Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "КонсультантПлюс: новости для юриста" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
КонсультантПлюс: важнейший документ недели Выпуск от 24 июня 2002 года
Информационный Канал Subscribe.Ru |
![Важнейшие документы недели](http://www.consultant.ru/Online/Review/Images/TopImp.gif)
------------------------------------------------------------------ ⌠╒═╕═╔╛К╔ ╞╝╓╞╗АГ╗╙╗! ▐Ю╔╓╚═ё═╔╛ ┌═Х╔╛Ц ╒╜╗╛═╜╗Н ╒╛╔АБ╝ ╝║╖╝Ю═ "┌═╕╜╔╘Х╗╔ ╓╝╙Ц╛╔╜БК ╜╔╓╔╚╗" ╜╝╒К╘ ╔╕╔╜╔╓╔╚Л╜К╘ ╝║╖╝Ю -- "─╜═╚╗Б╗Г╔А╙╗╘ ╝║╖╝Ю: ╒═╕╜╔╘Х═О ╞Ю═╒╝╒═О ╗╜Д╝Ю╛═Ф╗О", ё╝Б╝╒ОИ╗╘АО ╞╝ ╜═╗║╝╚╔╔ ╒═╕╜К╛, ╗╜Б╔Ю╔А╜К╛ ╗ ═╙БЦ═╚Л╜К╛ ╓╝╙Ц╛╔╜Б═╛. ▌║╖╝Ю А╝АБ╝╗Б ╗╖ Ю═╖╓╔╚╝╒ "■╔╓╔Ю═╚Л╜╝╔ ╖═╙╝╜╝╓═Б╔╚ЛАБ╒╝", "░╔ё╗╝╜═╚Л╜╝╔ ╖═╙╝╜╝╓═Б╔╚ЛАБ╒╝", "▒Ц╓╔║╜═О ╞Ю═╙Б╗╙═", "▄╔╕╓Ц╜═Ю╝╓╜╝╔ ╞Ю═╒╝", "┼╝╛╛╔╜Б═Ю╗╗ ╖═╙╝╜╝╓═Б╔╚ЛАБ╒═", "┤═╙╝╜╝╞Ю╝╔╙БК" ╗ ╞╝╚╜╝АБЛН ╒╙╚НГ═╔Б ╒ А╔║О ╝║╖╝Ю "┌═╕╜╔╘Х╗╔ ╓╝╙Ц╛╔╜БК ╜╔╓╔╚╗". ------------------------------------------------------------------ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР: ВАЖНЕЙШАЯ ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ Выпуск 21 июня 2002 года ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Адвокат и закон 1 июля 2002 года вступит в силу Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Закон вносит радикальные изменения в устройство адвокатуры и ее место в системе правоприменительных органов России. Во-первых, по сравнению с весьма "обветшавшим" законодательством минувшей эпохи Закон заметно повышает статус адвоката как участника гражданского и уголовного судопроизводства. В частности, адвокаты получат право собирать и представлять вещественные доказательства; беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине (в том числе в период его содержания под стражей) без ограничения числа свиданий и их продолжительности; фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела. Запросы адвокатов приобретут обязательный характер для органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций. Названные полномочия будут сполна компенсированы повышением требований, предъявляемых к адвокатам и лицам, претендующим на включение в адвокатское сообщество. Во-вторых, существенно изменится организационное устройство адвокатского корпуса. На смену традиционным коллегиям и юридическим консультациям придут четыре новые формы адвокатских образований: адвокатский кабинет, адвокатское бюро, юридическая консультация и коллегия адвокатов. Необходимо сразу же уточнить, что два последних субъекта имеют мало общего с ныне существующими юридическими консультациями и коллегиями адвокатов. Уверенные в своем профессионализме адвокаты получат возможность работать самостоятельно, учредив адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет не наделен статусом юридического лица. Для его размещения могут использоваться жилые помещения, принадлежащие адвокату либо членам его семьи на праве собственности либо на основании договора найма. Для этого потребуется лишь согласие всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом, а в соответствующих случаях - также согласие наймодателя. Коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация признаются Законом некоммерческими юридическими лицами. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц" данные адвокатские объединения будут регистрироваться Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Особое место в системе органов адвокатуры займут юридические консультации. Они будут учреждаться по инициативе органов государственной власти на территориях тех субъектов, где ощущается определенный дефицит на рынке правовых услуг. Именно поэтому представляется вполне логичным правило статьи 24 Закона, согласно которой их деятельность будет частично финансироваться за счет соответствующих бюджетов. Не меньшие преобразования затронут принципы построения органов, координирующих деятельность вышеназванных адвокатских образований. На федеральном уровне будет создана Федеральная палата адвокатов Российской Федерации. Вместо существующих в настоящее время коллегий адвокатов (сейчас их насчитывается около 150) появятся региональные адвокатские палаты. В соответствии со статьей 29 Закона на территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Эта же статья содержит норму, запрещающую образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат. Тем не менее адвокаты одного субъекта Российской Федерации все-таки смогут состоять в адвокатских палатах других регионов, а граждане, соответственно, пользоваться услугами адвокатов, организационно относящихся к адвокатской палате иного субъекта Российской Федерации. Дело в том, что в силу статьи 22 Закона право создавать филиалы на всей территории России закреплено за вновь учреждаемыми коллегиями адвокатов. Надо полагать, что данное решение законодателя продиктовано его стремлением снизить зависимость адвокатуры от местных властей. Сведения об адвокатах, осуществляющих адвокатскую деятельность в филиале коллегии адвокатов, будут вноситься в региональный реестр того субъекта Российской Федерации, на