ порядок и размер суточных, выплачиваемых работникам, устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом организации, поэтому в налогооблагаемый доход не должны включаться суммы суточных, не превышающие размер, установленный таким договором или актом.
Этот довод заявителя, касающийся организаций, не финансируемых за счет средств федерального бюджета, Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) сочла необоснованным, поскольку такой подход нарушает принцип равенства налогоплательщиков перед законом в части установления налоговых льгот. Кроме того, оспариваемое Письмо, по утверждению МНС РФ, содержит информацию относительно общеустановленных норм суточных и не противоречит законодательству о налогах и сборах. Непосредственно прав заявителя оно не затрагивает, так как касается вопроса налогообложения доходов физических лиц.
ВАС РФ признал, что оспариваемое Письмо не соответствует нормам налогового законодательства по следующим основаниям.
Законодательством о налогах и сборах ни нормы суточных, ни порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц не определены; общий порядок установления таких норм и ограничения их размера предусмотрены только трудовым законодательством. Так, согласно статье 168 Трудового кодекса РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Следовательно, для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, нормы суточных устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом и ограничены только минимальным размером.
Нормы суточных для целей налогообложения установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93. Однако в целях исчисления налога на доходы физических лиц это Постановление не может быть применено, поскольку оно устанавливает нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой признается поездка работника исключительно по распоряжению работодателя для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При определении экономической выгоды работника должны учитываться характер расходов и лицо, в интересах которого производятся расходы. При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе работодателя и в его интересах, поэтому и расходы на оплату суточных осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника. Суточные же представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
По мнению ВАС РФ, взимание с работника дополнительных денежных средств в виде подоходного налога в связи с получением им средств, необходимых для выполнения служебного поручения, - неправомерно.
Суд нашел необоснованными доводы ФНС РФ о том, что позиция заявителя нарушает принципы всеобщности и равенства налогообложения, поскольку равенство налогообложения не означает, что у всех налогоплательщиков размер доходов, подлежащих налогообложению или исключаемых из налогообложения, должен быть одинаковым, и признал убедительными доводы заявителя о том, что равенство налогообложения в этом случае означает не равенство сумм облагаемых или не облагаемых доходов, а установление единого порядка налогообложения доходов.
Действующее законодательство не исходит из того, что законно установленные нормы суточных должны быть по размеру одинаковыми для работников различных организаций. Размер возмещения определяется исходя из финансовых возможностей организации, то есть действующее законодательство не обязывает работодателя возмещать расходы, связанные с выполнением его поручения вне места постоянного жительства работника, в полном объеме.
Кроме того, заявитель представил суду убедительные доказательства того, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством также устанавливают размер суточных для организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, выше установленного Постановлениями Правительства РФ, тем самым подтвердив, что и государственные служащие, работающие в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, не ставятся в неравное положение по сравнению с работниками организаций, не финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней.
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Законопроекты о внесении изменений
и дополнений в статьи 346.26 и 346.29 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации
Принятые Государственной Думой РФ в первом чтении законопроекты N 94329-4 и N 94332-4 направлены на устранение проблем, возникших у субъектов РФ в части расчетов и взимания единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ, дополнившего Налоговый кодекс РФ главой 26.3 (регулирующей единый налог на вмененный доход), и Федерального закона от 31.12.2002 191-ФЗ, внесшего в эту главу изменения.
В соответствии с действующей редакцией Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении перечисленных в статье 346.26 видов предпринимательской деятельности, в том числе в отношении такого вида деятельности, как "оказание бытовых услуг". При введении субъектом Российской Федерации единого налога на вмененный доход в сфере бытовых услуг этот налог распространяется сразу на все 623 подвида данных услуг, закрепленных в Общероссийском классификаторе услуг населению, так как вышеприведенная формулировка Кодекса, обозначающая этот вид предпринимательской деятельности, не позволяет ввести единый налог на вмененный доход в отношении одного или нескольких подвидов бытовых услуг. В результате этого субъекты Российской Федерации исключили бытовые услуги из сферы действия единого налога на вмененный доход, что привело к возникновению значительных потерь налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект N 94332-4 предусматривает разделение понятия "бытовые услуги" на восемь конкретных подвидов бытовых услуг, наименования которых предполагается ввести в статьи 346.26 и 346.29 Кодекса.
Кроме того, у субъектов РФ в связи принятием упомянутых Федеральных законов возникла проблема установления значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2.
Статья 346.27 Кодекса определяет К2 как "корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности".
При этом статьями 346.26 и 346.29 Кодекса за регионами закреплено право устанавливать только значения коэффициента К2, а не порядок его расчета, что не позволяет в полной мере использовать данный коэффициент для учета всех указанных в его определении сложившихся факторов, влияющих на величину базовой доходности у различных субъектов экономической деятельности.
Законопроект N 94329-4 вносит дополнения, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации предполагается предоставить право устанавливать также порядок расчета коэффициента К2.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: law.russia.review.consweeklydoc |
Отписаться |
В избранное | ||