Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: обзор законопроектов Выпуск от 09.10.2015


Правовые позиции ВС РФ по части первой ГК РФ: комментарий разработчиков

На семинаре «Правовые позиции ВС РФ по части первой ГК РФ. Постановления Пленума ВС РФ (2015) в соотношении с прежней практикой ВАС РФ и ВС РФ» разработчики прокомментируют постановления, разъясняющие применение обновленных норм ГК РФ. Лекторы – Л. Михеева, А. Сироткина, М. Церковников.

Семинар состоится 16 октября в Москве. Организатор – ИРСОТ.

"КонсультантПлюс" - информационный партнер.

Подробнее
КонсультантПлюс Facebook VK OK Twitter
Обзор законопроектов от 12.10.2015

∙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Проект Федерального закона N 401427-6
"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 25.09.2015 N 7292-6 ГД)

Настоящим законопроектом предлагаются изменения, в соответствии с которыми обеспечивается возможность предоставлять документы и получать в электронном виде информацию о результатах их рассмотрения по вопросам, касающимся статуса вынужденного переселенца.

Предусматривается введение упрощенного порядка постановки вынужденного переселенца на учет в территориальном органе ФМС России при перемене места жительства.

Также закрепляется перечень оснований, при наличии которых срок действия статуса вынужденного переселенца может быть продлен территориальным органом ФМС России на один год по заявлению вынужденного переселенца.

Кроме того, утверждается порядок предоставления временным переселенцам жилых помещений из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.

Наряду с этим планируется исключить ряд положений Закона РФ от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", которые с момента вступления его в силу и до настоящего времени не применялись на практике либо утратили свою актуальность, в том числе нормы, регулирующие ежегодную процедуру переучета вынужденных переселенцев после истечения пятилетнего срока предоставления статуса вынужденного переселенца.

∙ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 822082-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части наделения государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 25.09.2015 N 7294-6 ГД)

Данный законопроект разработан в целях совершенствования процедуры банкротства страховых организаций путем привлечения госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в дело о банкротстве страховой организации.

Для достижения указанной цели разработчиками законопроекта предлагается дополнить Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" нормами, закрепляющими особенности осуществления конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации, в том числе порядок взаимодействия конкурсного управляющего - представителя Агентства с Банком России.

Согласно проекту Агентство будет осуществлять полномочия конкурсного управляющего через назначенного из числа своих служащих представителя (представителей), действующего на основании доверенности.

За осуществление полномочий конкурсного управляющего в деле о банкротстве страховой организации вознаграждение Агентству выплачиваться не будет.

Расходы Агентства по осуществлению указанных полномочий планируется возмещать за счет имущества страховой организации в порядке, установленном для исполнения текущих обязательств страховой организации в ходе конкурсного производства.

Также законопроектом определяются особенности банкротства отсутствующей страховой организации.

В частности, устанавливается порядок подачи заявления о признании такой страховой организации банкротом и удовлетворения требований ее кредиторов.

∙ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект Федерального закона 797841-6
"О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 25.09.2015 N 7293-6 ГД)

В целях унификации правовых норм в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с нормами других видов обязательного социального страхования, регулирующих аналогичные правоотношения, подготовлены изменения в ряд законодательных актов, в том числе в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Законопроектом уточняются некоторые понятия, используемые в Федеральном законе, корректируется порядок регистрации страхователей и снятия их с учета, а также устанавливаются особенности обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора.

Конкретизируются правила определения размера ежемесячной страховой выплаты.

Так, в случае, если застрахованный (страхователь) не имеет возможности представить справку (справки) о заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая выплата, эта выплата рассчитывается из тарифной ставки (должностного оклада), установленной в отрасли (подотрасли) для данной профессии и сходных условий труда ко времени обращения за страховыми выплатами, или (по выбору застрахованного) минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день обращения за назначением обеспечения по страхованию.

Кроме того, в указанном случае территориальный орган страховщика по заявлению застрахованного вправе направить запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного у соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Помимо этого, проектом уточняется перечень документов, представляемых страхователем (застрахованным, его доверенным лицом или лицом, имеющим право на получение страховых выплат) для назначения обеспечения по страхованию.