территории которого создан филиал. Это позволит привлекать их к участию в делах по поручению правоохранительных органов и оказывать бесплатную (для клиентов) юридическую помощь. И наконец, начиная с 1 января 2007 года адвокаты будут обязаны осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности. В этой связи уместно отметить, что предметом договора оказания юридических услуг является не конечный результат, на который направлена услуга, а собственно услуга. Следовательно, недостижение цели заключенного соглашения не может рассматриваться как нарушение условий договора и, соответственно, не может быть предметом договора страхования риска профессиональной имущественной ответственности адвоката. О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2002 N 402 в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом. Положение определяет порядок лицензирования перевозок пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом, автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, а также перевозок грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т. Исключение составляет перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации. Ранее лицензирование этих видов деятельности осуществлялось органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации. Соискатель лицензии должен отвечать ряду обязательных лицензионных требований и условий: выполнять требования федерального законодательства в области лицензируемого вида деятельности; обеспечивать соответствие автотранспортных средств, заявленных для выполнения перевозок, требованиям, установленным для осуществления перевозок автомобильным транспортом; отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении соответствующих перевозок автомобильным транспортом; иметь в штате должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедших в установленном порядке аттестацию на право занятия соответствующей должности. Лицензия предоставляется на пять лет. Ранее срок действия лицензии устанавливался в зависимости от вида деятельности, но не менее трех лет. По просьбе заявителя лицензия могла выдаваться и на меньший срок. Вместе с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве. Не чаще одного раза в год лицензирующий орган проводит плановые проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий. В случае получения информации о нарушениях лицензиатом лицензионных требований и условий, совершения при выполнении лицензируемой деятельности дорожно - транспортных происшествий с участием принадлежащих лицензиату автотранспортных средств, а также для проверки устранения лицензиатом нарушений, выявленных при проведении плановой проверки, проводится внеплановая проверка. О проведении территориального землеустройства Положение о проведении территориального землеустройства, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, устанавливает порядок проведения территориального землеустройства, включая образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства. Как сказано в Постановлении, проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также на землях, находящихся в федеральной собственности, возложено на Федеральную службу земельного кадастра России и ее территориальные органы. Территориальное землеустройство остальных объектов землеустройства проводится как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями на основании договора по инициативе органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. К работам по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства относится сбор информации об объектах землеустройства, определение местоположения границ объектов землеустройства, вариантов использования земель, площади объектов землеустройства, составление плана объектов землеустройства. Межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно - территориальных образований, а также земельных участков. К работам по межеванию объектов землеустройства относится определение границ объекта землеустройства на местности, закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат, изготовление плана объекта землеустройства. Лица, права которых могут быть затронуты межеванием, извещаются в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала таких работ. О возмещении затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам Сельскохозяйственные товаропроизводители, предприятия и организации агропромышленного комплекса, фермерские хозяйства, получившие инвестиционные кредиты на срок до 3 лет в российских кредитных организациях в 2002 году, имеют право возместить часть затрат на уплату процентов по ним за счет средств федерального бюджета. Правила возмещения таких затрат утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2002 N 403. Для этого заемщик должен обратиться в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с заявлением на предоставление субсидии. К заявлению прикладывается копия решения о готовности предоставить заемщику кредит, проект графика погашения кредита и уплаты процентов по нему и справка налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды. В