ВАЖНЕЙШИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕДЕЛИ
(26 июня - 2 июля 2001 года)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ"
В настоящее время, как никогда, актуальными являются вопросы,
связанные с землепользованием. Ожидается принятие нового
Земельного кодекса и законов, регулирующих, в том числе, право
собственности на землю и оборот земель в Российской Федерации.
Идут жаркие споры о том, какие категории земель могут находиться в
частной собственности и в свободном обороте. На этом фоне
практически незаметно прошло принятие Федерального закона от
18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве", нормы которого
соответствуют положениям действующего Земельного кодекса и
одновременно закладывают основу для принятия нового Земельного
кодекса.
В соответствии со статьей 112 Земельного кодекса РСФСР
задачами землеустройства являются: организация рационального
использования земель во всех отраслях народного хозяйства,
создание условий поддержания устойчивых ландшафтов и охраны
земель.
Действующий Земельный кодекс определяет назначение,
содержание, организацию и порядок проведения землеустройства.
Федеральный закон "О землеустройстве" (далее - Закон)
конкретизирует, дополняет и расширяет эти положения Кодекса.
Закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства
в целях обеспечения рационального использования земель и их
охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения
ландшафтов.
В Законе определены понятия: землеустройства, объектов
землеустройства, землеустроительной документации, карты (плана)
объекта землеустройства.
В частности, установлено, что землеустройством являются
мероприятия по изучению состояния земель, планированию и
организации рационального использования земель и их охраны,
образованию новых и упорядочению существующих объектов
землеустройства и установлению их границ на местности
(территориальное землеустройство), организации рационального
использования гражданами и юридическими лицами земельных участков
для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по
организации территорий, используемых общинами коренных
малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для
обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное
землеустройство).
Определены случаи, когда землеустройство проводится в
обязательном порядке. Землеустройство должно проводиться: при
изменении границ объектов землеустройства; при предоставлении и
изъятии земельных участков; определении границ ограниченных в
использовании частей объектов землеустройства; перераспределении
используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков
для осуществления сельскохозяйственного производства; выявлении
нарушенных земель и в других случаях, установленных Законом.
Основаниями проведения землеустройства являются: решения
федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления о проведении землеустройства; договоры о
проведении землеустройства; судебные решения. Установлены
полномочия Российской Федерации в области регулирования проведения
землеустройства.
В Законе определено содержание каждого вида мероприятий,
относящихся к землеустройству.
Так, в частности, изучение состояния земель включает в себя
геодезические и картографические работы, почвенные,
геоботанические и другие обследования и изыскания, оценку качества
земель, инвентаризацию земель.
Территориальное землеустройство включает в себя образование
новых и упорядочение существующих объектов землеустройства,
межевание объектов землеустройства.
Межевание объектов землеустройства представляет собой работы
по установлению на местности границ муниципальных образований и
других административно - территориальных образований, границ
земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и
определению их координат. Межевание объекта землеустройства
включает в себя такие виды работ, как определение границ объекта
землеустройства на местности и их согласование, закрепление на
местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми
знаками и определение их координат или составление иного описания
местоположения границ объекта землеустройства, изготовление карты
(плана) объекта землеустройства.
Внутрихозяйственное землеустройство включает в себя
организацию рационального использования гражданами и юридическими
лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного
производства, а также организацию территорий, используемых
общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным
малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни,
разработку мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий,
освоению новых земель, восстановлению и консервации земель,
рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей,
подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения,
уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления,
радиоактивными и химическими веществами, заражения и других
негативных воздействий.
В Законе определены виды землеустроительной документации, к
которым, в частности, относятся: генеральная схема землеустройства
территории Российской Федерации, схема землеустройства территорий
субъектов Российской Федерации, схема землеустройства
муниципальных образований и других административно -
территориальных образований, схемы использования и охраны земель;
проекты территориального землеустройства; материалы межевания
объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства;
проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты, связанные с
улучшением сельскохозяйственных угодий, и другие проекты.
Состав, содержание и правила оформления каждого вида
землеустроительной документации регламентируются соответствующими
техническими условиями и требованиями проведения землеустройства.
Порядок согласования и утверждения землеустроительной
документации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Государственный фонд данных, полученных в результате
проведения землеустройства, формируется на основе сбора,
обработки, учета, хранения и распространения документированной
информации о проведении землеустройства.
Порядок создания и ведения государственного фонда данных,
полученных в результате проведения землеустройства, а также
порядок их использования определяется Правительством Российской
Федерации.
Землеустроительная документация, включенная в государственный
фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства,
является федеральной собственностью и не подлежит приватизации.
Граждане и юридические лица, осуществляющие проведение
землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр
подготовленной ими землеустроительной документации в
государственный фонд данных, полученных в результате проведения
землеустройства.
КонсультантПлюс
Ю.НАГИНСКАЯ
------------------------------------------------------------------
Информация предоставлена компанией "Консультант Плюс", являющейся разработчиком
одноименных справочных правовых систем. Общероссийская Сеть распространения
правовой информации КонсультантПлюс объединяет 300 региональных информационных
центров, которые занимаются поставкой систем и передачей информации
пользователям в 150 городах России. На специализированном правовом сервере: www.consultant.ru
можно получить бесплатный доступ к большому массиву
актуальной справочной правовой информации, а также узнать подробнее о
программных продуктах и услугах Сети КонсультантПлюс, о ее структуре и
деятельности, скачать демонстрационные версии профессиональных систем.