Изменениями также:

- корректируются права и обязанности страхователя, страховщика, а также ответственность субъектов страхования;

- уточняются обязанности банков (иных кредитных организаций), связанные с исполнением поручений о перечислении средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и ответственность за их неисполнение;

- исключается обязанность страховщика обеспечивать не реже одного раза в год осуществление проверки своей финансово-хозяйственной деятельности специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Корреспондирующие изменения предлагается внести также в Федеральные законы от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Проект Федерального закона N 822231-6
"О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах"
(внесен депутатами Государственной Думы А.Е. Хинштейном, М.А. Моисеевым, С.Е. Нарышкиным, В.А. Васильевым, Ф.А. Клинцевичем, Н.И. Булаевым, М.Л. Шаккумом, А.К. Исаевым, О.Ю. Баталиной, В.М. Заварзиным, Н.Д. Ковалевым, А.Л. Красовым, И.В. Соколовой, А.Н. Хайруллиным, А.И. Аршиновой, А.М. Меткиным, В.С. Вшивцевым, И.И. Гильмутдиновым, В.В. Гутеневым, М.М. Бариевым, Е.А. Вторыгиной; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 23.09.2015 N 7263-6 ГД)

Представленным законопроектом предлагается распространить статус ветерана боевых действий на военнослужащих, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан.

В этой связи планируется внести в раздел III приложения к Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" изменение, соответствующее формулировкам, содержащимся в нормативных правовых актах, на основании которых военнослужащим, выполнявшим боевые задачи в Республике Таджикистан, делались записи в личных делах и военных билетах.

Данные меры, по мнению разработчиков проекта, позволят восстановить социальную справедливость и выдать удостоверения ветерана боевых действий основной массе военнослужащих, выполнявших воинский долг на территории Республики Таджикистан в период с сентября по ноябрь 1992 г. и с февраля 1993 г. по декабрь 1997 г.

∙ ФИНАНСЫ

Проект Федерального закона N 688038-6
"О внесении изменений в статьи 346.45 и 346.46 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(внесен Законодательным Собранием Челябинской области, депутатом Государственной Думы ФС РФ Р.М. Марданшиным; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.09.2015 N 7253-6 ГД)

Разработчиками законопроекта предлагается исключить из условий, при которых налогоплательщик утрачивает право применения патентной системы налогообложения, норму о несвоевременной оплате патента.

Предусматривается, что ответственность в указанном случае будет наступать по общему основанию в виде пени за каждый день просрочки.

Проект Федерального закона N 801288-6
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.09.2015 N 7251-6 ГД)

Законопроектом планируется предоставить субъектам РФ право уменьшать налоговую нагрузку для участников региональных инвестиционных проектов в пределах общего объема капитальных затрат путем снижения до 10% ставки налога на прибыль организаций в части налога, поступающего в региональный бюджет, и до 0% - в части налога, поступающего в федеральный бюджет.

В связи с этим уточняются особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками - участниками региональных инвестиционных проектов.

Пониженные ставки будут применяться с налогового периода, в котором получены первые доходы, если с момента включения в реестр участников региональных инвестиционных проектов прошло не более 5 лет, и до тех пор, пока разница между суммой налога, исчисленного без применения пониженных ставок, и суммой налога, исчисленного с применением пониженных ставок, не сравняется с объемом капитальных вложений.

Проект Федерального закона N 776943-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.09.2015 N 7249-6 ГД)

Представленным законопроектом предлагается установить с 1 июля 2015 года единые для всех видов небанковских кредитных организаций (далее - НКО) требования к минимальному размеру уставного капитала (для вновь регистрируемых) и к размеру собственных средств (капитала) (для действующих) в сумме 90 млн. руб.

В случае если размер собственных средств (капитала) НКО на указанный срок будет меньше установленной суммы, то организация сможет продолжить деятельность при условии недопущения снижения размера собственных средств (капитала), достигнутого на 1 июля 2015 года, с его последующим увеличением до установленной суммы к 1 июля 2018 года.

Помимо этого, организациям, переставшим выполнять требования к размеру собственных средств (капитала) вследствие изменения методики определения размера собственных средств (капитала), определенной Банком России, предоставляется 12 месяцев для приведения собственных средств (капитала) в соответствие с новыми требованиями.

В связи с указанными изменениями также дополняется перечень оснований, при наличии которых Банк России обязан отозвать лицензию у НКО на осуществление банковских операций.

∙ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Проект Федерального закона N 813195-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования мер по противодействию коррупции"
(внесен Президентом РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 18.09.2015 N 7233-6 ГД)

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1, нормой, в соответствии с которой взыскание в виде замечания или выговора при малозначительности коррупционного правонарушения будет применяться на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии).

В Федеральном законе от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" уточняется перечень требований, которые должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня замещения (занятия) гражданином должностей, указанных в данном Федеральном законе.

В частности, определенному Федеральным законом кругу лиц предписывается прекратить доверительное управление имуществом, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты и учредителями управления в котором они являются.