течение двух месяцев после регистрации заявления на предоставление субсидии заемщик обязан представить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заверенные банком копии кредитного договора, графика погашения кредита и уплаты процента по нему. Если эти документы не будут представлены, то заемщик лишается права на получение субсидии. Субсидия предоставляется заемщикам ежемесячно из расчета двух третьих произведенных ими затрат на уплату процентов, но не более двух третьих ставки рефинансирования Банка России. Заемщик для получения субсидии обязан ежемесячно представлять в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации расчет субсидии по утвержденной Постановлением форме, выписку из ссудного счета заемщика и документы, подтверждающие своевременную уплату начисленных по кредиту процентов, копии документов, подтверждающих целевое использование кредита, а также справку налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды. Предоставление субсидий осуществляется не позднее трех рабочих дней с даты зачисления средств федерального бюджета на лицевой счет органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, открытый в территориальном органе федерального казначейства в субъекте Российской Федерации. РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области 23 мая 2002 года вступил в силу Закон Воронежской области от 15.05.2002 N 27-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области", определяющий основные формы и условия государственной поддержки инвестиционной деятельности. Согласно Закону поддержка инвестиционной деятельности осуществляется путем предоставления инвесторам на льготных условиях в аренду помещений и иного имущества; реструктуризации задолженности по платежам в областной бюджет, а также по предоставленным ранее кредитам и займам; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет объектов областного залогового фонда; установления для инвесторов налоговых льгот в форме полного или частичного освобождения от уплаты налогов и сборов, зачисляемых в областной бюджет, а также изменения сроков их уплаты в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита и в других формах. Налоговые льготы, изменение сроков уплаты налогов устанавливаются инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в рамках программ экономического и социального развития Воронежской области, федеральных и областных целевых программ, на срок окупаемости инвестиционного проекта. Государственные гарантии предоставляются той же категории субъектов инвестиционной деятельности на возмездной основе при условии наличия у инвестора на начало реализации инвестиционного проекта собственных денежных средств в размере не менее 20 процентов от полного объема финансирования инвестиционного проекта; наличия соинвесторов и кредиторов, готовых предоставить средства на финансирование инвестиционного проекта совместно с Воронежской областью; отсутствия у инвесторов просроченной задолженности по предоставленным ранее на возвратных условиях бюджетным средствам; отсутствия у инвесторов признаков банкротства. Гарантия выдается на срок окупаемости инвестиционного проекта. О едином сельскохозяйственном налоге в Краснодарском крае 25 мая 2002 года вступил в силу Закон Краснодарского края от 14.05.2002 N 478-КЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Краснодарского края "О едином сельскохозяйственном налоге". Законодатель выделил из общего числа налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога сельскохозяйственных товаропроизводителей плодов и винограда. Ранее в Законе было дано единое для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей определение плательщиков данного налога. Так, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели переводились на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке от реализации товаров составляла не менее 70 процентов. Теперь сельскохозяйственные товаропроизводители плодов и винограда являются плательщиками сельскохозяйственного налога, если доля площади сельскохозяйственных угодий, занятых плодовыми садами и виноградниками, составляет не менее 25 процентов от общей площади сельскохозяйственных угодий или доля выручки от реализации продукции садоводства либо виноградарства, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, составляет не менее 35 процентов в общей выручке от реализации товаров. Законом изменена налоговая ставка для сельскохозяйственных товаропроизводителей, кроме плодовых и виноградарских хозяйств, которая составляла 127 рублей в квартал с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Краснодарского края. Теперь, согласно внесенным изменениям, налоговая ставка для сельскохозяйственных товаропроизводителей устанавливается отдельно по каждому муниципальному образованию и колеблется в размере от 13,3 рубля в квартал за один гектар сельскохозяйственных угодий до 90,4 рубля. Как и прежде, налоговая ставка для плодовых хозяйств установлена в размере 504 рубля в квартал, для виноградарских хозяйств в размере 