ВАЖНЕЙШИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕДЕЛИ
(27 ФЕВРАЛЯ - 4 МАРТА 2002 ГОДА)
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ТУРОПЕРАТОРСКОЙ И
ТУРАГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Правовые основы туристского рынка в Российской Федерации
установлены Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации". Закон регулирует
туристскую деятельность, к которой относятся, в том числе,
турагентская и туроператорская деятельность.
Турагентская деятельность состоит в продвижении на рынке и
реализации комплекса услуг по перевозке, размещению, питанию
туристов, предоставлению услуг гидов - переводчиков, экскурсионных
и других подобных услуг, а туроператорская - также и в
формировании таких услуг.
В соответствии со статьей 5 указанного Закона и статьей 17
Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности" турагентская и туроператорская
деятельности подлежат лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
11.02.2002 N 95 " О лицензировании туроператорской и турагентской
деятельности" утверждены Положения о лицензировании этих видов
деятельности.
Постановлением, в частности, установлено, что полученные ранее
лицензии на осуществление международной туристической деятельности
действуют в течение указанного в них срока, но не дольше
10.04.2002, после чего подлежат переоформлению в соответствии с
новыми Положениями.
Лицензирование туроператорской и турагентской деятельности
осуществляется Министерством экономического развития и торговли
Российской Федерации.
Срок действия вновь выдаваемых лицензий будет составлять 5
лет. Соискатели лицензий должны соответствовать требованиям,
предусмотренным этими Положениями.
Более высокие требования предъявляются к туроператорам, чья
деятельность предполагает представление на рынок новых видов
туристского продукта, создание которых должен обеспечивать более
сильный кадровый состав.
Так, для получения лицензии туроператору - юридическому лицу в
своем штате необходимо иметь не менее 7 работников, осуществляющих
туроператорскую деятельность. В отношении турагентов такого
требования не установлено.
Штатное расписание туроператора должно состоять не менее чем
на 30 процентов из работников, имеющих высшее, среднее специальное
или дополнительное образование в области туризма, которое, однако,
может быть компенсировано пятилетним стажем работы в данной сфере.
Аналогичный образовательный ценз установлен и для турагента, но
лишь в отношении 20 процентов его работников, и может быть
компенсирован 3 годами работы в области туризма.
Повышенные требования предъявляются к руководителям упомянутых
организаций. Наряду с высшим, средним специальным или
дополнительным образованием в области туризма, они должны иметь
стаж работы в этой области не менее 5 и 3 лет (соответственно
туроператоры и турагенты).
Работники, осуществляющие туроператорскую и турагентскую
деятельность в рамках организации, и индивидуальные
предприниматели должны повышать квалификацию не реже чем 1 раз в 3
года.
Рассматриваемым Постановлением установлен Перечень документов,
необходимых для получения лицензий, который для туроператоров и
турагентов является тождественным, и, в частности, включает в
себя: копии учредительных документов; копию свидетельства о
государственной регистрации соискателя юридического лица - для
юридического лица или копию свидетельства о государственной
регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя
- для индивидуального предпринимателя; копию свидетельства о
постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора; копии
документов, подтверждающих соответствующую лицензионным
требованиям и условиям квалификацию соискателя лицензии -
индивидуального предпринимателя или работников соискателя лицензии
- юридического лица.
Одним из условий получения лицензии является наличие
сертификата соответствия туристических услуг условиям
безопасности.
К лицензионным требованиям относится также оказание
туристических услуг только на основании договоров, соответствующих
законодательству Российской Федерации.
В целях осуществления контроля за соблюдением лицензиатом
лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе
проводить проверки. Лицензиаты обязаны создавать условия для их
проведения, в том числе предоставлять необходимую информацию.
Также в обязанность лицензиатов входит информирование в письменной
форме лицензирующего органа об изменении своего почтового адреса
или адресов, используемых им для осуществления своей деятельности.
Нарушение лицензионных требований и условий может повлечь за собой
приостановление действия лицензии, либо аннулирование уже
выданной.
КонсультантПлюс
АНДРЮКИН Ю.
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком
одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения
правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных
центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации
пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru
можно получить бесплатный доступ к большому массиву
актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о
программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и
деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.