Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Аналитический обзор: важнейшая правовая информация
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 12 августа 2002 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации 14 июня 2002 года был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Это уже третий за последнее десятилетие кодифицированный акт, регулирующий процесс решения хозяйственных споров. С годами он увеличился в объеме и стал более содержательным. Но самое главное, пожалуй, заключается в том, что новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации формирует несколько иной подход к урегулированию хозяйственных конфликтов, подход, отвечающий современному уровню развития экономики. Наиболее важные изменения связаны с разграничением подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. На особое место этих новелл указывает и тот факт, что законодатель установил "опережающий" порядок введения их в действие. И если в основной своей части Кодекс вступит в силу 1 сентября 2002 года, то нормы о подведомственности введены в действие 6 августа текущего года (ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 96-ФЗ "О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"). С этого момента утратила силу статья 22 Арбитражного процессуального кодекса 1995 года, а также правила о подведомственности других федеральных законов в части, противоречащей вновь принятому Кодексу. Согласно внесенным изменениям все хозяйственные дела будут рассматриваться исключительно арбитражными судами. Это, в частности, относится и к спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности данных хозяйствующих субъектов. Исключение сделано лишь для трудовых споров (заключение, расторжение трудового договора, перевод на другую работу, вопросы заработной платы и т.д.) Они по-прежнему останутся в ведении судов общей юрисдикции (п. 4 ст. 33). В силу статьи 32 Кодекса дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, также будут рассматриваться арбитражными судами. Важно отметить, что в соответствии со статьей 7 вышеназванного вводного Закона дела, которые в настоящее время находятся в производстве судов общей юрисдикции и которые новым Кодексом отнесены к подведомственности арбитражных судов, до 23 августа текущего года должны быть переданы в арбитражные суды. Передача дел будет оформляться определениями судов общей юрисдикции. Для этого истцы должны выразить свое согласие. Если истец возражает против передачи его дела судом общей юрисдикции в арбитражный суд, производство по данному делу будет прекращено в связи с неподведомственностью дела суду общей юрисдикции. В этом случае истец может подать новый иск, но уже не в суд обшей юрисдикции, а в арбитражный. Разумеется, названные преобразования увеличат нагрузку на систему арбитражных судов. В этой связи новый Кодекс предусмотрел ряд мер, направленных на повышение роли внесудебных способов урегулирования хозяйственных споров, а также оптимизацию самого арбитражного судопроизводства. Прежде всего, Кодекс уделяет особое внимание альтернативным способам урегулирования конфликта: через посредника, путем заключения мирового соглашения либо примирения сторон, а также с помощью третейского суда (п. 2 ст. 135). Деятельность последних урегулирована недавно вступившим в силу Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации". Видимо, не будет лишним обратить внимание на то, что статья 45 этого Закона установила правило, по которому принудительное исполнение решений третейских судов возможно только на основании исполнительного листа, выданного компетентным судом. В нашем случае компетентными судами являются арбитражные суды. Динамичность судопроизводства должна обеспечиваться также за счет повышения качества подготовки дела к судебному разбирательству. Так, статья 135 Кодекса обязала судью проводить на этой стадии со сторонами дела собеседование в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа заявленных требований и возражений; предложить раскрыть доказательства, их подтверждающие, и представить при необходимости дополнительные доказательства в определенный срок; разъяснить сторонам их права и обязанности, последствия совершения или несовершения процессуальных действий в установленный срок; определить по согласованию со сторонами сроки представления необходимых доказательств и проведения предварительного судебного заседания. Кроме того, Кодекс дифференцирует процедуру рассмотрения дел в зависимости от их категории (дела, возникающие из публичных правоотношений, дела об оспаривании правовых актов, действий государственных (муниципальных) органов и должностных лиц, дела об административных правонарушениях и т.д.), тогда как Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации 1995 года предусматривает особую процедуру судопроизводства лишь в отношении дел о банкротстве (ст. 143) и об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 144). Наконец, статья 226 нового Кодекса определила три случая, когда дела могут рассматриваться в порядке упрощенного производства: если требования истца носят бесспорный характер, признаются ответчиком или иск заявлен на незначительную сумму. Сторона, затягивающая судебное разбирательство, может быть оштрафована в порядке статьи 66 Кодекса. Предельные величины штрафов закреплены в статье 119 и варьируются от 25 (для граждан) до 1000 минимальных размеров оплаты труда (для организаций). Скорейшему рассмотрению дел также способствуют правила статьи 110, согласно которой расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, будут взыскиваться с другого лица, участвующего в деле (с проигравшей стороны). Одним из существенных новшеств Кодекса является ограничение перечня оснований для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу. Они подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права либо препятствует принятию законного решения по другому делу, а равно если он нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы (ст. 304). Кодекс пересмотрел место прокуратуры в арбитражном