588 рублей в квартал. О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и трудоустройстве в Кабардино - Балкарской Республике В целях обеспечения дополнительных гарантий трудовой деятельности гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, и их трудоустройства в Кабардино - Балкарской Республике принят Закон от 01.06.2002 N 37-РЗ "О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и трудоустройстве". В соответствии с Законом для организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности с численностью работников более 30 человек квота для приема на работу граждан, нуждающихся в социальной защите, определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Для инвалидов квота будет установлена Правительством Республики в размере не менее 2 процентов и не более 4 процентов от средней численности работников. Для других граждан, нуждающихся в социальной защите, квота определяется органами местного самоуправления в размере 1 процента. Нуждающимися в социальной защите, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, являются постоянно проживающие на территории Республики инвалиды, лица с психическими расстройствами, а также сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей. За невыполнение квоты работодатели вносят в республиканский бюджет ежемесячную обязательную плату за каждого нетрудоустроенного гражданина в пределах установленной квоты, размер которой определяется Правительством Республики. Размер платы определяется в пределах не ниже установленного минимального размера оплаты труда и не выше среднего уровня заработной платы, сложившейся в Республике. Организациям, трудоустраивающим в пределах квоты граждан, особо нуждающихся в социальной защите, а также сверх установленной квоты, могут предоставляться налоговые и иные льготы. В частности, органы местного самоуправления могут предоставлять организациям в аренду на льготных условиях помещения для трудоустройства граждан в рамках установленной квоты. Также вышеуказанные организации могут пользоваться преимущественным правом на размещение республиканского заказа при прочих равных условиях. Законом предусмотрена административная ответственность работодателя за отказ в приеме на работу граждан, кроме инвалидов (за отказ в приеме инвалидов административная ответственность установлена федеральным законодательством), в пределах установленной квоты и невнесение ежемесячной обязательной платы, которая выражается в виде штрафа в размере от 20 до 30 МРОТ. Аналогичный штраф налагается на работодателя в случае непредоставления, несвоевременного предоставления или умышленного искажения сведений о среднесписочной численности работников, о выполнении квоты для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, о движении квотируемых рабочих мест, о перепрофилировании или ликвидации рабочих мест и других сведений. О проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог перед консолидированным территориальным дорожным фондом Приморского края Постановлением губернатора Приморского края от 22.05.2002 N 290 "Об утверждении Порядка проведения реструктуризации просроченной кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также начисленным пеням и штрафам перед консолидированным территориальным дорожным фондом Приморского края" установлено, что реструктуризация кредиторской задолженности проводится по заявлению юридического лица, поданному в налоговый орган по месту учета организации до 1 декабря 2002 года. Согласно утвержденному Порядку реструктуризации подлежит задолженность по налогу на пользователей автомобильных дорог, исчисленная по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 января 2002 г., но не более задолженности по состоянию на первое число месяца подачи заявления на право реструктуризации, а также задолженность по пеням и штрафам, исчисленная по данным учета налоговых органов на дату принятия решения о реструктуризации, независимо от даты подачи заявления. Реструктуризация проводится при условии, что организация полностью внесла текущие налоговые платежи с начала 2002 года до первого числа месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию, и при наличии согласия комитета дорожного хозяйства администрации края на реструктуризацию задолженности. В случае принятия решения о реструктуризации задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог и начисленным пеням и штрафам организации предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогу в течение 3 лет, по пеням и штрафам - 4 лет после погашения задолженности по налогам. Если организация имеет задолженность только по пеням и штрафам, то ей предоставляется право их погашения в течение 6 лет. При полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в территориальный дорожный фонд, а также платежей по графику в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации налоговый орган производит списание половины от первоначальной задолженности по пеням и штрафам. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА Банк России и земельный налог Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам обратилась с иском к Центральному банку Российской Федерации в лице его Главного управления по Ивановской области о взыскании земельного налога, не уплаченного за период с 1995 по 1999 год, и пеней. Основанием для обращения инспекции с иском в арбитражный суд явился отказ Главного управления Банка России по Ивановской области от добровольной уплаты сумм налога и возврат без исполнения Расчетно - кассовым центром Банка России инкассового поручения инспекции на взыскание указанных сумм. Арбитражный суд исковые требования удовлетворил в части взыскания недоимки по налогу за 1997 - 1999 годы и пеней. В остальной части в удовлетворении иска отказал на основании статьи 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю". Федеральный арбитражный суд округа оставил решение без изменения. В протесте первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Налоговой инспекцией в марте 2000 года проведена выездная налоговая проверка Расчетно - кассового центра (далее - РКЦ), который является структурным подразделением Банка России, действующим в составе его территориального учреждения. По результатам проверки составлен акт, из которого следует, что Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству для размещения РКЦ выделен земельный участок, на который выдано свидетельство на бессрочное (постоянное) пользование землей. РКЦ представлены в налоговый орган сводные расчеты по земельному налогу за 1997, 1998 и 1999 годы. Однако суммы налогов не уплачены. Налоговым органом на основании требования об уплате задолженности по земельному налогу и пеней и решения о взыскании этой задолженности направлено инкассовое поручение, не исполненное РКЦ. Судебными инстанциями исковые требования налогового органа удовлетворены, поскольку Банк России и его учреждения освобождаются от исполнения налоговой обязанности только в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах. В статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", содержащей исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, Банк России в качестве субъекта, освобожденного от исполнения этой обязанности, не назван. По мнению Банка России, он, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, вправе претендовать на льготу по уплате земельного налога, поскольку Банк России относится к органам государственной власти. Указанный довод является обоснованным. Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Полномочия Банка России предусматривают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России. Поскольку в пункте 14 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" имеется указание на то, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, Банк России с учетом его конституционно - правового статуса вправе воспользоваться данной льготой. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Таким образом, правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные управления, и расчетно - кассовые центры, через которые Банк России осуществляет властные полномочия на местах. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2002 N 5697/01 решение Арбитражного суда области и постановление федерального арбитражного суда округа отменены. В удовлетворении иска о взыскании с Центрального банка Российской Федерации в лице его Главного управления по Ивановской области задолженности по земельному налогу и пеней отказано. О начислении процентов за пользование чужими денежными средствами Общество с ограниченной ответственностью (далее - компания) обратилось с иском к банку о взыскании 259000 долларов США в качестве убытков, вызванных нарушением банком договора банковского счета, а также 3568,54 доллара США штрафа, предусмотренного договором за невыполнение указания клиента о перечислении денежных средств. До принятия решения истец в порядке, предусмотренном статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменил предмет иска и просил взыскать остаток денежных средств на счете, поскольку ответчику было направлено предложение о расторжении договора, а также увеличил сумму процентов в связи с увеличением периода их начисления. Истец также просил взыскать сумму иска в рублевом эквиваленте. Арбитражный суд исковые требования удовлетворил в полной сумме. Суд установил наличие задолженности за банком при расторжении договора банковского счета. Начисление процентов, согласно статье 856 Гражданского кодекса Российской Федерации, за неисполнение обязательства по договору судом произведено с применением ставки рефинансирования Банка России, поскольку требование истца выражено в рублях. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. В протесте Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается оспариваемые судебные акты в части взыскания процентов отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Между компанией и банком заключен договор банковского счета. Счет открыт в иностранной валюте - долларах США. В нарушение статьи 849 Гражданского кодекса Российской Федерации и условий договора банком не соблюдены сроки перечисления денежных средств по поручению клиента, поэтому банк должен нести ответственность перед клиентом в соответствии со статьей 856 Гражданского кодекса, и с ответчика подлежат взысканию проценты, начисляемые в порядке и размере, предусмотренных статьей 395 Кодекса. Такое же условие об ответственности банка содержит пункт 5.1.1 договора банковского счета. Поскольку задолженность банка перед клиентом была выражена в иностранной валюте, проценты за пользование чужими денежными средствами должны начисляться в порядке, установленном пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Проценты начисляются на сумму денежного обязательства в иностранной валюте и выражаются в этой валюте. Таким образом, суду нужно было произвести взыскание как долга, так и процентов либо в валюте, либо в рублях в сумме, эквивалентной соответствующей сумме в иностранной валюте по правилам пункта 2 статьи 317 Гражданского кодекса, если законом или договором не установлены иные правила. Указанный порядок применяется в отношении процентов, начисляемых на сумму денежного обязательства, выраженного в иностранной валюте, и в том случае, когда истцом предъявлено требование о взыскании указанной суммы в рублях, так как сам факт предъявления требования о взыскании валютной задолженности в рублях не свидетельствует об ином способе исчисления процентов (в частности, по ставке рефинансирования Банка России), чем это предусмотрено пунктом 2 статьи 317 Кодекса. При таких обстоятельствах начисление судом процентов по валютному денежному обязательству, предъявленному истцом ко взысканию в рублях по ставке рефинансирования Банка России, является ошибочным, и судебные акты в части взыскания процентов подлежат отмене. Дело в отмененной части направлению на новое рассмотрение. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2002 N 5897/99 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции в части взыскания процентов отменены, в остальной части судебные акты оставлены без изменения. Об ответственности за несвоевременное сообщение банком в налоговый орган об открытии организацией расчетного счета Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - инспекция) обратилась с иском к банку о взыскании штрафных санкций за нарушение сроков представления в налоговый орган сведений об открытии организацией расчетного счета на основании пункта 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд в удовлетворении искового требования отказал. Федеральный арбитражный суд округа исковое требование удовлетворил. В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление суда кассационной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. Статьей 86 Налогового кодекса Российской Федерации установлен пятидневный срок, в течение которого банк обязан сообщить налоговому органу сведения об открытии счета организации. Общество с ограниченной ответственностью заключило с банком договор банковского счета, на основании которого обществу был открыт расчетный счет. Сведения об открытии расчетного счета были направлены в налоговый орган по месту учета налогоплательщика с пропуском установленного срока. Налоговой инспекцией вынесено решение о привлечении банка к ответственности за несообщение налоговому органу сведений об открытии организацией расчетного счета на основании пункта 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении искового требования на том основании, что в данном случае правонарушение банком допущено не было, поскольку ответчик сообщил налоговому органу об открытии счета организацией, хотя и с нарушением срока исполнения данной обязанности. Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствовался следующим. Обязанность банка по сообщению в налоговый орган об открытии счета налогоплательщика неразрывно связана с определенным статьей 86 Налогового кодекса Российской Федерации сроком направления банком соответствующего сообщения налоговому органу, соблюдение которого является необходимым элементом надлежащего выполнения ответчиком этой обязанности. Следовательно, налоговая инспекция правомерно привлекла банк к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 132 Кодекса. Однако судом кассационной инстанции не принято во внимание, что согласно статье 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность. В соответствии с пунктом 1 статьи 108 Кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом. Статья 132 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность в виде взыскания штрафа за несообщение банком налоговому органу сведений об открытии счета. Ответственность за несвоевременное сообщение банком об открытии счета Кодексом не предусмотрена. Расширительное толкование положений статьи 132 Кодекса недопустимо. Таким образом, суд первой инстанции, отказывая в иске, правомерно указал на отсутствие в действиях банка состава правонарушения, установленного статьей 132 Налогового кодекса Российской Федерации. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2002 N 755/02 постановление кассационной инстанции отменено, решение арбитражного суда первой инстанции оставлено в силе. КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА "КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ВЕТЕРАНАХ" (К.Б. Акинфиев, В.М. Корякин) (Издательство Общественного движения "За права военнослужащих", 2001) Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим вопросы социальной защиты ветеранов, является Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". До принятия Закона эта область правоотношений регулировалась многочисленными и не всегда согласованными между собой подзаконными нормативными правовыми актами, изданными в разное время различными органами. Все это отрицательно сказывалось на качестве правоприменительной практики в данной сфере и вызывало справедливые нарекания ветеранов, их многочисленные жалобы и обращения в государственные органы. Федеральный закон "О ветеранах" определил правовые, экономические и нравственные аспекты государственной политики в отношении ветеранов. Однако пятилетняя практика его применения показала, что он не в полной мере соответствует изменившимся социальным и экономическим условиям и нуждается в совершенствовании. В этих целях была подготовлена и утверждена Федеральным законом от 02.01.2000 N 40-ФЗ новая редакция Федерального закона "О ветеранах". По сравнению с предыдущей редакцией был расширен круг лиц, относящихся к участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам труда. Изменились условия присвоения звания "Ветеран военной службы". Также расширен круг лиц, которые могут являться ветеранами труда. К этой категории были отнесены и граждане, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в годы Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. В новой редакции Федерального закона "О ветеранах" статья 13 "Содержание социальной защиты ветеранов" дополнена важными нормами. Ими установлено, что при наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям настоящего Федерального закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В то же время при наличии у ветерана права на получение одной и той же льготы по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Существенно изменилось содержание статьи о финансировании мер социальной защиты ветеранов. Теперь в ней дана полная расшифровка расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам: какие льготы финансируются за счет федерального бюджета, а какие - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Этим изменениям в Комментарии уделено особое внимание, предпринята попытка осуществить подробный постатейный анализ Закона, соотнести содержащиеся в нем правовые предписания с нормами других правовых актов. "ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В УПК РФ" "ИСТОЧНИКИ НОВОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РОССИИ" "ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВОГО УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РОССИИ" (А.П. Рыжаков) Профессором А.П. Рыжаковым представлены три статьи, объединенные общей тематикой - особенностями уголовного процесса по новому Уголовно - процессуальному кодексу Российской Федерации. В статье "Основные понятия, используемые в УПК РФ" анализируется значение основных понятий, определения которых заключены в отдельную статью Кодекса. Автор дополнительно разъясняет и уточняет содержание и смысл некоторых институтов, таких как алиби, близкие родственники, законные представители, обвинение, вердикт, жилищный фонд, прокурор, следователь, дознаватель и др., речь о которых идет в УПК РФ. В работе содержатся необходимые дополнительные сведения, которые в совокупности с закрепленными в Кодексе положениями позволят более глубоко уяснить основные понятия уголовного процесса. Статья "Источники нового уголовного процесса России" посвящена первым четырем статьям УПК РФ, определяющим круг источников нового уголовного процесса, а также действие данных источников во времени, пространстве, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. В работе отмечены достоинства и недостатки нового нормативного материала по сравнению с предыдущим уголовно - процессуальным законом. Автор делает ряд интересных выводов на основе проведенного анализа, в частности, о возможности применения уголовно - процессуальных норм по аналогии, если при этом не будут ущемлены права и законные интересы участников процесса. Заключительная статья трилогии - "Основные принципы нового уголовного процесса России" комментирует статьи УПК, в которых закреплено содержание основных принципов нового уголовного процесса Российской Федерации. Развернутая характеристика таких принципов, как исключительное правомочие суда на осуществление правосудия, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, других поможет правоприменителю уяснить содержание норм Кодекса, более четко представить основные идеи, определяющие сущность нового уголовного процесса.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru можно получить бесплатный доступ к большому массиву актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||