Также предлагается каждый случай невыполнения требований, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ, рассматривать в установленном порядке на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

∙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Проект Федерального закона N 771893-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(внесен депутатами Государственной Думы ФС РФ И.А. Яровой, М.Х. Вахаевым, Н.Д. Ковалевым, В.А. Поневежским, А.Б. Выборным, А.С. Прокопьевым, В.В. Пинским, А.В. Скочем; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 22.09.2015 N 7254-6 ГД)

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ предлагается дополнить статьей 158.1, устанавливающей уголовную ответственность за мелкое хищение чужого имущества, совершенное неоднократно.

Неоднократным в указанной статье будет признаваться совершение в течение одного года мелкого хищения на сумму, превышающую одну тысячу рублей, лицом, которое ранее привлекалось к административной ответственности за мелкое хищение.

Кроме того, минимальный размер значительного ущерба гражданину, закрепленный в УК РФ, предлагается увеличить с двух тысяч пятисот рублей до десяти тысяч рублей.

Административные наказания, определенные в статье 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, за совершение мелкого хищения планируется дополнить обязательными работами на срок до пятидесяти часов.

Также разработчиками проекта предлагается увеличить указанный в примечании к статье 7.27 КоАП РФ предел стоимости хищения для признания его мелким до пяти тысяч рублей.

∙ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 855485-6
"О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации"
(внесен Правительством РФ; принят в первом чтении - Постановление ГД ФС РФ от 25.09.2015 N 7297-6 ГД)

Предметом правового регулирования рассматриваемого законопроекта являются отношения, связанные с применением в Российской Федерации юрисдикционного иммунитета к иностранным государствам и имуществу иностранных государств.

В законопроекте закрепляются такие понятия, как "иностранное государство", "имущество иностранного государства", "юрисдикционный иммунитет иностранного государства", "судебный иммунитет", "иммунитет в отношении мер обеспечения иска", "иммунитет в отношении исполнения судебного решения" и др.

Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.

Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета.

Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам, связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, с предпринимательской деятельностью, эксплуатацией судна, касающимся интеллектуальной собственности, прав на имущество, трудовых отношений, возмещения вреда, а также по спорам, возникшим между иностранным государством и организацией.

Кроме того, определяется перечень имущества, пользующегося иммунитетом в отношении мер обеспечения иска и иммунитетом в отношении исполнения судебного решения.

∙ Внесенные законопроекты

О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ

Проект Федерального закона N 887724-6
"О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.09.2015)

Проект Федерального закона N 887059-6
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.09.2015)

О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ

Проект Федерального закона N 892703-6
"О внесении изменений в статьи 170 и 174 Жилищного кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.10.2015)

Проект Федерального закона N 890949-6
"О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.09.2015)

О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях

Проект Федерального закона N 891879-6
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.10.2015)

Проект Федерального закона N 890123-6
"О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.09.2015)

Проект Федерального закона N 887446-6
"О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные федеральные законы"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.09.2015)

О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ

Проект Федерального закона N 887289-6
"О внесении изменения в статью 151 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 24.09.2015)

О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Проект Федерального закона N 892341-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.10.2015)

Проект Федерального закона N 892318-6
"О внесении изменений в статью 9.1 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 02.10.2015)

Проект Федерального закона N 892156-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления стипендии в размере не ниже уровня прожиточного минимума"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.10.2015)

Проект Федерального закона N 890372-6
"О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 30.09.2015)

Проект Федерального закона N 889649-6
"О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.09.2015)

Проект Федерального закона N 888645-6
"О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об исчислении времени"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 28.09.2015)

Проект Федерального закона N 888144-6
"О внесении изменений в статьи 5 и 7.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.09.2015)

Проект Федерального закона N 887893-6
"О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 25.09.2015)

Проект Федерального закона N 886831-6
"О внесении изменений в статьи 5 и 17 Федерального закона "Об оружии"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 23.09.2015)

Проект Федерального закона N 886786-6
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 23.09.2015)

Проект Федерального закона N 886392-6
"О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 23.09.2015)

О новых федеральных законах

Проект Федерального закона N 891370-6
"Об установлении на территории Российской Федерации ограничений в сфере розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 01.10.2015)

Проект Федерального закона N 890109-6
"О Российском Красном Кресте"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 29.09.2015)

Проект Федерального закона N 885220-6
"О противодействии реабилитации преступлений сталинского тоталитарного режима (сталинизма)"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 22.09.2015)

- Обзоры законодательства

- Интернет-версия КонсультантПлюс

- Финансовые консультации

- Подписаться на другие рассылки КонсультантПлюс

Все права защищены © 1997-2015 ЗАО "Консультант Плюс"
Тел.: +7 495 956-82-83, +7 495 787-92-92
contact@consultant.ru
www.consultant.ru

В избранное