процессе. Теперь прокуроры смогут обратиться в арбитражный суд с иском, только когда речь идет об оспаривании нормативных и индивидуальных правовых актов государственных и муниципальных органов, а также с иском о признании недействительной сделки либо о признании последствий недействительности ничтожной сделки, если они были заключены в отношении государственного имущества. В заключение отметим, что завершающая стадия арбитражного процесса - исполнение судебных актов - приведена в соответствие с Федеральными законами от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах". Упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Очередные изменения в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах произошли в результате принятия Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ, проект которого давно обсуждался как в средствах массовой информации, так и среди налогоплательщиков. Указанным Законом часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена двумя новыми главами: главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Специальные налоговые режимы, установленные этими главами, вводятся в действие с 1 января 2003 года. Наиболее существенные изменения затронули упрощенную систему налогообложения. Напомним, что в соответствии с существующим порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", перейти на "упрощенку" налогоплательщик мог в любом квартале. Теперь же для этого организациям и индивидуальным предпринимателям потребуется в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого произойдет переход, подать заявление в налоговый орган по месту их нахождения (месту жительства). В этом заявлении организации сообщают о размере своего дохода за девять месяцев текущего года: их доход не должен превышать 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж). Таким образом, налогоплательщики, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения с нового года, должны побеспокоиться уже в текущем году. Однако даже при соблюдении указанных условий далеко не все организации и предприниматели могут перейти на упрощенную систему налогообложения. Согласно ст. 346.12 упрощенную систему не будут применять организации, имеющие обособленные подразделения, те из них, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей. Установлены ограничения и по средней численности работников налогоплательщика за налоговый (отчетный) период - не выше 100 человек. Важным (и отнюдь не положительным для налогоплательщиков) новшеством является то, что в случаях, когда доход лица, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, по итогам любого квартала превысит 15 млн. рублей, а для организаций также в случае, когда стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превысит 100 млн. рублей, такие налогоплательщики считаются перешедшими на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение. Это означает, что начиная с этого времени налогоплательщик должен будет не только платить все налоги, но и вести полноценную бухгалтерию и отчитываться по итогам года перед налоговой инспекцией в общем порядке (при упрощенной системе налогообложения достаточно вести книгу учета доходов и расходов по установленной форме). Вернуться на "упрощенку" он сможет не ранее чем через два года после того, как утратил право на ее использование. Статьей 346.11 предусмотрено, что все лица, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, перестают платить НДС, налог с продаж, единый социальный налог, но производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, организации освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, а предприниматели - от налога на доходы физических лиц и налога на имущество. В этом и состоит главное преимущество упрощенной системы. Как и сейчас, налогоплательщикам предоставляется право самостоятельно выбрать объект налогообложения. Платить налог можно будет либо с доходов по ставке 6 процентов, либо с доходов, уменьшенных на величину расходов (порядок определения которых установлен статьей 346.16), по ставке 15 процентов. При этом выбранный объект не может меняться в течение всего срока применения "упрощенки". Однако уже с 1 января 2005 года право выбора будет утрачено, и для всех лиц, применяющих упрощенную систему, объектом налогообложения будет доход, уменьшенный на величину расходов. В качестве налогового периода по налогу установлен календарный год, отчетными периодами признаются - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Уплачиваться налог будет квартальными авансовыми платежами по итогам каждого отчетного периода с учетом ранее уплаченных авансовых платежей. По итогам налогового и отчетных периодов налогоплательщики должны будут представлять налоговые декларации. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается главой 26.3 Налогового кодекса РФ, но вводится в действие законами субъектов Российской Федерации. Если решение о введении единого налога принято, то налогоплательщики, действующие в определенных сферах, не смогут перейти на упрощенную систему налогообложения. Уплата единого налога на вмененный доход предусматривает замену для организаций и предпринимателей тех же налогов, что и при упрощенной системе налогообложения. Полномочия субъектов Российской Федерации сужены по сравнению с теми, которые были предоставлены им в соответствии с действующим до 1 января 2003 года Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Прежде всего, в ст. 346.26 приведен исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться единый налог на вмененный доход. Перечень этот изменился по сравнению с существующим и не может быть расширен региональными властями. Ставка единого налога сохраняется в размере 15 процентов вмененного дохода. Налоговой базой для его исчисления признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. При этом устанавливается единая базовая доходность по видам предпринимательской деятельности на всей территории Российской Федерации. За субъектами Российской Федерации остается право лишь корректировать ее с использованием коэффициентов в порядке, установленном ст. 346.29. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал. Авансовые платежи, а также получение свидетельства об уплате налога отменяется. Уплата налога будет производиться налогоплательщиком по итогам налогового периода на основании налоговой декларации не позднее двадцать пятого числа первого месяца следующего налогового периода. Несомненно, положительным для нынешних плательщиков единого налога на вмененный доход является еще одно изменение, внесенное Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ. В соответствии с ним с 1 января 2002 года прекращается обязанность платить единый социальный налог. Ранее уплаченные суммы единого социального налога подлежат зачету. Об альтернативной гражданской службе В соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин России в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. На реализацию этого конституционного права граждан направлен вступающий в силу с 1 января 2004 года Федеральный закон от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе". Под альтернативной гражданской службой понимается особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой взамен военной службы по призыву. На замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеет право гражданин в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также, если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Следует отметить, что на альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, имеющие основания для освобождения от призыва на военную службу, не подлежащие призыву, имеющие основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу. На альтернативную гражданскую службу направляются лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Такая служба проходит, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, на которых они постоянно проживают. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, определяются в порядке, который должен быть установлен Правительством Российской Федерации. Срок альтернативной гражданской службы составляет 42 месяца, а для окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц. В случае если граждане проходят данную службу в организациях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, срок службы составляет 36 месяцев, а для окончивших образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев. Для направления на альтернативную гражданскую службу гражданин подает заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете. При этом в заявлении указываются причины и обстоятельства, побудившие ходатайствовать об этом. В заявлении можно указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность доводов о том, что несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина. Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии. Выслушиваются доводы гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность этих доводов. Рассматриваются документы, представленные гражданином, и дополнительные материалы, полученные призывной комиссией. По итогам рассмотрения заявления выносится заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимается мотивированное решение об отказе в такой замене. Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано в суд. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии. Работодатель, к которому прибыл гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы. При прохождении такой службы гражданин имеет право на отпуск в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации. Время прохождения службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности. За гражданином сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на службу. Лицо, проходящее альтернативную гражданскую службу, имеет право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или вечерней форме обучения. Проходящие альтернативную гражданскую службу получают заработную плату в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда и бесплатно обеспечиваются общежитием. В случае прохождения службы в организациях Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, размещение граждан в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации и на военные сборы не призываются. О противодействии экстремизму Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливает ответственность за ее осуществление. Впервые появилось юридическое определение экстремизма. Под экстремистской деятельностью (экстремизмом) понимается деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, средств массовой информации либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий; создание незаконных вооруженных формирований; осуществление террористической деятельности; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы; пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и демонстрирование нацистской атрибутики или символики; публичные призывы к совершению указанной деятельности или ее финансирование и иное содействие. За экстремизм физические лица несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность в установленном законодательством РФ порядке. Отвечать будут и должностные лица, если ими не были предприняты необходимые меры по пресечению экстремистской деятельности. По решению суда лицу, участвовавшему в экстремизме, может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью (ст. 15). В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности (без указания на то, что это его личное мнение), а равно в случае вступления в силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности, соответствующие объединение (организация) обязана в течение пяти дней заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями указанного лица. В противном случае это может рассматриваться как наличие в деятельности объединения (организации) признаков экстремизма. Закон предоставляет государственным органам право объявлять руководителям объединений предупреждения, а гражданам предостережения о недопустимости совершения деяний, могущих повлечь экстремистские действия (с указанием конкретных оснований). В случае осуществления общественным (религиозным) объединением экстремистской деятельности, в результате которой причинен вред интересам личности, общества, государства или создана реальная угроза причинения такого вреда, государственные органы вправе приостановить деятельность такого объединения до рассмотрения судом заявления о ее ликвидации (запрете). Причем по решению суда может быть запрещено общественное или религиозное объединение, не являющееся юридическим лицом. Аналогичные превентивные меры предусмотрены также в отношении средств массовой информации. При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление экстремистской деятельности, а также привлечение для участия в них экстремистских организаций, использование их символики или атрибутики, распространение экстремистских материалов. Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие или предметы, специально изготовленные (приспособленные) для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам. На территории Российской Федерации запрещается деятельность иностранных объединений, иных некоммерческих организаций (включая их структурные подразделения), если их деятельность признана экстремистской в соответствии с международно - правовыми актами и федеральным законодательством. Обеспечивает реализацию государственной политики противодействия экстремистской деятельности, а также профилактических мер по предотвращению экстремизма и мер, связанных с привлечением к ответственности за его совершение, Федеральный закон от 25.07.2002 N 112-ФЗ "О внесении изменений дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". Остановимся на некоторых, наиболее важных, изменениях. Изменения, внесенные в Федеральный закон "Об общественных объединениях", направлены на устранение существующего пробела в нормативном определении статуса общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, а также на уточнение механизма приостановления деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации (запрете). Одним из средств борьбы с экстремистской деятельностью является лишение ее финансово - материальной основы. В связи с этим внесены изменения в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", направленные на отнесение к числу сделок, требующих особого контроля, сделки, одной из сторон которой выступает экстремистская организация или физическое лицо, привлекаемое к ответственности за экстремистскую деятельность. В целях реализации положений законодательства Российской Федерации о запрете общественных (религиозных) объединений Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 20.2.1, устанавливающей административную ответственность за организацию деятельности запрещенного общественного (религиозного) объединения или участие в такой деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации, в частности, дополнен статьей 282.1, в которой установлена уголовная ответственность за создание организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам политической, социальной, расовой, национальной или религиозной нетерпимости преступлений, предусмотренных статьями 148, 149, 213, 214, 243, 280 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации, - экстремистского сообщества, а также за участие в таком сообществе либо за публичные призывы к экстремистской деятельности. Для организатора экстремистского сообщества установлена ответственность, в частности, в виде штрафа либо лишения свободы на срок от двух до четырех лет; для участника - в виде штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Эта норма снабжена примечанием, в соответствии с которым лицо, добровольно прекратившее участие в экстремистском сообществе, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О предотвращении незаконного оборота земель на территории Волгоградской области В Волгоградской области принят и вступил в силу Закон области от 03.07.2002 N 718-ОД "О предотвращении незаконного оборота земель на территории Волгоградской области", регулирующий правовые отношения по предотвращению незаконного оборота земель, обеспечению прав на землю граждан и юридических лиц на территории области. Под незаконным оборотом земель понимается купля - продажа или иные сделки с землей, совершенные с нарушением действующего федерального законодательства. В соответствии с Законом не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, и земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством. При этом перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, устанавливается действующим земельным законодательством Российской Федерации. Законом также предусматривается, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законодательством области, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. За соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель осуществляется государственный, муниципальный и общественный контроль. Организация и координация работы по предотвращению незаконного оборота земель на территории области возложена на областной совет по совершенствованию земельного законодательства области. О порядке предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в бюджет Нижегородской области Постановлением Правительства Нижегородской области от 11.07.2002 N 157 утвержден Порядок предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в областной бюджет, который определяет условия предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате суммы задолженности, сложившейся по уплате региональных и местных налогов и сборов, подлежащих зачислению в областной бюджет. В соответствии с Порядком отсрочка (рассрочка) предоставляется на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной (отсрочка) или поэтапной (рассрочка) уплатой суммы задолженности. Отсрочка (рассрочка) по уплате задолженности предоставляется заинтересованному лицу в случае причинения ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы либо в случае задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа. Общая сумма предоставленной отсрочки (рассрочки) не может превышать суммы нанесенного ущерба либо суммы недофинансирования из бюджета или неоплаты выполненного государственного заказа. При этом проценты за предоставленную отсрочку (рассрочку) не начисляются. Кроме того, отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии следующих оснований: угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты налога; если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога; если производство или реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. За пользование отсрочкой (рассрочкой) в указанных выше случаях взимается плата в размере 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период отсрочки (рассрочки). Основным условием сохранения отсрочки является своевременная уплата текущих платежей и процентов, а рассрочки - еще и своевременная уплата сумм рассроченной задолженности. Для предоставления отсрочки (рассрочки) налогоплательщик должен подать заявление с приложением всех необходимых документов в Министерство финансов Нижегородской области, а копию заявления направить в налоговый орган по месту учета. Отсрочка (рассрочка) прекращает свое действие по истечении срока действия соответствующего решения, в случае досрочной уплаты сумм задолженности и процентов за предоставленную отсрочку (рассрочку), а также при нарушении условий ее предоставления. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Об ответственности учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, перед организациями, оказывающими им услуги Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 4 июня 2002 года рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы. Суть дела заключается в следующем. Истец - муниципальное унитарное предприятие коммунальных тепловых сетей (далее - предприятие) обратилось с иском в Арбитражный суд Москвы к профессиональному училищу, Министерству образования РФ, Министерству финансов РФ о взыскании задолженности за тепловую энергию, отпущенную профессиональному училищу согласно соответствующим договорам. Решением первой инстанции исковые требования удовлетворены за счет Министерства образования Российской Федерации (учредителя училища) на основании статьи 120 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Постановлением апелляционной инстанции решение первой инстанции оставлено без изменения. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, принимая решение об отмене решения и постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда города Москвы (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.06.2002 N 10109/01), руководствовался следующим. Из материалов дела видно, что между предприятием и училищем заключен договор об оказании услуг по отпуску тепловой энергии, согласно которому истец является теплоснабжающей организацией, а училище - потребителем. На 1 апреля 2001 года задолженность училища за оказанные услуги составила более 100 000 рублей, что подтверждено актом сверки счетов. В соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" в пределах своей уставной правоспособности образовательные учреждения могут вести деятельность, приносящую доходы. Средства, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Право на ведение деятельности, приносящей доходы, закреплено в уставе училища. Основной должник на стадии рассмотрения дела не мог быть освобожден от ответственности при нарушении договорных обязательств. Судебными инстанциями не было учтено, что Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2001 N 143, установлен порядок взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета с лицевых счетов, открытых им в органах федерального казначейства для учета бюджетных средств, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене как принятые по недостаточно исследованным материалам дела. ЗАКОНОПРОЕКТЫ О государственном стандарте общего образования Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13.06.2002 N 2843-III ГД в первом чтении был принят внесенный группой парламентариев проект Федерального закона "О государственном стандарте общего образования". Законопроект направлен на комплексное правовое регулирование в области государственного стандарта общего образования, а также обеспечение государственных гарантий в области общего образования посредством государственного стандарта общего образования и нормативного бюджетного финансирования общего образования. В соответствии с законопроектом государственный стандарт общего образования обязателен для всех образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Правила законопроекта устанавливают конкретные механизмы по реализации стандартов общего образования, в том числе требования к содержанию общего образования, нормативы и максимальный объем учебной нагрузки, основные положения федерального базисного учебного плана, требования к уровню подготовки выпускников. Законопроект определил минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов, а также установил, что обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования определяется федеральным компонентом государственного стандарта. В статье 7 законодательно устанавливается 11-летний срок для освоения образовательных программ общего образования, в том числе для начального общего - 4 года, основного общего - 5 лет и среднего (полного) общего образования - 2 года. Объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся составляет при 5-дневной неделе - 10500 часов, а при 6-дневной неделе - 11500 часов. Настоящий законопроект впервые в практике образовательного законодательства устанавливает основные принципы и порядок бюджетного финансирования деятельности общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования. Так например, он установил принципы финансирования реализации государственного стандарта общего образования. По мнению разработчиков проекта, его принятие позволит создать правовые и финансовые основы обеспечения конституционных прав граждан на общедоступность, бесплатность, качество общего образования и укрепить единое образовательное пространство России.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||